СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Плотность вещества

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  "Плотность вещества"

Просмотр содержимого документа
«Плотность вещества»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 61

имени Героя Советского Союза А.И. Маринеско»










Методическая разработка урока по физике

в 7 классе на тему

«Плотность вещества»

















Составитель:

Исаева Наталья Геннадьевна,

учитель физики,

специалист

II категории







Севастополь

2015 г.


Тема: Плотность вещества.


При изучении природы основным источником знаний считаю опыт.”

М.В. Ломоносов.


Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций, обучающихся по теме «Плотность вещества».

Задачи:

  • обочающие: с помощью проблемного-поискового метода выяснить отчего зависит плотность вещества и её физический смысл; формирования опыта практической деятельности;

  • развивающие: способствовать развитию умения анализировать, предлагать, выдвигать гипотезы, делать выводы, наблюдать и экспериментировать.

  • воспитательные: продолжить работу по формированию умения учащихся проявлять самостоятельность, ответственность, объективность в оценке собственной деятельности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы организации работы учащихся: беседа, рассказ, фронтальные и лабораторные опыты, обсуждении демонстрации.

Методы и приёмы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, словесный.

Методы и формы контроля: наблюдение, самоанализ, рефлексия, тестирование, оценочные вопросы.

Материалы и оборудование: проектор, ПК, слайдовая презентация (рисунки, схемы), учебная и справочная литература, рабочие тетради, сигнальную карточку красного (отлично усвоил материал), желтого (хорошо поработал), зеленого (не понял)

Учебник: Кабардин О. Ф.физика 7 класс.


План и содержание урока


п/п

Структурные элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Актуализация ранее усвоенных знаний

Учитель задает вопросы классу:

  • Как обозначается масса тела?

  • С помощью какого физического прибора можно определить массу тела?

  • Явление сохранения телом скорости при отсутствии воздействия на него других тел называется…

  • 1 г = ________кг

Ученики отвечают на вопросы


2

Мотивация учебной работы

Учитель показывает

  • Тела равного объема имеют разную массу.

  • Тела разного объема могут иметь равную массу.

вопрос почему?

Обучающиеся отвечают

3

Постановка цели урока

Учитель (подводит итог высказываниям): Цель урока: ввести понятие плотности вещества, объяснить его физический смысл; узнать единицы измерения плотности и формулу для ее расчета


Обучающиеся записывают в тетради тему урока

4

Работа над изучением материала

Учитель дает классу задание: сравните массы и объемы двух брусков, лежащих перед вами. Сделайте вывод. Предлагает учащимся обратиться к эксперименту: он демонстрирует тела (цилиндры из алюминия и латуни), имеющие одинаковые массы, и подтверждает равенство масс с помощью весов. Задает вопросы классу:

Что вы можете сказать об объемах тел?

Почему по вашему мнению, объем алюминиевого цилиндра больше латунного? вывод.

Обучающиеся отвечают делают вывод (Объемы равные, а массы разные.)

Отвечают на вопросы учителя

(массы равные, а объёмы разные.)

5

Выдвижение гипотезы


Обучающиеся говорят: 1 см3 этих веществ имеет разную массу

6

Экспериментальная проверка гипотезы

Учитель: как в этом убедиться?




Учитель: как определить массы и объемы тел?


Обучающиеся надо определить массы обоих цилиндров и их объемы, а потом рассчитать массу 1 см3 каждого вещества; сравнить полученные результаты.

Обучающиеся отвечают (массы - с помощью весов, объемы – посредством мензурки), затем выполняют опыт. 1 и 3 рядам предлагается провести опыт (одинаковые объемы, но разные массы); 2 ряд (одинаковые массы, но разные объемы). Делают вывод: у алюминия и латуни массы 1 см3 вещества разные

7

Развитие полученной информации (вывода)

Почему все результаты в ряду 1 получились одинаковыми?

Почему похожая картина наблюдается у учащихся 3 ряда?

Почему результаты 2 ряда отличаются от результатов 1 и 3 ряда?


Обучающиеся отвечают, делают вывод:

у одинаковых веществ масса 1 см3 одинаковая, у разных различная; следовательно, масса 1 см3 вещества может служить характеристикой веществ (одной из многих)

8

Физкультминутка

Учитель:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, встали, сели.

Обучающиеся делают зарядку.

9

Введение понятия «плотность»

  • определение

  • обозначение





  • формула и

написани опорного сигнала

Учитель сообщает, что физическая величина, численно равная массе единицы объема данного вещества, называются плотностью этого вещества и обозначается буквой p.

Учитель задает вопрос классу:

Как определить плотность вещества?

Учитель предлагает продолжить опыты: каждый ученик определяет на основе измерений разных брусков из одного сорта дерева массу 1 см3 этого вещества и заполняют таблицу

Учитель просит сравнить результаты и сделать выводы.

Задает вопросы:

В каких единицах должна измеряться плотность? Ваше мнение?

Учитель: как вы объясните свои предложения?


Обучающиеся записывают в тетрадь это определение и обозначение плотности (опорную схему)





Обучающиеся: надо массу вещества разделить на объем.

Все записывают формулу p=m/V

Обучающиеся выполняют опыты. каждый ученик определяет на основе измерений разных брусков из одного сорта дерева массу 1 см3 этого вещества и заполняют таблицу





Обучающиеся предлагают измерять плотность в г/см3, кг/м3, кг/л и т.д.





Обучающиеся дают пояснения


10

Упражнения:

уровень I (воспроизведение знаний)



уровень II

(на понимание материала)

уровень III (на применение знаний)


  1. Что называется, плотностью?

  2. По какой формуле плотность определяют?

  3. Что означают записи: плотность керосина равна 800 кг/м3, стекла – 2,5 г/см3, ртути – 13,6 кг/л?

  4. Чему равна плотность а) воздуха, если 1 м3 имеет массу 1,29 кг? Б) воды, если 1 л ее имеет массу 1 кг?

  5. Чему равна масса а)1м3 фарфора, б) 1 м3 свинца, в) 1 дм3 керосина?


Учитель предлагает: определить объем а) 19,3 кг золота, в) 10,5 кг серебра.

Три бруска – железный, алюминиевый, деревянный – имеют одинаковые объемы. Определите: какой из них имеет наибольшую массу; наименьшую. Почему?


Обучающиеся отвечают на вопросы самостоятельно, и сверяют свои оценки с правильными ответами на слайдах


11

Подведение итогов.

Учитель просит учащихся ответить на вопросы:

  • Что нового они узнали на уроке?

  • О какой физической величине, которая может служить одной из характеристик вещества, мы говорили?


Обучающиеся отвечают на вопросы


12

Рефлексия

Учитель предлагает учащимся провести самооценку своей деятельности на уроке

Обучающиеся поднимают сигнальную карточку красного (отлично усвоил материал), желтого (хорошо поработал), зеленого (не понял) цвета.

13

Организация работы дома

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с материалом о плотности по учебнику О. Ф. Кабардин, ответить на вопросы в конце параграфа, рассчитать плотность мыла, сливочного масла.

Обучающиеся записывают в дневник домашнее задание §9, задача 9.1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!