СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила оформления школьной газеты ( в помощь)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В брошюре прндставлены правила оформления школьной газеты.

Просмотр содержимого документа
«Правила оформления школьной газеты ( в помощь)»

Старопохвистневский филиал «ЦВР «Эврика»

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Самарской области средней общеобразовательной школы с. Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области













«ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ


ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ»





















Похвистневский район – 2014

Барабаш И.Н. Методическое пособие для работы объединения «Юный журналист». Старопохвистневский филиал «ЦВР «Эврика» ГБОУ СОШ с.Подбельск, 2014.

Данное пособие адаптировано в помощь учителям и педагогам дополнительного образования для работы с юными журналистами.

Рекомендуется педагогам дополнительного образования, заместителям директоров по воспитательной работе, методистам, учителям, учащимся.






































Содержание:


1.Введение.

2.Начало журналистской деятельности.

3.Руководитель объединения.

4.Организация работы над газетой:

а). Должности, принятые в редакциях;

б). Правила оформления школьной газеты;

в). Содержание газеты.

5.В добрый час!

6.Приложения.

7.Список использованной литературы.






















ВВЕДЕНИЕ

Рано или поздно одному из «школьного треугольника» - «учитель-ученик-директор» приходит в голову идея выпускать свою газету или организовать журналистский кружок. Дети любят «поиграть в профессию», тем более, достаточно престижную и «на слуху», проявить свои литературные таланты, педагог пытается сплотить своих подопечных вокруг конк5ретного дела, управленец часто думает о престиже возглавляемого им учебного заведения. Здорово, когда все интересы сходятся. Неудивительно, что игра в журналистику как форма организации внеклассной работы была популярна и до перестройки, и после. Если раньше выпускали лишь «боевые листки», стенгазеты, то теперь с развитием технической оснащённости учебных заведений чаще берутся за многотиражку и даже открывают кружок, а то и журналистский класс. Помимо моды на подобные вещи, в процессе приобщения школьников к работе с печатным словом есть и много полезного с позиции воспитания. Ничто лучше, чем журналистика, не развивает внимание и наблюдательность, собранность и критичность, способность владеть словом и ориентироваться в возросшем потоке информации. «Наука удивлять и удивляться» - базовый комплекс журналистских навыков и умений может пригодиться в целом ряде сопряжённых профессий, да и в жизни вообще.

Собственная газета любой детской организации – это практически визитная карточка, это реклама своей деятельности.










НАЧАЛО ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Если ты пошёл в газетчики –

Навсегда забудь о покое.

Мы за всё на земле ответчики

За хорошее и плохое».



Вначале необходимо подготовить программу занятий.

Надо сразу определить нацеленность ребят (для этого провести анкетирование).

Для распределения обязанностей нужно выявить:

- кого участие в кружке привлекает из профориентационных целей;

- кто просто хочет самовыразиться;

- насколько дети представляют предмет, с которым им предстоит столкнуться и т.д.

Важно помнить: вы не готовите профессиональных журналистов или к поступлению в соответствующий ВУЗ, а лишь помогаете ребятам раскрыть свои непроявившиеся до этого способности. Поэтому, в программу следует включать:

- меньше «накачек» сведениями;

- больше

  • деловых игр;

  • конкурсов;

  • практикумов.

Главное – это выпуск газеты, пусть и с небольшим тиражом;

- ребята должны видеть результаты своей работы.



(См. приложение №1)


РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ


Им может быть:

  • учитель литературы;

  • организатор внеклассной работы;

  • журналист, специально приглашённый поработать в школу;

  • педагог дополнительного образования.

Идеальный вариант руководителя объединения – педагог объединяет свои усилия с журналистом, т.к.:

- роль руководителя-учителя по мере продвижения к старшим классам уменьшается;

- старшеклассники ценят самостоятельность и независимость, и поиск авторитета у них часто идёт вне школы.

















ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ГАЗЕТОЙ


Должности, принятые в редакциях:

  • ответственный секретарь (возглавляет редколлегию);

  • редактор (член редколлегии);

  • корреспондент (репортёр) (член редколлегии);

  • корректор (член редколлегии);

  • заведующий отделом рекламы (член редколлегии).


(См. приложение №2)



Правила оформления школьной газеты.


В начале газеты указывается:

  • название газеты;

  • наименование органа, выпускающего газету (ОУ, УДОД);

  • периодичность издания и год основания;

  • дата выпуска газеты (очередного номера);

  • девиз газеты (по желанию);

  • краткое содержание номера;

  • содержание собственно газеты.


