СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы со слабоуспевающими учениками по русскому языку и литературе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа предназначена для учителей русского языка и литературы со слабоуспевающими учащимися.

Просмотр содержимого документа
«План работы со слабоуспевающими учениками по русскому языку и литературе»




 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

                                                

 

 

              



ПЛАН

работы со слабоуспевающими учениками

по русскому языку и литературе

на 2021—2022 учебный год

(Астрелин Кирилл)




















Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Панькина Е.А .



Пояснительная записка

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья:

- занятия спортом;

- какими- либо видами художественного творчества;

- неблагоприятной обстановкой в семье.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой - безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыков и умений.

Цели:

  • Выполнение Закона об образовании;

  • принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний обучающихся.

  • ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку;

  • создание условий для успешного индивидуального развития ребенка

ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ:

Учащихся: получение полного и среднего образования;

выбор формы получения образования.

Родителей: в создании наиболее комфортных условии обучения своего ребенка;

в стабилизации отношении в семье: смягчение конфликтных ситуаций в школе.

Школы: решение социально-педагогических и психологических проблем детей и подростков.

Задачи:

  • Создание условий для успешного усвоения обучающимися учебных программ.

  • Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников.

  • Реализация разноуровневого обучения.

  • Изучение особенностей слабоуспевающих обучающихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации.

  • Формирование ответственного отношения обучающихся к учебному труду.

Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся

1.Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут  быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2.Ученик не задает вопросов по существу изучаемого,   не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3.Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4.Ученик   не   реагирует   эмоционально   (мимикой   и   жестами)   на успехи и неудачи,  не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5.Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

Оптимальная система мер по оказанию помощи слабоуспевающему школьнику

1.Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

Направления в работе со слабоуспевающими обучающимися

Методы стимулирования обучающихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

посредством содержания

посредством организации деятельности

посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания

Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный;

б) аналитический (разъяснительный);

в) деловой;

г) необычный.

Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность;

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

Показ значимости знаний, умений:

а) общественной

б) личностной

Межпредметные связи.

Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач

Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)

Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.

Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.

Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д.

Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.

проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям

Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)

Оказание помощи неуспевающему ученику на различных этапах урока и профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Виды помощи в учении

Профилактика неуспеваемости.

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.  

При открытии новых знаний

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном

обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. 

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Отношение к процессу учения

(усвоение знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, к своим силам

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий

Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий

ПЛАН РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию.

На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся».

Шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания.

При опросе слабоуспевающим давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, давать больше времени готовиться к ответу у доски.

Задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивать атмосферу доброжелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрировать на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам давать задания, направленные на устранение ошибок, отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбирать задания по осознанию и исправлению ошибок, проводить подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий. Объем домашних заданий рассчитывать так, чтобы не допустить перегрузки.

Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.





Коррекционная программа для учащегося 7 «а» класса Кочнева Артемия.

Русский язык

Наименование темы

Консультация

Дата сдачи зачета

1

Виды подчинительной связи в словосочетании.

08.06.

11.00

16.06.

11.00

2

Простое двусоставное предложение.

08.06.

11.00

17.06

11.00

3

Простое глагольное сказуемое.

09.06.

11.00

20.06.

11.00

4

Составное глагольное сказуемое.

09.06.

11.00

20.06.

11.00

5

Составное именное сказуемое.

09.06.

11.00

20.06.

11.00

6

Тире между подлежащим и сказуемым.

10.06.

11.00

21.06.

11.00

7

Определение

10.06.

11.00

21.06.

11.00

8

Приложение

14.06.

11.00

22.06.

11.00

9

Обстоятельство

14.06.

11.00

22.06.

11.00



Литература

Наименование темы

Консультация

Дата сдачи зачета

1

Ю. Казаков «По дороге».

08.06.

11.00

16.06.

11.00

2

Д. С. Лихачев «Земля родная».

08.06.

11.00

16.06.

11.00

3

Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. «Беда»

08.06.

11.00

17.06

11.00

4

А.П. Платонова «Юшка»

09.06.

11.00

17.06.

11.00

5

Бессердечие героев в рассказе Л.Н. Андреева «Кусака».

09.06.

11.00

20.06.

11.00

6

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади».

14.06.

11.00

22.06.

11.00

7

Е.И. Носов «Кукла».

14.06.

11.00

22.06.

11.00



Учитель русского языка и литературы Е.А. Панькина



















Коррекционная программа для учащегося 6 «в» класса Астрелина Кирилла

Русский язык

Наименование темы

Консультация

Дата сдачи зачета

1

Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного.

09.06.

11.30

20.06.

11.30

2

Образование действительных причастий настоящего времени.

09.06.

11.30

20.36.

11.30

3

Образование действительных причастий прошедшего времени.

09.06.

11.30

20.06.

11.30

4

Образование страдательных причастий настоящего времени.

10.06.

11.30

21.06.

11.30

5

Образование страдательных причастий прошедшего времени.

10.06.

11.30

21.06.

11.30

6

Краткие страдательные причастия.

14.06.

11.30

22.06.

11.30

7

Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами.

14.06.

11.30

22.36.

11.30

8

Деепричастие как форма глагола. Образование деепричастий.

14.06.

11.30

23.06

11.30

9

Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами.

14.06.

11.30

23.06

11.30



Литература

Наименование темы

Консультация

Дата сдачи зачета

1

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

08.06.

11.30

16.06.

11.30

2

В. Г. Распутин. «Уроки французского».

08.06.

11.30

16.06.

11.30

3

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

08.06.

11.30

17.06

11.30

4

Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия».

09.06.

11.30

20.06.

11.30

5

«Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

09.06.

11.30

20.06.

11.30

6

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».

14.06.

11.30

22.06.

11.30







Учитель русского языка и литературы Е.А. Панькина

















Коррекционная программа для учащейся 8 «в» класса Загудаевой Ангелины

Русский язык

Наименование темы

Консультация

Дата сдачи зачета

1

Простые двусоставные.

08.06

12.00

16.06.

12.00

2

Односоставные предложения.

08.06

12.00

16.06.

12.00

3

Полные и неполные предложения

09.06

12.00

17.06

12.00

4

Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных конструкциях

09.06

12.00

20.06.

12.00

5

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

10.06

12.00

20.06.

12.00

6

Обособленные определения.

11.04

12.00

22.06.

12.00

7

Обособленные приложения.

14.00

12.00

16.06.

12.00

8

Обособленные обстоятельства.

14.00

12.00

16.06.

12.00

































Учитель русского языка и литературы Е.А. Панькина














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!