Подборка заданий на установление общебиологических закономерностей (установление последовательности), антропогенез (задания с одним выбором)
Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В1.Установите последовательность процессов при биосинтезе белка в клетке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. образование пептидной связи между аминокислотами
2. взаимодействие кодона иРНК и антикодона тРНК
3. освобождение тРНК от аминокислоты
4. соединение иРНК с рибосомой
5. выход иРНК из ядра в цитоплазму
6. синтез иРНК
654231
В2. Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с момента прорастания спор. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. оплодотворение на заростке
2. формирование гамет на гаметофите
3. прорастание споры и формирование заростка
4. развитие из зиготы побега с придаточными корнями
5. формирование многолетнего растения (спорофита)
Ответ: 32145
В3.Установите последовательность процессов, происходящих при размножении и развитии цветковых растений, начиная с момента формирования пыльцы. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. проникновение спермиев в зародышевый мешок
2. образование триплоидной клетки
3. прорастание пыльцевой трубки
4. формирование семени из семязачатка
5. образование генеративной и вегетативной клеток
53124
В4. Установите последовательность процессов в световой фазе фотосинтеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. поглощение хлорофиллом квантов света
2. синтез молекул АТФ за счёт освобождаемой энергии
3. участие электрона в окислительно-восстановительных реакциях и освобождение энергии
4. возбуждение молекулы хлорофилла под влиянием энергии солнечного света
1432
В5. Установите последовательность процессов в биосинтезе белка. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. синтез иРНК на ДНК
2. доставка аминокислоты к рибосоме
3. образование пептидной связи между аминокислотами
4. присоединение аминокислоты к тРНК
5. соединение иРНК с двумя субъединицами рибосомы
15423
В6. Установите, в какой последовательности происходят процессы эмбриогенеза у ланцетника.
Запишите соответствующую последовательность цифр
1. формирование однослойного зародыша
2. образование мезодермы
3. образование энтодермы
4. дифференцировка органов
5. образование бластомеров
51324
В7. Установите последовательность процессов полового размножения и развития пресноводной
гидры, начиная с образования половых клеток. Запишите соответствующую
последовательность цифр.
1. появление в водоёмах молодых гидр нового полового поколения
2. образование зиготы и развитие защитной оболочки
3. образование осенью гамет у взрослой гидры
4. зимовка зародыша и его развитие весной
5. оплодотворение сперматозоидами яйцеклеток других особей
35241
В8.Установите последовательность расположения экосистем с учетом повышения их стабильности. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. еловый лес
2. смешанный лес
3. березовая роща
4. дубрава
3214
В9. Установите последовательность основных этапов круговорота веществ в экосистеме, начиная с фотосинтеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. разрушение и минерализация органических остатков
2. первичный синтез автотрофами органических веществ из неорганических
3. использование органических веществ консументами II порядка
4. использование энергии химических связей растительноядными животными
24351
В10. Установите последовательность эволюционных процессов, происходивших на Земле, в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. выход организмов на сушу
2. возникновение фотосинтеза
3. формирование озонового экрана
4. абиогенный синтез органических веществ
5. появление клеточных форм жизни
45231
В11.Выберите из текста три предложения, которые характеризуют географический способ видообразования в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Обмен генами между популяциями при размножении особей сохраняет целостность вида. 2. В случае возникновения репродуктивной изоляции скрещивание становится невозможным и популяция встает на путь микроэволюции. 3. Репродуктивная изоляция популяций происходит при возникновении физических преград. 4. Изолированные популяции расширяют свой ареал путем сохранения адаптаций к новым условиям жизни. 5. Примером такого видообразования служит образование трех подвидов синицы большой, которые освоили территории восточной, южной и западной Азии. 6. Вид служит наименьшей генетически устойчивой надорганизменной системой в живой природе.
345
В12.Выберите три предложения, которые верно характеризуют ароморфозы в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Ароморфоз - путь эволюции, для которого характерны мелкие адаптации. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря
эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате
ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят
формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют
уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта. 7. Результатом ароморфоза служит
формирование крупного таксона.
347
В13. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К процессам, приводящим к образованию новых видов в природе, относят
1) митотическое деление клеток
2) скачкообразный мутационный процесс
3) модификационную изменчивость
4) географическую изоляцию
5) бесполое размножение особей
6) естественный отбор
246
В14. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1. наличие млечных желез у млекопитающих
2. образование корнеплода у моркови
3. возникновение полового процесса у организмов
4. возникновение процесса фотосинтеза
5. отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
6. наличие плавательных перепонок конечностей у водоплавающих птиц
134
В15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1. функционирование самозатачивающихся резцов у грызунов
2. листовидная форма тела у печеночного сосальщика
3. развитие стрекательных клеток у гидры
4. возникновение членистых конечностей у насекомых
5. появление внутреннего оплодотворения у пресмыкающихся
6. возникновение узловой нервной системы у кольчатых червей
456
В16. Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1.Неандерталец — древний человек, ископаемые остатки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. 2. Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий. 3. Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. 4. Неандертальцы — самые близкие предки человекообразных обезьян. 5. Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке.