В конце газеты указывается:

  • Ф.И.О., должности редактора и редакционной коллегии;

  • тираж газеты;

  • адрес издательства газеты (почтовый и электронный);

  • сайт издательства газеты;

  • телефон издательства газеты.


(См. приложение №3)


Содержание газеты.

*** ГАЗЕТА ДОЛЖНА БЫТЬ ИНТЕРЕСНА, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЧИТАТЕЛЯМ, А НЕ ТОЛЬКО АВТОРАМ. ***

1. Статьи.

  • Жанры информационной группы (основа информационных материалов - новость):

- хроника;

- краткая и расширенная информация;

- интервью:

*интервью-монолог,

*интервью-диалог,

*интервью коллективное,

*интервью-анкета,

*интервью-зарисовка;

- репортаж:

*событийный,

*тематический,

*постановочный;

- зарисовка;

- отчёт;

- путевые заметки.


  • Жанр аналитической группы:

- корреспонденция.


  • Жанр – публичное выступление:

- открытое письмо.


  • Жанр какого-либо факта, часто критического:

- заметка.


  • Жанр – статья:

- директивная;

- пропагандистская;

- проблемная.


  • Жанр – рецензия:

- критико-библиографическая, литературная;

- анализирующая и оценивающая.


  • Жанр – очерк:

- сюжетный:

* портретный,

* проблемный;

- описательный:

* событийный,

* путевой;


  • Сатирический жанр:

- фельетон;

- памфлет;

- пародия;

- эпиграмма.


2. Иллюстрации:


- репортажный снимок;

- репортажный рисунок;

- портрет;

- пейзаж;

- фотоэтюд;

- натюрморт;

- интерьер;

- экстерьер;

- иллюстрированный очерк;

- карикатура;

- дружеский шарж;

- юмористический рисунок;

- фотообвинение;

- иллюстративный рисунок;

- репродукция.


3. Определение основных разделов и рубрик.


4. Рождение темы.

  • Материалами служат:

- наблюдения;

- сравнения;

- изучения.

  • Факты для тем берутся (или Основные приёмы сбора фактов):

- в структурах власти;

- в учреждениях;

- в общественных и других организациях;

- личное общение с руководителем, компетентными людьми;

- тема, рождённая внезапно:

* случай на улице,

* беседа с каким-либо человеком;

- письма, поступающие в редакцию;

- «провоцированная ситуация».


(См. приложение №4)

5. Заголовок (флаг материала):


- отражение главной мысли автора;

- привлечение к чтению.


  • Заглавия могут быть:

- длинными (короткое сообщение о событии, которому посвящена корреспонденция);

- ёмкими:

* пословицы,

* поговорки,

* стихотворные строки,

* высказывания мудрых людей и т.д.;

- носить назидательный характер;

- состоять из одного или нескольких слов;

- заголовки сопровождаться подзаголовками;

- высказывание героя:

* интервью,

* публикации;

- немного изменённые пословицы и поговорки;

- с использованием фамилий известных литературных героев;

- стихотворные строки;

- «сталкивание» антонимов;

- неожиданные словосочетания.


(См. приложение №5)


6. Молодёжная тематика газеты:

- учёба:

* победители школьных конкурсов, олимпиад,

* опыт рационального усвоения материала,

* особенности лицеев, пансионатов и др.

* об учащихся различных учебных заведений и т.д.;

- дискуссии;

- о людях разных профессий;

- о творческой деятельности школьников:

* в центрах дополнительного образования,

* в кружках,

* в студиях;

- о досуге;

- о нравственности;

- об истинном товариществе;

- о любви в молодом возрасте;

- патриотическая тема;

- спортивная тема;

- о культурных ценностях;

- о взаимоотношениях с законом и пр.


(См. приложение №6)


7. Набор материалов.

Потребуется:

- компьютер:

* для набора текста,

* для вёрстки полос;

- принтер:

* для вывода готовых материалов;

- ксерокс:

* для тиражирования экземпляров газеты.


(См. приложение №7)

(См. приложение №8)

(См. приложение №9)

(См. приложение №10)

(См. приложение №11)


В ДОБРЫЙ ЧАС!

Существует много приёмов, чтобы сделать работу объединения юных журналистов интересной и увлекательной. Например:

- выдать ребятам журналистские удостоверения;

- провести конкурс на название газеты;

- провести презентацию газеты в школе;

- организовать КВН, где будут бороться авторы и герои материалов;

- устроить пресс-конференцию юных журналистов, где они будут иметь возможность задавать каверзные вопросы директору школы, что вызовет бурю эмоций!

