СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Плотность вещества

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемный урок физики по теме "Плотность вещества". Цель урока: сформировать понятие физической величины плотность, выяснить физический смысл плотности, рассмотреть ее характеристики.

Предполагаемые результаты обучения:

Предметные: определить, что такое плотность вещества; установить зависимость между массой, объемом и плотностью вещества.

Метапредметные: развитие умения наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы; умение работать с табличной информацией.

Личностные: умение работать в микрогруппах; сформированность культуры общения; выработка трудолюбия и аккуратности в работе.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации работы учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая.

Просмотр содержимого документа
«Плотность вещества»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Товарковская средняя общеобразовательная школа 1»







Проблемный урок физики

«Плотность вещества»














Разработала: Модина Анна Николаевна,

учитель физики и математики






2017-2018 уч.год

Тема урока: «Плотность вещества».

Тип урока: урок изучения нового.

Цель урока: сформировать понятие физической величины плотность, выяснить физический смысл плотности, рассмотреть ее характеристики.

Задачи:

  • сформировать представление о плотности вещества, помочь учащимся осмыслить практическую значимость;

  • создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности;

  • сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, сформировать интерес к физике при анализе физических явлений, развитее внимания, памяти, логического и творческого мышления.

Предполагаемые результаты обучения:

Предметные: определить, что такое плотность вещества; установить зависимость между массой, объемом и плотностью вещества.

Метапредметные: развитие умения наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы; умение работать с табличной информацией.

Личностные: умение работать в микрогруппах; сформированность культуры общения; выработка трудолюбия и аккуратности в работе.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации работы учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая.

Средства обучения:

  • учебник;

  • лабораторное оборудование: весы с разновесами, мензурка, деревянный и металлический бруски одинакового объема, алюминиевый и свинцовый цилиндры одинаковой массы, две колбы с водой разного объема;

  • дидактический материал;

  • карточки рефлексии;

  • Компьютер, проектор, презентация к уроку.


Название этапа урока, продолжительность

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент (2 мин).

Цель: обеспечить благоприятный психологический настрой на работу; включить обучающихся в учебную деятельность

«Здравствуйте, ребята! По вашим лицам вижу, что у вас хорошее настроение. Давайте поработаем на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть стало лучше. Ваша работа заключается в получении знаний, а знания сегодня мы будем добывать опытным путем».

Приветствует обучающихся.

Отвечают на приветствие учителя.

2.Мотивация учебной деятельности (2 мин).

Цель: поднять мотивацию обучающихся к участию в процессе познавательной деятельности, организация активной, самостоятельной и результативной работы каждого обучающегося при решении учебно-познавательных задач.

«Ребята давайте решим задачу: «Вовочка работает в мастерской. После окончания работы на столярном станке он убирал инструменты на полку. Вдруг он уронил деревянный молоток себе на ногу. Было бы Вовочке больно, если бы он уронил на ногу металлический молоток такого же размера?»

Постановка проблемного вопроса.

Отвечают на вопрос учителя. Выдвигают предположения.

3.Актуализация знаний (5 мин).

Цель: обобщить знания обучающихся по теме «Масса вещества, объем тела» и проверить правильность, полноту и осознанность приобретенных ранее знаний, мотивировать и мобилизовать силы обучающихся.

«Для того, чтобы ответить на этот вопрос правильно, нам сейчас необходимо вспомнить понятия, которые пригодятся сегодня на уроке.

Дополните предложенные высказывания:

1)Свойство тел по-разному изменять скорость при взаимодействии называется…

2)Физическая величина, характеризующая инертные свойства тел называется…

3)Обозначение массы…

4)Единица измерения массы…

5)1г =…кг

6)Прибор, с помощью которого измеряют массу тела называется…

7)Как измерить объем тела…

8) 1 см3=…м3

Задает вопросы. Выслушивает все ответы, проверяет правильность ответов на вопросы.

