ТЕМА. «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Цель: обогатить знания учащихся об истории Донецкой народной Республики исторических памятниках своей местности, промышленности Донбасса, природе родного края. Воспитывать чувство любви к родному краю, желание приумножать традиции, обычаи, беречь свою национальную культуру, историческое прошлое и современное Донетчины, а так же воспитание любви к своему краю, чувство гордости за свой город, чувство патриотизма, любовь к Родине.
Задачи:
Образовательные:
формировать у детей представления о малой родине как месте, где человек родился, и стране, где он живет;
формировать экологические знания о природе родного края и о влиянии человека на нее;
Развивающие:
расширять кругозор детей на основе краеведческого материала, доступного их пониманию;
развивать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитательные:
воспитывать у детей чувство привязанности к малой родине, гордости за нее, восхищения ее красотой;
воспитывать бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края;
поддерживать интерес к стихам, рассказам и песням поэтов, писателей, композиторов родного края, рассматриванию картин художников родного края;
воспитывать уважение к людям труда, знаменитым землякам.
Тип урока: урок-путешествие
Форма урока: фронтальная и эвристическая беседы, работа с иллюстративным материалом,
Оборудование: символы ДНР, фотографии пейзажей Донбасса, фотографии города Докучаевска.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: - Дорогие ребята! Я поздравляю вас с первым в вашей жизни Днём Знаний - 1 сентября!
Средь многих воскресений
И особых дней в году
Есть обычный день осенний
В главном праздничном ряду.
По одной простой примете
Узнаём мы этот день:
По идущим в школу детям
Городов и деревень.
И пускай немало славных
Разных дней в календаре,
Но один из самых главных-
Самый первый в сентябре!
-Ребята, мы будем учиться вместе 4 года. Чему вы хотите научиться? (Ответы детей).
Молодцы!
II. Сообщение темы урока.
Вас приветствует первый класс.
Мы о самом-самом главном
Поведем теперь рассказ.
- А о чем мы будем сегодня говорить, вы узнаете, отгадав загадку:
Здесь родился и живёшь, уезжаешь - скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
Вступительная беседа.
- Чему же будет посвящен наш урок?
- Что такое Родина?
3. Чтение стихотворений наизусть обучающимися.
1 Ученик. Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
2 Ученик. Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
III. Актуализация знаний
- Русская народная пословица гласит: «Где родился, там и пригодился». Что это означает? Как вы понимаете эту поговорку?
- Может ли у человека быть две или три Родины? Почему?
IV. Работа над темой урока.
1. Рассказ учителя.
- Наше Отечество, наша родина – Донецкая Народная Республика. Отечеством мы зовем потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от врагов…
Много есть на свете хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
2.Просмотр презентации «Мой Донбасс» .
3.Чтение стихотворений наизусть обучающимися.
Ученик. Донбасс – моё Отечество, Донбасс!
Тебя века на крепость испытали!
Ты мощь свою показывал не раз
Теплом угля, упругим блеском стали!
Ученик. В краях других немало есть красот,
Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который всё осилит и всё сможет!
Ученик. Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!
Могучий край родной моей державы!
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей Чести, Мужества и Славы!
Ученик. Там, где мы родились, где растем и живем,
Места свои родные мы Родиной зовем.
Ученик. Есть ветки у листочка, овражек у ручья,
У каждого на свете есть Родина своя.
Ученик. У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете – есть Родина своя.
5.Притча о государственных символах
-Хочу прочесть вам одну притчу.
Было это так давно, что прошло не одно тысячелетие. Поссорились как - то два государства, две страны. Как им различать своих граждан? Один государь разозлился и велел сшить своим под данным красные колпаки на голову. Другой увидел, обрадовался и велел сшить своим гражданам красные колпаки с кисточкой. Они успокоились, решили, что теперь то они узнают, сколько у них граждан. Да не тут то было... То колпак потеряется, то дома его забыли, а стража ведёт их в своё государство. Запутались правители.
Пришёл к ним тогда мудрец и сказал...