Когда юные журналисты подружатся с коллегами из других школ, то смогут выпустить межшкольную газету. А если с коллегами из других городов!..

Одним словом, положите перед собой чистый лист бумаги, напишите на нём всё, что хотите добиться от деятельности объединения юных журналистов и вперёд! К цели! А через год проверьте: все ли пожелания сбылись, и сделайте вывод. Успеха!














ПРИЛОЖЕНИЕ № 1



Учебная часть может включать в себя следующие лекции-семинары:



Названия лекций-семинаров

Кол-во часов

1

«Феномен журналистики и призвание журналиста, журналистская этика»

2

2

«Новость, её сущность и качество»

2

3

«Композиция новостной заметки»

1

4

«Жанр газеты. Работа над репортажем, статьёй»

1

5

«Интервью и интервьюирование»

2

6

«Типология газет. Как создаётся газета»

2

7

«Рабочее место журналиста, журналист в командировке»

1















ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


Должности, принятые в редакциях.


КУРАТОР (председатель)



ОРС (общественно-редакционный совет)



Учителя школы

Ответственный

секретарь

(возглавляет редколлегию)

Заместитель ответственного секретаря



РЕДКОЛЛЕГИЯ


Члены редколлегии

(непосредственно работающие над газетой и имеющие не менее двух публикаций)

Внештатные корреспонденты










ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


Макет газеты:


1.Правильно «расставить» материалы:

- важнейшие – на первую страницу;

- менее значительные – по другим полосам.


2.Выбрать форму оформления:

- величину заголовка;

- толщину рамки, в которую берётся статья и т.д.


3.Сделать соответствующие пометки на макете (если издание многоцветное).








ПРИЛОЖЕНИЕ № 4


Важно:


- уметь «отделять» несущественное (выбрать суть);

- специализироваться в какой-либо области знаний;

- заводить специальные тетради для накопления тех или иных сведений;

- в первую очередь осваивать темы, которые больше знакомы;

- освоение малознакомых тем – второй этап (начало – постижение теоретических основ).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5


Важно:


- соблюдение чувства меры;

- учитывание размера материала;

- кроме заголовков существуют «шапки».











ПРИЛОЖЕНИЕ № 6


Основные ошибки при подготовке газеты:

- в газете большое количество материала, который не относится к школьной (классной) жизни (рассказы, шутки, басни из журналов и газет);

- критика, на поведение и успеваемость учеников, в газете часто бывает резкой и грубой (осторожно с критикой!);

- фактический материал размещён нечитаемо;

- одножанровость – отсутствие интервью и интересных рассказов;

- имеются грамматические ошибки;

- нет последовательного изложения;

- основной материал не отделён от второстепенного;

- газета не красочно оформлена, хотя пестрота тоже не лучший вариант.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7


В соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» журналист имеет право:


1.Искать, запрашивать, получать и распространять информацию.

2.Посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений и пресс-службы.

3.Быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации.

4.Получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную, специально охраняемую законом, тайну.

5.Производить записи, в том числе с использованием аудио и видеотехники, кино и фотосъёмки, за исключением случаев, предусмотренных законом.

















ПРИЛОЖЕНИЕ № 8


«Профессионализмы» журналиста:


Воздух – свободное место вокруг материалов.

Врез – особо оформленное начало материала (шрифтом, графически и т.д.).

Выворотка – белые буквы на чёрном фоне.

Гранка – печатная рукопись с правкой редактора.

Кирпич – большая статья, на всю полосу.

Крик (вопль) – анонс текущего номера (материала).

Окно – место, оставляемое в полосе для срочного материала, который помещается в последнюю очередь.

Плашка – фон для текста.

Подача – оформление материалов.

Подвал – нижняя часть страницы.

Собака – «паспорт» материала.

Хвост – часть статьи, не влезающая в полосу.

Чердак – верхняя часть страницы.

Шапка – заголовок.

Шахта – маленькая колонка, в которую помещают наиболее привлекательные фрагменты статьи, анонсы, врез и т.д.

Шпала – дизайнерская линия, применяющаяся для разделения блоков материалов.

Шпигель – текст, расположенный рядом с заголовком.







ПРИЛОЖЕНИЕ № 9


Афоризмы и цитаты о журналистике:

1. «Газета – это история за одни сутки».

