Тема семинара-практикума | «Развитие функциональной грамотности учащихся посредством приемов технологии критического мышления на уроках» |
Цель | Показать эффективность применения приемов технологии критического мышления на уроках для развития навыков функциональной грамотности учащихся. |
Ожидаемые результаты | Участники семинара - познакомятся с технологией критического мышления, понятием «функциональная грамотность»; - изучат приемы технологии критического мышления; - оценят эффективность применения приемов технологии критического мышления для развития навыков функциональной грамотности учащихся. |
Ключевые идеи | Критическое мышление способствует активизации учебного процесса, функциональная грамотность – неотъемлемое требование современного учебного процесса |
Материалы и оборудование | маркеры, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, видеоролик, теоретический материал по КМ, презентация «Критическое мышление» |
Ход занятия |
Этапы семинара-практикума | Время | Действия тренера и действия участников семинара-практикума |
Приветствие | 2 мин | Тренер приветствует участников, сообщает тему и цель |
Эмоциональный настрой | 7 мин | Тренер читает следующее: В жизни можно по - разному жить. Можно в беде, а можно в радости. Вовремя есть, вовремя пить Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обожженной солнце достать И подарить его людям. Затем тренер предлагает встать в круг, и передавая зажженную свечу по кругу, сказать пожелание, стоящему рядом коллеге. |
Деление на группы по приему «Воссстанови логическую цепочку» | 10 мин | Каждая группа перед началом семинара получает картинку определенного цвета с изображением одного из этапа приготовления яблочного пирога. По команде тренера участники распределяются в новые группы по цвету и восстанавливают последовательность приготовления пирога. |
Вызов | 10 мин 5 мин | Прием «Корзина идей, имен, понятий …» Тренер задает участникам семинара вопрос: «Что Вы знаете о функциональной грамотности учащихся?» Участники семинара обсуждают в группах в течение 2 мин; записывают идеи на стикерах, заранее приготовленных на столах и спикеры групп закрепляют стикеры на рисунке корзины. Теоретическая часть. Тренер кратко рассказывает участникам о технологии критического мышления: впервые о технологии КМ говорил исследователь Джон Дьюи. КМ может представлено как «мышление о мышлении». Оно предполагает умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Является одной из активной формы работы по развитию ФГ. |
Просмотр видеофильма | 7 мин | Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал», - Как сюжет мультфильма связан с темой семинара? (критическое мышление, знание менеджмента) |
Осмысление | 7 мин | Прием «Ромашка Блума» Каждая из групп вытягивает лепесток ромашки Блума и составляет вопросы, используя информационный ресурс. Спикеры озвучивают составленные группой вопросы. Тренер оценивает правильность формулировки вопросов, привлекая к этому другие группы. |
| 20 мин | На столах групп находится теоретический материал по разъяснению понятия «функциональная грамотность». Тренер предлагает лидерам групп выбрать один из приемов технологии КМ: 1) ИНСЕРТ 2) Бортовой журнал 3) Дерево предсказаний 4) «Данетка» 5) МПИ (минус, плюс, интересно ) Участники в группе разбирают теоретический материал и представляют изученный материал, используя выбранный прием. Группы оценивают друг друга, используя прием «Две звезды и одно пожелание» |
Рефлексия | 7 мин | Прием «Синквейн» Участники составляют «Синквейн» для одного из понятий: грамотность, мышление. Спикеры озвучивают составленное пятистишие. |
Рефлексия | 10мин | Стратегия «3-2-1» Тренер предлагает участникам провести рефлексию семинара по стратегии «3-2-1»: 3 идеи, котрые Вы можете использовать; 2 идеи, о которых Вы хотите узнать больше; 1 вопрос, который Вы хотите задать |