НОЧУ «Рязанский Свободный лицей»
Выполнила: Васильева Алёна Валерьевна
2016 г.
Педагогическая деятельность — это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений.
С реди них важное место занимает инициативность и активность , глубокое внимание а наблюдательность , искусство нестандартно мыслить , богатое воображение , исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.
Ц ели педагогического труда направлены на изменение сознания, деятельности и поведения детей. Педагогическая деятельность, являясь по своей сути духовно-практической, предусматривает социализацию личности ребенка, включение его в общественные, межличностные отношения, в овладение общественным опытом.
Педагогическое мастерство — это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
Педагогическое мастерство с технологической точки зрения — это система, основными компонентами которой являются
высокая общая культура,
гуманистическая направленность,
профессиональные знания и умения,
творчество и педагогические способности,
технологическая компетентность .
Общая культура педагога
Общая культура педагога является не только компонентом педагогического мастерства, но и своеобразным механизмом, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога.
Культура учителя — это средство педагогической деятельности, основа педагогического мастерства и условие педагогического творчества.
В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство.
Гуманистическая направленность личности педагога — это его интересы, ценности, идеалы.
Каждый учитель должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения.
Проявление гуманистического стиля взаимоотношений учителя и учащихся следует рассматривать как показатель профессионального мастерства учителя.
Профессиональные знания и умения - это прежде всего философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания и умения. Они являются важнейшей частью педагогического мастерства.
Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях: методологическом, информационно-содержательном, методическом, технологическом, творческом.
Знания учителя становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция - необходимой предпосылкой успешной работы учителя.
Творчество и педагогические способности
Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
П едагогическое творчество прежде всего связано с личностью педагога, с его комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности.
Н абор качеств учителя-профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен, рассмотрим важнейшие из них.
Главными качествами педагога-мастера являются
человеколюбие и умение общаться с людьми,
гражданственность и патриотизм,
интеллигентность и высокая духовная культура,
ответственность,
трудолюбие и работоспособность .
Творческий потенциал:
- интеллектуальный потенциал,
- духовно-нравственный, ценностный,
- коммуникативный,
- креативный,
- художественно-эстетический потенциал,
- вектор нашего движения и динамика этого движения .
Творчество
Чудо
Свобода
Фантазия
Жизнь
Ценность
Творческая личность – та, которая соответствует требованиям и общества, и времени.
Актуализировать творчество в себе крайне сложно в нынешних внешних условиях, но в какие времена было легко? Нелегко понять свой образ учителя (К. Юнг, типы личности), но копирование чужого образа не даёт хороших результатов. Творчество - это всегда выбор.
- Вскрыть свой собственный (учителя) творческий потенциал.
- Вскрыть творческий потенциал (зоны) учеников.
- Вскрыть творческий потенциал дисциплины.
- Создать творческую среду (пространство).
Молитва Фомы Аквинского. «Господи! Сделай из меня орудие твоего примирения. Чтобы туда, где ненависть, я принес любовь; Туда, где обида - прощение; Туда, где сомнение - веру; Туда, где заблуждение - истину; Туда, где отчаяние - надежду. Владыко! Сделай, чтобы я Не столь старался быть понятым, Сколько понять, Не столько быть утешанным, Сколько утешить, Не столько быть любимым, Сколько любить, Ибо только отдавая, Мы получаем, Только прощая, Мы получаем прощение, Только забывая о себе, Находим себя, Только умирая, Воскресаем в жизни вечной. Аминь.»
Предметно-технологическая компетентность педагога
Как отмечает известный психолог А.А. Вербицкий, предметно-технологическая компетентность педагога означает степень владения содержанием обучения и эффективными педагогическими технологиями, способностями к педагогической инноватике (включая способность к проведению исследований в области эффективных педагогических технологий и реализации их результатов на практике).
Освоение современных педагогических технологий требуют соблюдения определенных условий, которые обращены к мастерству и творчеству педагога, к его личности:
- установка на инновационную технологию,
- анализ имеющихся технологических ресурсов,
- умение проектировать (планировать) деятельность,
- распределение целей, организация и анализ деятельности,
- умение осваивать свой опыт через рефлексию, выражать его в технологической форме,
- способность к самовыражению,
- видение старения технологии и умение перестраивать ее.
Владение педагогическими технологиями совершенствует педагогическое мастерство. Даже имея средние способности, преподаватель может стать педагогом-мастером.
Мастерство владения педагогическими технологиями, проектированием и организацией диалога, дифференциацией, интеграцией и др., дает совершенно другое качество, нежели методика передачи информации.
Важнейшим слагаемым педагогической технологии является педагогическая техника — совокупность необходимых для деятельности практических умений учителя-воспитателя.
Уровень педагогического мастерства определяется на основе следующих основных критериев:
- целесообразность (по сонаправленности);
2) творчество (по содержанию деятельности);
3) технологичность (по уровню педагогической техники) .