Презентация-тренажёр для подготовки к сдаче ОГЭ по обществознанию в 9 классе в 2019-2020 учебном году. Вариант 26.
Презентацию подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза В.И. Киреева Ермаков И.А.
№ 1.
Какие из перечисленных понятий используются для обозначения видов социальных норм?
Совесть; правило этикета; традиция; санкция; штраф.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ:
№ 1.
Какие из перечисленных понятий используются для обозначения видов социальных норм?
Совесть; правило этикета ; традиция ; санкция; штраф.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ: правило этикета- принятые в обществе правила/образцы вежливости, приличного поведения в разных ситуациях ИЛИ традиция- это множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение.
№ 2.
Предприниматель оказывает финансовую помощь дому ветеранов. Взаимосвязь каких сфер жизни общества проявляется в данном факте?
- экономической и социальной
- политической и духовной
- экономической и политической
- социальной и политической
№ 2.
Предприниматель оказывает финансовую помощь дому ветеранов. Взаимосвязь каких сфер жизни общества проявляется в данном факте?
- экономической и социальной
- политической и духовной
- экономической и политической
- социальной и политической
№ 3.
Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Свою деятельность человек регулирует не только разумом, но и чувствами.
Б. В деятельности происходит самореализация личности.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 3.
Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Свою деятельность человек регулирует не только разумом, но и чувствами.
Б. В деятельности происходит самореализация личности.
- верно только А
- верно только Б
№ 4.
Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?
- обоснованность и доказательность выводов
- использование художественных образов
- поклонение сверхъестественным силам
- эмоциональное воздействие на человека
№ 4.
Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?
- обоснованность и доказательность выводов
- использование художественных образов
- поклонение сверхъестественным силам
- эмоциональное воздействие на человека
№ 5.
Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Принято различать материальную и духовную культуру.
Б. Духовная культура включает ценности и идеалы.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 5.
Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Принято различать материальную и духовную культуру.
Б. Духовная культура включает ценности и идеалы.
- верно только А
- верно только Б
№ 6.
Владимиру Владимировичу поступил звонок из банка о необходимости погасить просроченный кредит. Владимир Владимирович заявил звонившему сотруднику банка, что не является клиентом данного банка и не брал никаких кредитов. Сотрудник банка, сославшись на то, что возможен сбой, попросил Владимира Владимировича для проверки назвать номер своей пластиковой карты и контрольные цифры. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Владимира Владимировича? Как ему правильно поступить в данной ситуации?
Ответ:
№ 6.
Владимиру Владимировичу поступил звонок из банка о необходимости погасить просроченный кредит. Владимир Владимирович заявил звонившему сотруднику банка, что не является клиентом данного банка и не брал никаких кредитов. Сотрудник банка, сославшись на то, что возможен сбой, попросил Владимира Владимировича для проверки назвать номер своей пластиковой карты и контрольные цифры. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Владимира Владимировича? Как ему правильно поступить в данной ситуации?
Ответ:
- опасность передать в руки мошенников распоряжение своим счётом;
- никакой информации не сообщать, обратиться на «горячую линию» или в службу безопасности банка, выдавшего карту.
№ 7.
Фирма производит ремонт бытовой техники. К капиталу фирмы относятся(-ится)
- налоговые отчисления
- помещение и оборудование
- управляющий фирмы
- клиенты фирмы
№ 7.
Фирма производит ремонт бытовой техники. К капиталу фирмы относятся(-ится)
- управляющий фирмы
- клиенты фирмы
№ 8.
Иван купил пачку печенья за 50 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?
- средство накопления
- мера стоимости
- средство обращения
- мировые деньги
№ 8.
Иван купил пачку печенья за 50 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?
- средство накопления
- мера стоимости
№ 9.
Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Для рыночной экономики характерно централизованное планирование объёмов производства.
Б. Основой рыночной экономики является частная собственность на средства производства.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 9.
Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Для рыночной экономики характерно централизованное планирование объёмов производства.
Б. Основой рыночной экономики является частная собственность на средства производства.
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 10.
Совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества, называют
- социальной мобильностью
- социальной структурой
- социальным неравенством
- социальным институтом
№ 10.
Совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества, называют
- социальным неравенством
- социальным институтом
№ 11.
Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?
А. Формальные группы создаются для выполнения определённого круга социальных задач.
Б. Формальные и неформальные группы выделяют в зависимости от их численности.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 11.
Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?
А. Формальные группы создаются для выполнения определённого круга социальных задач.
Б. Формальные и неформальные группы выделяют в зависимости от их численности.
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 12.
