СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Роды и жанры литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации собран материал о родах и жанрах литературы. Информация может быть использована при изучении данных тем, а также для составления стенда в кабинете.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Роды и жанры литературы"»

Роды и жанры русской литературы

Роды и жанры русской литературы

эпос   род литературы , повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). Согласно «Поэтике»  Аристотеля , эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования. Характерные особенности эпоса: широта охвата действительности: изображение как частной жизни отдельных людей, так и явлений общественной жизни; раскрытие человеческих характеров в процессе действия сюжета; объективность повествования: отношение автора к героям и изображаемому миру производится через подбор художественных деталей [1]

эпос

  род литературы , повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). Согласно «Поэтике»  Аристотеля , эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования. Характерные особенности эпоса: широта охвата действительности: изображение как частной жизни отдельных людей, так и явлений общественной жизни; раскрытие человеческих характеров в процессе действия сюжета; объективность повествования: отношение автора к героям и изображаемому миру производится через подбор художественных деталей [1]

Жанры эпоса:

1.Сказка – произведение устного народного творчества, повествующее о фантастических вымышленных событиях. Сюжеты народных сказок обычно основаны на мифологических представлениях. Герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), как правило обладают волшебной силой или пользуются помощью магических существ (старичок-лесовичок, Баба-Яга) или предметов (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы).

2. Былина – русская народная героико-эпическая песнь-сказание. Возникли былины в 11 – 16 вв., повествуют о богатырях-защитниках родины, отражают нравственные идеалы народа (Былины об Илье Муромце, Микуле Селяниновиче).

3. Басня – небольшое произведение аллегорического, иносказательного характера, написанное с обличительными и нравоучительными целями. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Басня представляет собой сценку, в которой изображается какое-либо событие или развертывается спор между действующими лицами. В начале или в конце басни содержится краткая мораль. В России наиболее известны басни И. А. Крылова («Ворона и лисица», «Квартет», Волк на псарне», «Свинья под дубом»…)

4. Рассказ – прозаическое произведение, в котором повествуется об одном событии, составляющем отдельный, обычно важный, эпизод из жизни героя. Объем рассказа и количество персонажей не велики (В. Г. Распутин «Уроки французского», А. П. Чехов «Пересолил»…)

5. Повесть – эпическое произведение. По своему объему, по количеству действующих лиц и изображаемых событий оно больше рассказа, но меньше романа. Чаще всего содержание повестей составляет история одной человеческой жизни, связанная с судьбами других людей (И. С. Тургенев «Ася», В. Г. Короленко «В дурном обществе», В. В. Быков «Сотников»…)

6. Роман – эпическое произведение, охватывающее широкий круг явлений частной и общественной жизни и раскрывающее историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порой целых поколений людей. Имеет несколько сюжетных линий, которые позволяют передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни (Л. Н. Толстой «Война и мир»

7. Новелла – разновидность рассказа, небольшое прозаическое произведение, отличающееся строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности, необыденностью события, элементами символики.

8. Миф – предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества, в мифах рассказывается о происхождении мира и человечества, а также о деяниях древних богов и героев (Мифы Древней Греции). 9. Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегоричной форме. По своему характеру притча близка к басне, но смысл притчи обычно более глубокий. 10. Эссе – жанр литературно-художественной, публицистической литературы, сочетающий индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированный на разговорную речь (Ф. М. Достоевский «Дневник писателя») 11. Памфлет – небольшое литературное произведение обличительного характера, разоблачающее, часто в сатирической форме, доступной широким массам, отрицательные черты общественного строя, порочное поведение отдельных лиц, преступную деятельность и. п. (Памфлетом являются сатирические очерки А. М. Горького «В Америке»

8. Миф – предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества, в мифах рассказывается о происхождении мира и человечества, а также о деяниях древних богов и героев (Мифы Древней Греции).

9. Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегоричной форме. По своему характеру притча близка к басне, но смысл притчи обычно более глубокий.

10. Эссе – жанр литературно-художественной, публицистической литературы, сочетающий индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированный на разговорную речь (Ф. М. Достоевский «Дневник писателя»)

11. Памфлет – небольшое литературное произведение обличительного характера, разоблачающее, часто в сатирической форме, доступной широким массам, отрицательные черты общественного строя, порочное поведение отдельных лиц, преступную деятельность и. п. (Памфлетом являются сатирические очерки А. М. Горького «В Америке»

Лирика род литературы, воспроизводящий  субъективное  личное  чувство  (отношение к чему-либо) или  настроение  автора. По  словарю Ожегова  лиризм означает чувствительность в переживаниях, настроениях, мягкость и тонкость  эмоционального  начала; словарь  Т. Ф. Ефремовой  отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность. По словарю  Л. П. Крысина  лирическая поэзия — это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта

Лирика

род литературы, воспроизводящий  субъективное  личное  чувство  (отношение к чему-либо) или  настроение  автора. По  словарю Ожегова  лиризм означает чувствительность в переживаниях, настроениях, мягкость и тонкость  эмоционального  начала; словарь  Т. Ф. Ефремовой  отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность. По словарю  Л. П. Крысина  лирическая поэзия — это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта

1. Стихотворение – лирическое произведение, написанное в согласии с законами стихотворной речи. 2. Песня – одна из самых древних форм лирической поэзии, стихотворение, предназначенное для пения, состоящее обычно из нескольких строф – куплетов, часто с рефреном – припевом (Песни М. В. Исаковского, А. А. Суркова, В. С. Высоцкого…) 3. Романс – небольшая музыкальная пьеса для пения. Так называют также небольшое певучее стихотворение, обычно посвященное мимолетным настроениям и т. п. (И. С. Тургенев «Утро туманное») 4. Сонет – стихотворение из14 строк. Возник в 13 веке в Италии. Особенно популярен в поэзии эпохи Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Наиболее известными поэтами, писавшими сонеты были в Италии : Данте, Петрарка, в Англии – Шекспир, в России – В. А. Жуковский, А. С. Пушкин.)