-Как вы думаете что?
Что вы мучаетесь! Каждому из вас нужно придумать свою песню, которую будут петь жители всего государства, нарисовать знак государства и сшить полотнище из ткани.
Как вы думаете, о чём говорил мудрец?
Послушались его государи. С тех пор в каждом государстве появились свои символы - гимн, герб, флаг. И мы без проблем можем отличить одно государство от другого.
ФЛАГ ГЕРБ ГИМН
6. Рассказ учителя.
- У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете. Место это называется “малой Родиной”. У кого-то малая Родина – большой промышленный город, а у кого-то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей реки. И где бы ни жил человек потом, его все время тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его корни.
7. Чтение стихотворений наизусть обучающимися.
Ученик. Малая Родина – островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья –
Ласковая малая Родина моя!
Ученик. Для Донбасса город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем.
8. Беседа.
- Что мы называем «малой Родиной»?
- Как называется наш город?
- Расскажите, как называется улица, на которой вы живёте.
- Рассмотрите иллюстрации на доске и расскажите о достопримечательностях, которые на них изображены.
9. О Докучаевске (фото)
Ученик 1.
Любимый город, он красив
И летом, и зимой.
Люблю я в парке погулять,
Осеннею порой.
Ученик 2.
Растет наш город с каждым днем,
Растет и расцветает.
Красивы улицы, дворы –
В цветах весь утопает.
Ученик 3.
Нет на свете места краше,
Чем родная область наша.
Здесь есть реки и леса,
И прекрасные места.
Ученик 4.
Родину мы очень любим,
Ее всегда беречь мы будем,
Ведь в ней с рожденья мы живем
И любим больше с каждым днем
10. Физкультминутка (танец по песню С. Ротару «Я, ты, он, она…) или Предлагаю поиграть в игру-разминку «Хорошо» (дети стоят в кругу):
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо быть докучаевцем? (выставляют большие пальцы)
Хорошо!
11. Игра «Доскажи словечко».
Стены, крыша, окна в нем.
Перед нами прочный ДОМ.
В доме кто встает так рано?
Обо всех в заботах? – МАМА.
Кто еще живет в домишке?
Папа, дочка и сынишка.
Отвечайте мне, друзья,
Вместе кто они? – СЕМЬЯ.
Учитель: Повторим-ка все опять,
Мы должны об этом знать:
МАМА, ПАПА, ДОМ, СЕМЬЯ,
СОЛНЦЕ, ШКОЛА и РОДНЯ,
МИР, ДОНБАСС- ведь это, дети,
Главные слова на свете! (Заучивание наизусть)
12. Игра в мяч «Какая Родина?» Каждый ученик, получив мяч, называет прилагательное к слову Родина (красивая, любимая, родная, цветущая, мирная и т.п.)
V. Итог урока.
- Чему был посвящен урок?
- Какие главные слова запомнили? (Повторение стихотворения наизусть)
- Почему их считают главными?
- С чего же начинается Родина?
13 Ученик. Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
14 ученик. В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Напутствие учителя:
- Наш праздничный урок подходит к концу. Желаю вам успехов в большой Стране Знаний. Я приготовила вам подарок- Азбуку - первую учебную книгу. (Учитель раздаёт детям учебники).
-Теперь у вас есть учебники. Можно смело отправляться в Страну Знаний.
Наказ первокласснику.
Ты в этот чудесный сентябрьский денёк
Впервые шагнул через школьный порог…
Как много тебя интересного ждёт!
Ведь радость открытий учёба несёт.
Пусть будет твой путь, первоклассник, успешным!
Для этого надо стараться, конечно:
Дружить с букварём, с интересом учиться,
Стремиться вперёд, никогда не лениться!
И школьные годы, звонки, перемены
С улыбкой ты вспомнишь потом непременно!
- Дорогие ребята, я желаю вам успехов в учёбе, расти здоровыми и дружными. Добро пожаловать в Страну Знаний! В добрый путь! Урок окончен.