СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ по литературе. Традиции древнерусской литературы в творчестве русских писателей. Занятие 2.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по литературе. Традиции древнерусской литературы в творчестве русских писателей. Занятие 2.»

Подготовка к ЕГЭ  Древнерусская литература  Тематика «Слова…» и традиции древнерусской литературы в творчестве русских писателей. Занятие 2

Подготовка к ЕГЭ Древнерусская литература Тематика «Слова…» и традиции древнерусской литературы в творчестве русских писателей.

Занятие 2

Алгоритм сопоставительного анализа 1. Время создания произведений. 2. Особенности эстетических взглядов и художественного метода авторов. 3. Принадлежность авторов к одному или разным литературным направлениям. Продолжение каких традиций русской литературы можно отметить в анализируемых произведениях?  4. Тематика. 5. Круг проблем. 6. Сюжет и композиция. 7. Система образов. 8. Выразительные средства языка. 9. Идейное содержание. 10. Традиционность и новаторство. 11. В каких произведениях авторские особенности нашли свое развитие?

Алгоритм сопоставительного анализа

  • 1. Время создания произведений.
  • 2. Особенности эстетических взглядов и художественного метода авторов.
  • 3. Принадлежность авторов к одному или разным литературным направлениям. Продолжение каких традиций русской литературы можно отметить в анализируемых произведениях?
  • 4. Тематика.
  • 5. Круг проблем.
  • 6. Сюжет и композиция.
  • 7. Система образов.
  • 8. Выразительные средства языка.
  • 9. Идейное содержание.
  • 10. Традиционность и новаторство.
  • 11. В каких произведениях авторские особенности нашли свое развитие?
Тематика «Слова о полку Игореве» 1) Тема Родины – главная тема произведения. 2) Тема воинской доблести, истинного и ложного героизма. 3) Тема ответственности человека, наделенного властью. 4) Тема дружбы и взаимовыручки. 5) Тема любви и верности.

Тематика «Слова о полку Игореве»

  • 1) Тема Родины – главная тема произведения.
  • 2) Тема воинской доблести, истинного и ложного героизма.
  • 3) Тема ответственности человека, наделенного властью.
  • 4) Тема дружбы и взаимовыручки.
  • 5) Тема любви и верности.
1. Тема воинской доблести, истинного и ложного героизма Игорь и Всеволод отправляются в поход ради славы.  Князь Андрей перед сражением под Аустерлицем готов пожертвовать отцом, женой ради минуты славы – и переживает духовный кризис как возмездие за гордыню. В пылу битвы Всеволод забыл об отце, о любимой Глебовне.

1. Тема воинской доблести, истинного и ложного героизма

Игорь и Всеволод отправляются в поход ради славы.

Князь Андрей перед сражением под Аустерлицем готов пожертвовать отцом, женой ради минуты славы – и переживает духовный кризис как возмездие за гордыню.

В пылу битвы Всеволод забыл об отце, о любимой Глебовне.

2. Тема отношений человека и природы  Роль  пейзажа в «Слове о полку Игореве»  Как средневековый человек относился к природе?  Как это мировоззрение выражено в древнерусском памятнике? Образы природы, старающейся остановить Игоря, удержать его от неразумного поступка – похода на половцев. Плач – заклинание язычницы Ярославны, обращающейся к ветру, Дону, солнцу, не просто красивые метафоры. Природа для автора «Слова» одухотворена. Ярославна действительно верит в силы природы, и духи откликаются на ее волхование. Русская земля помогает Игорю спастись от погони.

2. Тема отношений человека и природы Роль пейзажа в «Слове о полку Игореве» Как средневековый человек относился к природе? Как это мировоззрение выражено в древнерусском памятнике?

  • Образы природы, старающейся остановить Игоря, удержать его от неразумного поступка – похода на половцев.
  • Плач – заклинание язычницы Ярославны, обращающейся к ветру, Дону, солнцу, не просто красивые метафоры.
  • Природа для автора «Слова» одухотворена. Ярославна действительно верит в силы природы, и духи откликаются на ее волхование. Русская земля помогает Игорю спастись от погони.
2. Тема отношений человека и природы.  Роль пейзажа в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»  Что говорит о природе Базаров? В чем дисгармония?  Какие картины природы открываются героям по дороге в Марьино?  Картины оскудевшей природы, осиротелой земли, на которой нет крестьянина-работника. Кирсановы видят красоту природы, но не способны к труду, а Базаров отрицает душу. Потому и нет гармонии. Труд без любви не может быть созидательным.

2. Тема отношений человека и природы. Роль пейзажа в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Что говорит о природе Базаров? В чем дисгармония? Какие картины природы открываются героям по дороге в Марьино?

Картины оскудевшей природы, осиротелой земли, на которой нет крестьянина-работника. Кирсановы видят красоту природы, но не способны к труду, а Базаров отрицает душу. Потому и нет гармонии. Труд без любви не может быть созидательным.