В ходе социологического опроса граждан страны Z им задавали вопрос: «Какого человека можно назвать взрослым?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство и б) различие.
Ответ:
№ 12.
В ходе социологического опроса граждан страны Z им задавали вопрос: «Какого человека можно назвать взрослым?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство и б) различие.
Ответ:
а) одинаковые доли опрошенных каждой возрастной группы считают, что взрослым можно назвать человека, способного отвечать за свои поступки (ответственность характеризует развитие личности и является важным показателем взрослости человека, неудивительно, что каждый пятый опрошенный выбрал этот ответ);
б) среди 18-летних наиболее популярен ответ, связанный с достижением совершеннолетия, в то время как среди 40-летних- ответ, связанный с наличием работы, способностью материально обеспечить себя и своих близких (возможно, это связано со стремлением молодых людей как можно быстрее приобрести статус взрослого, в то время как люди более старшего возраста понимают, что показателем взрослости может служить прежде всего экономическая самостоятельность человека).
№ 13.
Инициативная группа граждан выступила против намеченного мэрией города переименования нескольких улиц. Этот пример иллюстрирует деятельность институтов
- политической системы
- гражданского общества
- авторитарного режима
- местного самоуправления
№ 13.
Инициативная группа граждан выступила против намеченного мэрией города переименования нескольких улиц. Этот пример иллюстрирует деятельность институтов
- авторитарного режима
- местного самоуправления
№ 14.
Верны ли следующие суждения о демократических выборах в РФ?
А. На выборах в РФ используется процедура тайного голосования избирателей на участках.
Б. Государство во время избирательной кампании предоставляет кандидатам бесплатное эфирное время на телевидении и радио.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 14.
Верны ли следующие суждения о демократических выборах в РФ?
А. На выборах в РФ используется процедура тайного голосования избирателей на участках.
Б. Государство во время избирательной кампании предоставляет кандидатам бесплатное эфирное время на телевидении и радио.
- верно только А
- верно только Б
№ 15.
Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) общение
Б) познание мира
В) пища и вода
Г) принадлежность к определённой группе
Д) отдых и сон
ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
1) социальные
2 ) духовные
3) биологические
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
№ 15.
Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) общение
Б) познание мира
В) пища и вода
Г) принадлежность к определённой группе
Д) отдых и сон
ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
1) социальные
2 ) духовные
3) биологические
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
1 2 3 1 3
№ 16.
Конституционной обязанностью гражданина РФ является
- владение имуществом
- сохранение природы
- обращение в государственные органы
- участие в выборах Президента РФ
№ 16.
Конституционной обязанностью гражданина РФ является
- обращение в государственные органы
- участие в выборах Президента РФ
№ 17.
Ксения купила путёвку в туристическом агентстве. Её отношения с агентством регулируются нормами права
- административного
- финансового
- гражданского
- коммерческого
№ 17.
Ксения купила путёвку в туристическом агентстве. Её отношения с агентством регулируются нормами права
- административного
- финансового
№ 18.
Верны ли следующие суждения о правовом регулировании семейных отношений в РФ?
А. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства.
Б. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 18.
Верны ли следующие суждения о правовом регулировании семейных отношений в РФ?
А. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства.
Б. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей.
- верно только А
- верно только Б
№ 19.
На уроке учитель рассказывал об особенностях рыночной и командной экономики. Сравните два типа экономических систем. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт различия.
- производство товаров и услуг
- конкуренция производителей
- директивное управление трудовыми ресурсами
- необходимость решать проблему ограниченности ресурсов
Ответ: Черты сходства Черты различия
№ 19.
На уроке учитель рассказывал об особенностях рыночной и командной экономики. Сравните два типа экономических систем. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт различия.
- производство товаров и услуг
- конкуренция производителей
- директивное управление трудовыми ресурсами
- необходимость решать проблему ограниченности ресурсов
Ответ: Черты сходства Черты различия
1 4 2 3
№ 20.
Виды искусства
характеристики
Живопись
Отображение жизни и/или замысла творца на определённой поверхности при помощи цвета
…
Произведения имеют физически материальный, предметный объём и трёхмерную форму, размещённую в реальном пространстве
Заполните пропуск в таблице.
№ 20.
