ПЛАН КОНСПЕКТ
урока по Основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе.
Урок № 23
Тема урока: Первая помощь при различных неотложных состояниях Вывихи, переломы, виды переломов. Первая помощь при вывихах и переломах.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Цель занятия:
1. Образовательная: Обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся, основных правил оказания первой помощи пострадавшим, оказания первой помощи при травмах конечностей и применять их в критических ситуациях. Усвоение учащимися знаний об особенностях повреждений опорно - двигательного аппарата (переломах, ушибах, растяжении, вывихах); объяснить алгоритмы оказания первой помощи при возникновении травм (основные приёмы), срочность ее оказания, знание и умение оказывающего первую помощь. Научить различать травмы по внешним признакам, выделять приоритетные проблемы пострадавшего в возникшей ситуации.
2. Развивающая: Развитие у учащихся, навыков оказания первой доврачебной помощи при вывихах, растяжении и переломах. Продолжить формирование умения анализировать получаемую информацию и навыков работы с различными источниками информации, содействовать возникновению познавательной и исследовательской деятельности.
3. Воспитательная: Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих. Осознать, что целостность и полное функционирование опорно- двигательной системы является одним из главных условий физической составляющей здоровья человека и одним из условий активного образа жизни. Предупреждение травм и других поражений.
Целевые установки урока.
Предметные результаты:
уяснить понятие первая помощь пострадавшим и её значение;
определить алгоритм оказания первой помощи;
использовать приёмы оказания первой помощи
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
выдвигать предложения и доказывать их;
уяснить основные термины и понятия, относящиеся к характеристикам первой доврачебной помощи;
отвечать на контрольные вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать необходимость ответственного, отношения к своему здоровью и оказанию первой помощи;
осознавать ответственное отношение к учению, быть готовым к саморазвитию и самообразованию
Межпредметные связи: Биология, ОБЖ.
Методы обучения: Словесный, практический, рассказ, беседа, моделирование ситуаций, проблемный метод.
Программно-методическое обеспечение:
Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная аппаратура.
Дидактический материал: Видеофильм. Презентация.
Раздаточный материал:
Плакаты, шины, аптечка, карточки с заданиями, информационные карточки.
Учебник
Рабочая тетрадь
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку
2. Актуализация опорных знаний.
Цель: Проверка усвоения пройденного материала по теме «Виды кровотечений. Доврачебная помощь при кровотечениях.
1) Задания-соответствия
Класс делится на две группы
Проверка усвоения пройденного материала по теме « Виды кровотечений». Доврачебная помощь при кровотечениях (карточки – задания. см. приложение №1). Оценивание.
Учитель: У вас на столах лежат карточки с заданиями-соответствиями. В парах обучающиеся выполняют “задания – соответствия” (карточка № 1, № 2).
Учитель: Кто желает зачитать полученные ответы? (зачитывают)
У кого есть дополнения? (дополняют)
3. Целеполагание и мотивация обучающихся. Определение темы урока и задач.
Цель:
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Определение темы и задач урока.
Рассмотрение ситуаций – оценки (следует оценить реальную ситуацию определить тему и задачи на урок).
Представьте ситуацию - «Двое подростков играли в недостроенном доме. Один из них сбегая по лестнице, споткнулся и упал, скатившись по ней почувствовал при этом острую сильную боль в руке, где появилась рана, которая кровоточит, второй помогая товарищу выбраться со стройки неудачно поставил ногу, и подвернул её, почувствовал сильную боль в голеностопном суставе, сустав при этом быстро опух
Учитель: Знакомая ситуация?
Что произошло с подростками?
Ответ: Возможно перелом и вывих
Учитель: По каким признакам вы определили, что это перелом и вывих?
Ответ: Боль, рана, кровотечение неестественно вывернутая стопа, образование опухоли.
Учитель: Сформулируете тему нашего урока, а также задачи.
Ответ: Переломы и вывихи. Как оказать первую помощь в данной ситуации
Учитель: Тема сегодняшнего урока – Первая помощь при травмах верхних и нижних конечностей.
