СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Периоды жизни. Характеристика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Периоды жизни. Характеристика»

Класс: 6

Тема: Возрасты нашей жизни.

      Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследования.

        

    Цель:  сформировать представление о возрастных этапах жизни человека.

    Задачи:

    1.Обучающая – познакомить с понятиями возрастной статус, возрастная роль; определить особенности каждой возрастной группы, выяснить  причины старения  человечества.

    2.Развивающая – развивать логику мышления, навыки работы в группах, познавательный интерес к изучаемой теме урока.

 3.Воспитательная  – воспитывать уважение к каждому возрастному этапу жизни человека.

Планируемые  результаты:

Личностные: осознание важности  каждого возрастного этапа в жизни человека; воспитание нравственных качеств.

Предметные: знать основные возрастные ступени жизни человека, называть  возможности и ограничения  каждого возраста, понимать  связь возраста с возрастной ролью и статусом.

Метапредметные:

 -уметь работать в группе

- находить необходимую информацию из разных источников

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Основные понятия:  возрастные ступени,  возрастной статус,  возрастная роль, поколение.

Оборудование: учебник для 5 класса  Кравченко А. И. Обществознание, карточки с заданиями, презентация.

Опережающее задание: подготовить сообщения «Продолжительность жизни человека в разные исторические  эпохи», «Долгожители».

 

План:

1.Человечество стареет

2.Этапы жизни человека

3.Возраст и социальные отношения

 

  Ход урока:

 I. Организационный  момент

 II. Мотивация и целеполагание.

Слово учителя. Жизнь человека сложная и интересная. Многие изменения в ней связаны с возрастом, а своего возраста человек не чувствует. В своём жизненном пути человек проходит несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Чем дольше живёт человек, тем больше успевает сделать.

   

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Учащиеся высказывают свои предположения.

 Учитель объявляет тему и цель урока.

 III. Введение  в новый материал:

1. Человечество стареет.

Слово учителя. Важным показателем, характеризующим жизнь человека, является ее продолжительность. Статистика показывает, что в разные  исторические эпохи продолжительность жизни была  различна.

Так, например, средняя продолжительность жизни в Древности около 20-30 лет, а к началу XX столетия – 50 лет.

Задание: выяснить причины продолжительности жизни в разные эпохи?

Заслушиваются сообщения учащихся.

Первый учащийся делает сообщение о продолжительности жизни в разные исторические  эпохи.

Второй  учащийся делает сообщение о долгожителях.

Далее организуется беседа по вопросам.

Вопросы:

1. Какова средняя продолжительность жизни в разные эпохи?

2. Сколько в среднем живёт человек в современном обществе?

3  Кто такие долгожители?

4. Почему в наше время продолжительность жизни увеличилась? Назовите причины?

 Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

2. Этапы жизни человека.

Слово учителя.  Человек в своей жизни проходит несколько возрастных ступеней, каждая из которых имеет свои границы:

Детство  ( до 11-12 лет)

Подростковый возраст ( 11-15 лет)

Юность ( 15-30 лет)

Зрелость ( 30-60 лет)

Пожилой возраст ( 60-80 лет)

Старость ( 80 – лет и старше)

Задание: рассмотрите  иллюстрацию в учебнике на странице 79. Назовите представители  каких  возрастов  жизни  человека  изображены.

 Учащиеся отвечают  на вопросы

Слово учителя. Отличительной чертой всего человечества является уважение к возрасту.

Задание: подумайте,  за что уважают следующие возрастные состояния.

 

Учащимся предлагается схема на доске, которую необходимо завершить.

                                                    Уважение к возрасту

                            Дети                       Взрослые                      Старики

                                                                                               

                        _________                __________               _________    

2. Возраст и социальные отношения.

Слово учителя. Человеческое общество устроено достаточно мудро, и на каждом этапе оно открывает человеку новые возможности, виды труда, деятельности и роли.

Задание: определить в каком возрасте человеку доступны  перечисленные  возможности.              

Раздаются карточки с заданиями ( приложение 1 )

Используя собственные знания,  и  текст учебника учащиеся выполняют задание.

