План-конспект занятия по подготовке к итоговому собеседованию
Задание 3.1 «Описание фотографии»
1. (слайд №1) Приветствие. Добрый день, уважаемые коллеги, ребята! Здравствуйте, садитесь! Меня зовут Ира Николаевна. Сегодня у нас интересное и, надеюсь, полезное занятие – консультация по подготовке к итоговому собеседованию.
-Прослушайте музыкальную композицию в исполнении Ирины Аллегровой (слайд №2)
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?
-Было нетрудно догадаться – о фотографиях! (слайд №3) Какие моменты своей жизни стремится сохранить на память человек?
2. Определение темы, немного теории
-(слайд №4) И выбор темы неслучаен. Как вы знаете, задание 3 экзаменационной работы – это монолог. Учащимся на выбор предлагается 3 вида работы:
3.1. Описание фотографии
3.2. рассказ о событии (повествование)
3.3. рассуждение на предложенную тему. Время на подготовку - 1 минута; Время на высказывание - не более 3 минут
Тема занятия – описание фотографии.
Определяем цель занятия: совершенствование навыков составления текста «Описание фотографии»; развитие монологической речи
-(слайд №5) Вспомним, какой тип речи называется описанием.
Описание — это тип речи, целью которого является детальный рассказ о статичном предмете, образе, явлении или человеке.
-(слайд №6). Обратимся к примеру из демонстрационного варианта).
-(слайд №7). Предлагаемые темы – мероприятие, школьный праздник, экскурсия, посещение музея, посещение урока, посещение зрелищного мероприятия (концерта, спектакля, оперы, балета), спортивные соревнования, школьная научная практика (проект),поход, летний отдых, увлечение, современный город, школьный кабинет, домашние дела
-(чёрный слайд) ЧТО ОЦЕНИВАЮТ ЭКСПЕРТЫ (При объёме монолога не менее 10 фраз по теме высказывания)? Содержание монологического высказывания и правильность речи. Максимальное количество баллов -3 балла.
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОПИСАТЬ: время действия; место действия; занятие ребят; их внешний вид (лицо, одежда); присутствующих; пейзаж; интерьер; общую атмосферу события; настроение участников.
При описании фотографии следует учитывать её КОМПОЗИЦИЮ: что находится на переднем плане(или в центре), на заднем плане, Сверху, слева, справа, внизу.
-(слайд №9). ИСПОЛЬЗУЕМ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ. Предлагает прочитать одному из учащихся
На фотографии изображен (-о, -а, -ы) …
В объектив фотографа попали …
В центре снимка мы видим …
На заднем плане находится …
Вдалеке мы можем разглядеть …
Можно предположить, что …
Кажется, что …
Смотришь на фотографию и представляешь…
Фотография передаёт ощущение …
Фотографу удалось показать …
3. Обучающая работа. -(слайд №10). Для дальнейшей работы давайте определимся, какая из двух групп будет группой экзаменующихся, а кто будет экспертами. Предлагаем экспертам задание. Чтобы предупредить повторение одних и тех же слов, бедность речи, предлагаю использовать синонимы.
А) ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА
Подберите синонимы к словам, заполните таблицу
слово | синонимы |
фотография | фотокарточка, фото, снимок, кадр |
фотограф | автор снимка (кадра) |
увидеть | рассмотреть, заметить, увидать, различить, уловить, разглядеть |
изобразить | рассмотреть, заметить, увидать, различить, уловить, разглядеть |
ученики | учащиеся, школьники, ребята, дети, подростки, старшеклассники |
Б) Рассмотрим фотографию, познакомимся с планом описания фотографии (этот план вы можете использовать при описании фотографий)
1. Вводные фразы по теме фотографии.
2. Описание фотографии с учётом задания:
- время действия (когда? в какое время?)
- место действия (где? в каком месте?)
- внешний вид участников (кто? как выглядят?)
- занятие участников (что делают? чем зАняты? как?)
- настроение участников (какое? какие эмоции выражены?)
3. Завершающие фразы (общая атмосфера события; понравилась ли фотография и почему; настроение, которое вызывает снимок и др.)
Рассмотрим фотографию, тема которой экскурсия. Работаем по плану(вместе с обучающимися описывают фотографию). Следуя плану, подбираем опорные слова и словосочетания для описания фотографии (их можно записать в черновике).
В) Монолог, который представляет учитель. Трудно? А теперь попробуем представить, что вы на экзамене и описать предложенные фотографии.
4. Практическая работа (работа в группах). Описание фотографий №1 и №2.
5. Подведение итогов занятия.
-Подведём итоги нашего занятия. -Достигли мы поставленных целей?
Материал-раздатка для учащихся
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
Задание 3.1 «Описание фотографии»
1. ИСПОЛЬЗУЕМ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ!
На фотографии изображен (-о, -а, -ы) …
В объектив фотографа попали …
В центре снимка мы видим …
На заднем плане находится …
Вдалеке мы можем разглядеть …
Можно предположить, что …
Кажется, что …
Смотришь на фотографию и представляешь…
Фотография передаёт ощущение …
Фотографу удалось показать …
2. ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА
Подберите синонимы к словам, заполните таблицу
слово | синонимы |
фотография | |
фотограф | |
увидеть | |
изобразить | |
ученики | |
Примерный план монологического высказывания-описания
1. Вводные фразы по теме фотографии.
2. Описание фотографии с учётом задания:
- время действия (когда? в какое время?)
- место действия (где? в каком месте?)
- внешний вид участников (кто? как выглядят?)
- занятие участников (что делают? чем зАняты? как?)
- настроение участников (какое? какие эмоции выражены?)
3. Завершающие фразы (общая атмосфера события; понравилась ли фотография и почему; настроение, которое вызывает снимок и др.)
Практическая работа №1
Тема 1. Поход
Опишите фотографию. Не забудьте описать
время и место действия;
занятие ребят;
их внешний вид;
общую атмосферу события
настроение участников.

Практическая работа №2
Тема 2. Школьный проект
Опишите фотографию. Не забудьте описать
время и место действия;
занятие ребят;
их внешний вид;
общую атмосферу события
настроение участников.
