СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка "Не с именами существительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему:"Слитное и раздельное написание не с именами существительными"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Не с именами существительными"»

Слитное и раздельное написание не с именами существительными.   Учитель: Магомаева Л.Ш. МБОУ № 51 г.Махачкалы 2024 г.

Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

Учитель: Магомаева Л.Ш.

МБОУ № 51 г.Махачкалы

2024 г.

Закончи предложения:  Что такое морфология?  Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает …  Если существительное называет живой предмет, оно называется …, если неживой – ...  Изменение существительного по падежам и числам называется …  В русском языке … склонения.  К первому склонению относятся…  ко второму …  к третьему …  Есть особая группа слов, которые в разных падежах имеют окончания разных склонений. К ним относятся …  Существительные общего рода – это такие существительные …

Закончи предложения:

  • Что такое морфология?

  • Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает …

  • Если существительное называет живой предмет, оно называется …, если неживой – ...

  • Изменение существительного по падежам и числам называется …

  • В русском языке … склонения.
  • К первому склонению относятся…
  • ко второму …
  • к третьему …

  • Есть особая группа слов, которые в разных падежах имеют окончания разных склонений. К ним относятся …

  • Существительные общего рода – это такие существительные …
   Вставить букву, обосновать выбор, выполнить морфологический разбор существительного .  Я нарисую март карандаш .. м  Прозрачным, призрачным пейзаж .. м. Он ляжет на листок в альбоме Весенним свежим вернисаж .. м. Верниса́ж  (фр. vernissage, буквально — «покрытие лаком») — открытие в торжественной обстановке художественной выставки.

Вставить букву, обосновать выбор, выполнить морфологический разбор существительного .

Я нарисую март карандаш .. м

Прозрачным, призрачным пейзаж .. м.

Он ляжет на листок в альбоме

Весенним свежим вернисаж .. м.

Верниса́ж  (фр. vernissage, буквально — «покрытие лаком») — открытие в торжественной обстановке художественной выставки.

Словарно-орфографическая работа:   По алле..,  (не)вежа , врач..м, рож.., зайч..нок, (много) задач..,  (не)настье , об арми.., пейзаж..м, ц..ркуль .

Словарно-орфографическая работа:

По алле..,  (не)вежа , врач..м, рож.., зайч..нок, (много) задач..,  (не)настье , об арми.., пейзаж..м, ц..ркуль .

Материал для наблюдения 1. Попробуйте опустить НЕ в слове .  Ненастье задержало наш отъезд. – Настье задержало наш отъезд. НЕ в существительном НЕНАСТЬЕ нельзя опустить. Слова «настье» не существует в языке.

Материал для наблюдения

1. Попробуйте опустить НЕ в слове .

Ненастье задержало наш отъезд. –

Настье задержало наш отъезд.

НЕ в существительном НЕНАСТЬЕ

нельзя опустить. Слова «настье» не

существует в языке.

Материал для наблюдения  К данным существительным подобрать синонимы. О б р а з е ц :  несчастье - горе. не внимательность   не воля   не друг не правда К существительным с приставкой не – можно подобрать синонимы без не- .

Материал для наблюдения

  • К данным существительным подобрать синонимы.
  • О б р а з е ц :  несчастье - горе.
  • не внимательность
  •   не воля
  •   не друг
  • не правда

К существительным с приставкой не –

можно подобрать синонимы без не- .

Материал для наблюдения Невезение преследовало меня. Не везение , а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях .

Материал для наблюдения

  • Невезение преследовало меня.
  • Не везение , а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях .
  Алгоритм применения правила:   Посмотри, есть ли в предложении противопоставление с союзом А. Если есть – не с сущ. пиши раздельно. Если нет, проверь, употребляется ли слово без не. Если нет, не с сущ. пиши слитно. Если да, проверь, можно ли подобрать синоним без не. Если можно, не с сущ. пиши слитно.

Алгоритм применения правила:

  • Посмотри, есть ли в предложении противопоставление с союзом А.
  • Если есть – не с сущ. пиши раздельно.
  • Если нет, проверь, употребляется ли слово без не.
  • Если нет, не с сущ. пиши слитно.
  • Если да, проверь, можно ли подобрать синоним без не.
  • Если можно, не с сущ. пиши слитно.
Словарная работа Невежа, невежда – «ведать», «знать»   Невежа – грубиян, невоспитанный человек.   Невежда – несведующий, необразованный человек.

Словарная работа

  • Невежа, невежда – «ведать», «знать»

  • Невежа – грубиян, невоспитанный человек.

  • Невежда – несведующий, необразованный человек.
 Закончите предложение так, чтобы было противопоставление .    1.Не)погода помешала уборке снега, а … 2.(Не)удача помогло исследователю, а … 3.(Не)друг ты мне, а …

Закончите предложение так, чтобы было противопоставление .

1.Не)погода помешала уборке снега, а

2.(Не)удача помогло исследователю, а …

3.(Не)друг ты мне, а …

 Исправьте ошибки в предложениях .   Недоверие, а сомнение закралось в сердце. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем. С неряхой мало кто общается. В любом ожидании страшнее всего не известность. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди незнакомых людей.

Исправьте ошибки в предложениях .

  • Недоверие, а сомнение закралось в сердце.
  • Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
  • С неряхой мало кто общается.
  • В любом ожидании страшнее всего не известность.
  • Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди незнакомых людей.
ОТВЕТЫ К ТЕСТУ А -2 Б-2 В-3 Г-2 Д-3

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ

А -2

Б-2

В-3

Г-2

Д-3

  Домашнее задание:  1.Повторить правило о правописании НЕ. 2. Составить 5 предложений, используя существительные с НЕ. 3.Словарные слова

  Домашнее задание: 

1.Повторить правило о правописании НЕ.

2. Составить 5 предложений, используя существительные с НЕ.

3.Словарные слова

Рефлексия Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Я смог… Было интересно узнать, что… Меня удивило… Мне захотелось… Мне было интересно то, что … Мне не понравилось…

Рефлексия

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • Мне было интересно то, что …
  • Мне не понравилось…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!