Введение Проект «Новогодняя игрушка» направлен на самостоятельное изучение данной темы. Проект направлен на удовлетворение потребности детей в активной, совместной творческой деятельности, в стремлении сделать что-то своими руками, позволяет и помогает воплотить фантазии, мысли в реальность, испытать чувство удовлетворённости, радости при изготовлении игрушки, развивает у детей творческое и конструктивное мышление, эстетический вкус. Проект направлен на повышение компетентности педагогов в вопросе изготовления больших, объёмных новогодних игрушек, описывает необходимые подготовительные мероприятия и технологию их изготовления. В ходе проекта дети ищут ответ, но вопрос - Откуда берется новогодняя игрушка? В начале работы обсуждается сам проект, дети формулируют гипотезу проекта, продумывают план проведения исследования, подбирают исследовательские методы. Дети подбирают материал по выбранной теме используя Интернет ресурсы, а также создают электронные открытки, поздравительные письма - открыточки, используя собранный материал. Цель: повысить интерес к истории страны, укрепить связи поколений, приобщить к народной культуре.
Задачи: - познакомить с историей возникновения новогодней игрушки, учить бережно, относиться к праздничным народным традициям и обычаям; - развивать познавательную активность школьников; - налаживать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников; - просвещать родителей в вопросах новогодней истории страны; - повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность МБУДО ЦДТТ; - воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду, осознанно-правильное отношение к традициям своего народа.
Проблема: 1. В настоящее время большой процент родителей неохотно участвует в жизни детей в объединениях учащихся по интересам. 2. Имеются пробелы в патриотическом воспитании детей. 3. Дети не знают традиций, культурной самобытности нашего народа.
Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях - это, прежде всего, сохранение культурной самобытности каждого народа. Так же актуальна и проблема взаимодействия педагогов и родителей учащихся, вовлечение их в жизнь детского объединения в частности. Только объединив усилия, мы обеспечим прекрасные условия для воспитания нравственности, чувств любви и привязанности к своей культуре, своему народу через разумное, рациональное использование общенародных праздников, основанных на фольклоре, творчестве, традициях и обычаях.
История новогодней игрушки в России. Первые ёлки в России появились в 19 веке. Их ставили на крыши и заборы питейных заведений как украшение. Украшать же ёлки начали в 1860-1870 гг., повторяя европейскую моду. Елочных игрушек русского производства тогда еще не было, их заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века — было то же самое, что современному россиянину купить машину. Ёлочные шары были тяжелыми, поскольку тонкое стекло научились делать лишь к началу 20 века. Первые стеклянные игрушки на территории СССР начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Там мастера - артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок. Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» - игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На елки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже - фарфоровыми. Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье - маше, бархата. На верхушке закрепляли Вифлеемскую звезду, шестиконечную, — в отличие от советской. А традиция увенчивать елку украшением в форме пики связана не с формой ледяных сосулек, а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для елок начали делать именно там. Их украшали фигурками голубков, колокольчиками.
Участники: педагог, учащиеся, родители.
Место проведения: МБУДО «Детский центр технического творчества» г. Белгорода, МБОУ СОШ №7 г. Белгорода.
Тип проекта: - по составу участников – групповой (учащиеся, родители, педагог); - по целевой установке – информационно-практико-ориентированный, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде творческой выставки). Срок реализации: декабрь.
Организация деятельности участников проекта: взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта.
Этапы реализации проекта 1. Подготовительный: - сбор информации; - работа с учащимися и родителями (оформление информационного стенда по теме, интернет - мастер-классы, родительские гостиные) ; - подготовка оборудования. 2. Основной: - работа с детьми (организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных занятий соответствующей тематики); - работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей для участия в выставке МБУДО ЦДТТ, сбор экспонатов для оформления выставки).
3. Обобщающий: - систематизация материалов; - участие в выставке.
Ожидаемый результат: - повышение интереса школьников к истории родной страны; - рост уровня информированности родителей о деятельности МБУДО ЦДТТ и объединения БАЙТИК; - активное участие родителей в жизни учащихся объединения; - развитие творческих способностей детей и родителей; - проведение творческой выставки по теме проекта; - награждение победителей.
Ресурсы: 1. Информационные: - фото-видео материалы; - библиотечный фонд. 2. Научно-методические: - консультативная работа с родителями. 3. Дидактическое обеспечение: - подбор произведений о новогодних праздниках; - побор открыток, рисунков, фотографий о празднике Новый год; - подбор тематических дидактических игр. 4. ТСО: - проектор; - компьютеры; - фотоаппарат; - музыкальный центр.
Планирование: Подготовительный этап Выявление проблемы, подбор информации по интересующей теме (начало декабря). Консультация для родителей «История новогодней игрушки». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе (вторая неделя декабря). Консультация для родителей «Новогодние игрушки из магнитных дисков своими руками». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе (третья неделя декабря). Родительская гостиная, «Какими были первые новогодние украшения. История появления новогоднего шарика». Повышать интерес к культуре и традициям разных стран. Подготовка к выставке новогодних игрушек (четвертая неделя декабря). Мастер-класс для родителей «Новогодние самоделки». Повышать творческую активность и сплоченность педагогов, родителей, детей. Сбор информации и экспонатов для выставки. Подготовиться к выставке. Основной этап Интегрированное занятие с детьми «Знакомство с елочной игрушкой. Игрушки из магнитных дисков». Знакомить детей с историей возникновения елочной игрушки, материалами из которых ее изготавливают. Самостоятельная деятельность детей «Игрушка для елки», Открытка «С Новым годом!» (рисование в графическом редакторе - первая половина декабря). Выставка новогодних игрушек. Экскурсия детей на выставку Центра, беседы с детьми о праздновании Нового года в семье (конец декабря). Интегрированное занятие с детьми «Осторожно, елка! ». Знакомить детей с правилами пожарной безопасности и поведения на новогодних праздниках.
Обобщающий этап. Создать праздничную атмосферу, укреплять традиции. Презентовать проект, наградить Победителей и вынести Благодарность самым активным учащимся и родителям за участие в организации и реализации проекта (последняя неделя декабря). |