СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к презентации "Методический семинар"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к презентации "Методический семинар" Тема: Развитие познавательной активности младших школьников      через организацию  проектной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к презентации "Методический семинар"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Дроздовская средняя общеобразовательная школа

















Всероссийский конкурс

«Учитель года России»





Конкурсное задание «Методический семинар»



Пояснительная записка

Тема: Развитие познавательной активности младших школьников через организацию проектной деятельности в условиях реализации ФГОС.











Автор: Ступак Валентина Ивановна



учитель начальных классов

«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь»

Плутарх

Мой методический семинар нацелен на решение следующих задач:

* Объяснить, почему на данный момент я считаю, что развитие познавательной активности младших школьников осуществляется через организацию проектной деятельности;

* Поделиться опытом, как я вижу   организацию проектной деятельности младших школьников, которая позволяет создавать условия для развития продуктивного, интеллектуального, творческого мышления учащихся, способствует развитию познавательных способностей и повышению качества знаний.

В настоящее время в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта всё более актуальным становится использование в образовательном процессе начальной школы приёмов и методов, которые формируют у учащихся умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одним из наиболее продуктивных способов решения данной задачи является организация проектной деятельности.

Понятие «Проектная деятельность обучающихся» в контексте школьного образования

Под проектной деятельностью мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности.

Актуальность темы заключается в том, что современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения проектной деятельности, которая всё плотнее входит в нашу жизнь. Обучение через применение проектной деятельности предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. В основе каждого проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Младший школьный возраст… Реализация метода проектов в основной школе является наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям этого возраста.

Меня же заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развивать проектное мышление у учащихся? На выбор темы моей работы повлиял тот факт, что у учащихся уже на первой ступени обучения страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Исследовав познавательную активность учащихся в 1-м классе, увидела, что 50% учащихся класса имеют познавательный уровень активности; у 30% - исполнительский, и только 20% учащихся в моём классе испытывают интерес к учению.

Почему моим выбором стал метод проектного обучения?

Тому есть причины. Данный метод в начальной школе используется не достаточно широко и тем самым вызвал у меня интерес. Учитель из “вещателя” знаний превращается в консультанта: рассказывает, где искать информацию, объясняет, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям в повседневной жизни.

Также считаю, что неоспоримым достоинством проектного метода по сравнению с традиционными, является то, что работа над проектами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, их обобщать, развивает творческий потенциал. Маленькие дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что “самостоятельно добытые” учениками знания усвоятся надёжнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный проект, незаметно направив их энтузиазм в нужное русло. Очень важно, что цель проектной деятельности сфокусирована именно на достижении практического результата, т.е. проект используется с целью, позволяющей что-то узнать, совместно выполнить, открыть что-то новое, чтобы в результате создать какой-то продукт. Одна оговорка: скорее всего в начальной школе не может идти речь о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а лишь об элементах проектной деятельности в классическом её понимании. Но для малыша – это его проект. Что такое проект (исследования) для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений.
Как надо построить работу на уроке, как вовлечь ребёнка во внеурочную деятельность, чтобы доставить ему радость успеха, чтобы ему интересно было учиться, как повысить мотивацию к учению?

Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях дальнейшей жизни. Поэтому образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию.

Проекты, используемые на учебных занятиях в начальной школе по программе «Школа России» в 1-4 классах различны. Это зависит от времени исполнения проекта, цели деятельности, количества учащихся, места проведения, темы

В своём многолетнем педагогическом опыте работы с детьми, я всегда старалась выделить что то главное, новое.

Начав работать по данному методическому комплекту, я включилась в работу над формированием у учащихся проектного мышления через проектную деятельность.

  Свою работу над проектами стараюсь построить на следующих основных образовательных технологиях:

1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.

2) Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.

3) Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.

4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.(показ презентации Козырева Богдана)

Программа «Школа России» построена так, что почти по всем предметам одним из универсальных учебных действий является метод проектов. Тематика проектов и сроки их выполнения разнообразны. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания учеников по этому вопросу. Чаще, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей. Таким образом, достигается естественная интеграция знаний.

Работу по внедрению проектной деятельности веду следующим образом.

В первом и втором классах провожу подготовку к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. В рамках традиционных занятий использую специальные организационные формы и методы: проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

Приведу примеры использования различных типов проектов на учебных занятиях в 1-2 классах:

В первом классе знакомство с проектом проходит на учебных занятиях. Дети знакомятся с основами проектной деятельности: понятие о проекте, виды презентаций, правила работы в паре. С первых дней обучения, параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, мы начинали создавать «свою» азбуку. Дети выбрали букву и нарисовали её портрет. Один лист А4- это одна буква. Мы ее делали «живой», искали слова на эту букву, загадки, придумывали предложения. На данном этапе работы родители помогали, находили загадки, картинки, но рисовали и писали дети. Потом листочки собирались в книжку. Получилась у каждого своя азбука.

Во втором классе первым проектом, над которым работали ребята, стал проект «О чём может рассказать школьная библиотека?». После посещения школьной библиотеки на уроке литературного чтения учащиеся должны были знать понятия картотека, каталог, правила поведения в библиотеке. Всё это они закрепили в игре «Наоборот» и «Соединялки». Результатом работы стал коллективный плакат

На уроке русского языка учащиеся выполняют проект «Рифма», работают в паре. Цель проекта: формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности. Работая в паре дети находили в тексте рифмующиеся строки, подбирали рифмующиеся слова, сочиняли стихи на заданные рифмы и ответственный в паре презентовал своё сочинение.

