СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для 10 класса "А.П. Чехов "Человек в футляре"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для 10 класса "А.П. Чехов "Человек в футляре".

Просмотр содержимого документа
«Презентация для 10 класса "А.П. Чехов "Человек в футляре"»

Антон Павлович  Чехов ( 1860 – 1904) Рассказ «Человек в футляре»

Антон Павлович Чехов

( 1860 – 1904)

Рассказ

«Человек в футляре»

Цели урока : Познакомить с личностью А.П.Чехова, обзорно представить географические места, связанные с именем писателя; раскрыть смысл понятия «футлярная жизнь» через анализ рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре». Развивать умение анализировать художественное произведение, видеть его смысл; совершенствовать коммуникативные навыки: высказывать и аргументировано доказывать свою точку зрения. Воспитывать активную жизненную позицию, стремление к самосовершенствованию, осознание истинного смысла существования человека на земле, главных жизненных ценностей. Методическая цель: Использование интерактивных методов и приёмов педтехники с целью повышения познавательной активности учащихся.

Цели урока :

  • Познакомить с личностью А.П.Чехова, обзорно представить географические места, связанные с именем писателя; раскрыть смысл понятия «футлярная жизнь» через анализ рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре».
  • Развивать умение анализировать художественное произведение, видеть его смысл; совершенствовать коммуникативные навыки: высказывать и аргументировано доказывать свою точку зрения.
  • Воспитывать активную жизненную позицию, стремление к самосовершенствованию, осознание истинного смысла существования человека на земле, главных жизненных ценностей.

Методическая цель:

  • Использование интерактивных методов и приёмов педтехники с целью повышения познавательной активности учащихся.
 Жизнь дается человеку один раз, и нужно прожить её бодро, осмысленно, красиво.

Жизнь дается человеку один раз, и нужно прожить её бодро, осмысленно, красиво.

«Заочная экскурсия». Таганрог  Дом  на Полицейской улице,  где родился  А.П.Чехов

«Заочная экскурсия». Таганрог

Дом

на Полицейской улице,

где родился

А.П.Чехов

 «Заочная экскурсия».  Таганрог  Дом и бакалейная  лавка отца  А.П.Чехова

«Заочная экскурсия». Таганрог

Дом и бакалейная

лавка отца

А.П.Чехова

«Заочная экскурсия». Таганрог   Гимназия, в которой учился А.П.Чехов Инспектор Таганрогской гимназии Дьяконов был «худой, тонкий, он ходил всегда в узких «коленкоровых брючках» и плоском картузе, похожем на сковородку, он напоминал Чехову «гадючку».

«Заочная экскурсия». Таганрог Гимназия, в которой учился А.П.Чехов

  • Инспектор Таганрогской гимназии Дьяконов был «худой, тонкий, он ходил всегда в узких «коленкоровых брючках» и плоском картузе, похожем на сковородку, он напоминал Чехову «гадючку».
«Заочная экскурсия».  Москва   Дом – комод на Садово-Кудринской улице  (ныне дом-музей А.П.Чехова)

«Заочная экскурсия». Москва

Дом – комод на Садово-Кудринской улице

(ныне дом-музей А.П.Чехова)

«Заочная экскурсия».  Москва А.П.Чехов – студент медицинского факультета университета (1879-1884) Печатается в журналах « Стрекоза» «Осколки» «Будильник» «Зритель» Псевдонимы: Антоша Чехонте , Врач без пациентов, Гайка № 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский,  Ч. Б. С. (Человек без селезенки), Брат моего брата, Некто,  Шиллер Шекспирович Гете.

«Заочная экскурсия». Москва

  • А.П.Чехов – студент медицинского факультета университета (1879-1884)
  • Печатается в журналах

« Стрекоза»

«Осколки»

«Будильник»

«Зритель»

  • Псевдонимы:
  • Антоша Чехонте , Врач без пациентов, Гайка № 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский,

Ч. Б. С. (Человек без селезенки), Брат моего брата, Некто,

Шиллер Шекспирович Гете.