4. Физминутка, смена видов деятельности, доброжелательная обстановка на уроке обеспечивали комфортную психологическую среду на уроке.
5. Изучение нового материала.
Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала. Рассмотрение ситуаций – оценки их (следует оценить реальную ситуацию определить тему и задачи на урок).
Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое перелом? (Высказывают предположения.)
Посмотрим презентацию Слайд 1
Перелом - полное или частичное нарушение целостности кости в результате падения, удара, сдавливания, перегиба или другого механического воздействия.
Вывих- смещение кости в суставе из нормального положения. Если суставные поверхности костей перестают соприкасаться друг с другом, то вывих называется полным.
Учитель: Какие виды переломов бывают?
Слайд 2.
Учитель: Итак, какие виды переломов бывают?
Кто может ответить на этот вопрос? Отвечают на вопрос, записывают в тетрадь.
Какие признаки перелома вы знаете?
Только ли эти признаки характеризуют переломы?
Слайд № 3
Общие признаки перелома, вывиха.
- Резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке на конечность, нарушение её функции.
- Появление отечности и кровоподтека в зоне перелома.
- Укорочение конечности.
- Патологическая(ненормальная) подвижность кости.
- Острые края обломков и хруст(крепитация) при легком надавливании.
- При вывихе – смещение кости в суставе из нормального положения.
Слайд 4
- Основные признаки открытого перелома:
- наличие раны в месте перелома;
- кровотечение из раны,
- наличие обломков кости в ране.
- неестественное положение конечности,
- боль в области раны / деформации конечности, гематома в области перелома (увеличение конечности в объеме).
Слайд 5
Признаки закрытого перелома:
- острая боль;
- отечность в зоне перелома;
- гематома в месте образования повреждения;
- нарушение функции кости;
- деформация;
- патологическая подвижность;
- крепитация (характерный хруст, обусловленный подвижностью отломков). нарушение прямолинейности и появление «ступеньки» в месте перелома.
Слайд 6
Переломы не всегда легко распознать, поэтому в сомнительных случаях (вывихах) первую помощь оказывают так, как будто это перелом. Основное правило оказания первой помощи при переломах – выполнение в первую очередь тех приемов, от которых зависит сохранение жизни пораженного:
1. остановка артериального кровотечения;
2. предупреждение травматического шока;
3. наложение стерильной повязки на рану и проведение иммобилизации табельными или подручными средствами.
Учитель: Во время демонстрации следующего видеоролика обратите внимание на правила оказания ПП при различных переломах.
Учитель: Введем еще одно понятие. Вы обратили внимание на то, что в фильме говорится об обязательной неподвижности поврежденной конечности. Как называется эта неподвижность? Запишем определение.
Иммобилизация – обездвиживание, фиксирование места перелома (как правило, конечности).
Учитель: Неправильно выполненная иммобилизация может принести вред. Так, недостаточная иммобилизация закрытого перелома, может превратить его в открытый и тем самым утяжелить травму и ухудшить состояние пострадавшего.
Что же делать?
Давайте попробуем вместе составить алгоритм (последовательность) действий при оказании ПП пострадавшему при переломах конечностей. Как вы считаете, что необходимо сделать в первую очередь
При открытом переломе?
- освободить рану от одежды (снять или разрезать ткань),
- при наличии кровотечения, его обязательно необходимо остановить. Наилучшим вариантом будет жгут;
- обработать рану антисептиком, края раны йодом или зеленкой, чтобы исключить давление, желательно обложить выступающие отломки костей ватными или бинтовыми тампонами наложить на рану в области перелома стерильную повязку;
-дать обезболивающее (если оно есть);
-провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она оказалась в момент повреждения;
- недопустимо перемещение пострадавшего без шины.
-доставить пострадавшего в медучреждение;
При закрытом?