2 . Тема отношений человека и природы.   Роль пейзажа в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».   Морская буря возникает в финале грозной, апокалипсической картиной мироздания, в которой человек, отторгнувший себя от природы, подобен одинокой песчинке.

2 . Тема отношений человека и природы. Роль пейзажа в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

  • Морская буря возникает в финале грозной, апокалипсической картиной мироздания, в которой человек, отторгнувший себя от природы, подобен одинокой песчинке.
3. Тема ответственности человека, наделенного властью.  Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (образы помещиков)  Л.Н. Толстой «Война и мир» (образы Наполеона и Кутузова) М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (ответственность прокуратора Иудеи Понтия Пилата за смерть Иешуа; Маргарита просит за Фриду, рискуя никогда не увидеть Мастера, но чувствует ответственность королевы, невольно подавшей надежду грешнице, просившей о заступничестве).

3. Тема ответственности человека, наделенного властью.

  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (образы помещиков)
  • Л.Н. Толстой «Война и мир» (образы Наполеона и Кутузова)
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (ответственность прокуратора Иудеи Понтия Пилата за смерть Иешуа; Маргарита просит за Фриду, рискуя никогда не увидеть Мастера, но чувствует ответственность королевы, невольно подавшей надежду грешнице, просившей о заступничестве).
4.Тема чести и долга  В «Слове…» отражена концепция места человека в мире. Все события объясняются с позиций христианской морали. Игорь все время перед выбором: – идти или не идти в поход; – бежать, оставив пленную дружину или погибнуть, разделив судьбу товарищей (Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» осуждает Наполеона, оставившего армию в Египте); – кого винить в поражении. Герой «Слова…» выбирает трудный путь и готов к смерти, но не совершает греха Иуды, избегает бесчестья. Все герои русской классической литературы, например Чацкий (уходит со службы), Пётр Гринёв (не присягает Пугачёву), Пьер (остается в Москве), князь Андрей (отказывается от блестящей карьеры и идет на войну), Кутузов (оставляет Москву ради спасения армии и России), выбирают все тот же трудный путь.

4.Тема чести и долга

В «Слове…» отражена концепция места человека в мире. Все события объясняются с позиций христианской морали. Игорь все время перед выбором:

– идти или не идти в поход;

– бежать, оставив пленную дружину или погибнуть, разделив судьбу товарищей (Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» осуждает Наполеона, оставившего армию в Египте);

– кого винить в поражении.

Герой «Слова…» выбирает трудный путь и готов к смерти, но не совершает греха Иуды, избегает бесчестья.

Все герои русской классической литературы, например Чацкий (уходит со службы), Пётр Гринёв (не присягает Пугачёву), Пьер (остается в Москве), князь Андрей (отказывается от блестящей карьеры и идет на войну), Кутузов (оставляет Москву ради спасения армии и России), выбирают все тот же трудный путь.

5.Тема самоотверженной любви Стихотворение А.С. Пушкина «Талисман». Героиня стихотворения тоже волшебница, в минуту расставания она заклинает возлюбленного от несчастной любви и желает ему счастья. В поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» княгиня Волконская и княгиня Трубецкая совершают подвиг.

5.Тема самоотверженной любви

  • Стихотворение А.С. Пушкина «Талисман». Героиня стихотворения тоже волшебница, в минуту расставания она заклинает возлюбленного от несчастной любви и желает ему счастья.
  • В поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» княгиня Волконская и княгиня Трубецкая совершают подвиг.
«Слово о полку Игореве» уникально: в этом произведении намечены все главные темы русской литературы. Поэт Павел Антокольский писал: «Слово о полку Игореве» представляет собой вечно цветущий ствол, протягивающий тяжелые от плодов ветви в будущее».
  • «Слово о полку Игореве» уникально: в этом произведении намечены все главные темы русской литературы.
  • Поэт Павел Антокольский писал: «Слово о полку Игореве» представляет собой вечно цветущий ствол, протягивающий тяжелые от плодов ветви в будущее».
Фрагменты заданий в формате ЕГЭ Автор отмечает мужество и доблесть Игоря, исполнившегося «ратного духа», но через развернутую метафору о страсти прославиться, которая «ум охватила», подобно солнечному затмению, укоряет русского князя, противопоставившего личные интересы интересам Руси. Повествуя о солнечном затмении, случившемся накануне выступления Игоря (солнечное затмение застало русское войско уже в пути), автор через противопоставление зловещего предзнаменования решимости Игоря осуждает отважного князя за тщеславие.

Фрагменты заданий в формате ЕГЭ

  • Автор отмечает мужество и доблесть Игоря, исполнившегося «ратного духа», но через развернутую метафору о страсти прославиться, которая «ум охватила», подобно солнечному затмению, укоряет русского князя, противопоставившего личные интересы интересам Руси.
  • Повествуя о солнечном затмении, случившемся накануне выступления Игоря (солнечное затмение застало русское войско уже в пути), автор через противопоставление зловещего предзнаменования решимости Игоря осуждает отважного князя за тщеславие.
Фрагменты заданий в формате ЕГЭ В произведении Л.Н. Толстого «Война и мир» князь Андрей мечтает о славе Наполеона и накануне Аустерлицкого сражения готов пожертвовать семьей; точно так же князь Всеволод в пылу битвы забывает о своих обязанностях князя и о «свычаях и обычаях» прекрасной Глебовны ради честолюбивой страсти прослыть героем.

