СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первая помощь при различных неотложных состояниях Вывихи, переломы, виды переломов. Первая помощь при вывихах и переломах.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся, основных правил оказания первой помощи пострадавшим, оказания первой помощи при травмах конечностей и применять их в критических ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Первая помощь при различных неотложных состояниях Вывихи, переломы, виды переломов. Первая помощь при вывихах и переломах.»


ПЛАН КОНСПЕКТ

урока по Основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе.


Урок № 23

Тема урока: Первая помощь при различных неотложных состояниях Вывихи, переломы, виды переломов. Первая помощь при вывихах и переломах.


Тип урока: Урок «открытия» нового знания


Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)


Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)


Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)



Цель занятия:

1. Образовательная: Обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся, основных правил оказания первой помощи пострадавшим, оказания первой помощи при травмах конечностей и применять их в критических ситуациях. Усвоение учащимися знаний об особенностях повреждений опорно - двигательного аппарата (переломах, ушибах, растяжении, вывихах); объяснить алгоритмы оказания первой помощи при возникновении травм (основные приёмы), срочность ее оказания, знание и умение оказывающего первую помощь. Научить различать травмы по внешним признакам, выделять приоритетные проблемы пострадавшего в возникшей ситуации.

2. Развивающая: Развитие у учащихся, навыков оказания первой доврачебной помощи при вывихах, растяжении и переломах. Продолжить формирование умения анализировать получаемую информацию и навыков работы с различными источниками информации, содействовать возникновению познавательной и исследовательской деятельности.

3. Воспитательная: Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих. Осознать, что целостность и полное функционирование опорно- двигательной системы является одним из главных условий физической составляющей здоровья человека и одним из условий активного образа жизни. Предупреждение травм и других поражений.



Целевые установки урока.

Предметные результаты:

 уяснить понятие первая помощь пострадавшим и её значение;

 определить алгоритм оказания первой помощи;

 использовать приёмы оказания первой помощи


Метапредметные результаты:

 понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

 выдвигать предложения и доказывать их;

 уяснить основные термины и понятия, относящиеся к характеристикам первой доврачебной помощи;

 отвечать на контрольные вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

 осознавать необходимость ответственного, отношения к своему здоровью и оказанию первой помощи;

 осознавать ответственное отношение к учению, быть готовым к саморазвитию и самообразованию

Межпредметные связи: Биология, ОБЖ.

Методы обучения: Словесный, практический, рассказ, беседа, моделирование ситуаций, проблемный метод.

Программно-методическое обеспечение: 

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная аппаратура.

Дидактический материал: Видеофильм. Презентация.

Раздаточный материал:

Плакаты, шины, аптечка, карточки с заданиями, информационные карточки.

Учебник

Рабочая тетрадь

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку


2. Актуализация опорных знаний.

Цель: Проверка усвоения пройденного материала по теме «Виды кровотечений. Доврачебная помощь при кровотечениях.

1) Задания-соответствия

Класс делится на две группы

Проверка усвоения пройденного материала по теме « Виды кровотечений». Доврачебная помощь при кровотечениях (карточки – задания. см. приложение №1). Оценивание.

Учитель: У вас на столах лежат карточки с заданиями-соответствиями. В парах обучающиеся выполняют “задания – соответствия” (карточка № 1, № 2).

Учитель: Кто желает зачитать полученные ответы? (зачитывают)

У кого есть дополнения? (дополняют)


3. Целеполагание и мотивация обучающихся. Определение темы урока и задач.

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Определение темы и задач урока.

Рассмотрение ситуаций – оценки (следует оценить реальную ситуацию определить тему и задачи на урок).

Представьте ситуацию - «Двое подростков играли в недостроенном доме. Один из них сбегая по лестнице, споткнулся и упал, скатившись по ней почувствовал при этом острую сильную боль в руке, где появилась рана, которая кровоточит, второй помогая товарищу выбраться со стройки неудачно поставил ногу, и подвернул её, почувствовал сильную боль в голеностопном суставе, сустав при этом быстро опух

Учитель: Знакомая ситуация?

Что произошло с подростками?