123
В17. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примером общей дегенерации служит
1. редукция органов чувств у ленточных червей
2. редукция задних конечностей у кита
3. отсутствие хлорофилла у растений-паразитов
4. отсутствие конечностей у змеи
5. отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
6. потеря страусом способности к полету
135
В18. Выберите три предложения, которые верно характеризуют популяцию как единицу эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура, что позволяет особям свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство. 3. Популяция является структурной единицей биосферы. 4. Популяция - это элементарная единица систематики органического мира. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоёме, представляют собой популяцию. 6. В популяции происходит гибель одних и выживание других особей, поэтому она длительно существует во времени.
126
В19. Выберите из текста три предложения, в которых даны описания экологического критерия
вида. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Комнатная муха — двукрылое насекомое, служит пищей для насекомоядных птиц. 2. Ротовой аппарат лижущего типа. 3. Взрослые особи мух и их личинки питаются полужидкой пищей. 4. Самки мух откладывает яйца на гниющие органические остатки. 5. Личинки белого цвета, не имеют ног, быстро растут и превращаются в красно-бурых куколок. 6. Из куколки развивается взрослая муха.
134
В20. Выберите из текста три предложения, которые описывают экологический способ видообразования в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Репродуктивная изоляция служит причиной микроэволюции.
2. Свободное скрещивание обеспечивает обмен генами между популяциями.
3. Репродуктивная изоляция популяций может происходить в пределах одного и того же
ареала по разным причинам.
4. Изолированные популяции с разными мутациями адаптируются к условиям разных
экологических ниш в пределах прежнего ареала.
5. Примером такого видообразования служит образование видов лютика, которые
приспособились к жизни в поле, на лугу, в лесу.
6. Вид служит наименьшей генетически устойчивой надорганизменной системой в живой
природе.
345
В21.Установите, последовательность расположения систематических групп животных, начиная с наибольшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Ящерицы
2. Прыткая ящерица
3. Пресмыкающиеся
4. Ящерица
5. Хордовые
53142
В22. Расположите в правильной последовательности категории животных, начиная с наименьшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. волчьи (псовые)
2. млекопитающие
3. обыкновенная лисица
4. хищные
5. хордовые
6. лисица
361425
В23. Установите последовательность расположения систематических групп животных, начиная с самой крупной. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Млекопитающие
2. Медвежьи
3. Бурый медведь
4. Хордовые
5. Хищные
6. Медведи
415263
В24. Расположите в правильной последовательности систематические категории животных, начиная с наименьшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. млекопитающие
2. медвежьи
3. бурый медведь
4. хищные
5. медведь
6. хордовые
352416
В25. Установите последовательность расположения систематических категорий, используемых при классификации животных, начиная с наименьшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. тигр
2. кошачьи
3. хищные
4. млекопитающие
5. уссурийский тигр
6. хордовые
512346
В26. Установите последовательность расположения систематических категорий, используемых при классификации растений, начиная с наибольшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. фиалка
2. двудольные
3. фиалка трехцветная
4. покрытосеменные
5. фиалковые
42513
В27. Установите последовательность, отражающую этапы жизненного цикла бычьего цепня, начиная с образования яиц в зрелых члениках. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. употребление человеком непроваренного мяса, содержащего финны
2. отрыв зрелых члеников с яйцами от тела взрослого червя
3. образование взрослого червя
4. перенос личинок кровью в мышцы и образование финны
5. выход личинок с крючьями из яиц
6. поедание коровами члеников с яйцами
265413
В28.Установите последовательность фаз развития злакового растения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. колошение и цветение
2. появление всходов
3. кущение
4. созревание семян
2314
В29. Установите последовательность этапов индивидуального развития шляпочного гриба, начиная с высыпания и прорастания спор. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. созревание в шляпке спор
2. образование гифов
3. прорастание спор
4. формирование плодового тела
3241
В30. Установите последовательность систематического положения растений, начиная с наименьшей категории. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. псилофиты
2. одноклеточные водоросли
3. многоклеточные водоросли
4. голосеменные
5. папоротниковидные
6. покрытосеменные
231546
В31. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны
1) четырёхкамерное сердце
2) наружное оплодотворение
3) кожные покровы с чешуйками или щитками
4) постоянная температура тела
5) ячеистые лёгкие
6) развитие зародыша в матке
146
В32. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Во время бега в организме человека
1) растёт синтез желчи клетками печени
2) ускоряется процесс биосинтеза белка в скелетных мышцах
3) снижается количество эритроцитов в плазме крови
4) усиливается приток крови к коже
5) возрастает потоотделение
6) повышается возбудимость нервной системы
235
В33. Найдите соответствие между признаками, характерными для людей и представителями среди ископаемых форм человека:
поддержание огня забота о ближних добывание огня простые формы коллективной деятельности речь, состоящая из отдельных выкриков зачатки членораздельной речи | А. питекантроп Б. неандерталец |
А(1,4,5) Б(2,3,6)
В34. Выберите несколько правильных утверждений. Считают, что древнейшие люди:
А. уже не имели мощных надбровных валиков
Б. масса мозга достигала 600г.
