Интеллектуально-познавательные, развивающие игры для школьников 5-6 класса • Многие знаменитые люди избирали себе девиз, которому следовали всю жизнь. Например, некоторые произведения В. Гюго были увенчаны девизом: «Делать и переделывать!».
Родовой девиз Суворовых гласил: «Обязан - значит могу!».
Гениальный композитор Ференц Лист: «Хорошо или никак!».
Придумай свой девиз, которому ты собираешься следовать всю жизнь, а также свою символику.
• Любой из присутствующих называет что-нибудь невероятное, связанное с каким-либо явлением природы, ситуацией, вещью, животным и т. п. Остальные соглашаются с ним или нет. Например:
- Может ли птица обойтись без крыльев?
- Не может!
- Неправильно. Например, новозеландская птица киви совсем не имеет крыльев.
- Может еж не колоться?
- Может, когда он только что появился на свет. У новорожденных ежат иголки мягкие.
- Правильно. Могут ли у млекопитающих уши быть на ногах?
- Нет, не могут.
- Правильно. Такое может быть только у насекомых, например, у кузнечика. Органы слуха у него находятся на голенях передних ножек. А могут ли животные слышать животом?
- Нет, конечно.
- А вот и могут! Рыбы слышат.
- Не может быть! Что они, по-твоему, плавательным пузырем, что ли, слышат?!
- Совершенно верно. Плавательный пузырь не только регулирует удельный вес рыбы, но и помогает слышать, то есть служит приемником и преобразователем звуков. Колебания его стенок воспринимаются ухом рыбы. Одним словом, плавательный пузырь играет роль нашей барабанной перепонки.
И т. д.
• Оригами - древнее японское искусство складывания листов бумаги в разнообразные фигурки. Попробуем в течение трех-пяти минут изготовить из подручного материала небольшой предмет или вещицу на свое усмотрение.
• Всем хорошо известны слова из детской песенки:
Точка, точка, запятая,
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик –
Вот и вышел человечек...
В игре участвуют две команды. Перед каждой - листок бумаги и фломастер.
Задание: из точки или запятой должно получиться изображение какого-нибудь животного или предмета, то есть рисунок должен выглядеть законченным.
По сигналу представители от каждой команды рисуют произвольную закорючку и сразу же передают рисунок другому члену команды.
Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
• Быстро и четко проговори скороговорки:
- Променяла Прасковья карасей на три пары чистокровных поросят, пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
- Огуречная сорока возвращается с урока. Весь урок болтала с сойкой и домой вернулась с двойкой.
- Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
- Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать - зарапортовался.
- Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел.
- Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.
- Повтори без запинки: на осине росинки засверкали утром перламутром.
- Дед Дудик в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
- Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.
- Дятел лечит старый дуб, добрый дятел дубу люб.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь!
• Придумайте фразы (или слова), одинаково читающиеся как слева направо, так и справа налево. Такие фразы называют палиндромами. Например:
- Топот.
- Ты сыт?
- А роза упала на лапу Азора.
- Кирил - лирик.
- Я не реву - уверен я.
• Придумайте слова, в которых присутствуют числительные. Например: сорока (сорок); стриж (три); столяр; смородина; пистолет; сторож и т. п.
• Вспомните и назовите поговорки и пословицы с числительными. Например:
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
- Семеро одного не ждут;
- Семь раз отмерь - один раз отрежь;
- Все за одного, а один за всех, и т. д.
• Отгадай кроссворды:
1. Музыкальный кроссворд:

По горизонтали:
3. Человек, который играет на музыкальных инструментах.
5. Женщина, которая поет.
7. Музыкальный инструмент, имеющий много струн.
9. «Волшебная...» (опера Моцарта).
10. Одна из семи, которые образуют мелодию.
По вертикали:
1. На ней играет трубач.
2. На ней играл Трубадур в мультфильме «По следам Бременских музыкантов».
4. Музыкальный инструмент милиционера.
5. «Раз словечко, два словечко - будет...».
6. Самый несчастный музыкальный инструмент - его все бьют.
8. «Не ест, не пьет, а говорит и поет» (загадка).
Ответы:
По горизонтали: 3. Музыкант. 5. Певица. 7. Арфа. 9. Флейта. 10. Нота.
По вертикали: 1. Труба. 2. Гитара. 4. Свисток. 5. Песенка. 6. Барабан. 8. Рад
2. Сказочный кроссворд.