Виды искусства
характеристики
Живопись
Отображение жизни и/или замысла творца на определённой поверхности при помощи цвета
Скульптура
Произведения имеют физически материальный, предметный объём и трёхмерную форму, размещённую в реальном пространстве
Заполните пропуск в таблице.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Потребность в жилье, в пище и её приготовлении, надобность в одежде и множестве других вещей, которые имеют характер не только простой желательности, но и необходимости, приводят к тому, что жизнь человека чрезвычайно сложна. При этом человек привносит многообразие в свои потребности, а по мере того как вкус и полезность становятся критериями оценки, и сами потребности оказываются подчинены вкусам. Удовлетворение потребности в конечном счёте нацелено уже не на саму по себе потребность, а на вкусовые утончённости, характерные для культуры и даже моды, что в свою очередь порождает особые желания, их великое множество. Когда люди привыкают к тому, чтобы пользоваться многим, у них это многообразие желаемого стремится в бесконечность…
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Так разрастается сфера услуг для удовлетворения всевозможных желаний и прихотей. Потребности и средства их удовлетворения становятся бытием для каждого. Всё это порождает определённую сферу взаимоотношений людей: необходимость одних людей ориентироваться на других, которые могут доставить им средства для удовлетворения их потребностей. Получая нужное мне от других, я должен производить нечто, что нужно им. Так ткётся паутина хозяйственной жизни, где нити одних переходят к другим и наоборот, завязываются узелки экономической жизни общества, а её стержнем являются потребности и труд.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Таким образом, всю историю цивилизации можно рассматривать как постоянную деятельность людей, ориентированную на достижение материальных и духовных благ. Всякий нравственно оправданный успех в жизни есть успех труда. В конечном счёте всем, что человек потребляет, он обязан самому себе, своей собственной деятельности. Труд человека, направленный на удовлетворение его потребностей и интересов, в такой же мере есть удовлетворение потребностей и интересов других, как и своих собственных, и удовлетворения своих потребностей он достигает лишь благодаря труду других.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Труд- это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества. Он порождает мир культуры, её ценностей, при этом он и сам выступает в виде феномена (необычного, исключительного факта, явления) культуры.
(По А.Г.Спиркину)
№ 21.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ:
№ 21.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ:
- Многообразие потребностей человека.
- Сущность хозяйственной жизни.
- Роль труда в истории человечества.
- Понятие «труд».
№ 22.
Что, по мнению автора, является стержнем экономической жизни общества? Как автор предлагает рассматривать историю цивилизации? Как он определил сущность обмена и общественной жизни?
Ответ:
№ 22.
Что, по мнению автора, является стержнем экономической жизни общества? Как автор предлагает рассматривать историю цивилизации? Как он определил сущность обмена и общественной жизни?
Ответ:
- потребности и труд;
- как постоянную деятельность людей, ориентированную на достижение материальных и духовных благ;
- «Получая нужное мне от них, я должен производить нечто, что нужно им»/ «Труд человека, направленный на удовлетворение его потребностей и интересов, в такой же мере есть удовлетворение потребностей и интересов других, как и своих собственных, и удовлетворение своих потребностей он достигает лишь благодаря труду других».
№ 23.
К какой группе потребностей традиционно относят упомянутые в тексте потребности в жилье, в пище и её приготовлении? Используя обществоведческие знания, назовите и проиллюстрируйте примерами любые две другие группы потребностей.
Ответ:
№ 23.
К какой группе потребностей традиционно относят упомянутые в тексте потребности в жилье, в пище и её приготовлении? Используя обществоведческие знания, назовите и проиллюстрируйте примерами любые две другие группы потребностей.
Ответ:
1)биологические/материальные/естественные потребности (в жилье, пище, одежде и др.);
2)- социальные (в общении, совместном труде);
- идеальные/духовные (в познании мира и самого себя, поиске смысла жизни).
№ 24.
Автор констатирует, что на определённом этапе общественного развития потребности людей оказываются подчинены вкусам, а многообразие желаемого стремится к бесконечности. Используя текст и обществоведческие знания, приведите одно позитивное и одно негативное последствие этих процессов.
Ответ:
№ 24.
Автор констатирует, что на определённом этапе общественного развития потребности людей оказываются подчинены вкусам, а многообразие желаемого стремится к бесконечности. Используя текст и обществоведческие знания, приведите одно позитивное и одно негативное последствие этих процессов.
Ответ:
- люди могут в полной мере, с учётом индивидуальных запросов, склонностей, вкусов удовлетворить свои желания/интенсивно работает творческая мысль производителей благ, художников, дизайнеров и т.п.;
- неэффективно расходуются ограниченные ресурсы общества/у многих людей формируются мнимые потребности, удовлетворение которых причиняет вред физическому или (и) нравственному здоровью этих людей.
Используемая литература.
Основной государственный экзамен. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Издательство Национальное образование. Москва. 2020.