Отвечают на вопросы учителя.

4.Постановка цели и задач урока (7 мин). Цель: с помощью экспериментального задания сформулировать тему урока

«Ребята, перед вами 2 брусочка: деревянный и металлический, 2 цилиндра: алюминиевый и свинцовый; два стакана с водой. Что вы сейчас можете сказать о массе и объеме этих тел?

Давайте проверим наши предположения экспериментально. Для этого вам необходимо разделиться на три группы. Каждая группа получает свое экспериментальное задание. Первая группа сравнить массу и объемы двух брусочков деревянного и металлического. Вторая группа сравнит массу и объемы двух цилиндров алюминиевого и свинцового. Третья группа сравнит массу и объемы двух стаканов с водой.



Какие результаты у вас получились?
































«Ребята, как вы думаете, в чем причина различий, которые вы получили?»









«Верно. Давайте заглянем во внутреннее строение веществ.

Влияет ли род вещества на массу тела при одинаковом или разном объеме?»

«Сегодня на уроке мы узнаем, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов. Запишем тему урока «Плотность вещества». Какие цели вы поставите пред собой? Какие задачи нам предстоит осуществить? Представьте их в виде плана изучения плотности вещества.


Задает вопросы.




Делит обучающихся на группы. Раздает экспериментальные задания. Следит за техникой безопасности при работе с лабораторным оборудованием.

Задает вопросы, выслушивает все ответы, проверяет правильность ответов на вопросы, помогает (если нужно) сделать выводы.

























Задает вопросы. Выслушивает ответы.










Задает вопросы. Выслушивает ответы.

Выяснение темы и цели урока. Задает вопросы. Выслушивает все ответы.

Рассуждают. Отвечают на вопросы.


Выполняют экспериментальные задания. Делают выводы.







Каждая группа знакомит всех со своими результатами. Первая группа «Тела одинакового объема, сделанные из различных веществ, имеют разную массу».

Вторая группа «Тела одинаковой массы, сделанный из различных веществ, имеют разный объем».

Третья группа «Тела состоящие из одного вещества, но разного объема, имеют разную массу».











«Тела сделаны из разных веществ и различаются внутренним строением: размерами молекул, расположением и их количеством в данном объеме».



«Да. влияет».



Записывают тему урока в тетрадь. Называю и записываю цели в тетрадь:

узнать определение плотности вещества; узнать как она обозначается; узнать от чего она зависит; узнать единицы измерения плотности; узнать способ измерения.

5.Изучение нового материала (10 мин).

Цель: определить, что такое плотность вещества; установить зависимость между массой, объемом и плотностью вещества.

«Сегодня мы знакомимся с новой физической величиной – плотностью вещества. Запишем физический смысл плотности вещества: плотность показывает, какая масса вещества приходится на единицу объема тела. Плотность вещества обозначается греческой буквой ρ (ро)».

«Ребята, как можно записать определение плотности вещества математически?»


«Проверьте свое предположение, открыв учебник на странице 61 и найдите верный ответ»




«Каковы единицы измерения плотности?»










«Сравним плотности различных веществ. Для этого откроем учебник на стр.63-64 и рассмотрим таблицы, в которых занесены плотности некоторых веществ. Чем отличаются таблицы?»









«Одинакова ли плотность воды в твердом и жидком и газообразном состояниях?»












«Для измерения плотности существует специальный прибор. Он называется ареометром»


Объясняет. Выводит на экран слайды.




Задает вопросы.



Дает обучающимся задание работать с учебником.



Задает вопросы, выслушивает все ответы, проверяет правильность ответов, помогает (если нужно) делать выводы.




Дает обучающимся задание работать с учебником.










Задает вопросы, выслушивает все ответы, проверяет правильность ответов, помогает (если нужно) делать выводы

Делают записи в тетрадях.





Делают предположение, что ρ=.

Работают с учебником, делают записи в тетрадях.



