I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена
на основании:
Статьи 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
Статьи 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
в соответствие с требованиями:
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта основного общего образования» с изм. и дополнениями);
примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15)
авторской программы «Литература» (5–9 классы) автора Г.С. Меркина (издательство Москва «Русское слово» 2012));
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345.)
учебно-методического комплекса: Литература 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций. / Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.-5-е издание.М: ООО «ТИД «Русское слово -РС» 2015 г., электронное приложение, книга для учителя;
в соответствии с:
п. 4.4 Устава школы (Постановление Администрации Чертковского района Ростовской области от 15.09.2015г. № 725)
основной образовательной программой МБОУ Чертковская СОШ № 2 (Приказ от 30.08.2019 г. № 163);
Положением о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога МБОУ Чертковская СОШ № 2 (Приказ от 31.08.2017 г. № 144)
календарным учебный графиком (Приказ от 30.08.2019 №162);
учебным планом ОУ (Приказ от 30.08.2019 № 161);
Задачи обучения:
- развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
- совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
- отбирать тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу;
- постигнуть систему литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
II. Место учебного предмета
Календарный учебный график МБОУ Чертковская СОШ № 2 на 2019-2020 учебный год предусматривает 35 учебных недель в 8 классе. В соответствии с ФГОС ООО и учебным планом школы на 2019-2020 уч. год для основного общего образования на учебный предмет родная русская литература в 8 классе отводится 0,5 часов в неделю, т.е. 17,5 часов в год.
Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в соответствии со сложившейся ситуацией:
- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками, календарным учебным графиком (Приказ от 30.08.2019 № 162);
- прохождение курсов повышения квалификации (на основании приказа РОО);
- отмена учебных занятий по погодным условиям (на основании приказа РОО);
- по болезни учителя.
Таким образом, программа в 8 кл..рассчитана на 17,5ч.
III.Содержание учебного предмета
Своеобразие родной литературы.
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа.
Родная литература как способ познания жизни.
Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении.
Слово как средство создания образа.
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.
Русский фольклор
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский
героический эпос в изобразительном искусстве и музыке.
Фольклорные традиции в русской литературе
Древнерусская литература
Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции
древнерусской литературы (Традиции и особенности духовной литературы
Образное отражение жизни в древнерусской литературе.)
«Русская земля»
Из литературы XVIII века
Новиков Н.И. « Детское чтение для сердца и разума» ( фрагменты по выбору)
Из литературы XIX века
Традиции литературы XIX века.
Басни. Толстой Л.Н. « Два товарища», « Лгун»
Литературные сказки. Богатство и
выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл.
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.
Творчество поэтов и писателей XIX века.
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.
Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова
«Шуточка».
Из литературы XX века
Традиции литературы XX века.
Литературные сказки. Сказы.
Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина (по выбору учителя).
Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение.
Пришвин М.М. Мир природы и мир человека.
«Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель».
Стихи о прекрасном и неведомом.
В. Берестов «Почему –то в детстве…»,
IV.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| Название раздела, тема урока | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Виды контроля |
1 | Своеобразие родной литературы( 1ч) Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально – культурная ценность народа. | 15.01 | Объяснение значимости чтения и изучения родной литературы, привлечение для аргументации собственного мнения. | Устные сообщения, работа со статьей учебника |
2 | Русский фольклор( 1ч) Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов. | 22.01 29.01 | Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев фольклорных произведений. | различные виды чтения |
3 | .Древнерусская литература (1ч) Традиции и особенности духовной литературы. «Русская земля». | 5.02 | Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев древнерусской литературы. | наблюдения над лексическим составом произведений |
4 | Литература XVIII века (1ч) Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору). | 12.02 | Выразительное чтение произведения .Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. | |
5 | Литература XIX века (6ч) Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. . Родная природа в стихах поэтов XIX века. Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Творчество поэтов и писателей XIX века. Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка». | 19.02 26.02 4.03 11.03 18.03 1.04 8.04 | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение басен. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Устные или письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования). Создание собственных иллюстраций и их защита. . | различные виды чтения выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний, сопоставительный анализ анализ, чтение наизусть устные сообщения, подбор вопросов |
6 | Русская литература XX века (7ч) Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина (по выбору учителя). Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести Стихи о прекрасном и неведомом. В. Берестов «Почему –то в детстве…», Д. Самойлов «Сказка». | 15.04 22.04 29.04 6.05 13.05 20.05 27.05 | Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев. | пересказ, сообщение формулировки и запись выводов, работа с иллюстрациями |
V. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты.
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•смысловое чтение;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
• Развитие мотивации к овладению культурой активного использования с
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
В результате изучения учебного предмета «Родная литература (русская)»
Ученик научится:
-осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать
фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами
других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
-выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для
развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
-видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
-учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
-целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
-определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
-выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
-пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
-выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
-определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
-выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
-определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
-анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
-создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
-употреблять языковые средства, стилистическую окраску слов и предложений;
-употреблять стилистические средства лексики и грамматики в художественных произведениях;
-научится работать со словарями, различать слова по их стилистической окраске;
-понимать роль общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности;
-выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской;
-выбирать стилистические средства языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и поставленной целью;
-научится применять средства художественной изобразительности;
-употреблять средства художественной изобразительности в произведениях словесности;
-находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значении;
-применять средства художественной изобразительности в собственных высказываниях;
-научится отличать эпическое произведение от лирического и драматического;
-понимать значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;
-сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
-работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
-видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу,былину и сказание), определять черты национального характера;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя),определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность одному из литературных родов и жанров, определять средства художественной выразительности.
употреблять стилистические средства лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.
подготовить сообщение, доклад, на литературную тему, рассказ на основе прочитанного;
свободно владеть монологической и диалогическом речью в объеме изучаемых в этом классе произведений (в процессе беседы, интервью, сообщения, доклада и пр.);
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и
оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект.)
Оценка устных ответов учащихся
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.