1. Стихотворение – лирическое произведение, написанное в согласии с законами стихотворной речи.

2. Песня – одна из самых древних форм лирической поэзии, стихотворение, предназначенное для пения, состоящее обычно из нескольких строф – куплетов, часто с рефреном – припевом (Песни М. В. Исаковского, А. А. Суркова, В. С. Высоцкого…)

3. Романс – небольшая музыкальная пьеса для пения. Так называют также небольшое певучее стихотворение, обычно посвященное мимолетным настроениям и т. п. (И. С. Тургенев «Утро туманное»)

4. Сонет – стихотворение из14 строк. Возник в 13 веке в Италии. Особенно популярен в поэзии эпохи Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Наиболее известными поэтами, писавшими сонеты были в Италии : Данте, Петрарка, в Англии – Шекспир, в России – В. А. Жуковский, А. С. Пушкин.)

5. Элегия – один из видов лирической поэзии, появился в Древней Греции. Стихотворение пронизано грустью. Жанр элегии был популярным в западноевропейской и русской лирике 18-19 веков. (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов) 6. Ода – стихотворение восторженного характера ы честь какого-либо или значительного, торжественного события. (Оды писали М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, В. В. Маяковский) 7. Стихотворение в прозе – небольшое произведение лирического характера, написанное прозой, приближающейся по эмоциональности речи и своеобразии ритма к стихотворной речи. (И. С. Тургенев «Воробей», «Русский язык»…) 8. Лиро-эпический жанр – жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью. (А. С. Пушкин «Евгений Онегин», А. Т. Твардовский «Василий Теркин»). К лироэпическим жанрам относятся также дума, баллада, поэма.

5. Элегия – один из видов лирической поэзии, появился в Древней Греции. Стихотворение пронизано грустью. Жанр элегии был популярным в западноевропейской и русской лирике 18-19 веков. (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов)

6. Ода – стихотворение восторженного характера ы честь какого-либо или значительного, торжественного события. (Оды писали М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, В. В. Маяковский)

7. Стихотворение в прозе – небольшое произведение лирического характера, написанное прозой, приближающейся по эмоциональности речи и своеобразии ритма к стихотворной речи. (И. С. Тургенев «Воробей», «Русский язык»…)

8. Лиро-эпический жанр – жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью. (А. С. Пушкин «Евгений Онегин», А. Т. Твардовский «Василий Теркин»). К лироэпическим жанрам относятся также дума, баллада, поэма.

 9. Дума – украинская народная песня об исторических событиях и народных героях. Думы возникли в 16-17 вв. (К. Ф. Рылеев, А. В. Кольцов, М. Ю. Лермонтов) 10. Баллада – небольшое стихотворение с завершенным сюжетом фантастического или героического характера. (В. А. Жуковский «Светлана», А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге») 11. Поэма – большое стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Поэма отличается особенным субъективно заинтересованным отношением автора к событиям и героям. Нередко в поэме изображаются судьбы людей с возвышенными, сильными характерами, сложные картины жизни. (А. С. Пушкин «Полтава», «Руслан и Людмила»,

9. Дума – украинская народная песня об исторических событиях и народных героях. Думы возникли в 16-17 вв. (К. Ф. Рылеев, А. В. Кольцов, М. Ю. Лермонтов)

10. Баллада – небольшое стихотворение с завершенным сюжетом фантастического или героического характера. (В. А. Жуковский «Светлана», А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

11. Поэма – большое стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Поэма отличается особенным субъективно заинтересованным отношением автора к событиям и героям. Нередко в поэме изображаются судьбы людей с возвышенными, сильными характерами, сложные картины жизни. (А. С. Пушкин «Полтава», «Руслан и Людмила»,

ДРАМА Один из трех родов художественной литературы. Драматические произведения имеют ряд особенностей: в них отсутствует авторское повествование, характеры героев рассказываются через речь героев, их поступки.

ДРАМА

Один из трех родов художественной литературы. Драматические произведения имеют ряд особенностей: в них отсутствует авторское повествование, характеры героев рассказываются через речь героев, их поступки.

1. Драма – литературный жанр, в основе которого лежит сложный и серьезный конфликт, напряженная борьба между действующими лицами. (М. Горький «На дне», А. Островский «Бесприданница»)

2. Комедия – один из драматических жанров, в котором отражается смешное и несообразное в жизни. Осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое явление, пародируются смешные черты человеческого характекра. Комедия возникла в Древней Греции. (Ж.–Б. Мольер «Мещанин во дворянстве», Н. В. Гоголь «Ревизор»)

3. Трагедия – один из драматических жанров, в котором характер героя раскрывается в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, нередко обрекающей его на гибель. Трагедия – один из самых древних жанров. Она возникла в Древней Греции. До наших дней сохранились древнегреческие трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида. Всемирную известность приобрели трагедии Вильяма Шекспира: «Ромео и Джульетта, «Король Лир», «Гамлет» и др. К жанру трагедии обращались и многие русские авторы, например, А. С. Пушкин: «Борис Годунов», маленькие трагедии «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Скупой Рыцарь»)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!