В.охотились на буйволов, носорогов, оленей
Г. Отсутствовал подбородочный выступ
Д. масса мозга достигла 800 – 1000г.
Е. умели использовать огонь
ВГД
А1.В ходе антропогенеза в связи с прямохождением сформировались: а) S-образная форма позвоночника; б) сводчатая стопа; в) вторая сигнальная система; г) подковообразная челюсть с выступающим подбородком.
1) а, б; 2) а, г; 3) б, в; 4) в, г.
1
А2. Основным фактором антропогенеза является: 1) общественный образ жизни
2) труд 3) речь 4) рассудочная деятельность
2
А3.Причиной возникновения прямохождения явилось: 1) засушливость климата 2) стадный образ жизни 3) необходимость в освобождении рук 4) трудовая деятельность
3
А4.Что в переводе с латинского означает "австралопитек": 1) австралийская обезьяна 2) древнейший человек 3) южная обезьяна 4) древнейшая обезьяна
3
А5. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об их :
1) родстве 2) одинаковом уровне организации 3) конвергентном сходстве
4) происхождении от разных предков
1
А6. В отличие от человекообразных обезьян у человека имеется:
1) резус-фактор 2) рассудочная деятельность 3) четырехкамерное сердце 4) абстрактное мышление
4
А7. Череп человека отличается от черепа приматов 1) наличием только одной подвижной кости 2) наличием швов между костями мозговой части 3) более развитой мозговой частью 4 ) строением костной ткани
3
А8. Биологическим фактором, обеспечивающим развитие мышления на раннем этапе эволюции человека, считают: 1) прогрессивное развитие мозга 2) заботу о потомстве 3) четырехкамерное сердце 4) увеличение дыхательной поверхности легких
1
А9. Способность к изготовлению простейших орудий труда появилась впервые у:
1) дриопитеков 2) рамапитеков 3) австралопитеков 4) неандертальцев
3
А10. Какая часть верхней конечности человека претерпела наибольшие изменения в процессе эволюции: 1) плечо 2) предплечье 3) кисть 4) плечевой пояс
3
А11. Какое адаптивное значение имеет темный цвет кожи у негроидной расы:
1) предохранение от ультрафиолетовых лучей 2) защита от врагов 3) приспособление к высокой температуре воздуха 4) улучшение дыхательной функции кожи
1
А12. Какой из перечисленных признаков относят к атавизмам человека:
1) наличие хвоста 2) расчлененность тела на отделы 3) аппендикс
4) наличие пятипалых конечностей
1
А13. Кто имел наиболее развитый подбородочный выступ: 1) питекантроп
2) синантроп 3) неандерталец 4) кроманьонец
4
А14.Что представляют собой человеческие расы 1) разные популяции
2) разные виды 3) разные роды 4) разные семейства
1
А15. Каково значение светлой кожи у европеоидов 1) отталкивание ультрафиолетовых лучей 2) улавливание ультрафиолетовых лучей
3) защита от переохлаждения 4) улучшенное кожное дыхание
2
А16. В процессе расселения людей по планете позже всех была заселена:
1) Америка 2) Африка 3) Европа 4) Азия
1
А17. На что указывает развитие надбровных валиков у предков человека
1) состав пищи 2) развитие речи 3) объем мозга
4) прямохождение
1
А18. Человека разумного отличает от других видов людей:
1) умение производить орудия труда 2) развитие заботы о потомстве
3) использование топлива и одежды 4) появление науки и искусства
4
А19. Кто исследовал социальные факторы антропогенеза:
1) Энгельс 2) Дарвин 3) Ламарк 4) Линней
1
А20. Что не относят к социальным факторам эволюции человека:
1) речь 2) прямохождение 3) труд 4) сознание
2
А21. В связи с прямохождением у человека произошли изменения в строении стопы: 1) сформировался свод 2) когти превратились в ногти 3) срослись фаланги пальцев 4) большой палец противопоставлен всем остальным
1
А22. Какой из перечисленных признаков людей относят к рудиментам:
1) многососковость 2) наличие хвоста 3) остаток третьего века
4) избыточное оволосение на теле.
3
А23. К движущим силам антропогенеза не относят: 1) борьбу за существование 2) общественный образ жизни 3) наследственную изменчивость 4) модификационную изменчивость
4
А24. Что в переводе с латинского означает "питекантроп":
1) китайский человек 2) обезьяночеловек 3) человек умелый 4) человек прямоходящий
2
А25.Какие люди относятся к виду Человек разумный:
1) неандертальцы и кроманьонцы 2) питекантропы и синантропы
3) кроманьонцы и современные люди 4) современные люди
3