Комплексный анализ текста
Открытый урок русского языка
8 класс
Учитель: Басенко Н.Н.
2024 г.
Цели: Закрепление сведений об односоставных предложениях. Повторение пунктуации при однородных и обособленных членах предложения. Содействие развитию логического мышления, умения сравнивать, обобщать. Работа над выразительностью речи Задачи : Образовательные : формирование умений и навыков при анализе текста, в определении темы, основной мысли текста, проблемы; закрепление пунктуационных правил, повторение лексического значения слов. Развивающие : обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения сравнивать, обобщать материал. Воспитательные : формирование выразительного прочтения, развивать чувство прекрасного, любви к родной природе .
Эпиграф
- Они стоят, дороги отороча,
- И ткут навес над тишью рек.
- О Русь моя! Берёзовая роща,
- Которую не вырубить вовек
ТЕМА
ПРОБ
ЛЕМА
ИДЕЯ
ТЕКСТ
ТИП РЕЧИ
СТИЛЬ РЕЧИ
НАУЧНЫЙ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ОФИЦИАЛЬНО- ДЕЛОВОЙ
СТИЛИ РЕЧИ
РАЗГОВОР
НЫЙ
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ
ОПИСАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ТИПЫ РЕЧИ
РАССУЖДЕНИЕ
1.Русская берёзка… 2. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. 3.Наблюдая в лесу я понял что берёза - это воистину крестьянское дерево. 4. В ней есть всё: и бабий ситцевый платок, и побелённая хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле. 5. Всматриваясь в берёзовый лес в узловатые его стволы вспоминаешь трудовые крестьянские руки сноровисто делающие любую тяжёлую работу. 6. А м_л_дые бере_ки, тоненькие, пр_мые, как (бы) на ц_почках пр_поднявш__ся к голубому весеннему куполу неба, напоминая д_вич_ю красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз. 7. И вспоминается много-много русских имён, таких (же) светлых и чистых… 8. Смотришь на берёзу и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни звуки гармоники юность детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.. (По Н. Жукову)
1.Какое русское, какое милое дерево берёза! 2.Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий , не рождает столько образов и сравнений. 3.Наблюдая в лесу, я понял ,что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок ,и побеленная хата, и русская печь, и половик , и холщовая рубаха , и курочка ряба , и даже молоко , которое пьют на всей земле птицы. . 4.Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу. 5.А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие , как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту ,стройную и статную ,с русыми косами , светлоокую , радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён , таких же светлых и чистых. 6. Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.
4.Определите стиль и тип речи
5 .Лексическая разминка.
Определите лексическое значение слов:
Сноровисто –
Воистину -
Работа в группах
1.Отметьте изобразительно-выразительные средства,
1 группа:
11 группа
А). Из первого предложения выберите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево;
Б).Из данного предложения выберите слова, где все согласные звонкие:
Разминка.
Узнайте вид односоставного предложения по характеристике сказуемого:
а) глагол в 1 лице ед. ч. б) глагол в 3 лице мн. ч. в) глагол в неопределённой форме. г) глагол в прош. вр. мн.ч. д) глагол во 2 лице мн. ч.
Синтаксический РАЗБОР (ИНДИВИДУАЛЬНО )
Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые,
трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу (№ 4)
11 группа: во втором абзаце найти односоставные предложения:
1 группа: в первом абзаце найти односоставные предложения:
11 группа: во втором абзаце найти односоставные предложения:
5 – безличное (в составе сложного),
6 – определенно – личное и неопределенно - личное
1 группа: в первом абзаце найти односоставные предложения:
1 - назывное, 3 неопределенно – личное,
4 – определенно – личное
Выписать по три словосочетания с различными способами связи: согласование, управление, примыкание: (каждая группа по абзацам)
1.Какое русское, какое милое дерево берёза! 2.Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий , не рождает столько образов и сравнений. 3.Наблюдая в лесу, я понял ,что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок ,и побеленная хата, и русская печь, и половик , и холщовая рубаха , и курочка ряба , и даже молоко , которое пьют на всей земле птицы. . 4.Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу. 5.А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие , как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту ,стройную и статную ,с русыми косами , светлоокую , радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён , таких же светлых и чистых. 6. Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.
Выписать по три словосочетания с различными способами связи: согласование, управление, примыкание: (каждая группа по абзацам) 1.Абзац: милое дерево, всматриваясь в лес, пьют молоко 2.Молодые берёзки, радуют глаз, обнимешь любовно
Задание: Конструирование предложений – устно:
1.Какое русское, какое милое дерево берёза! 2.Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий , не рождает столько образов и сравнений. 3.Наблюдая в лесу, я понял ,что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок ,и побеленная хата, и русская печь, и половик , и холщовая рубаха , и курочка ряба , и даже молоко , которое пьют на всей земле птицы. . 4.Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу. 5.А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие , как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту ,стройную и статную ,с русыми косами , светлоокую , радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён , таких же светлых и чистых. 6. Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.
1.В первом абзаце перестроить односоставные предложения в двусоставные и наоборот: №3 -Наблюдая в лесу, я понял - ПОНИМАЕШЬ ,что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок ,и побеленная хата, и русская печь, и половик , и холщовая рубаха , и курочка ряба , и даже молоко , которое пьют (ЛЮДИ) на всей земле.
№ 4..Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь (ТЫ) мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу.
… и (ТЫ) вспоминается (ВСПОМИНАЕШЬ) много-много русских имён , таких же светлых и чистых. 6. (ТЫ) Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно (ТЫ) обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.
Прием «Стратегия после текстовой деятельности»
Составить к тексту вопросы:
А) Простые: О чем говорится в тексте?
Б) Что значит красота осеннего леса?
Уточняющие: А) Действительно ли умение видеть красоту вокруг нас зависит от нас самих? Творческие: А) Как вы думаете, автор восхищается увиденной красотой? И если да , то почему?
СИНКВЕЙН
1 строка – ПОНЯТИЕ ( 1 слово)
2 строка – ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (2слова)
3 строка – ГЛАГОЛЫ (3 слова)
4 строка – ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( из 4 слов)
5 строка – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
(1 слово)
СИНКВЕЙН
Берёза
Белоствольная , стройная
Завораживает, радует, очаровывает
Берёза - наша национальная гордость
Символ