Практическая работа на уроках математики в начальной школе
Практические работы – это осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта использования уже имеющихся знаний и получения новых, относящихся к использованию предмета знаний Практические работы при обучении математике обычно связываются с построениями, измерениями, вычислениями, изготовлением наглядных пособий
Наглядность и практические работы способствуют развитию мышления учащихся от наглядно-образного к абстрактному, лучшему усвоению теоретических знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Так же повышают интерес учащихся к знаниям и делают процесс усвоения знаний более лёгким, способствуют их прочности. Поэтому целесообразно использовать практические работы на уроках математики в частности при изучении длины.
Далее представлены упражнения, которые можно использовать при изучении темы «Длина и её измерение».
Упражнение №1
Ученикам предлагается сравнить «на глаз» два одинаковых отрезка, но расположены они на листе по-разному. Отрезки красного и зеленого цвета. Ученики сравнивают отрезки «на глаз» и замечают, что зеленый отрезок длиннее, чем красный отрезок. После того, как дети сделали такой вывод, учитель берёт мерку и предлагает измерить отрезки. В результате измерения получается, что предложенные отрезки одинаковы по длине. После этого, учащиеся делают вывод, что не всегда «на глаз» можно определить какой отрезок (предмет) длиннее (короче) другого. Поэтому возникает необходимость в измерении.
Вопросы, которые целесообразно задавать в данной ситуации:
-Как вы думаете, какой отрезок длиннее ( короче)?
-Почему?
-Можно ли всегда доверять своему глазомеру?
-Что нужно для того, чтобы избежать подобной ошибки?
Упражнение№2
Учащимся предлагается измерить отрезок тремя разными мерками. Для этого каждому ученику выдаются листочки, на которых начерчены три одинаковых отрезка (собственно А, В, С) и мерки (1см, 2см, 3см). Пусть длина предложенных отрезков будет 6 см. Ученики, измеряют отрезок А меркой 1см, отрезок В - 2см, отрезок С - 3 см. Получив результат: отрезок А=6 мерок, отрезок В=3 мерки, отрезок С=2 мерки, учитель задаёт вопрос: «Почему, измеряя три одинаковых отрезка, получаем разное численное значение?» Ученики выясняют, что это произошло потому, что они при измерении использовали разные мерки. В процессе этой работы учащиеся приходят к выводу, что для изменения нужно использовать одинаковую мерку. На этом уроке можно ввести единицу измерения длины – сантиметр. Вопросы, которые целесообразно задавать:
Одинакова ли длина данных отрезков?
Как вы это определили?
Какова длина отрезка А? В? С?
Почему у одинаковых отрезков при измерении получились разные значения?
Что нужно, чтобы избежать подобной ошибки?
Для чего нужно, чтобы выбрали единую мерку?
Упражнение № 3
Учащимся предлагаются листочки с начерченным на них отрезком и модель сантиметра. Пусть длина предложенного отрезка будет 15 см. Дети получают задание измерить длину предложенного отрезка с помощью модели сантиметра. После безуспешных попыток выполнить задание, учитель выясняет, почему у детей не получилось измерить отрезок. Ученики ссылаются на неудобство такого измерения. Далее учитель говорит, что для удобства и быстроты измерения длины отрезков (предметов) люди придумали измерительный прибор. Этот прибор называется линейка. Затем предлагает измерить длину данного отрезка с помощью линейки, при этом, обращая внимание детей на то, что один конец отрезка должен совпадать с нулём на линейке. В результате измерения дети приходят к выводу, что измерять с помощью линейки быстрее и удобнее, чем с помощью модели сантиметра.
Упражнение № 4
На листах форматом А4 предложенных детям, начерчены два отрезка: Отрезок А=5 см, отрезок В=20 см. С помощью модели сантиметра детям предлагается измерить данные отрезки. При измерении отрезка В учащиеся испытывают затруднения. Тогда им предлагается измерить отрезок В с помощью модели дециметра. Учащиеся быстро выясняют длину отрезка В. Затем с помощью линейки измеряют предложенную мерку (модель дециметра). Далее учитель сообщает, что данная мерка называется дециметр. Учащиеся уже выяснили, что дециметр равен десяти сантиметрам. Вопросы, которые целесообразно задавать в данной ситуации:
- Какова длина отрезка А?
- Удобно ли измерять её с помощью мерки №1 (модель сантиметра)?
- Удобно ли измерять длину отрезка В с помощью этой же мерки? Почему?
- Удобно ли измерять длину отрезка В с помощью мерки № 2 (модель дециметра)?
Упражнение №5
На доске начерчен отрезок – 2 метра. Ученику предлагается измерить его длину с помощью модели дециметра. Данное задание вызывает затруднение, т.к. ребёнок постоянно сбивается, не может точно определить количество уложившихся мерок. Тогда предлагается измерить длину этого отрезка с помощью модели метра. Затем метровой линейкой устанавливается, что длина предложенной мерки 100 сантиметров. Далее учитель говорит, что для измерения больших отрезков или предметов, например, ткань, используют мерку, которая называется метр. Учащиеся уже выяснили, что в одном метре сто сантиметров. Затем, укладывая в модель метра модель дециметра, выясняют, что в одном метре десять дециметров. Вопросы, которые целесообразно задавать в этой ситуации:
-Удобно ли измерять предложенный отрезок с помощью дециметра? Почему?
-Удобно ли измерять этот отрезок с помощью новой мерки?
-Сколько сантиметров в данной мерке? дециметров?
-Для чего служит эта мерка?
Упражнение № 6
На листочках, предложенных детям, начерчены три отрезка АВ, ОС и КМ. Их длина соответственно 2см, 1см 5мм, 7 мм. Также предлагается модель сантиметра, выполненная на миллиметровой бумаге. Учитель предлагает измерить длины данных отрезков. При измерении отрезков ОС и КМ учащиеся испытывают затруднения: длина отрезка ОС чуть больше одного сантиметра, но не два, а длина отрезка КМ чуть меньше одного сантиметра. После этого, учитель предлагает рассмотреть мерку и сообщает, что она разделена на несколько равных частей. Учащиеся выясняют, что таких частей десять. Учитель сообщает, что одна такая часть называется миллиметр, а в сантиметре таких частей десять. На доске учитель записывает: АВ - 2 см = 20 мм, ОС =15 мм, КМ=7мм. Затем ученики совместно с учителем устанавливают соответствие между миллиметром и другими изученными единицами длины (см, дм, м). Вопросы, которые целесообразно задавать в данной ситуации:
Непосредственная практическая деятельность детей при выполнении этих упражнений, способствует развитию логического и абстрактного мышления, внимания, восприятия, так же лучшему усвоению темы.