Русский язык
Тема урока : «Фонетика»
4 класс( урок закрепления)
Автор: Овчинникова С.В.
Учитель начальных классов
МАОУ « Лицей №28
имени академика Б.А.Королева»
Тип урока : закрепление и систематизация изученного материала.
Цели:
- повторить и обобщить знания по разделу «Фонетика»;
- уметь различать звуки русского языка, давать характеристику звуков;
3)развивать умение выполнять фонетический разбор слов, правильно оформлять звучащую речь ( запись транскрипции слов);
4) воспитывать чувство прекрасного, уважительного отношения к русскому языку;
Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный, поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, презентация, компьютер, проектор.
Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД
Формирование: умения объяснять значение слов, предложений- высказываний, классифицировать звуки русского языка; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; правильно оформлять транскрипцию слов, выполнять фонетический разбор слов, читать осознанно и выполнять работу с текстом.
Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать друг с другом.
Кла сс ная р а бота
Минутка чистописания
Сл о варная р а бота
Спиши ,вставив пропущенные буквы и поставь
ударение в словах:
Ф…милия, фин..ш, ф…гура, ф…олетовый, ф…рфор, фраз…ол…гизм, фу…бол, ф…нарь, ф…враль, ф…йе.
Проверь себя:
/ / / /
Ф а милия, фин и ш, ф и гура, ф и олетовый,
/ / / /
ф а рфор, фраз е ол о гизм, фу т бол, ф о нарь,
/ /
ф е враль, ф о йе.
Вспомним:
- Что такое фонетика?
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какие бывают звуки?
- Какие звуки называют неречевыми?
- Какие звуки называют речевыми?
- На какие группы делятся речевые звуки?
- Какие звуки называются гласными?
- Какие звуки называются согласными?
- Сколько букв в русском алфавите?
- Сколько гласных и согласных звуков в русском языке?
- Назовите йотированные гласные русского языка.
- В каких случаях йотированные гласные обозначают 2 звука?
- Назовите всегда мягкие согласные.
- Назовите всегда твердые согласные.
- Перечислите парные согласные по звонкости-глухости.
- Назовите сонорные согласные.
Проверим себя:
- Фонетика – раздел языкознания, который изучает звуки нашей речи, их образование и классификацию.
- Звуки мы произносим и слышим.
- Буквы мы видим и пишем.
- З вуки бывают речевые и неречевые.
- Неречевые звуки – это звуки окружающего мира.
- Речевые звуки – это звуки человеческой речи.
- Р ечевые звуки бывают гласные и согласные .
- Гласные звуки- это звуки речи, в образовании которых участвует только голос; являются слогообразующими; бывают ударными и безударными
- Согласные звуки -это звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и/или слоговыми согласными и в противоположность им не образующие вершины слога; бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими.
- В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных букв и 6 гласных звуков, 21 согласный и две буквы - Ъ и Ь , - которые не обозначают звуков.
- В русском языке 4 йотированные гласные: е,е,ю,я.
Проверим себя:
- Е , Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят в начале слова, после гласных и после Ъ и Ь.
- С огласные: ч,щ,й - всегда мягкие.
- С огласные: ж,ш,ц - всегда твердые.
- С огласные: б/п,в/ф,г/к,д/т,з/с,ж/ш - парные по звонкости-глухости.
- С огласные : н,м,л,р,й - сонорные.
Задание 1
Поставь слова в алфавитном порядке, вставив пропущенные буквы:
Юн…сть, ак…уратность, …лень, ф…нарь, б…лет, вдру…, д…ректор, тен…ис, грам…та, сп…ктакль.
Проверь себя:
А кк уратность, б и лет, вдру г , грам о та, д и ректор, о лень, сп е ктакль, те нн ис, ф о нарь, юн о сть.
Задание 2
Поставь в словах ударение, раздели на слоги и для переноса:
Аллея, вьюга, думайте, открытие, разыскать,
подъезд, жужжать, размах.
