СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Поход Александра Македонского на Восток"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на конкурс "Учитель года"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Поход Александра Македонского на Восток"»

Конспект урока по всеобщей истории 5 класс

Тема урока: Поход Александра Македонского на Восток

Тип урока: урок овладения новыми знаниями

Технологии: групповая технология, проблемное обучение, технология критического мышления.

Цели урока: достижение следующих результатов:

Личностные:

Способствовать сформированности мотивации к обучению, развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей. Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи;


познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи;

коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции;

Предметные: развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию. Рассматривая завоевательные походы македонской армии, научить выявлять причины побед Александра Македонского, а также их последствия для завоёванных народов.

Образовательная среда: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. М. –Просвещение, , презентация, мультимедийный проектор, карта «Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.».

Ход урока:

1.Организационный этап (1 мин.). (слайд 1)

Приветствие учащихся, создание положительного эмоционального фона, настройка на рабочий лад. Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на уроке истории. Давайте улыбнемся и постараемся, чтобы хорошее настроение не покидало нас до конца нашего занятия.

2.Постановка целей и задач урока. Мотивирование учащихся к учебной деятельности (5 мин)

Одно из распространенных современных имен – Александр. У вас есть в классе мальчики или девочки с именем Александр, Александра? Ребята, кто знает, что оно означает в переводе с греческого?

Каких великих людей с таким именем вы знаете?

Ребята, обратите внимание на слайд, Однажды Филиппу предложили купить коня, но конь оказался совершенно диким, вставал на дыбы, бил копытами и кусался. Никто не решался даже подойти к нему. Александр смело направился к коню. Так был укрощен Буцефал, ставший затем верным товарищем македонского завоевателя во всех его походах.

- Кто с изображён на слайде?

"Дитя мое,- сказал Филипп сыну, - ищи себе более подходящего царства, Македония для тебя слишком мала".

- Как вы думаете, как эти слова отца повлияли на дальнейшую деятельность мальчика?

Да, действительно - Отсюда, что же нам предстоит сегодня изучить, как будет называться тема нашего урока? (слайд 2)

Давайте с вами посмотрим на карту (карта у доски и на стр. 204).

Покажите на карте Македонию (ученик идет к карте и показывает Македонское царство), Персидское царство.

  • что вы можете сказать о территории, которую занимала Македония

государство Македония небольшое

  • Значит, какую армию может иметь такое государство?

: армия македонцев малочисленная

  • а что на карте обозначено черными стрелками?

  • и что вы можете сказать по карте о результатах этих походов?

А.М.завоевал полмира

Посмотрите на слайд № 3. Вас ничто не удивляет? В чем противоречие данных фактов?

Итак, главный вопрос нашего урока: ПОЧЕМУ Александр Македонский ЗАВОЕВАЛ ПОЛМИРА?(слайд 4)

Поиском ответа на данный вопрос мы и займёмся на нашем уроке.

3. .Актуализация знаний (2 мин)

Вспомните, каковы преимущества македонской армии?

Македонское войско

Фаланга 16 рядов +

Фаланга тренируется постоянно +

В бою одновременно участвуют 6 рядов +

Тяжеловооруженная конница, широко применяется в бою +

Применяет осадные башни +



Кто продолжил дело Филиппа по завоеванию соседних стран? (- сын Александр).

4. Первичное усвоение новых знаний (14 мин)

Работа в группах. (слайд 5)

1 группа: Исследуя карту «Походы А.Македонского на Восток» с.204, и приложение с текстом заполните таблицу: (слайд 6, 7)

Дата

Место сражения

334 г. до н.э.

Битва при Гранике

333 г. до н.э.

Битва при г.Иссе

332 г. до н.э.

Завоевание Тира

332 гг.до н.э.

Подчинение Египта

331 г. до.н.э

Битва при Гавгамелах

327 г. до н.э.

Поход в Индию

324 г. до н.э.

Возвращение в Вавилон

323 г. до н.э.

Смерть А. Македонского





2 группа: Работа с документом об А.Македонском заполните таблицу(слайд 8)

Положительные черты характера

Отрицательные черты характера

смелость

хорошо образован

любил читать

решительность

справедливость

благородство

гордыня

зависть

стремление к завоеваниям



Вопросы:

1.Какие качества присущи личности Александра Македонского?

2. Какие качества понравились Вам?

3.Александр получил хорошее образование, его воспитателем был крупнейший ученый Греции Аристотель. Получив образование, Александр не расставался с поэмой Гомера «Илиада», которая всегда его сопровождала. Как Вы думаете почему?


3 группа: Прочитайте п.2,с.201 От битвы при Иссе. И п. 3, с. 202 Гибель персидского царства и ответьте на вопросы:

1)Чем закончилась битва при Иссе? Ответ уч-ся: Дарий покинул поле битвы, македоняне захватили лагерь персов и семью царя – мать, жену и двух дочерей.

2)Вопрос: Как поступил Александр по отношению к семье Дария III?

Ответ уч-ся: Александр сказал, что воюет только с Дарием, женщинам были оказаны почести, к которым они привыкли на свободе.

3)После разгрома при Гавгамелах Дарий III был убит своими приближенными. Александр был провозглашен «царем Азии». Войско македонян было измотано, воины роптали, молодой царь менялся на глазах, власть и слава затмили ему глаза. Посмотрите, сколько на карте городов с одним и тем же названием «Александрия». О каких чертах характера Александра это говорило?

4)Объясните слова Александра «Я не краду победу».

5)За что Македонский убил своего друга Клита, спасшего его от смерти?

6)Докажите, другими примерами, что характер А.Македонского изменился. Почему?


5.Первичная проверка понимания (3 мин.) Давайте вернемся к проблеме урока. Почему Александр Македонский завоевал полмира? (слайд 9) Примерный вывод по проблеме: Александр Македонский завоевал полмира благодаря своим личным качествам, хорошо подготовленному войску, а также слабости и разобщённости персидского войска. Немаловажную роль сыграл тот факт, что народы Востока сами подчинялись иноземному царю-деспоту.( слайд 10)

Слово учителя: правомерность его завоеваний в наши дни. Нашли ли страны покой благодаря завоеваниям Александра? Завоевания привели к дальнейшим распрям, македоняне вели себя в покорённых странах не лучше персов. Надо было дать завоёванным народам свободу, вернуться на родину. Дал он свободу народам? Получилась не освободительная война, а захватническая. Александр не смог вовремя остановиться. Почему его называют Великим? ( слайд 11)

Можно ли назвать его Великим, оценивая его завоевания с позиции морали? За какую деятельность личность можно считать Великой?

После смерти Александра Македонского его держава распалась? Как вы думаете почему?



6.Закрепление изученного материала на уроке (5 мин)

1.Соотнесите государства, города и факты их характеризующие: 

1.Вавилон  

А.Более полугода продолжалась оборона города

2.Египет

Б.Провозглашение столицей державы Александра

3.Индия

В.Объявление Александра богом солнца

4.Персия 

Г.Провозглашение Александра «царем Азии»

5.Тир

Д.Встреча македонского войска с боевыми слонами

6. Троя

Е.Находится памятник Ахиллу

Ответы:

1

2

3

4

5

6

Б

В

Д

Г

А

Е





Учащиеся на рабочих листах индивидуально, затем с помощью слайда проверяют правильность выполнения (слайд 12,13)



2. Какие уроки можно извлечь из истории жизни и деятельности Александра Македонского?

Информация о домашнем задании (2 мин.)

Напишите эссе «Один день из жизни Александра Македонского».

7. Рефлексия (3 мин) ( слайд 14, 15)

Если бы вы были художником, и вам предложили нарисовать портрет Александра Македонского, какие цвета вы использовали бы для этого?

Ответы учащихся- ассоциации с цветами (черный, зеленый, синий, красный и т.д). Объясняют свои ассоциации.

черный - темный, нехороший, опасный, без будущего, смерть

красный - победа, кровь, сражения, битвы, власть, напор, натиск,

синий - благородство, власть, мужество, чистота помыслов, целеустремленность

желтый - наследник, золото, богатство, власть наследственная, корона, хитрость, мстительность, дипломатичность, гибкость

коричневый - половина красного и половина черного, и положительное и отрицательное, половинчатость, ни то, ни се.

зеленый - культура, цивилизация, след в истории, цвет рождения и созидания (города, например). Много разрушил, но и построил тоже немало.


Выставление оценок.


Я очень рада плодотворной работе с вами. Большое вам спасибо. До свидания. (слайд 16)









































Рабочий лист урока по теме: «____________________________________________________»

Македония

Александр Македонский




Территория -


Завоевал полмира


Армия -




Проблема урока:______________________________________________________________________



Благодаря чему Александр Македонский завоевал полмира?

1)___________________________________________________________________________________

2)___________________________________________________________________________________

3)___________________________________________________________________________________

4)___________________________________________________________________________________

5)___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1.Соотнесите государства, города и факты их характеризующие: 

1.Вавилон  

А.Более полугода продолжалась оборона города

2.Египет

Б.Провозглашение столицей державы Александра

3.Индия

В.Объявление Александра богом солнца

4.Персия 

Г.Провозглашение Александра «царем Азии»

5.Тир

Д.Встреча македонского войска с боевыми слонами

Троя

Е.Находится памятник Ахиллу

Ответы:

1

2

3

4

5

6









Рефлексия: Если бы вы были художником, и вам предложили нарисовать портрет Александра Македонского, какие цвета вы использовали бы для этого?

черный - темный, нехороший, опасный, без будущего, смерть

красный - победа, кровь, сражения, битвы, власть, напор, натиск,

синий - благородство, власть, мужество, чистота помыслов, целеустремленность

желтый - наследник, золото, богатство, власть наследственная, корона, хитрость, мстительность, дипломатичность, гибкость

коричневый - половина красного и половина черного, и положительное и отрицательное, половинчатость, ни то, ни се.