2. «Трое суток шагать, двое суток не спать ради нескольких строчек в газете».

3. «Я всерьёз полагаю, что газеты также стары, как и человечество. Геродот был журналистом. Шахразада – не что иное, как восточный вариант вечернего выпуска газет. Первобытные люди, наверное, отмечали памятные события сооружением металлических построек – это было монументальное, но трудоёмкое письмо. Египтяне высекали свои газеты на обелисках и стенах храмов. Представьте себе, что было бы, если бы каждое утро с Вацлавской площади развозили шестьдесят тысяч обелисков и каждый из них тянули шестьдесят волов…» (острослов Карел Чапек).

4. «Всё нужно увидеть, почувствовать, оценить и не ошибиться. Нужно быть честным «ухом и глазом» своих читателей, не злоупотреблять их доверием и не затруднять их, кто его знает чем, под видом важного и не упускать мелочей, которые могут выразить существо» (журналист Михаил Кольцов).

5. «…Чудовищна ответственность касаться

Чужой судьбы, надежд, галлюцинаций!» (поэт Андрей Вознесенский).

6. «Жив ты или помер,

Главное, чтоб в номер

Материал успел ты передать.

И чтоб, между прочим,

Был «фитиль» всем прочим…» (из песенки «Военный репортёр» Константина Симонова).

7. «Слова – это тот материал, из которого шьют пиджаки и брюки мыслям и чувствам» (Максим Горький).

8. «Работа над языком кропотлива – необходимо, чтобы всё было красиво, сжато, просто и, главное, ясно» (Лев Толстой).

9. «Слово – это не игрушечная пулька, которая летит за ветром. Это орудие труда. Оно должно поднимать за собой определённый вес. И только по тому, сколько оно захватывает и поднимает за собой чужого настроения – мы оцениваем его значение и силу. Поэтому-то автор должен постоянно чувствовать других и оглядываться на то: смогут или нет его мысли и чувства, образы предстать перед читателями и стать их мыслями, их образами и чувствами» (Владимир Короленко).
























ПРИЛОЖЕНИЕ № 10


Положение о свободной школьной газете.


Декларативная часть

  1. Настоящим документом учреждается школьное периодическое издание (далее по тексту – «газета»).

  2. Газета является печатным органом, выражающим мнение учеников и преподавателей школы.

  3. Газета как школьный печатный орган обладает свободой и неприкосновенностью. Ни один из авторов газеты не может быть подвергнут в школе какому-либо наказанию за выраженное на её страницах мнение.


Уставная часть

  1. Во главе газеты стоит Общественно-редакционный совет (далее по тексту - ОРС), состоящий из учителей школы, ответственного секретаря и его заместителя.

  2. ОРС возглавляется председателем (далее по тексту - куратор), избираемым членами ОРС не менее чем двумя третями голосов.

3. Куратор:

3.1.Утверждает концепцию газеты, её дизайн и направленность.

3.2.Осуществляет общее руководство изданием номеров газеты.

3.3.Утверждает предлагаемые в газету статьи, рисунки и фотоматериалы.

3.4.Утверждает псевдонимы авторов газеты.

3.5.Подписывает номер в печать.

3.6.Выносит замечания авторам газеты и применяет к ним санкции.

3.7.Решает, по возможности, все спорные вопросы, возникшие среди членов ОРС и Редакционной коллегии (далее по тексту - редколлегия).

4. В случае временной невозможности исполнения куратором своих обязанностей его полномочия переходят к ответственному секретарю (при этом он подотчётен ОРС).

4.1.Если же куратор не работает более месяца, члены ОРС обязаны избрать из своего числа временно исполняющего обязанности куратора.

4.2.Выборы нового куратора возможны только после добровольного сложения прежним куратором своих полномочий или единогласного решения членов ОРС и редколлегии.

5. Ученики, осуществляющие непосредственную работу над газетой, образуют Редакционную коллегию.

6. Члены редколлегии:

6.1.Разрабатывают концепцию, направленность и дизайн газеты.

6.2.Обсуждают содержание номеров газеты, предлагаемые публикации.

Готовят статьи, рисунки и фотографии в газету, работают над её оформлением.

7. Редколлегия возглавляется ответственным секретарём, который избирается на должность простым большинством голосов членов редколлегии и утверждается куратором.

8. При обсуждении различных вопросов голос куратора и ответственного секретаря приравнивается к двум голосам членов редколлегии.

9. Ответственный секретарь:

9.1.Может иметь одного заместителя, который избирается простым большинством голосов членов редколлегии.