Ответ: Возможно перелом и вывих

Учитель: По каким признакам вы определили, что это перелом и вывих?

Ответ: Боль, рана, кровотечение неестественно вывернутая стопа, образование опухоли.

Учитель: Сформулируете тему нашего урока, а также задачи.

Ответ: Переломы и вывихи. Как оказать первую помощь в данной ситуации

Учитель: Тема сегодняшнего урока – Первая помощь при травмах верхних и нижних конечностей.

4. Физминутка, смена видов деятельности, доброжелательная обстановка на уроке обеспечивали комфортную психологическую среду на уроке.

5. Изучение нового материала.

Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала. Рассмотрение ситуаций – оценки их (следует оценить реальную ситуацию определить тему и задачи на урок).

Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое перелом? (Высказывают предположения.)

Посмотрим презентацию Слайд 1

Перелом - полное или частичное нарушение целостности кости в результате падения, удара, сдавливания, перегиба или другого механического воздействия.

Вывих- смещение кости в суставе из нормального положения. Если суставные поверхности костей перестают соприкасаться друг с другом, то вывих называется полным.

Учитель: Какие виды переломов бывают?

Слайд 2.

Учитель: Итак, какие виды переломов бывают?

Кто может ответить на этот вопрос? Отвечают на вопрос, записывают в тетрадь.

Какие признаки перелома вы знаете?

Только ли эти признаки характеризуют переломы?




Слайд № 3

Общие признаки перелома, вывиха.

- Резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке на конечность, нарушение её функции.

- Появление отечности и кровоподтека в зоне перелома.

- Укорочение конечности.

- Патологическая(ненормальная) подвижность кости.

- Острые края обломков и хруст(крепитация) при легком надавливании.

- При вывихе – смещение кости в суставе из нормального положения.


Слайд 4

- Основные признаки открытого перелома:

- наличие раны в месте перелома;

- кровотечение из раны,

- наличие обломков кости в ране.

- неестественное положение конечности,

- боль в области раны / деформации конечности, гематома в области перелома (увеличение конечности в объеме).


Слайд 5

Признаки закрытого перелома:

- острая боль;

- отечность в зоне перелома;

- гематома в месте образования повреждения;

- нарушение функции кости;

- деформация;

- патологическая подвижность;

- крепитация (характерный хруст, обусловленный подвижностью отломков). нарушение прямолинейности и появление «ступеньки» в месте перелома.


Слайд 6

Переломы не всегда легко распознать, поэтому в сомнительных случаях (вывихах) первую помощь оказывают так, как будто это перелом. Основное правило оказания первой помощи при переломах – выполнение в первую очередь тех приемов, от которых зависит сохранение жизни пораженного:

1. остановка артериального кровотечения;

2. предупреждение травматического шока;

3. наложение стерильной повязки на рану и проведение иммобилизации табельными или подручными средствами.

Учитель: Во время демонстрации следующего видеоролика обратите внимание на правила оказания ПП при различных переломах.

Учитель: Введем еще одно понятие. Вы обратили внимание на то, что в фильме говорится об обязательной неподвижности поврежденной конечности. Как называется эта неподвижность? Запишем определение.

Иммобилизация – обездвиживание, фиксирование места перелома (как правило, конечности).

Учитель: Неправильно выполненная иммобилизация может принести вред. Так, недостаточная иммобилизация закрытого перелома, может превратить его в открытый и тем самым утяжелить травму и ухудшить состояние пострадавшего.

Что же делать?

Давайте попробуем вместе составить алгоритм (последовательность) действий при оказании ПП пострадавшему при переломах конечностей. Как вы считаете, что необходимо сделать в первую очередь

При открытом переломе?

- освободить рану от одежды (снять или разрезать ткань),

- при наличии кровотечения, его обязательно необходимо остановить. Наилучшим вариантом будет жгут;

- обработать рану антисептиком, края раны йодом или зеленкой, чтобы исключить давление, желательно обложить выступающие отломки костей ватными или бинтовыми тампонами наложить на рану в области перелома стерильную повязку;

-дать обезболивающее (если оно есть);

-провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она оказалась в момент повреждения;

- недопустимо перемещение пострадавшего без шины.