- обеспечить неподвижность поврежденного участка тела;
уменьшить боль с помощью холодных компрессов — для этого подойдет лед или пакет с замороженными продуктами, который надо завернуть в ткань;
- провести иммобилизацию;
-дать обезболивающее;
-доставить пострадавшего в медучреждение;
При переломах ключицы и лопатки верхнюю конечность подвесить на косынке. При переломах плечевой кости и костей предплечья нужно с наружной и внутренней поверхностей конечности наложить шины, руку подвесить на косынке.
При вывихе?
- нельзя пытаться вправить вывих самостоятельно!
- приложить на травмированную зону что-нибудь холодное (лучше пузырь со льдом, предварительно обернув его тканью) на 20 минут;
- дать обезболивающее;
- обеспечить доставку пострадавшего в медучреждение.
Учитель: Сделайте вывод о том, какие травмы наиболее опасны (открытые или закрытые) и почему? (Аргументируйте свой ответ.)
В оказании помощи при переломах и повреждениях суставов главное – надёжная и своевременная иммобилизация повреждённой части тела. Этим достигается неподвижность повреждённой части тела, что приводит к уменьшению боли и предупреждает усиление травматического шока. Устраняется также опасность дополнительного повреждения и снижается возможность инфекционных осложнений. Временную иммобилизацию проводят как правило при помощи стандартных шин, а при их отсутствии – подручными материалами: доски, палки, фанера, картон, свернутые журналы, весла, зонтики и т.д. В исключительных случаях допускается транспортная иммобилизация путём прибинтовывания повреждённой конечности к здоровой части тела: верхней к туловищу – нижней к здоровой ноге.
Основные принципы транспортной иммобилизации учебник (стр. 80-81)
6. Первичное закрепление.
Цель:
Поиск решения учебной задачи
обеспечить восприятия, осмысления первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Вопрос: Какую помощь нужно оказать при переломах?
Работа в группах:
1группа: Вывих (ситуация) Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От резкой боли заплакала. Рука неестественно вывернулась.
В нижней трети предплечья появился отёк с кровоподтеком.
- Что бы вы сделали на месте девочек?
2группа: Закрытый перелом (ситуация). На спортивной площадке. Играя в футбол, ученик нечаянно пнул по штанге, вы видите, что ему очень больно. По всем симптомам закрытый перелом. Алгоритм действия.
3группа: Открытый перелом (ситуация). В столовой.
Ученик поскользнулся на пролитом киселе, упал на выставленную руку. Вы наблюдаете, что у него из пальца на руке бежит кровь. По всем симптомам у него открытый перелом. Алгоритм действия.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель: Включение «открытия» в систему знаний. Повторение и закрепление ранее изученного материала.
Учитель: Познакомьтесь с теоретическим материалом на ваших информационных карточках. После прочтения обменяемся опытом.
(Приложение №2)
Информационная карточка № 1. При травме плечевого сустава и переломе плечевой кости иммобилизацию производят лестничной шиной или подручными средствами. Шину моделируют на себе, или на здоровой руке пострадавшего таким образом, чтобы ее можно было наложить на поврежденную руку, согнутую в локтевом суставе, от здоровой лопатки через надплечье поврежденной конечности на плечо и предплечье до основания пальцев. Руку подвешивают на косынке. Если поблизости не оказалось шины или подручных средств для иммобилизации, то поврежденную руку подвешивают на косынке и прибинтовывают к туловищу.
Информационная карточка № 2.
Переломы костей стопы и повреждение голеностопного сустава. При иммобилизации фанерными полосками и деревянными рейками их прикладывают от верхней трети голени до подошвы стопы по бокам: одну – с наружной стороны, другую – с внутренней и прибинтовывают к конечности, хорошо закрепляя стопу. В местах прилегания фанерных полосок к костным выступам подкладывают вату.
Переломы бедренной кости, особенно открытые, – очень тяжелая травма, нередко сопровождающаяся кровотечением и шоком. Наиболее удобны для иммобилизации при таких травмах бедра, лестничные шины (Крамера, по фамилии ученого). Подручные средства (например, доски) при иммобилизации бедра накладывают по его боковым поверхностям: одну – по внутренней до паховой области, другую – по наружной до подмышечной впадины, и фиксируют к конечности и туловищу широким бинтом, поясным ремнем, полотенцем. На костные выступы в области голеностопного и коленного суставов, а также в подмышечную впадину и паховую область подкладывают куски ваты.