На уроке математики учащиеся выполняют групповой проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде». Предварительно дети собирают материалы по заданной теме, распределяется работа в группах, назначаются ответственные. На уроке, работая в группах, ребята выполняли предложенные задания и каждый отвечает за свою часть работы. Работы групп по темам «Геометрический орнамент», «Растительный орнамент», «Животный орнамент» и «Человеческий и предметный орнамент» собираются в один альбом – «Орнаменты и узоры на посуде».

На уроке литературного чтения ребятам нравится работать в группах по созданию газеты к 9 Мая. По рекомендации из учебника план работы учащимся только осталось распределить обязанности. У каждой группы получилась своя газета: у одних – информационно-познавательная, у других – поздравительная, у третьих – художественный рассказ о жизни реальных людей на войне (их прадедушках и прабабушках).

Работа над проектом «Моя семья» повышает интерес ребёнка к семье, её традициям, способствует воспитанию уважительного отношения к членам семьи. После завершения проекта учащиеся приобретают следующие умения:
 - личностные: осознание себя членом  семьи, выражающееся в интересе к её традициям, культуре и желании участвовать в её делах; объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и  «что я узнал» (результаты);
 метапредметные: совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера; работать по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете).

В процессе работы над данной темой я пришла к выводу, что использование метода проекта наиболее целесообразно применять в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют работать в группах, умеют самостоятельно конструировать свои знания, могут ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.

В третьем и в четвёртом классах работа над проектом принимает уже классический вид: (по Андриянову П.Н.)

ЭТАПЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект).

Осмысленная и принятая идея, задача, проблема.

2.Технологическая разработка идеи.

Доведение идеи до возможности ее практической реализации.

3. Практическая работа над идеей.

Практическая реализация идеи.

4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы

Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности.

Чаще других использую в работе практико-ориентированные, исследовательские, информационные проекты в рамках одного предмета (монопроекты), чтобы по времени укладывались в один урок (минипроекты) или в несколько уроков (краткосрочные проекты). На этом этапе чаще появляется парная и групповая форма работы, в ходе которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах. Так была проведена проектная работа по теме «Письмо Деду Морозу». На уроках русского языка во 2-м классе познакомившись с особенностями написания письма, ребята учились сочинять свои письма главному волшебному герою Новогоднего праздника Деду Морозу.

Большой интерес на уроке окружающего мира вызвал исследовательский проект по изучению условий, влияющих на рост растений. Ученики выбрали себе понравившиеся семена растений, изучили условия для их роста (свет, температура окружающей среды, влажность почвы). Затем, проведя опыты, собрали информацию: как надо ухаживать за данным растением, определили, где в классе лучше находиться растению. В течение определённого периода наблюдали за ним, ухаживали и пытались найти объяснение причин отставания в росте, увядании или вытягивания стебля, а затем оформили свои наблюдения используя разные формы (таблица, поэтапная зарисовка, сочинение).

Как правило, погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое его выполнение – дома при участии родителей. Дети, в чьих домах имеются компьютеры, с помощью родителей создают проекты при помощи программы PowerPoint. Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, сотрудничество: учитель-ученик-родитель - дает очень хорошие результаты. Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте, является помощь со стороны родителей, внедрение родителей в работу.

Рассмотрим эту сторону организации проектной деятельности младших школьников.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  • консультируют;

  • отслеживают выполнение плана;

  • решают оперативные вопросы;

  • помогают в предварительной оценке проекта;

  • участвуют в подготовке презентации;

  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Необходимо отметить, что данная технология не должна вытеснять другие методы обучения. Проектное обучение использую как дополнение к другим видам обучения.

Работая по данной технологии в течение нескольких лет, я добилась следующих результатов. Считаю, что благодаря проектной деятельности проведённый промежуточный срез познавательной активности по основным предметам начальной школы показал, что интерес к математике вырос на 23% (был 40%), к русскому языку на 16% (был 24%).

В процессе работы над проектом у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков:

а) мыследеятельностные: (умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию от 30% до 50% учеников);

б) поисковые: (умеют находить информацию 70% учеников); в) коммуникативные: (умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы до 40% учащихся); г) презентационные: (построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут до 30% учеников).

Заключение

Считаю, что проектирование – очень хороший инструмент для формирования функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Планирую применять данный метод и в воспитательной работе с классом. Такая деятельность на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами.

   Теперь, опираясь уже на свой опыт работы, я могу говорить о том, что фрагменты уроков, на которых используется представление своих проектов учащимися, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря внедрению элементов проектной деятельности учащиеся, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе – предметные: с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Модель успеха!

Свою главную педагогическую цель я вижу в формировании и развитии таких качеств ученика, которые помогут ему быть самодостаточным, творческим, способным учиться всю жизнь, получать радость от своего труда, общения и быть счастливым в личной жизни.

«Побеждает не тот, кто сильнее, а тот, кто идет до конца»



Литература

  1. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе /под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Дрозд Л.Л. Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности http://www.docme.ru/doc/37770/formirovanie-universal._nyh-uchebnyh-dejstvij

  3. Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева // Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.

  4. Спасибо за внимание!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!