Рассуждают: так как единицей измерения массы является 1кг, а объема – 1м3, единицей измерения плотности является 1кг\м3. Делают записи в тетрадях.

Рассматривают и сравнивают таблицы. Делают вывод о том, что в учебники даны таблицы с плотностями веществ для трех агрегатных состояний: твердое, жидкое и газообразное.

Находят ответ при помощи таблиц. Делают вывод о том, что плотность одного и того же вещества находящегося в различных агрегатных состояниях различная, так как расположение молекул разное. Записывают вывод в тетрадях.

6.Физкультминутка (2 мин)

«Повторяем движения под видеоролик»


Выполняют физические упражнения.

7.Первичное закрепление (2 мин). Цель: первичное закрепление знаний обучающихся в процессе решения проблемного вопроса.

«Ребята, вернемся к задаче о Вовочке. Предлагаю группам вновь поработать: 1 и 3 группы ищут в таблице плотность дерева, 2 группа – плотность металла, например, стали».

Дает обучающимся задание. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.

Работают с учебником, сравнивают плотности и делают вывод, что Вовочке будет больнее, если на ногу упадет металлический молоток.

8.Закрепление знаний обучающихся (8 мин). Цель: закрепить в памяти обучающихся знания, которые они приобрели в ходе теоретического изучения материала, а так же при выполнении экспериментальных заданий.

«А теперь, ребята, каждой группе необходимо решить задачу на определение плотности вещества:

1.Масса детали 34г, а объем 4см3. Определите из какого вещества изготовлена деталь.

2.Плита имеет объем 0,24м3 и массу 552кг. Определить плотность плиты.

3.Масса 2-х литровой бутылки с подсолнечным маслом 1,86кг. Определите плотность подсолнечного масла (массой бутылки пренебречь)».

Дает задания. Следит за выполнением заданий. Выставляет оценки в журнал.

Решают задачи в тетрадях. Делают выводы. Один обучающийся от каждой группы записывает рещение задачи на доске.

9.Рефлексия. Итог урока(6 мин).

«Сейчас проведем небольшую тестовую работу с целью проверки ваших знаний по изученной теме.

Отвечаете в тетради. Далее проверяем себя по ключу.

Тест

1. Плотностью называют…

а)физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.

б)физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.

в) физическое явление.

г) физическое тело.

2. В системе СИ плотность измеряется в…

а) г/см3.

б) г/л.

в) кг/м3.

г) м3/кг

3. Плотность данного вещества зависит …

а) от его массы.

б) от его объёма.

в) от его размеров.

г) нет правильных ответов

4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее…

а) такого же стакана со спиртом.

б) такого же стакана с молоком.

в) такого же стакана с чистой водой.

г) такого же стакана с мёдом

5.При замерзании воды плотность её вещества…

а) может и увеличиваться, и уменьшаться.

б) уменьшается.

в) увеличивается.

г) не меняется

Поставьте себе оценку по результатам теста. Если у вас нет ошибок – 5, если 1 ошибка - 4. Если ошибок больше, то пока ничего не ставьте.

Поднимите руки те, у кого ни одной ошибки.

Хорошо.

Рефлексия деятельности. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

  • сегодня я узнал:

  • было интересно:

  • было трудно:

  • я почувствовал, что:

  • я приобрел:

  • я научился:

  • я смог:

  • я попробую:

  • меня удивило:

урок дал мне для жизни:

Формулирует вопросы, слушает ответы обучающихся.

Проводит рефлексию

Отвечают на вопросы.

10.Домашнее задание (1 мин)

«Откройте дневники и запишите домашнее задание:§22 прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа. Упр. 7 (1,2,3)».

«Ребята я хочу сказать, что вы молодцы!

Мы вместе успели за урок очень много.

Спасибо, ребята, за урок!

Удачи в изучении физики!»


Записывает домашнее задание на доске.

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневники.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!