Главная информация, содержащаяся в тексте
Алгоритм выполнения задания:
Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Определяем тему текста.
Выделяем в нем ключевые слова и фразы.
Анализируем смысловые конструкции текста, используемые в нем союзы.
Пересказываем текст, делая упор на его главный смысл – основную мысль (идею) текста.
Сравниваем то, что получилось, с вариантами ответов. Варианты ответов, в которых предложена информация, вообще не встречающаяся в тексте, сразу исключаем.
Ищем два правильных ответа, которые обычно имеют аналогичное с предложенным текстом содержание, одну и ту же тему текста и основную мысль, различаясь лишь речевым оформлением.
Бывает, что смысл верных вариантов не полностью совпадает, а дополняет друг друга. Также очень часто нужные номера ответов являются самыми длинными из предложенных в тесте.
Теория к заданию №1 ЕГЭ по русскому
Текст - речевая единица, характеризующаяся набором предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль. Именно благодаря единству этих понятий автор создает текст, понятный читателю.
Тема текста - то, о чем говорится в тексте.
Основная мысль (идея) текста - то, что хотел сказать автор читателю.
Смысловые конструкции текста – слова, предложения, абзацы, знаки препинания, несущие на себе основную структурную и смысловую нагрузку текста.
Ключевые слова – слова, несущие основную информацию в тексте.
Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.
Укажите предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Основой естественного отбора является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором – деятельность человека.
В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.
Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство.
В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение признаки, полезные для человека.
Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека.
Алгоритм выполнения:
Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – естественный отбор.
Выделяем в нем ключевые слова и фразы:
Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.
Анализируем смысловые конструкции текста, используемые в нем союзы: тире указывает на определение понятия естественного отбора, кроме того, в тексте есть пояснительная конструкция.
Пересказываем текст, делая упор на его главный смысл – основную мысль (идею) текста: «В природе решающим фактором жизни или смерти животных является естественный отбор – процесс в котором выживают только те виды, которые лучше всего приспособлены к окружающим условиям и способные дать здоровое потомство». Обращаем внимание на то, что ключевые слова и фразы практически совпадают с исходным текстом.
Сравниваем то, что получилось, с вариантами ответов. Варианты 1, 2 и 5 не подходят, так как в тексте вообще ничего не говорится о человеке – ни о его деятельности, ни о пользе животных для него.
Следовательно, правильные ответы 2 и 3. Они содержат в себе ключевую информацию текста; также видно, что в них по-разному сообщается об одном и том же.
Ответ: 2,3.
Первый вариант задания
У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное представление о собственной цифровой компетентности: практически 80% школьников и каждый второй родитель считают себя уверенными пользователями Интернета. Оценка уровня цифровой компетентности на основе специального индекса показывает, что это завышенное и неадекватное мнение: на самом деле этот уровень как у родителей, так и у подростков, составляет треть от максимально возможного.
Что касается мотивации, то ни родители, ни подростки не проявили устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом мире. Их мотивация составляет лишь 20% от максимально возможной.
(Галина Солдатова, член-корреспондент РАО, профессор психологического факультета МГУ, директор Фонда развития Интернет)
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
Мнение о собственном уровне цифровой компетентности завышено у взрослых.
Собственная оценка уровня цифровой компетентности у большинства родителей и подростков оказывается завышенной.
Большинство родителей и подростков не осознают, что сложившиеся у них представления о своей цифровой компетентности завышены, и поэтому не имеют установки на самосовершенствование.
Мнение о своём уровне цифровой компетентности завышено у подростков.
Ни родители, ни подростки не имеют устойчивой мотивации к совершенствованию в цифровом мире, потому что их самооценка завышена.
Алгоритм выполнения:
Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – цифровая компетентность.
Выделяем в нем ключевые слова и фразы:
У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное представление о собственной цифровой компетентности: практически 80% школьников и каждый второй родитель считают себя уверенными пользователями Интернета. Оценка уровня цифровой компетентности на основе специального индекса показывает, что это завышенное и неадекватное мнение: на самом деле этот уровень как у родителей, так и у подростков, составляет треть от максимально возможного.
Что касается мотивации, то ни родители, ни подростки не проявили устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом мире. Их мотивация составляет лишь 20% от максимально возможной.
Анализируем смысловые конструкции текста, используемые в нем союзы: слова родители – подростки, школьники – родители, родители – подростки объединяются сочинительными союзами и, как…так и, ни…ни. Следовательно, оба эти понятия одинаково важны и неразрывны.
Пересказываем текст, делая упор на его главный смысл – основную мысль (идею) текста: «Родители и подростки значительно завышают свой уровень цифровой компетентности, который на самом деле составляет лишь треть от возможного. При этом они не желают самосовершенствоваться: мотивация слишком низкая». Обращаем внимание на то, что ключевые слова и фразы практически совпадают с исходным текстом.
Сравниваем то, что получилось, с вариантами ответов. Варианты 1 и 4 не подходят, так как в тексте понятия родитель – подросток неразрывны, а в этих предложениях речь идет либо о родителях, либо о подростках. Вариант 2 не подходит, так как в нем не упоминается о мотивации.