-доставить пострадавшего в медучреждение;

При закрытом?

- обеспечить неподвижность поврежденного участка тела;

уменьшить боль с помощью холодных компрессов — для этого подойдет лед или пакет с замороженными продуктами, который надо завернуть в ткань;

- провести иммобилизацию;

-дать обезболивающее;

-доставить пострадавшего в медучреждение;

При переломах ключицы и лопатки верхнюю конечность подвесить на косынке. При переломах плечевой кости и костей предплечья нужно с наружной и внутренней поверхностей конечности наложить шины, руку подвесить на косынке.

При вывихе?

- нельзя пытаться вправить вывих самостоятельно!

- приложить на травмированную зону что-нибудь холодное (лучше пузырь со льдом, предварительно обернув его тканью) на 20 минут;

- дать обезболивающее;

- обеспечить доставку пострадавшего в медучреждение.

Учитель: Сделайте вывод о том, какие травмы наиболее опасны (открытые или закрытые) и почему? (Аргументируйте свой ответ.)

В оказании помощи при переломах и повреждениях суставов главное – надёжная и своевременная иммобилизация повреждённой части тела. Этим достигается неподвижность повреждённой части тела, что приводит к уменьшению боли и предупреждает усиление травматического шока. Устраняется также опасность дополнительного повреждения и снижается возможность инфекционных осложнений. Временную иммобилизацию проводят как правило при помощи стандартных шин, а при их отсутствии – подручными материалами: доски, палки, фанера, картон, свернутые журналы, весла, зонтики и т.д. В исключительных случаях допускается транспортная иммобилизация путём прибинтовывания повреждённой конечности к здоровой части тела: верхней к туловищу – нижней к здоровой ноге.

Основные принципы транспортной иммобилизации учебник (стр. 80-81)

6. Первичное закрепление.

Цель:

Поиск решения учебной задачи

обеспечить восприятия, осмысления первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Вопрос: Какую помощь нужно оказать при переломах?


Работа в группах:

1группа: Вывих (ситуация) Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От резкой боли заплакала. Рука неестественно вывернулась.

В нижней трети предплечья появился отёк с кровоподтеком.

- Что бы вы сделали на месте девочек?

2группа: Закрытый перелом (ситуация). На спортивной площадке. Играя в футбол, ученик нечаянно пнул по штанге, вы видите, что ему очень больно. По всем симптомам закрытый перелом. Алгоритм действия.

3группа: Открытый перелом (ситуация). В столовой.

Ученик поскользнулся на пролитом киселе, упал на выставленную руку. Вы наблюдаете, что у него из пальца на руке бежит кровь. По всем симптомам у него открытый перелом. Алгоритм действия.


7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: Включение «открытия» в систему знаний. Повторение и закрепление ранее изученного материала.

Учитель: Познакомьтесь с теоретическим материалом на ваших информационных карточках. После прочтения обменяемся опытом.


(Приложение №2)

Информационная карточка № 1. При травме плечевого сустава и переломе плечевой кости иммобилизацию производят лестничной шиной или подручными средствами. Шину моделируют на себе, или на здоровой руке пострадавшего таким образом, чтобы ее можно было наложить на поврежденную руку, согнутую в локтевом суставе, от здоровой лопатки через надплечье поврежденной конечности на плечо и предплечье до основания пальцев. Руку подвешивают на косынке. Если поблизости не оказалось шины или подручных средств для иммобилизации, то поврежденную руку подвешивают на косынке и прибинтовывают к туловищу.


Информационная карточка № 2.

Переломы костей стопы и повреждение голеностопного сустава. При иммобилизации фанерными полосками и деревянными рейками их прикладывают от верхней трети голени до подошвы стопы по бокам: одну – с наружной стороны, другую – с внутренней и прибинтовывают к конечности, хорошо закрепляя стопу. В местах прилегания фанерных полосок к костным выступам подкладывают вату.

