СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пятиклассники – �«обыкновенная территория �необыкновенно замечательных детей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Серьёзные и несерьёзные проблемы адаптации организма .Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, что были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации.

Просмотр содержимого документа
«Пятиклассники – �«обыкновенная территория �необыкновенно замечательных детей».»

ПЯТИКЛАССНИКИ –  «ОБЫКНОВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ  НЕОБЫКНОВЕННО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ».   Серьёзные и несерьёзные проблемы  адаптации организма .

ПЯТИКЛАССНИКИ – «ОБЫКНОВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ НЕОБЫКНОВЕННО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ». Серьёзные и несерьёзные проблемы адаптации организма .

Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

 В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе : резкое изменение условий обучения; разнообразие и качественное  усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями; смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней

В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе :

  • резкое изменение условий обучения;
  • разнообразие и качественное

усложнение требований,

  • предъявляемых к школьнику

разными учителями;

  • смена позиции «старшего»

в начальной школе на

«самого маленького» в средней

Что могут переживать в этой ситуации дети? • Ребенок растерян, потому что учителя предъявляют разные требования. Ребенок проявляет повышенное беспокойство в учебной ситуации, постоянно ожидает отрицательной оценки со стороны педагога. • Дети в классе не знают о правилах поведения в разных кабинетах.

Что могут переживать в этой ситуации дети?

Ребенок растерян, потому что учителя предъявляют разные требования. Ребенок проявляет повышенное беспокойство в учебной ситуации, постоянно ожидает отрицательной оценки со стороны педагога.

Дети в классе не знают о правилах поведения в разных кабинетах.

У пятиклассников наибольшую тревогу вызывают: Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (30% пятиклассников) - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. Страх ситуации проверки знаний (28% пятиклассников) - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. Страх самовыражения (28% пятиклассников) - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Низкую физиологическую сопротивляемость стрессу имеют 18% пятиклассников. Данный фактор подразумевает особенности психофизиологической организации ребенка, снижающие его приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

У пятиклассников наибольшую тревогу вызывают:

  • Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (30% пятиклассников) - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
  • Страх ситуации проверки знаний (28% пятиклассников) - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
  • Страх самовыражения (28% пятиклассников) - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  • Низкую физиологическую сопротивляемость стрессу имеют 18% пятиклассников. Данный фактор подразумевает особенности психофизиологической организации ребенка, снижающие его приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Для успешной адаптации школьникам необходимо: формирование устойчивой учебной мотивации детей; создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований;  повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;  освоение детьми школьных правил;  выработка норм и правил жизни класса;  формирование адекватных норм поведения в новых школьных ситуациях;  формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;  развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

Для успешной адаптации школьникам необходимо:

  • формирование устойчивой учебной

мотивации детей;

  • создание классного коллектива через

формирование групповой сплоченности

и выработку системы единых требований;

  • повышение уровня психологической

готовности к обучению,

формирование учебных навыков;

  • освоение детьми школьных правил;
  • выработка норм и правил жизни класса;
  • формирование адекватных норм

поведения в новых школьных ситуациях;

  • формирование у детей позитивной

Я-концепции и устойчивой самооценки,

снижение уровня школьной тревожности;

  • развитие социальных и коммуникативных

умений, необходимых для установления

межличностных отношений друг с другом,

с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, что были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации: умение осознавать требования учителя и соответствовать им;  умение устанавливать межличностные отношения с педагогами; умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;  навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;  навыки уверенного поведения;  навыки совместной (коллективной) деятельности;  навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;  навыки самоподдержки;  навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной

готовности к обучению. Важно, что были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

  • умение осознавать требования учителя

и соответствовать им;

  • умение устанавливать межличностные

отношения с педагогами;

  • умение принимать и соблюдать правила

жизни класса и школы;

  • навыки общения и достойного поведения

с одноклассниками;

  • навыки уверенного поведения;
  • навыки совместной (коллективной)

деятельности;

  • навыки самостоятельного решения

конфликтов мирным путем;

  • навыки самоподдержки;
  • навыки адекватной оценки

собственных возможностей и способностей.

Анкета для учащихся  1. Понравилось ли тебе учиться в твоем классе?  2. Какие предметы тебе нравились больше всего и почему?  3. Хочется ли тебе учиться дальше?  4. Какие отметки ты хочешь получать в пятом классе?   5. Какими ты представляешь учителей в пятом классе?   6. С кем из них ты хотел бы подружиться?   7. Каким ты хочешь стать, учась дальше?  8. Каким ты представляешь своего классного руководителя?  9. Каким он должен быть, чтобы тебе хотелось с ним встречаться?  10. Что бы ты хотел пожелать своей бывшей учительнице?  11. Что бы ты хотел пожелать будущим первоклассникам ?

Анкета для учащихся 1. Понравилось ли тебе учиться в твоем классе? 2. Какие предметы тебе нравились больше всего и почему? 3. Хочется ли тебе учиться дальше? 4. Какие отметки ты хочешь получать в пятом классе?  5. Какими ты представляешь учителей в пятом классе?  6. С кем из них ты хотел бы подружиться?  7. Каким ты хочешь стать, учась дальше? 8. Каким ты представляешь своего классного руководителя? 9. Каким он должен быть, чтобы тебе хотелось с ним встречаться? 10. Что бы ты хотел пожелать своей бывшей учительнице? 11. Что бы ты хотел пожелать будущим первоклассникам ?

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей пятиклассников Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.    Регулярно беседуйте с классным руководителем и  учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.  Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.  Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.  Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.  Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю.  Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.  Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.  Обратите внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для родителей пятиклассников

  • Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
  • Регулярно беседуйте с классным руководителем и  учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
  • Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
  • Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
  • Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю.
  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
  • Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.
  • Обратите внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!