зеленый - культура, цивилизация, след в истории, цвет рождения и созидания (города, например). Много разрушил, но и построил тоже немало.







Приложение

  • 334 год до н.э. войска Греции проходят через пролив Геллеспонт и происходит первое сражение с персидскими войсками при реке Граник! Дарий III сбегает, проиграв первое сражение. 
    В 333 году до н.э. происходит битва при реке Иссе, и снова Дарий III проигрывает, отказываясь слушать дельные советы умелых военначальников, к примеру Мемнона, грека. 
    В 332 году Александр с войсками штурмует и захватывает финикийский город Тир. Жестоко он обошелся с защитниками и жителями города .

  • В 332 году до н. э. Александр находится в Египте. Египетский правитель — сатрап Персидской империи- сдает без боя Египет в руки Александра. Египтяне с радостью приняли Александра, т.к. не нравилось им Персидское иго. Они прозвали Александра сыном Зевса-Амона. Александр посетил храм Амона. Построил город Александрия в Египте. 
    331 году до н.э. Происходит последнее сражение с Персией при Гавгамелах. Дарий проигрывает и опять сбегает. 
    В 330 году празднуя победу над Персидской империй в столице Персии — Персеполе, построенном Дарием I, афинянка, по имени Таис, сжигает дворец Пересеполь.

  • С 227 г до н. э. продвигается всю дальше на восток, покоряя индийские племена войско Александра Македонского. Одно из крупных сражений в его 10тилетнем походе происходит в 326 году в войне с индийским племенем, которым командовал их царь Пор. В этой битве тяжелое и гибельное ранение получает конь Александра БуцефалДальше идти отказывается его воины македонцы, коих в его армии оставалось всё меньше. Возвращаются назад по пустыне Гедросии. …царица Семирамида, Кир Великий когда-то не смогли одолеть эту пустыню, и честолюбие Александра взяло вверх…Эту войну с пустыней назвали «Колоссальным тщеславием Александра». большая часть его людей погибли в пустыне, всю захваченное золото, драгоценные вещи и оружия были оставлены в пустыне. Десятилетний поход Александра Македонского завершился в 324 г. до н. э. в Вавилоне. Вернувшись в Вавилон, Александр заболевает болотной лихорадкой. Александр умер в 323 году до н.э., за 5 дней похода на арабские земли.









«Основные события похода Александра Македонского на Восток»


Дата

Событие

334 г. до н.э.



333 г. до н.э.



332 г. до н.э.



332 гг.до н.э.



331 г. до.н.э



327 г. до н.э.



324 г. до н.э.



323 г. до н.э.























































Вопросы по пунктам 2-3 параграфа 42:

1)Чем закончилась битва при Иссе?

2) Как поступил Александр по отношению к семье Дария III?

3) Посмотрите, сколько на карте городов с одним и тем же названием «Александрия». О каких чертах характера Александра это говорило?

4)Объясните слова Александра «Я не краду победу».

5)За что Македонский убил своего друга Клита, спасшего его от смерти?


6)Докажите, другими примерами, что характер А.Македонского изменился. Почему?



































Приложение. (раздаточный материал)

Александр Македонский


Прочитайте данный текст, выделите положительные и отрицательные черты характера Александра Македонского. Свой ответ занесите в таблицу.


1. Когда друзья однажды спросили его, не хочет ли он принять участие в Олимпийских состязаниях, он ответил : "Охотно, если мне придется соревноваться с царями".

2. Каждый раз, когда приходило известие о новой победе македонян, одержанной Его отцом Филиппом, Александр с беспокойством говорил товарищам : "Боюсь, что отец совершит все сам и не оставит мне ни одного славного подвига"

3. Александр получил прекрасное образование. Его учителем был великий ученый Аристотель. Он сумел привить способному мальчику не только интерес к военному делу и политике, но и увлечь его медициной и естественными науками. С детства Александр пристрастился к чтению. С поэмой Гомера "Илиада" македонский завоеватель не расставался никогда"

4.В городе Гордии Александру показали колесницу, на дышле которой был запутанный узел. При этом царь услышал такое предание: кто развяжет узел, станет владыкой Азии. Александр решил испытать судьбу, но узел не поддавался. Тогда он выхватил меч и одним ударом разрубил его.

5.Перед решающей битвой у Гавгамел, где решалась судьба Персидской державы, военачальники посоветовали Александру напасть на персов ночью. "Я не краду победу", - ответил Александр. И сражение началось при свете дня.

6. В дни побед Александра при Иссе, разгрома Тира,царь персов Дарий присылает Александру письмо, в котором предлагает половину своей державы и дочь в жены Александру. "Будь я Александром,- сказал опытный седой полководец Парменион, - я бы принял эти условия!" . На что Александр ответил: "Я поступил бы так же, если бы был Парменионом!"

Личность Александра Македонского (356-323 гг.до н.э.)



Положительные черты характера

Отрицательные черты характера































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!