10. В редколлегию принимаются ученики школы, имеющие не менее двух публикаций в газете, решением как минимум двух третей её членов.

11. Ученик школы может быть исключён из состава редколлегии по причине:

11.1.Собственного желания.

11.2.Перехода в другое образовательное учреждение (школу, лицей, колледж, техникум, училище).

11.3.Окончания школы (при этом он по собственному желанию может быть зачислен в ОРС).

11.4.Исключения из школы.

11.5.Неоднократного нарушения требований куратора.

11.6.Предъявления претензий членами редколлегии (не менее двух третей) в случае их поддержки куратором.

12. Газета может иметь постоянных внештатных корреспондентов, как из числа членов школьного коллектива, так и из числа людей, не обучающихся и/или не преподающих в школе.

13. Внештатные корреспонденты могут участвовать в заседаниях редколлегии с правом совещательного голоса.


Заключительные и переходные пункты

  1. Данное положение принимается единогласно на собрании учредителей газеты. Согласованный экземпляр положения подписывается всеми учредителями и заверяется печатью школы.

  2. После одобрения положения учредители-учителя образуют ОРС, а учредители-ученики составляют редколлегию. Далее деятельность газеты происходит согласно положению.

  3. Все изменения и дополнения в положение вносятся на объединённых собраниях редколлегии и ОРС не менее чем двумя третями голосов.










ПРИЛОЖЕНИЕ № 11

Положение об объединении «Школьный вестник» (пример).


В течение нескольких лет в школе назревала потребность в своей школьной прессе, выпускаемой самими учащимися.

Объединение предназначено для совершенствования навыков литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учёбе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером. Это объединение детей разного возраста с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся. Помимо литературной деятельности, ребята осваивают и компьютерные навыки: набор текста, вставка рисунков, вёрстка и др.

Путём выборов были определены:

- редактор;

- ответственный секретарь;

- помощник редактора.

Главная цель: выпуск общешкольной газеты.

Задачи:

  1. Освещение в газете школьной жизни.

  2. Содействие в воспитании информационной культуры школьников.

  3. Повышение интересов к учёбе (литературе, русскому языку, информатике).

  4. Развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей.

Структура объединения:

  1. В объединение входят учащиеся 6 – 9 классов.

  2. Созданы группы по направлениям:

- «Новости»;

- «Спорт и здоровье»;

- «Досуг и юмор»;

- «Праздники»;

- «Психология».

Материальная база:

  1. Имеется в наличии:

- 5 персональных компьютеров;

- сканер;

- принтер.

2. Для проведения теоретических и практических занятий используется кабинет информатики.

Финансирование производит учредитель - … (указать непосредственного учредителя).

Штат:

  1. Учитель информатики.

  2. Учитель русского языка и литературы.

Программа объединения «Школьный вестник».

Пояснительная записка: объединение «Школьный вестник» создано с целью развития и реализации творческих способностей учащихся. Подготовка газеты требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей и распечатка на принтере, компьютерная правка, макетирование и вёрстка. Руководит работой учитель информатики. При подготовке и проведении теоретических занятий к работе подключается учитель русского языка и литературы.

В результате работы с детьми по выпуску газеты возрастает их мотивация к обучению. Они совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.

Тематика газеты отражает проблемы повседневной школьной жизни: учёбу, досуг, творчество и др.

Выпуском газеты дети занимаются во внеурочное время. Каждый выпуск получают … (указать непосредственных получателей (адресатов) школьной газеты). Тираж – 60 экземпляров. Выход – 1 раз в месяц.

Школьная компьютерная газета – мощное воспитательное средство. Вся работа газеты планируется на год. План состоит из теоретических вопросов и практических занятий (непосредственно выпуск газеты).

Ожидаемые итоги работы объединения:

  1. Развитие творческих способностей детей.

  2. Установление связей с другими объединениями и районной газетой.

  3. Предоставление возможностей для общественного признания, оценки, самореализации ребят.

  4. Создание школьного журнала (1 раз в год).


























Список использованной литературы:


1.Научно-методический журнал «Классный руководитель», №5, 1997г., Москва.

2. Научно-методический журнал «Классный руководитель», №4, 2007г., Москва.

3.Брошюра «Азбука журналистики», Мирошниченко М., заведующий отделом газеты «Волжская заря», руководитель клуба «Юный журналист».

4. Информация с сайта Интернет «Газета», 2008г. E-mail: gazeta@1188.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!