По горизонтали:
1. Сказочный персонаж, побывавший со своим другом на Луне.
2. Деревянный человечек, ужасно не любивший нравоучений.
3. Верный друг Винни-Пуха.
4. Герой поэмы-сказки А. С. Пушкина.
6. Героиня русской сказки, горюющая о братце.
8. Царевна, заливающаяся слезами с утра до вечера.
По вертикали:
2. Зловредная старушка, персонаж многих русских народных сказок.
3. Синьор-овощ.
5. Человек-пропеллер.
7. Благородный пес - защитник Мальвины.
Ответы:
По горизонтали: 1. Незнайка. 2. Буратино. 3. Пятачок. 4. Руслан. 6. Аленушка. 8. Несмеяна.
По вертикали: 2. Баба Яга. 3. Помидор. 5. Карлсон. 7. Артемон.
• На двух тетрадных листах изображены буквы. Подставь нужные буквы в пустые клеточки, чтобы образовалось слово:

• Из слов сбежали имена, стоявшие внутри.
Ты поскорее их найди и слово все прочти.


• Вспомните виды спорта, которые начинаются с букв, составляющих данное слово:

• Подберите верное окончание скороговорок:
1. У Кондрата куртка...
- маловата;
- коротковата; +
- старовата.
2. Добры бобры идут...
- в боры; +
- в горы;
- в норы.
3. От топота копыт пыль по ... летит.
- дороге;
- земле;
- полю. +
4. Пекарь Петр пек...
- пироги; +
- пышки;
- пиццу.
5. Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была ...
- мала;
- тупа; +
- красна.
6. Улов у Поликарпа - три ..., три карпа.
- сома;
- пескаря;
- карася. +
7. Курочка черно-пестра, уточка с носка ...
- плоска; +
- широка;
- мала.
8. Короб ... корова съела.
- сена;
- корок; +
- травы.
9. Бежит лиса по ...
- лесочку;
- шесточку; +
- борочку
10. Лизни, лиса, ...
- сахарочку;
- медочку; +
- песочку.
11. Варвара варенье доваривала, .... и приговаривала.
- ворчала; +
- танцевала;
- напевала.
• «Соображалки».
Быстро ответь на заданный вопрос:
- Где вода стоит столбом? (В стакане.)
- Без чего человеку жить нельзя? (Без имени.)
- Птица крикливая, очень говорливая. (Попугай)
- Что находится между горой и долиной? (Буква «И».)
- По чему ходит человек? (По земле.)
- У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех? (Одна)
- Какой болезнью на суше никто не болеет? (Морской болезнью)
- Без чего нельзя вытащить рыбку из пруда? (Без труда)
- Когда дурак умен бывает? (Когда молчит.)
- Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)
- Какая птица состоит из буквы и реки? (Иволга)
- Что чаще леса темного? (Звезды частые.)
- Под каким деревом прячется заяц во время дождя? (Под мок рым)
- На что похожа половина яблока? (На вторую половину)
- Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
- От чего утка плывет? (От берега)
- Какой в реке камень? (Мокрый)
- Кого из лесных зверей величают по отчеству? (Лиса - Патрикеевна, медведь - Михаил Потапович)
- Ты да я. Да мы с тобой. Много ли нас стало? (Двое)
- На какой вопрос невозможно ответить «да»? («Ты спишь?»)
• Вспомни, какому сказочному или мультипликационному персонажу принадлежат эти слова:
1. «Хорошими делами прославиться нельзя!» (Старуха Шапокляк)
2. «Кажется, дождь собирается!..» (Пятачок.)
3. «Пустяки, дело житейское!» (Карлсон.)
4. «Свободу попугаям!» (Попугай Кеша из мультфильма «Возвращение блудного попугая».)
5. «А я сошла с ума, какая досада!» {Фрекен Бок из мультфильма «Карлсон вернулся».)
6. «Я тучка, тучка, тучка...» (Винни-Пух.)
7. «Ребята, давайте жить дружно!» (Кот Леопольд.)
8. «Я от бабушки ушел и от дедушки ушел...» (Колобок.)
9. «Мама, почто ужика обижаете?» (Ваня из мультфильма «Золотое кольцо».)
10. «...Мои подружки - пиявки да лягушки, фу, какая гадость!..» (Водяной из «Летучего корабля».)
Интеллектуальная игра для школьников 5-7 классов с ответами
Интеллектуальная игра «Все на одну букву»