Слово учителя.  Все  люди одного возраста, живущие в одну и ту же историческую эпоху, называются поколением.  Вы, ваши бабушки и дедушки, родители   –   это люди разных поколений.

Вопрос: как вы считаете, чем отличаются люди разных поколений?

Учащиеся отвечают.

Задание: Работа с рубрикой «Советуем запомнить». Познакомится с понятиями «возрастной статус» и «возрастная роль».

 Обсуждают и составляют логические цепочки.

Возраст  ──  права и обязанности ──  возрастной статус

Возраст ──  определённая модель поведения ──  возрастная роль

Рассматривают на конкретных примерах.

Вопрос: как вы считаете, в каком возрасте человеку доступно большее число занятий?

Учащиеся отвечают.

Слово учителя.  Каждый возраст по- своему уникален и незаменим. Он решает свои задачи, те, что не способен выполнить другой, пусть более зрелый возраст.

IV. Подведение  итогов  урока.

Слово учителя. Жизнь человека можно разделить на две половины. Первая половина – период накопления жизненных сил и энергии, вторая - период её потребления.

 В каждом возрасте у человека свой возрастной статус и роли.

Закончите предложения:

1.В жизни человека выделяют возрастных этапов …. ( 6 )

2.Возраст пятиклассника относится к ……..( младшему подростковому периоду)

3. Каждый возраст по-своему …… (хорош)

V. Рефлексия

V.  Домашнее  задание - § 11, выполнить практикум № 2, 4

Приложение 1

Задание  по  группам.  Каждая группа изучает определённый возрастной этап жизни человека.

Группа первая.  Изучить возможности и ограничения  детства.

Группа вторая .  Изучить возможности и ограничения   подросткового периода.

Группа третья .  Изучить возможности и ограничения   юности

Группа четвёртая: Изучить возможности и ограничения   зрелости

Группа пятая: Изучить возможности и ограничения   пожилого возраста.

Группа шестая: Изучить возможности и ограничения   старости.

Каждая группа представляет  отчёт об изучении определённого возрастного этапа.

Задание на соответствие.  

Соотнесите возраст человека и доступные возможности.

Возраст

Доступные возможности

6 лет

Получить паспорт

14 лет

Получать пенсию

18 лет

Поступить в школу

55-60 лет

Служить в армии




Продолжительность жизни в разные исторические эпохи

Неандертальцы — 20 лет
Верхний палеолит — 30 лет
Неолит — 20 лет
Бронзовый век — 18 лет
Классический период в Греции — 20-30 лет
Классический период в Риме — 20-30 лет
Америка до Колумба — 25-35 лет
Средневековая Англия — 20-30 лет
Начало XX века — 30-40 лет
Средняя продолжительность жизни сейчас, в мире — 67 лет



ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО — социально-биологическое явление, характеризующееся доживаемостью человека до высоких возрастных рубежей, значительно превышающих среднюю продолжительность жизни (в развитых странах — 72—75 лет, в России — 62—65 лет). Долгожителями считаются люди, перешагнувшие рубеж 90—95 лет. Многие исследователи, ориентируясь преимущественно на имеющиеся примеры долголетия, считают, что предельные сроки жизни человека колеблются между 100 и 150 годами. Чаще всего долгожители встречаются на Кавказе, в лесных районах Сибири, в горных районах Средней Азии, Балкан, Латинской Америки, вдали от мегаполисов и промышленных центров.

Выявлена след. закономерность: у долгожителей обыкновенно сильный, уравновешенный тип высшей нервной системы, они имеют прочный жизненный стереотип поведения, рационально чередуют труд и отдых, умеренны в еде, не подвержены влиянию вредных привычек, живут спокойной, размеренной, неторопливой семейной жизнью и преимущественно в сельской местности. Многие долгожители продолжают трудиться и в преклонном возрасте благодаря положительному физическому и психическому настрою на работу, до глубокой старости сохраняют хорошую память и умственные способности. Несомненно, высокая жизнеспособность долгожителей обуславливается не только внешними природными условиями и здоровым образом жизни, но и наследственностью.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 90.