Учитель: Свиридова И.А.
Учебный предмет: биология
Класс: 5 класс
УМК (программы учебного курса): Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология: живой организм. – М.: Просвещение, 2012.
Тема урока: Отношения организмов в сообществе
Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ и технологии проблемного диалога.
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.
Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями.
Метапредметные результаты:
Уметь работать с различными источниками информации: анализировать текст, описывать рисунок, заполнять таблицу, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, сравнивать и делать выводы.
Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе.
Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития сообщества
Личностные результаты:
Формулировать цели урока.
Планировать действия по выполнению заданий.
Уметь работать в парах и команде
Давать оценку и самооценку
Средства обучения: учебник, мультимедийный проектор
Ход урока
I.Организационный этап.
II.Актуализация знаний.
Выполнение работы письменно.( взаимопроверка)
1.
Ф.И.______________________________ ДАТА:
1.Сообщество растений связаны:
А) только с сообществом животных
Б) только с сообществом грибов
В) только с сообществом бактерий
Г) с сообществом животных. Грибов и бактерий.
2.Потребителями органических веществ являются
А) моховидные
Б) покрытосеменные
В) голосеменные
Г) млекопитающие
3. Разрушителями органических веществ являются
А) папоротники
Б) позвоночные животные
В) грибы и бактерии
Г) Ракообразные
4. Найдите лишний термин и объясните почему он лишний:
Лось, дикий кабан, дятел, белка, сова, подберезовик.
5. Установите соответствие между названиями групп организмов и их ролью в сообществе.
Название группы Роль в сообществе
А-растения 1. Производители органического в-ва
Б-животные 2. Потребители органического вещества
В-грибы 3. Разрушители органического вещества
Целеполагание
На слайде №1 изображена иллюстрация знаменитой сказки « Теремок»
Обсуждение ответов учащихся.
Определение темы урока « Взаимоотношения организмов в сообществе», а поскольку разные животные по разному определяют свои взаимоотношения, то мы с вами будем рассматривать типы взаимоотношений
Посмотрите на слайд №2
Какие взаимоотношения можно выделить?
ВЗАИМОВЫГОДНЫНЕОТНОШЕНИЯ
ПАРАЗТ-ХОЗЯИН
ХИЩНИК-ЖЕРТВА
КОНКУРЕНЦИЯ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Изучение новой темы
Исходя из разнообразных взаимоотношений между организмами давайте определим что нам необходимо знать об этих взаимоотношениях
1. КОНКУРЕНЦИЯ
Работа в группах
Заполнить карточки-схемы используя учебник с.34. 1 ГРУППА.
________________________________________________________________
КОНКУРЕНЦИЯ В ЛЕСУ. (СОСНА)
1группа
1.Конкуренция-_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕСУРСЫ
2 группа
КОНКУРЕНЦИЯ В ПОЛЕ (СОРНЯК-КУЛЬТУРНОЕ РАСТЕНИЕ)
1.Конкуренция
_______________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________
ресурсы
3. группа.
КОНКУРЕНЦИЯ ( у животных)
1. Конкуренция-_______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕСУРСЫ
Как называют конкурентные отношения между сосной и сосной, ячмень-сорняк, заяц-заяц Мышь-хомяк
2 Хищник-жертва
Учитель зачитывает информацию
Острый, загнутый клюв, острое зрение, стремительный полет.
? Как вы думаете о чем идет речь?
? Путают следы, могут затаиваться, могут очень быстро бегать шипят, принимают угрожающие формы.
Исходя из описаний мы можем сказать о том , что в отношениях хищник- жертва можно наблюдать особые приспособления к этим взаимоотношений.
3.ОТНОШЕНИЯ ПАРАЗИТ-ХОЗЯИН.
Мы с вами не так давно изучили организменную среду обитания.
Вспомните в чем особенность организмов которые мы называем-паразиты?
ФИЗМИНУТКА
Поднимает руки класс
Поднимает руки класс-
Это «раз»,
Повернулась голова —
Это «два».
(Движения головой.)
Руки вниз, вперед смотри —
Это «Три»
Руки в стороны пошире
Развернули на «четыре».
(Повороты туловища.)
С силой их к плечам прижать —
Это «пять».
Движения руками.)
Всем ребятам тихо сесть —
Это «шесть»
Работа на опережение.( подготовить материал по теме взаимовыгодные отношения)
4.Взаимовыгодные отношения.
Рыба-лоцман спутница акул
-----Согласно народному поверью, рыба-лоцман ведет акулу. У акулы будто бы плохое зрение, и эта маленькая рыбка наводит ее на добычу.
Рак-отшельник.
--Среди морских жителей встречаются настоящие неразлучники, не способные существовать друг без друга. Классический пример такой пары — рак отшельник и актиния адамсия. Рак, поселившись в раковине моллюска, сразу начинает заботиться о своей охране. Он отыскивает актинию нужного размера, отделяет ее от субстрата, аккуратно переносит в клешне на свой домик и усаживает ее там.
При этом актиния, обжигающая ядовитыми щупальцами всех, кто к ней приблизится, не оказывает раку ни малейшего сопротивления! Она как будто знает, что на новом месте ей будет гораздо сытнее: мелкие куски добычи, выскользнувшие изо рта у рака, будут попадать в ее рот. Кроме того, «оседлав» рака-отшельника, она получит возможность передвигаться, а значит, быстрее обновлять воду в своем чреве, что для нее жизненно важно. Рак же отныне будет защищен от хищников, желающих им поживиться
КРОКОДИЛОВЫ-ЗУБОЧИСТЫ.
Согласно широко распространенному с древних времен мифу, зубы крокодилу чистит маленькая речная птичка, египетский бегунок. Больше того, эта птичка имеет и второе название: крокодилов сторож.
На связь крокодила и птички указывали многие серьезные исследователи, однако наблюдения биологов не подтвердили красивую легенду. На самом деле, египетские бегунки действительно постоянно находятся у пасти крокодила, но в его пасть не забираются, а ловят насекомых, привлеченных запахом гниющего мяса из пасти рептилии. А крокодил лежит на берегу с открытой пастью не для того, чтобы ему чистили зубы, а для охлаждения (воздух, проходя через влажную пасть, способствует снижению температуры).
Тем не менее, пользу от такого сотрудничества получают оба - и бегунок, и крокодил. Бегунок ловит насекомых, а крокодил реагирует на опасность, в случае, если что-то вспугнет бегунка.
С.35 ЛЕНИВЕЦ.
5 Значение взаимоотношений в природе.
Конкуренция хищник-жертва паразит-хозяин взаимовыгодные
? ? ? ?
Все взаимоотношения регулируют численность видов в сообществе.
Первичное закрепление знаний
Слайд №12 .
Рефлексия:
В первую колонку вписываем все что понравилось
2-не понравилось
3-что оказалось интересным.
ПЛЮС МИНУС ИНТЕРЕСНО
Домашнее задание: 12 с.35 №1-4.
Закончить урок мне хочется словами наказа: автор Борис Заходер.
“Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед и кто делает яд,
Плохи дела у кошки без мышки
У мышки без кошки не лучше делишки
Нельзя обойтись и без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых”.