Описание: игра состоит из пяти раундов. В первом раунде на вопросы отвечает 12 участников, во второй проходит 6 участников, набравших наибольшее количество баллов.Из шести участников второго тура в финал проходит три.В спорных случаях задаются дополнительные вопросы. Игра предназначена для учащихся 5-7-х классов.
Цель: способствовать развитию логического мышления
Задачи:
– Развивать быстроту реакции, память, логику, речь.
– Расширять кругозор
– Обогащать словарный запас
– Активизировать познавательную деятельность
– Воспитывать любознательность.
Раунд №1.Викторина “Все ответы на «А»”
1.Слова, противоположные по значению (Антонимы)
2.Какая богиня родилась из пены, образовавшейся из крови Урана? (Афродита)
3.Самая холодная часть света (Антарктида)
4.Как называют центральную укрепленную часть в древнегреческих городах, обычно расположенную на холме? (Акрополь)
5.Айерс-Рок - самая большая скала планеты. На каком материке она находится? (Австралия)
6.Мельчайшая частица химического элемента, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженной электронной оболочки. (Атом)
7.При каком императоре Россия воевала с Наполеоном в 1812 году? (Александр I)
8.Прибор для определения широты (Астролябия)
9.Жители Средиземноморья вешали это растение над дверью на счастье (Алоэ)
10.Способность химических элементов существовать в виде нескольких простых веществ. (Аллотропия)
11.Самая большая артерия (Аорта)
12.Наука, занимающаяся изучением человеческого тела (Анатомия)
13.Четвертый месяц в году (Апрель)
14.Аппарат для дыхания под водой при погружении на сравнительно небольшую глубину (Аваланг)
Раунд №2 Беспроигрышная лотерея
В большой мешок складывают предметы, названия которых начинаются на букву «м», и предлагают угадать, что может быть внутри. Обладателем предмета считается тот, кто назовет его первым.
Что может находиться в мешке:
1.Мармелад
2.Мишка (игрушка)
3.Мышка (игрушка)
4.Магнит
5.Маска
6.Мандарин
7.Мартышка (игрушка)
8.Машина (игрушка)
9.Мед
10.Мыльница
11.Мишура
Раунд №3 Назовите животных на букву «О»
Варианты ответа:
1.Обезьяна
2.Овцебык
3.Окапи
4.Овца
5.Олень
6.Омар
7.Окунь
8.Опоссум
9.Осел
10.Осетр
11.Осьминог
12.Оса
13.Орел
Раунд №4 Буква «И» в названиях стран и городов.
Назовите государства и города, названия которых начинаются на букву «И».
Варианты ответа:
1.Италия
2.Испания
3.Исладния
4.Ирландия
5.Израиль
6.Иран
7.Индия
8.Ирак
9.Иркутск
10.Иерусалим
11.Ижевск