Следовательно, правильные ответы 3 и 5. Они содержат в себе ключевую информацию текста; также видно, что в них по-разному сообщается об одном и том же.
Ответ: 3,5.
Второй вариант задания
Удивительное приспособление — перо!
Как теплоизолятор оно почти не имеет себе равных, а по аэродинамическим свойствам превосходит, вес на вес, любой материал, всё равно — естественного происхождения или созданный человеком. Состоит оно из обыкновенного кератина, того самого рогового вещества, что и чешуя рептилий или наши ногти, но особые свойства пера связаны сего необыкновенно сложным строением.
Почти все свойства, выделяющие птиц среди других живых существ, так или иначе связаны с наличием у них перьевого покрова. Собственно, птица — это и есть по определению существо, имеющее перья.
(Д. Эттенборо «Жизнь на Земле»)
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
Почти все свойства, отличающие птиц от других существ, связаны с наличием у них перьевого покрова, потому что перо — уникальное приспособление, не имеющее равных по целому ряду параметров.
Теплоизолирующие и аэродинамические свойства пера птицы уникальны.
Перо птицы состоит из обычного кератина, того же вещества, что и чешуя рептилий, и ногти человека, но оно отличается сложным строением.
Птица — это существо, имеющее перьевой покров, а перо состоит из кератина.
Птица — это существо, имеющее перьевой покров, а перо имеет простой состав, но сложное строение, что обеспечивает уникальные теплоизоляцию и аэродинамические свойства.
Алгоритм выполнения:
Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – перо.
Выделяем в нем ключевые слова и фразы:
Удивительное приспособление — перо!
Как теплоизолятор оно почти не имеет себе равных, а по аэродинамическим свойствам превосходит, вес на вес, любой материал, всё равно — естественного происхождения или созданный человеком. Состоит оно из обыкновенного кератина, того самого рогового вещества, что и чешуя рептилий или наши ногти, но особые свойства пера связаны с его необыкновенно сложным строением.
Почти все свойства, выделяющие птиц среди других живых существ, так или иначе связаны с наличием у них перьевого покрова. Собственно, птица — это и есть по определению существо, имеющее перья.
Анализируем смысловые конструкции текста, используемые в нем союзы: восклицательный знак в самом начале текста и используемые вводные конструкции указывают на восхищение автора текста пером, его строением и особыми свойствами.
Пересказываем текст, делая упор на его главный смысл – основную мысль (идею) текста: «Перо – обладает лучшими теплоизоляционными и аэродинамическими свойствами, хотя состоит из кератина. Особенным его делает строение. Именно перо выделяет птиц среди других живых существ». Обращаем внимание на то, что ключевые слова и фразы практически совпадают с исходным текстом.
Сравниваем то, что получилось, с вариантами ответов. Варианты 2, 3 и 4 не подходят: в них выражается только малая доля того, о чем говорится в тексте. 2 предложение повествует лишь о теплоизоляционных и аэродинамических свойствах пера. Тут ничего не говорится о его строении. 3 и 4 предложения не содержат информации о свойствах пера.
Следовательно, правильные ответы 1 и 5. При прочтении очевидно, что в них передается одна и та же мысль, изложенная несколько по-разному. В них упоминается и о перьевом покрове птиц, и о строении пера, и о его уникальных свойствах.
Ответ: 1,5.
Третий вариант задания
Непосредственным источником энергии в организме человека является глюкоза в крови. Быстрый распад и окисление её, а также скорое извлечение обеспечивают экстренную мобилизацию энергетических ресурсов организма при нарастающих затратах энергии во время интенсивных мышечных и умственных нагрузок, эмоциональном возбуждении и проч.
Тем, кто пытается исключить сахар из рациона, следует помнить, что углеводы — единственный источник, за счёт которого в норме покрываются энергетические расходы мозга, то есть сохраняется способность к мышлению.
(Игорь Сокольский, кандидат фармацевтических наук, «Беседы о питании», «Наука и жизнь» №8, 2010)
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
Благодаря быстрому распаду и окислению глюкозы в крови организм не может использовать энергетические ресурсы при интенсивных нагрузках.
Сахар из рациона исключать нельзя, потому что углеводы — единственный источник, позволяющий питать мозговую деятельность.
Источником энергии в организме человека является глюкоза в крови.
Благодаря своим свойствам глюкоза в крови является источником энергии, потребляемой организмом человека при мышечных и умственных нагрузках.
Источником энергии, необходимой человеку при мышечных и умственных нагрузках, являются глюкоза в крови: именно за счёт углеводов сохраняется способность к мышлению.
Алгоритм выполнения:
Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – глюкоза.
Выделяем в нем ключевые слова и фразы:
Непосредственным источником энергии в организме человека является глюкоза в крови. Быстрый распад и окисление её, а также скорое извлечение обеспечивают экстренную мобилизацию энергетических ресурсов организма при нарастающих затратах энергии во время интенсивных мышечных и умственных нагрузок, эмоциональном возбуждении и проч.
