Серьёзные и несерьёзные проблемы адаптации организма .Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, что были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации.
Просмотр содержимого документа
«Пятиклассники – �«обыкновенная территория �необыкновенно замечательных детей».»
ПЯТИКЛАССНИКИ – «ОБЫКНОВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ НЕОБЫКНОВЕННО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ». Серьёзные и несерьёзные проблемы адаптации организма .
Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе :
- резкое изменение условий обучения;
- разнообразие и качественное
усложнение требований,
- предъявляемых к школьнику
разными учителями;
в начальной школе на
«самого маленького» в средней
Что могут переживать в этой ситуации дети?
• Ребенок растерян, потому что учителя предъявляют разные требования. Ребенок проявляет повышенное беспокойство в учебной ситуации, постоянно ожидает отрицательной оценки со стороны педагога.
• Дети в классе не знают о правилах поведения в разных кабинетах.
У пятиклассников наибольшую тревогу вызывают:
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (30% пятиклассников) - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
- Страх ситуации проверки знаний (28% пятиклассников) - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
- Страх самовыражения (28% пятиклассников) - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
- Низкую физиологическую сопротивляемость стрессу имеют 18% пятиклассников. Данный фактор подразумевает особенности психофизиологической организации ребенка, снижающие его приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Для успешной адаптации школьникам необходимо:
- формирование устойчивой учебной
мотивации детей;
- создание классного коллектива через
формирование групповой сплоченности
и выработку системы единых требований;
- повышение уровня психологической
готовности к обучению,
формирование учебных навыков;
- освоение детьми школьных правил;
- выработка норм и правил жизни класса;
- формирование адекватных норм
поведения в новых школьных ситуациях;
- формирование у детей позитивной
Я-концепции и устойчивой самооценки,
снижение уровня школьной тревожности;
- развитие социальных и коммуникативных
умений, необходимых для установления
межличностных отношений друг с другом,
с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной
готовности к обучению. Важно, что были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
- умение осознавать требования учителя
и соответствовать им;
- умение устанавливать межличностные
отношения с педагогами;
- умение принимать и соблюдать правила
жизни класса и школы;
- навыки общения и достойного поведения
с одноклассниками;
- навыки уверенного поведения;
- навыки совместной (коллективной)
деятельности;
- навыки самостоятельного решения
конфликтов мирным путем;
- навыки самоподдержки;
- навыки адекватной оценки
собственных возможностей и способностей.
Анкета для учащихся 1. Понравилось ли тебе учиться в твоем классе? 2. Какие предметы тебе нравились больше всего и почему? 3. Хочется ли тебе учиться дальше? 4. Какие отметки ты хочешь получать в пятом классе? 5. Какими ты представляешь учителей в пятом классе? 6. С кем из них ты хотел бы подружиться? 7. Каким ты хочешь стать, учась дальше? 8. Каким ты представляешь своего классного руководителя? 9. Каким он должен быть, чтобы тебе хотелось с ним встречаться? 10. Что бы ты хотел пожелать своей бывшей учительнице? 11. Что бы ты хотел пожелать будущим первоклассникам ?
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для родителей пятиклассников
- Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
- Регулярно беседуйте с классным руководителем и учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
- Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
- Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
- Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
- Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю.
- Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
- Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.
- Обратите внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию.