СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое мастерство

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие педагогического мастерства     Компоненты педагогического мастерства     1. Духовно-личностная подсистема     1.1. Высокая культура     1.2. Добрая мудрость     1.3. Гражданская заинтересованность     1.4. Гуманно-демократические принципы формирования личности     1.5. Личностно-ориентированный подход     1.6. Связь этического с эстетическим     1.7. Единство детской самостоятельности и самовоспитания     1.8. Оптимистическая направленность     2. Подсистема отношений     2.1. Гуманистические     2.2. Нравственные     2.3. Субъект-субъектные     2.4. Коллективные     2.5. Сотрудничество     3. Технологическая подсистема     3.1. Блок знаний     3.2. Педагогическая техника     3.3.  Мастерство педагогического общения и технология педагогического воздействия     1. Сущность педагогического общения и его функции.     2. Стили педагогического общения.     3. Система педагогического общения и технология его организации.     4. Технология педагогического взаимодействия.     5. Методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия 5.1. Приемы педагогического воздействия     5.2  Приемы взаимодействия     Оптимальные пространственные условия для взаимодействия     3.4. Умение проектировать и конструировать новые  педагогические технологии     3.5. Творческость (творческое воображение, творческая  интуиция, творческая импровизация, сотворчество)   

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое мастерство»

НОЧУ «Рязанский Свободный лицей» Выполнила: Васильева  Алёна Валерьевна    2016 г.

НОЧУ «Рязанский Свободный лицей»

Выполнила: Васильева Алёна Валерьевна

2016 г.

Педагогическая деятельность — это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений. С реди них важное место занимает инициативность и активность , глубокое внимание а наблюдательность , искусство нестандартно мыслить , богатое воображение , исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов. Ц ели педагогического труда направлены на изменение сознания, деятельности и поведения детей. Педагогическая деятельность, являясь по своей сути духовно-практической, предусматривает социализацию личности ребенка, включение его в общественные, межличностные отношения, в овладение общественным опытом.

Педагогическая деятельность — это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений.

С реди них важное место занимает инициативность и активность , глубокое внимание а наблюдательность , искусство нестандартно мыслить , богатое воображение , исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.

Ц ели педагогического труда направлены на изменение сознания, деятельности и поведения детей. Педагогическая деятельность, являясь по своей сути духовно-практической, предусматривает социализацию личности ребенка, включение его в общественные, межличностные отношения, в овладение общественным опытом.

Педагогическое мастерство — это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.  Педагогическое мастерство с технологической точки зрения —  это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность .

Педагогическое мастерство — это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Педагогическое мастерство с технологической точки зрения — это система, основными компонентами которой являются

высокая общая культура,

гуманистическая направленность,

профессиональные знания и умения,

творчество и педагогические способности,

технологическая компетентность .

 Общая культура педагога Общая культура педагога является не только компонентом педагогического мастерства, но и своеобразным механизмом, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Культура учителя — это средство педагогической деятельности, основа педагогического мастерства и условие педагогического творчества. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство.

Общая культура педагога

Общая культура педагога является не только компонентом педагогического мастерства, но и своеобразным механизмом, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога.

Культура учителя — это средство педагогической деятельности, основа педагогического мастерства и условие педагогического творчества.

В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство.

Гуманистическая направленность личности педагога  — это его интересы, ценности, идеалы. Каждый учитель должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения. Проявление гуманистического стиля взаимоотношений учителя и учащихся следует рассматривать как показатель профессионального мастерства учителя.

Гуманистическая направленность личности педагога — это его интересы, ценности, идеалы.

Каждый учитель должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения.

Проявление гуманистического стиля взаимоотношений учителя и учащихся следует рассматривать как показатель профессионального мастерства учителя.

Профессиональные знания и умения - это прежде всего философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания и умения. Они являются важнейшей частью педагогического мастерства. Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях: методологическом, информационно-содержательном, методическом, технологическом, творческом. Знания учителя становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция - необходимой предпосылкой успешной работы учителя.

Профессиональные знания и умения - это прежде всего философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания и умения. Они являются важнейшей частью педагогического мастерства.

Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях: методологическом, информационно-содержательном, методическом, технологическом, творческом.

Знания учителя становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция - необходимой предпосылкой успешной работы учителя.

Творчество и педагогические способности Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем. П едагогическое творчество прежде всего связано с личностью педагога, с его комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Н абор качеств учителя-профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен, рассмотрим важнейшие из них. Главными качествами педагога-мастера являются человеколюбие и умение общаться с людьми, гражданственность и патриотизм, интеллигентность и высокая духовная культура, ответственность, трудолюбие и работоспособность .

Творчество и педагогические способности

Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

П едагогическое творчество прежде всего связано с личностью педагога, с его комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности.

Н абор качеств учителя-профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен, рассмотрим важнейшие из них.

Главными качествами педагога-мастера являются

человеколюбие и умение общаться с людьми,

гражданственность и патриотизм,

интеллигентность и высокая духовная культура,

ответственность,

трудолюбие и работоспособность .

Творческий потенциал:

- интеллектуальный потенциал,

  • духовно-нравственный, ценностный,
  • коммуникативный,
  • креативный,
  • художественно-эстетический потенциал,
  • вектор нашего движения и динамика этого движения .

Творчество

Чудо

Свобода

Фантазия

Жизнь

Ценность

Творческая личность – та, которая соответствует требованиям и общества, и времени.

Актуализировать творчество в себе крайне сложно в нынешних внешних условиях, но в какие времена было легко? Нелегко понять свой образ учителя (К. Юнг, типы личности), но копирование чужого образа не даёт хороших результатов. Творчество - это всегда выбор.

- Вскрыть свой собственный (учителя) творческий потенциал.

- Вскрыть творческий потенциал (зоны) учеников.

  • Вскрыть творческий потенциал дисциплины.
  • Создать творческую среду (пространство).

Молитва Фомы Аквинского. «Господи! Сделай из меня орудие твоего примирения. Чтобы туда, где ненависть, я принес любовь; Туда, где обида - прощение; Туда, где сомнение - веру; Туда, где заблуждение - истину; Туда, где отчаяние - надежду. Владыко! Сделай, чтобы я Не столь старался быть понятым, Сколько понять, Не столько быть утешанным, Сколько утешить, Не столько быть любимым, Сколько любить, Ибо только отдавая, Мы получаем, Только прощая, Мы получаем прощение, Только забывая о себе, Находим себя, Только умирая, Воскресаем в жизни вечной. Аминь.»

Предметно-технологическая компетентность педагога

Как отмечает известный психолог А.А. Вербицкий, предметно-технологическая компетентность педагога означает степень владения содержанием обучения и эффективными педагогическими технологиями, способностями к педагогической инноватике (включая способность к проведению исследований в области эффективных педагогических технологий и реализации их результатов на практике).

Освоение современных педагогических технологий требуют соблюдения определенных условий, которые обращены к мастерству и творчеству педагога, к его личности:

  • установка на инновационную технологию,
  • анализ имеющихся технологических ресурсов,
  • умение проектировать (планировать) деятельность,
  • распределение целей, организация и анализ деятельности,
  • умение осваивать свой опыт через рефлексию, выражать его в технологической форме,
  • способность к самовыражению,
  • видение старения технологии и умение перестраивать ее.

Владение педагогическими технологиями совершенствует педагогическое мастерство. Даже имея средние способности, преподаватель может стать педагогом-мастером.

Мастерство владения педагогическими технологиями, проектированием и организацией диалога, дифференциацией, интеграцией и др., дает совершенно другое качество, нежели методика передачи информации.

Важнейшим слагаемым педагогической технологии является педагогическая техника — совокупность необходимых для деятельности практических умений учителя-воспитателя.

Уровень педагогического мастерства определяется на основе следующих основных критериев: целесообразность (по сонаправленности); 2) творчество (по содержанию деятельности); 3) технологичность (по уровню педагогической техники) .

Уровень педагогического мастерства определяется на основе следующих основных критериев:

  • целесообразность (по сонаправленности);

2) творчество (по содержанию деятельности);

3) технологичность (по уровню педагогической техники) .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!