Тем, кто пытается исключить сахар из рациона, следует помнить, что углеводы — единственный источник, за счёт которого в норме покрываются энергетические расходы мозга, то есть сохраняется способность к мышлению.
Анализируем смысловые конструкции текста, используемые в нем союзы: текст разделен на два абзаца; в первом говорится о действии глюкозы на организм, во втором – о важной роли сахара в рационе человека.
Пересказываем текст, делая упор на его главный смысл – основную мысль (идею) текста: «Глюкоза – источник энергии. Продукты ее распада помогают организму справиться с физическими, умственными и эмоциональными нагрузками организма. Не стоит исключать сахар из рациона, так как сахар помогает мышлению». Обращаем внимание на то, что ключевые слова и фразы практически совпадают с исходным текстом.
Сравниваем то, что получилось, с вариантами ответов. Вариант 1 противоречит содержанию предложенного текста. Варианты 2 и 3 не подходят: в них выражается только малая доля того, о чем говорится в тексте.
Следовательно, правильные ответы 4 и 5. При прочтении очевидно, что в них приведены верные факты, отображенные в ключевых фразах.
Ответ: 4,5.
1/ Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1. Основой естественного отбора является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором – деятельность человека.
2. В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.
3. Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство.
4. В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение признаки, полезные для человека.
5. Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека.
2\ У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное представление о собственной цифровой компетентности: практически 80% школьников и каждый второй родитель считают себя уверенными пользователями Интернета. Оценка уровня цифровой компетентности на основе специального индекса показывает, что это завышенное и неадекватное мнение: на самом деле этот уровень как у родителей, так и у подростков, составляет треть от максимально возможного.
Что касается мотивации, то ни родители, ни подростки не проявили устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом мире. Их мотивация составляет лишь 20% от максимально возможной.
(Галина Солдатова, член-корреспондент РАО, профессор психологического факультета МГУ, директор Фонда развития Интернет)
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Мнение о собственном уровне цифровой компетентности завышено у взрослых.
2. Собственная оценка уровня цифровой компетентности у большинства родителей и подростков оказывается завышенной.
3. Большинство родителей и подростков не осознают, что сложившиеся у них представления о своей цифровой компетентности завышены, и поэтому не имеют установки на самосовершенствование.
4. Мнение о своём уровне цифровой компетентности завышено у подростков.
5. Ни родители, ни подростки не имеют устойчивой мотивации к совершенствованию в цифровом мире, потому что их самооценка завышена.
3\ Удивительное приспособление — перо!
Как теплоизолятор оно почти не имеет себе равных, а по аэродинамическим свойствам превосходит, вес на вес, любой материал, всё равно — естественного происхождения или созданный человеком. Состоит оно из обыкновенного кератина, того самого рогового вещества, что и чешуя рептилий или наши ногти, но особые свойства пера связаны сего необыкновенно сложным строением.
Почти все свойства, выделяющие птиц среди других живых существ, так или иначе связаны с наличием у них перьевого покрова. Собственно, птица — это и есть по определению существо, имеющее перья.
(Д. Эттенборо «Жизнь на Земле»)
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Почти все свойства, отличающие птиц от других существ, связаны с наличием у них перьевого покрова, потому что перо — уникальное приспособление, не имеющее равных по целому ряду параметров.
2. Теплоизолирующие и аэродинамические свойства пера птицы уникальны.
3. Перо птицы состоит из обычного кератина, того же вещества, что и чешуя рептилий, и ногти человека, но оно отличается сложным строением.
4. Птица — это существо, имеющее перьевой покров, а перо состоит из кератина.
5. Птица — это существо, имеющее перьевой покров, а перо имеет простой состав, но сложное строение, что обеспечивает уникальные теплоизоляцию и аэродинамические свойства.
4\ Непосредственным источником энергии в организме человека является глюкоза в крови. Быстрый распад и окисление её, а также скорое извлечение обеспечивают экстренную мобилизацию энергетических ресурсов организма при нарастающих затратах энергии во время интенсивных мышечных и умственных нагрузок, эмоциональном возбуждении и проч.
Тем, кто пытается исключить сахар из рациона, следует помнить, что углеводы — единственный источник, за счёт которого в норме покрываются энергетические расходы мозга, то есть сохраняется способность к мышлению.
(Игорь Сокольский, кандидат фармацевтических наук, «Беседы о питании», «Наука и жизнь» №8, 2010)
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Благодаря быстрому распаду и окислению глюкозы в крови организм не может использовать энергетические ресурсы при интенсивных нагрузках.
2. Сахар из рациона исключать нельзя, потому что углеводы — единственный источник, позволяющий питать мозговую деятельность.
3. Источником энергии в организме человека является глюкоза в крови.
4. Благодаря своим свойствам глюкоза в крови является источником энергии, потребляемой организмом человека при мышечных и умственных нагрузках.
5. Источником энергии, необходимой человеку при мышечных и умственных нагрузках, являются глюкоза в крови: именно за счёт углеводов сохраняется способность к мышлению.