2015 г.
Методы и формы контроля: наблюдение, самоанализ, рефлексия, тестирование, оценочные вопросы.
№ п/п | Структурные элементы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Актуализация ранее усвоенных знаний | Учитель задает вопросы классу: Как обозначается масса тела? С помощью какого физического прибора можно определить массу тела? Явление сохранения телом скорости при отсутствии воздействия на него других тел называется… 1 г = ________кг | Ученики отвечают на вопросы |
2 | Мотивация учебной работы | Учитель показывает вопрос почему? | Обучающиеся отвечают |
3 | Постановка цели урока | Учитель (подводит итог высказываниям): Цель урока: ввести понятие плотности вещества, объяснить его физический смысл; узнать единицы измерения плотности и формулу для ее расчета | Обучающиеся записывают в тетради тему урока |
4 | Работа над изучением материала | Учитель дает классу задание: сравните массы и объемы двух брусков, лежащих перед вами. Сделайте вывод. Предлагает учащимся обратиться к эксперименту: он демонстрирует тела (цилиндры из алюминия и латуни), имеющие одинаковые массы, и подтверждает равенство масс с помощью весов. Задает вопросы классу: Что вы можете сказать об объемах тел? Почему по вашему мнению, объем алюминиевого цилиндра больше латунного? вывод. | Обучающиеся отвечают делают вывод (Объемы равные, а массы разные.) Отвечают на вопросы учителя (массы равные, а объёмы разные.) |
5 | Выдвижение гипотезы | | Обучающиеся говорят: 1 см3 этих веществ имеет разную массу |
6 | Экспериментальная проверка гипотезы | Учитель: как в этом убедиться? Учитель: как определить массы и объемы тел? | Обучающиеся надо определить массы обоих цилиндров и их объемы, а потом рассчитать массу 1 см3 каждого вещества; сравнить полученные результаты. Обучающиеся отвечают (массы - с помощью весов, объемы – посредством мензурки), затем выполняют опыт. 1 и 3 рядам предлагается провести опыт (одинаковые объемы, но разные массы); 2 ряд (одинаковые массы, но разные объемы). Делают вывод: у алюминия и латуни массы 1 см3 вещества разные |
7 | Развитие полученной информации (вывода) | Почему все результаты в ряду 1 получились одинаковыми? Почему похожая картина наблюдается у учащихся 3 ряда? Почему результаты 2 ряда отличаются от результатов 1 и 3 ряда? | Обучающиеся отвечают, делают вывод: у одинаковых веществ масса 1 см3 одинаковая, у разных различная; следовательно, масса 1 см3 вещества может служить характеристикой веществ (одной из многих) |
8 | Физкультминутка | Учитель: Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите, Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, встали, сели.
| Обучающиеся делают зарядку. |
9 | Введение понятия «плотность» написани опорного сигнала | Учитель сообщает, что физическая величина, численно равная массе единицы объема данного вещества, называются плотностью этого вещества и обозначается буквой p. Учитель задает вопрос классу: Как определить плотность вещества? Учитель предлагает продолжить опыты: каждый ученик определяет на основе измерений разных брусков из одного сорта дерева массу 1 см3 этого вещества и заполняют таблицу Учитель просит сравнить результаты и сделать выводы. Задает вопросы: В каких единицах должна измеряться плотность? Ваше мнение? Учитель: как вы объясните свои предложения? | Обучающиеся записывают в тетрадь это определение и обозначение плотности (опорную схему) Обучающиеся: надо массу вещества разделить на объем. Все записывают формулу p=m/V Обучающиеся выполняют опыты. каждый ученик определяет на основе измерений разных брусков из одного сорта дерева массу 1 см3 этого вещества и заполняют таблицу Обучающиеся предлагают измерять плотность в г/см3, кг/м3, кг/л и т.д. Обучающиеся дают пояснения |
10 | Упражнения: уровень I (воспроизведение знаний) уровень II (на понимание материала) уровень III (на применение знаний) | Что называется, плотностью? По какой формуле плотность определяют? Что означают записи: плотность керосина равна 800 кг/м3, стекла – 2,5 г/см3, ртути – 13,6 кг/л? Чему равна плотность а) воздуха, если 1 м3 имеет массу 1,29 кг? Б) воды, если 1 л ее имеет массу 1 кг? Чему равна масса а)1м3 фарфора, б) 1 м3 свинца, в) 1 дм3 керосина? Учитель предлагает: определить объем а) 19,3 кг золота, в) 10,5 кг серебра. Три бруска – железный, алюминиевый, деревянный – имеют одинаковые объемы. Определите: какой из них имеет наибольшую массу; наименьшую. Почему? | Обучающиеся отвечают на вопросы самостоятельно, и сверяют свои оценки с правильными ответами на слайдах |
11 | Подведение итогов. | Учитель просит учащихся ответить на вопросы: Что нового они узнали на уроке? О какой физической величине, которая может служить одной из характеристик вещества, мы говорили? | Обучающиеся отвечают на вопросы |
12 | Рефлексия | Учитель предлагает учащимся провести самооценку своей деятельности на уроке | Обучающиеся поднимают сигнальную карточку красного (отлично усвоил материал), желтого (хорошо поработал), зеленого (не понял) цвета. |
13 | Организация работы дома | Учитель предлагает учащимся ознакомиться с материалом о плотности по учебнику О. Ф. Кабардин, ответить на вопросы в конце параграфа, рассчитать плотность мыла, сливочного масла. | Обучающиеся записывают в дневник домашнее задание §9, задача 9.1 |