Переломы бедренной кости, особенно открытые, – очень тяжелая травма, нередко сопровождающаяся кровотечением и шоком. Наиболее удобны для иммобилизации при таких травмах бедра, лестничные шины (Крамера, по фамилии ученого). Подручные средства (например, доски) при иммобилизации бедра накладывают по его боковым поверхностям: одну – по внутренней до паховой области, другую – по наружной до подмышечной впадины, и фиксируют к конечности и туловищу широким бинтом, поясным ремнем, полотенцем. На костные выступы в области голеностопного и коленного суставов, а также в подмышечную впадину и паховую область подкладывают куски ваты.

Учитель: Что нового узнали из карточек?

Можете ли дополнить сказанное во время урока?


8.  Объяснение домашнего задания.

Запишите домашнее задание.

1. Репродуктивное домашнее задание:

-отработать практические навыки иммобилизации конечностей при вывихе.

2. Творческое домашнее задание:

- составить памятку «Ваши действия при травмах опорно - двигательного аппарата»


9. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вспомните тему урока. Как вы думаете, знания, полученные на уроке, пригодятся вам? Почему?

- Какой вид деятельности на уроке вам понравился сегодня больше всего?

- Какую оценку вы заработали сегодня на уроке?

- Что оказалось сложным для вас?

Литература: Учебник ОБЖ 11 класс В.В. Марков, В.Н. Латчук, Дрофа 2017 год.

Д.В. Марченко «Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях», страницы 145-167, 205-230.

Интернет ресурсы.

25298- rvaya_pomocsh_pri_travmah_i_raneniyah_nizhnej_konechnosti.pd

https://www.trbzdrav.ru/article-first-aid/first-aid-sprains-strains.php





























Приложение №1


Карточка-задание 1

Найти соответствие между способом оказания помощи и видом кровотечения (объединить стрелкой):



Вид кровотечения

Способ оказания помощи

Артериальное

Во-первых, нужно обработать края ранки раствором антисептика (перекись, йод, зеленка). Во-вторых, наложить нетугую марлевую повязку. Перед тем, как забинтовать положите на раневую поверхность стерильную салфетку, или вату.

Венозное

Временная мера при повреждении крупного сосуда – прижатие пальцем или кулаком выше места повреждения, либо максимальное сжатие, чтобы прекратить приток крови. При ранениях конечностей сосуд прижимают к ближайшей кости.

Наложение жгута.

1.Прижать пальцами сосуд выше кровотечения.

2.На расстоянии 3 – 5 см выше раны наложить чистую и мягкую ткань.

3.Растянуть жгут двумя руками в средней части, сделать несколько туров (оборотов).

4.Прикрепить записку с указанием точного времени наложения.

5.Доставить пострадавшего в больницу.

Капиллярное

кровотечение останавливают наложением давящей асептической повязки. На рану накладывают несколько стерильных салфеток, слоев марли, плотный комок ваты, или разорванную упаковку бинта, и туго бинтуют (при небольших – это окончательное).
















Карточка-задание 2

Найти соответствие между видом кровотечения и его характеристикой (соединить правильное соответствие стрелкой):


Вид кровотечения

Характеристика кровотечения

Капиллярное

 Кровь темно-красного или бордового цвета, вытекает медленно, равномерно и непрерывной струей без фонтанирования и пульсации.

Внутреннее

Кровотечение характеризуется интенсивной кровопотерей и представляет наибольшую опасность для пострадавшего. Ввиду того что в кровь движется с большой скоростью, около 30 см/сек, при ранении кровь вытекает из раны сильной пульсирующей струей под большим давлением, над раной образуется валик из вытекающей крови, кровь ярко-красного (алого) цвета. Большое кровавое пятно на одежде или лужа крови возле пострадавшего.

Венозное

Для кровотечения характерны следующие изменения в состоянии пациента:

Посинение кожи в области повреждения;

постоянная беспричинная жажда;

сонливое состояние;

головокружение;

бледность кожи;

временная утрата зрения;

чрезмерная потливость;

нарушение частоты пульса и кровяного давления;

кашель с кровянистыми выделениями.

Артериальное

Кровотечение наблюдается при поверхностных ранах, неглубоких порезах кожи, ссадинах. Кровь из раны вытекает медленно по каплям и при нормальной свертываемости кровотечение прекращается самостоятельно.







Информационная карточка № 1.





Информационная карточка № 2.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!