Проверим себя:
/
ал | ле | я – ал-лея
/
вью | га – вью-га
/
ду | май | те – ду-май-те
/
от | кры | ти | е – от-кры-тие
/
ра | зыс | кать – ра-зыс-кать
/
подъ | езд – подъ-езд
/
жуж | жать – жуж-жать
/
раз | мах – раз-мах
Задание 3
Среди данных слов найдите слова, которые нельзя переносить:
Змейка, огонь, дружба, дождь, олени, Илья, звонят, взгляд .
Проверим себя:
Огонь, дождь, Илья, взгляд.
Объяснение : нельзя переносить слова, состоящие из 1 слога; нельзя оставлять на строке и переносить одну букву.
Задание 4
Заполните таблицу, определив количество слогов в слове:
Земля, находка, физкультура, край, олень, внимание, ветвь, улыбка.
1слог
2слога
3 слога
4 слога
Проверим себя:
Объяснение: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Задание 5
Из группы слов выбери те слова, в которых звуков больше, чем букв:
Яхта, друзья, орхидея, январь, аллея, желание.
Проверим себя:
Яхта – 4б.,5зв.
Орхидея – 7б.,8зв.
Желание – 7б.,8зв.
Объяснение :
Е , Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят в начале слова, после гласных и после Ъ и Ь.
Задание 6
Из группы слов выбери те слова, в которых звуков меньше, чем букв:
Колонна, сучья, пальма, ясень, солнце, известные.
Проверим себя:
колонна – 7б.,6зв.
солнце – 6б.,5зв.
пальма – 6б.,5зв.
Объяснение: удвоенные согласные дают один долгий звук; непроизносимые согласные и ь знак звука не дают.
Задание 7
Из группы слов выбери те слова, в которых все согласные твердые:
Ягода, живот, товарищ, ложь, значок, цирк.
Проверим себя:
Живот, цирк, ложь.
Задание 8
Из группы слов выбери те слова, в которых все согласные мягкие:
Сирень, жизнь, чайник, печаль, мякиш, печенье.
Проверим себя:
Сирень, печаль, печенье.
Задание 9
Из группы слов выбери те слова, в которых все согласные звонкие:
Завод, ягода, ландыш, вьюга, трамвай, роман.
Проверим себя:
Ягода, вьюга, роман.
Задание 10
Из группы слов выбери те слова, в которых все согласные глухие:
Хрупкий, пятачок, показ, обстановка, пояс, покупка.
Проверим себя: пятачок, показ, покупка.
Задание 11
Из группы слов выбери те слова, в которых произносится согласный звук [с] :
изморозь, воз, сделать, счет, сугроб, близко.
Проверим себя:
воз [в о с ]
сугроб [ c у г р о п ]
близко [б л’ и́ с к а]
Задание 12
Из группы слов выбери те слова, в которых произносится согласный звук [с’]:
Мороз, восемь, новость, сбежать, изморозь, сорока.
Проверим себя:
восемь [в о с’ и м’]
новость [н о́ в а с❜ т❜]
изморозь [и з м а р а с’ ]
Задание 13
Выбери правильное высказывание:
- Фонетический разбор - это анализ звуковой структуры слова.
- Фонетический разбор - это разбор слова по составу.
- Фонетический разбор - это разбор как часть речи.
Проверим себя:
Фонетический разбор - это анализ звуковой структуры слова.
Задание 14
Вспомни порядок фонетического разбора слова:
Проверим себя:
Задание 15
Сделайте фонетический разбор слова письмо:
Проверим себя:
Задание 16
Запиши слова по транскрипции:
[л’ и с т’ й’ а], [м а р о с], [м’ и д в’ э т’], [й’ а г а д а],
[в й ’э х а л], [ц ы́ р к].
Проверим себя:
Листья, мороз, медведь, ягода, въехал, цирк.
Самостоятельная работа
Преобразуй транскрипцию в текст. Запиши.
Проверим себя:
Солнце повернуло на весну. Снежная баба на улице похудела и потемнела. Дырявое ведро съехало с головы. Зачем теперь оно ей? И без ведра не замёрзнет. Я принёс бабе веточку мимозы. Пусть празднует приход весны!
Рефлексия
Мне всё понятно
Мне все понятно, но надо
ещё потренироваться
Ничего не понятно
Спасибо за работу!