Цели:
расширить и углубить знания обучающихся о закономерностях наследования признаков в случаях множественного аллелизма и создать условия для формирования знаний о сущности анализирующего скрещивания.
Задачи:
Предметные:
- повторить понятия «аллельные гены», «гомозиготы», «гетерозиготы», «доминантные и рецессивные гены».
- создать условия для развития способностей эффективного усвоения знаний о множественном аллелизме и анализирующем скрещивании, генофонде.
Развивающие:
- продолжить развивать навыки решения генетических задач, использовать генетическую символику;
- развитие умения записывать схемы скрещиваний в генном и хромосомном выражении;
- продолжить создавать условия для развития логического мышления.
Личностно-ориентированные:
- в ходе совместной работы способствовать формированию у обучающихся умения выражать свое мнение, анализировать ответы других;
- формирование бережного отношения к природе.
Просмотр содержимого документа
«Презентация " Множественные аллели. Анализирующее скрещивание"»
Множественные аллели. Анализирующее скрещивание
Р:
F 1
F 2
На одной клумбе, свободно посещаемой насекомыми, росли красноцветковые и белоцветковые растения львиного зева. От них собрали семена. На следующий год от этих семян выросли красноцветковые, белоцветковые и розовоцветковые растения. Чем это можно объяснить?
?
Неполное доминирование
- При скрещивании особей с альтернативными признаками гибриды имеют промежуточный характер наследования, т.е. доминантный ген не полностью подавляет действие рецессивного гена
Р: АА Х аа
А – красный цвет
а – белый цвет
G:
а
А
Р: АА
– розовые
F 1 – Аа
аа
Р: Аа Х Аа
F 2 - ?
F 1 - ?
G:
А
а
а
А
F 2 : АА : Аа : Аа : аа
кр : роз : роз : бел
Расщепление по фенотипу: 1 : 2 : 1
Расщепление по генотипу: АА : Аа : аа
1 : 2 : 1
- При неполном доминировании во втором поколении расщепление по фенотипу и генотипу совпадает и составляет 1 : 2 : 1
ЗАДАЧА
1. Потомство лошадей белой и гнедой мастей всегда имеет золотисто-желтую окраску. У двух золотисто-желтых лошадей появляются жеребята: белый и гнедой. Рассчитайте, какова была вероятность появления таких жеребят, если известно, что белая масть определяется доминантным геном неполного доминирования, а гнедая – рецессивным геном. Какова вероятность появления золотисто-желтых жеребят?
А – белая масть
Р: Аа Х Аа
а – гнедая масть
G:
а
а
А
А
Аа – зол-жел
Р: Аа
F :
а
А
Аа
АА
Аа
бел
з/ж
А
F - ?
Аа
аа
з/ж
гн
а
- Вероятность появления золотисто-желтых жеребят составляет 50%
ЗАДАЧА
2. Ген, контролирующий хохлатость утят, является геном неполного доминирования. В гомозиготном состоянии он приводит к гибели эмбрионов. Рецессивный ген в гомозиготном состоянии дает нехохлатое потомство. Если среди вылупившихся утят насчитывается 20 хохлатых и 10 нехохлатых, сколько утят можно считать погибшими в эмбриональном состоянии?
В – хохлатость
Р: Вв Х Вв
в – нехохл.
В
в
G:
в
В
ВВ - гибнут
Р: Вв
в
В
Вв
ВВ
Вв
гибн.
хохл.
В
F - ?
Вв
вв
хохл.
нехох.
в
Расщепление по фенотипу: 2 : 1
- Погибшими можно считать 10 утят
Анализирующее скрещивание
АА
Аа
?
- У особей с доминантным признаком установить генотип по фенотипу невозможно
- С целью установления генотипа проводят анализирующее скрещивание (F а )
- Анализирующее скрещивание – скрещивание особи, генотип которой надо определить, с особью гомозиготной по рецессивной аллели
АА
Аа
аа
аа
а
а
а
а
G:
Р: АА Х аа
Х
G:
а
А
F а – Аа
F а
100% – красные
Если при F а все гибриды единообразны и расщепления не происходит, то генотип исследуемой особи гомозиготный – АА
Р: Аа Х аа
Х
G:
А
а
а
F а
F а – Аа : аа
красные : белые
50% : 50%
Если при F а у гибридов происходит расщепление ( 1:1), то исследуемый генотип гетерозиготный – Аа
ЗАДАНИЕ
- Каковы генотипы родителей и детей, если:
А) У светловолосой матери и темноволосого отца 5 детей и все темноволосые
аа; АА; F – Аа
Б) У голубоглазого отца и кареглазой матери 5 детей, из них два ребенка голубоглазые
Аа; аа; F – Аа, аа
В) У матери, имеющей по шесть пальцев на руке(полидактилия), и у отца с нормальным числом пальцев трое детей, все полидактилики
АА; аа; F – Аа
Г) У родителей с нерыжими волосами
4 детей, из них два рыжеволосые
Аа; Аа; F – аа
Домашнее задание: Гл.9 § 2.1
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ:
- При скрещивании чистопородных белых голубей с черными, все потомство оказывается пестрым. Какое оперение будут иметь потомки белого самца и пестрой самки?
Использованные ресурсы :
- Мультимедийное учебное пособие. Биология. Общие закономерности. Издательство «Дрофа»
- Биология. 10 класс: поурочные планы по учебникам В.Б.Захарова, Г.М.Мамонтова, Н.И.Сонина. Профильный уровень/ авт.-сост. О.Л.Ващенко. – Волгоград: Учитель, 2009.- 351с.
- ЕГЭ 2013. Биология: сборник заданий / Г.И. Лернер.- М.: Эксмо, 2012. – 304с. – (ЕГЭ. Сборник заданий)
- ЕГЭ 2013. Биология. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / Г.С. Калинова, Г.А. Воронина. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 158 с.
- http://images.yandex.ru›Львиный зев
- ru.wikipedia.org – Википедия