Учитель: Что нового узнали из карточек?
Можете ли дополнить сказанное во время урока?
8. Объяснение домашнего задания.
Запишите домашнее задание.
1. Репродуктивное домашнее задание:
-отработать практические навыки иммобилизации конечностей при вывихе.
2. Творческое домашнее задание:
- составить памятку «Ваши действия при травмах опорно - двигательного аппарата»
9. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
- Вспомните тему урока. Как вы думаете, знания, полученные на уроке, пригодятся вам? Почему?
- Какой вид деятельности на уроке вам понравился сегодня больше всего?
- Какую оценку вы заработали сегодня на уроке?
- Что оказалось сложным для вас?
Литература: Учебник ОБЖ 11 класс В.В. Марков, В.Н. Латчук, Дрофа 2017 год.
Д.В. Марченко «Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях», страницы 145-167, 205-230.
Интернет ресурсы.
25298- rvaya_pomocsh_pri_travmah_i_raneniyah_nizhnej_konechnosti.pd
https://www.trbzdrav.ru/article-first-aid/first-aid-sprains-strains.php
Приложение №1
Карточка-задание 1
Найти соответствие между способом оказания помощи и видом кровотечения (объединить стрелкой):
Вид кровотечения | Способ оказания помощи |
Артериальное | Во-первых, нужно обработать края ранки раствором антисептика (перекись, йод, зеленка). Во-вторых, наложить нетугую марлевую повязку. Перед тем, как забинтовать положите на раневую поверхность стерильную салфетку, или вату. |
Венозное | Временная мера при повреждении крупного сосуда – прижатие пальцем или кулаком выше места повреждения, либо максимальное сжатие, чтобы прекратить приток крови. При ранениях конечностей сосуд прижимают к ближайшей кости. Наложение жгута. 1.Прижать пальцами сосуд выше кровотечения. 2.На расстоянии 3 – 5 см выше раны наложить чистую и мягкую ткань. 3.Растянуть жгут двумя руками в средней части, сделать несколько туров (оборотов). 4.Прикрепить записку с указанием точного времени наложения. 5.Доставить пострадавшего в больницу. |
Капиллярное | кровотечение останавливают наложением давящей асептической повязки. На рану накладывают несколько стерильных салфеток, слоев марли, плотный комок ваты, или разорванную упаковку бинта, и туго бинтуют (при небольших – это окончательное). |
Карточка-задание 2
Найти соответствие между видом кровотечения и его характеристикой (соединить правильное соответствие стрелкой):
Вид кровотечения | Характеристика кровотечения |
Капиллярное | Кровь темно-красного или бордового цвета, вытекает медленно, равномерно и непрерывной струей без фонтанирования и пульсации. |
Внутреннее | Кровотечение характеризуется интенсивной кровопотерей и представляет наибольшую опасность для пострадавшего. Ввиду того что в кровь движется с большой скоростью, около 30 см/сек, при ранении кровь вытекает из раны сильной пульсирующей струей под большим давлением, над раной образуется валик из вытекающей крови, кровь ярко-красного (алого) цвета. Большое кровавое пятно на одежде или лужа крови возле пострадавшего. |
Венозное | Для кровотечения характерны следующие изменения в состоянии пациента: Посинение кожи в области повреждения; постоянная беспричинная жажда; сонливое состояние; головокружение; бледность кожи; временная утрата зрения; чрезмерная потливость; нарушение частоты пульса и кровяного давления; кашель с кровянистыми выделениями. |
Артериальное | Кровотечение наблюдается при поверхностных ранах, неглубоких порезах кожи, ссадинах. Кровь из раны вытекает медленно по каплям и при нормальной свертываемости кровотечение прекращается самостоятельно. |
Информационная карточка № 1.
Информационная карточка № 2.