«Заочная экскурсия».  Сахалин  Очерк «Остров Сахалин» (1891-1893) А. П. Чехов  по собственной инициативе предпринял попытку переписать население Сахалина

«Заочная экскурсия». Сахалин

  • Очерк «Остров Сахалин» (1891-1893)
  • А. П. Чехов по собственной инициативе предпринял попытку переписать население Сахалина
«Заочная экскурсия».  Мелихово  В 1892-1893гг. В России эпидемия холеры. Чехов работает участковым врачом, обслуживает 26 деревень, 4 фабрики, монастырь, организовывает медицинские пункты

«Заочная экскурсия». Мелихово

В 1892-1893гг. В России эпидемия холеры. Чехов работает участковым врачом, обслуживает 26 деревень, 4 фабрики, монастырь, организовывает медицинские пункты

В Мелихово было написано более 40 произведений

В Мелихово было написано более 40 произведений

Знаменитый флигель Мелихово    Здесь были написаны: «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник»,  «О любви»), пьеса «Чайка»

Знаменитый флигель Мелихово

Здесь были написаны: «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник»,

«О любви»), пьеса «Чайка»

Анализ рассказа  А. П. Чехова «Человек в футляре» («Маленькая трилогия»)

Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»

(«Маленькая трилогия»)

Приём «Узел удивления» «футлярная жизнь» - ?

Приём «Узел удивления»

«футлярная жизнь» - ?

Контроль домашнего чтения   Приём  «Узнай героя»

Контроль домашнего чтения Приём «Узнай героя»

1.Кабы чего не вышло! 1.Михаил Саввич Коваленко 2. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. 2.Иван Иванович  Чимша-Гималайский 3. А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг,… говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр? 3.Беликов 4.Буркин 4. Ха-ха-ха! 5.Варенька 5. Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало.

1.Кабы чего не вышло!

1.Михаил Саввич Коваленко

2. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая.

2.Иван Иванович Чимша-Гималайский

3. А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг,… говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр?

3.Беликов

4.Буркин

4. Ха-ха-ха!

5.Варенька

5. Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало.

Особенности композиции  Мавра – внесюжетный персонаж Вид композиции – «рассказ в рассказе» (рамочная), кольцевая -?

Особенности композиции

  • Мавра – внесюжетный персонаж
  • Вид композиции – «рассказ в рассказе» (рамочная), кольцевая -?
Образ Беликова Способы создания образа: Портрет  Интерьер  Характер Речь Отношение окружающих Авторская позиция ! Индивидуальные «маршруты»

Образ Беликова

Способы создания образа:

  • Портрет
  • Интерьер
  • Характер
  • Речь
  • Отношение окружающих
  • Авторская позиция

! Индивидуальные «маршруты»

Смысл заглавия  ЧЕХОЛ (зонт, часы, нож ) - прямое значение ОБОЛОЧКА (воротник, очки) – ? значение МЫСЛЬ (несвобода мысли) - ? значение футляр  Заглавие очень точно отражает человеческую сущность героя. Учитель греческого языка Беликов смешон своим страхом перед жизнью, своим искренним стремлением спрятать в футляры и свои вещи, и самого себя.

Смысл заглавия

  • ЧЕХОЛ (зонт, часы, нож ) - прямое значение
  • ОБОЛОЧКА (воротник, очки) – ? значение
  • МЫСЛЬ (несвобода мысли) - ? значение

футляр

Заглавие очень точно отражает человеческую сущность героя. Учитель греческого языка Беликов смешон своим страхом перед жизнью, своим искренним стремлением спрятать в футляры и свои вещи, и самого себя.

Художественная деталь - средство раскрытия образа в рассказе «Человек в футляре». Детали:  Черные очки, зонтик, плащ, резиновые сапоги. Значение: Человек замкнут, закрыт от всего мира и создает этими вещами себе футляр.

Художественная деталь - средство раскрытия образа в рассказе «Человек в футляре».

Детали:

Черные очки, зонтик, плащ, резиновые сапоги.

Значение: Человек замкнут, закрыт от всего мира и создает этими вещами себе футляр.

Образ Беликова Способы создания образа: Портрет (очки, зонт, поднятый воротник) Интерьер (спальня точно … Речь ( ? ) Характер Отношение окружающих

Образ Беликова

Способы создания

образа:

  • Портрет (очки, зонт, поднятый воротник)
  • Интерьер (спальня точно …
  • Речь ( ? )
  • Характер
  • Отношение окружающих
Учебная дискуссия   Приём «Лицом к лицу» Кто Беликов - безвредный жалкий герой или опасный человек? Комичен или страшен он? Надо ли опасаться таких людей?

Учебная дискуссия

Приём «Лицом к лицу»

Кто Беликов -

безвредный

жалкий герой или

опасный человек?

Комичен или

страшен он?

Надо

ли опасаться таких

людей?

«Беликов едва не женился…»

«Беликов едва не женился…»

"- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?

 –  Доложить? Ступай, докладывай! Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул,  и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами.  Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки? Здесь «спуск с лестницы»  символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, Высоты его положения.

–  Доложить? Ступай, докладывай!

Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул,

и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами.

Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно;

встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?

Здесь «спуск с лестницы»

символичен:

происходит низвержение

Беликова с его высоты,

Высоты его положения.

Анализ эпизода  «Похороны Беликова» Приём «Мыслительный лист» Творческая работа

Анализ эпизода «Похороны Беликова»

  • Приём «Мыслительный лист»

Творческая работа

Приём «Записки»   Актуален или нет рассказ? Встречаются ли в нашей жизни люди, подобные Беликову? Актуален или нет рассказ? Встречаются ли в нашей жизни люди, подобные Беликову?

Приём «Записки»

  • Актуален или нет рассказ? Встречаются ли в нашей жизни люди, подобные Беликову?
  • Актуален или нет рассказ? Встречаются ли в нашей жизни люди, подобные Беликову?
В год 150-летнего юбилея А.П.Чехова на родине писателя состоялось торжественное открытие скульптуры
  • В год 150-летнего юбилея А.П.Чехова на родине писателя состоялось торжественное открытие скульптуры "Человек в футляре". Двухметровая скульптура представляет собой худощавого человека в очках и с зонтиком, который как бы идет, сопротивляясь ветру. Композицию, созданную известным ростовским скульптором Давидом Бегаловым, установили возле гимназии Чехова.
  • Скульптура стоит без постамента, рядом с идущими по своим делам людьми. Как, собственно, и положено чеховскому герою, пришедшему из жизни .
Типизация Тема «футлярной» жизни - одна из сквозных, центральных тем в творчестве Чехова. Учитель гимназии Беликов не случайно оказался образом нарицательным, олицетворяющим общественное явление, получившее название «беликовщины». Тип «маленького человека»

Типизация

  • Тема «футлярной» жизни - одна из сквозных, центральных тем в творчестве Чехова. Учитель гимназии Беликов не случайно оказался образом нарицательным, олицетворяющим общественное явление, получившее название «беликовщины».
  • Тип «маленького человека»
Авторская позиция «- А разве то, что мы живём в городе в духоте, …пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр?...Видеть и слышать, как лгут… и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за тёплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, - нет, больше жить так невозможно!»

Авторская позиция

  • «- А разве то, что мы живём в городе в духоте, …пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр?...Видеть и слышать, как лгут… и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за тёплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, - нет, больше жить так невозможно!»
Домашнее задание   Учебник, стр. 54-56 (о Чехове); *Стр. 70 задание №12 Чтение: «Крыжовник», «О любви». Задание «не для всех» **Синквейн Написать сочинение-размышление «Как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему надо быть».

Домашнее задание

  • Учебник, стр. 54-56 (о Чехове);
  • *Стр. 70 задание №12
  • Чтение: «Крыжовник», «О любви».

Задание «не для всех»

  • **Синквейн
  • Написать сочинение-размышление «Как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему надо быть».
Итог урока  Никто не понимал так ясно и тонко, как А.П.Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденности. М. Горький

Итог урока

Никто не понимал так ясно и тонко, как А.П.Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденности.

М. Горький


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!