Фрагменты заданий в формате ЕГЭ

  • В произведении Л.Н. Толстого «Война и мир» князь Андрей мечтает о славе Наполеона и накануне Аустерлицкого сражения готов пожертвовать семьей; точно так же князь Всеволод в пылу битвы забывает о своих обязанностях князя и о «свычаях и обычаях» прекрасной Глебовны ради честолюбивой страсти прослыть героем.
Фрагменты заданий в формате ЕГЭ Как киевский князь Святослав не с гневом, а с болью называет ослушавшихся его Игоря и Всеволода сыновьями и молодыми соколами, рано начавшими «птиц бить» в поле, потому что считает себя соколом, обязанным защитить все русское гнездо (землю и своих соколят – князей-вассалов), так и герой произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» Кутузов относится к власти полководца как к великой ответственности, потому, приняв решение оставить Москву ради спасения русской армии, винит себя в случившемся, недоумевая, как он допустил это, а после ухода Наполеона благодарит Бога за избавление Москвы от нашествия и не гордится собой.

Фрагменты заданий в формате ЕГЭ

  • Как киевский князь Святослав не с гневом, а с болью называет ослушавшихся его Игоря и Всеволода сыновьями и молодыми соколами, рано начавшими «птиц бить» в поле, потому что считает себя соколом, обязанным защитить все русское гнездо (землю и своих соколят – князей-вассалов), так и герой произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» Кутузов относится к власти полководца как к великой ответственности, потому, приняв решение оставить Москву ради спасения русской армии, винит себя в случившемся, недоумевая, как он допустил это, а после ухода Наполеона благодарит Бога за избавление Москвы от нашествия и не гордится собой.
Фрагменты заданий в формате ЕГЭ В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», как и в произведении Ф.М. Достоевского, герои, претендующие на роль «настоящего человека», который не сомневается в своей правоте и которого либо ненавидят, либо признают властелином, разочаровываются в себе, жалея, что они не имеют силы необыкновенных людей, но в этом и проявляется их человечность: Базаров не может подавить в душе чувство любви к Одинцовой и потому сомневается в истинности своего отрицания; Раскольников не может спокойно переступить через кровь даже ничтожной процентщицы и испытывает муки совести. Так И.С. Тургенев ставит под сомнение веру нигилистов в абсолютную силу разума, а Ф.М. Достоевский утверждает, что рационализм страшен своей безнравственностью, потому что с гордыни разума начинается отрицание Бога и гибель мира.

Фрагменты заданий в формате ЕГЭ

  • В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», как и в произведении Ф.М. Достоевского, герои, претендующие на роль «настоящего человека», который не сомневается в своей правоте и которого либо ненавидят, либо признают властелином, разочаровываются в себе, жалея, что они не имеют силы необыкновенных людей, но в этом и проявляется их человечность: Базаров не может подавить в душе чувство любви к Одинцовой и потому сомневается в истинности своего отрицания; Раскольников не может спокойно переступить через кровь даже ничтожной процентщицы и испытывает муки совести. Так И.С. Тургенев ставит под сомнение веру нигилистов в абсолютную силу разума, а Ф.М. Достоевский утверждает, что рационализм страшен своей безнравственностью, потому что с гордыни разума начинается отрицание Бога и гибель мира.
Фрагменты заданий в формате ЕГЭ В произведении Л.Н. Толстого «Война и мир» князь Андрей, одержимый гордыней, как и Раскольников, мечтает о славе Наполеона. Однако для Раскольникова сила Наполеона заключается в способности проливать «кровь по совести», то есть ради важной цели, а князь Андрей восхищается способностью французского императора на человечные поступки (Наполеон велик на Аркольском мосту и в госпитале в Яффе). Оба героя признают ложность своих убеждений: на поле Аустерлица князь Андрей постигает ничтожество Наполеона, проливающего кровь тысяч людей ради удовлетворения тщеславия, а Раскольников на каторге признает ложность своей теории, реализовавшейся в кошмарном сне о трихинах

Фрагменты заданий в формате ЕГЭ

  • В произведении Л.Н. Толстого «Война и мир» князь Андрей, одержимый гордыней, как и Раскольников, мечтает о славе Наполеона. Однако для Раскольникова сила Наполеона заключается в способности проливать «кровь по совести», то есть ради важной цели, а князь Андрей восхищается способностью французского императора на человечные поступки (Наполеон велик на Аркольском мосту и в госпитале в Яффе). Оба героя признают ложность своих убеждений: на поле Аустерлица князь Андрей постигает ничтожество Наполеона, проливающего кровь тысяч людей ради удовлетворения тщеславия, а Раскольников на каторге признает ложность своей теории, реализовавшейся в кошмарном сне о трихинах