СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока закрепления по теме " Фонетика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы данной презентации позволяют в полном объеме закрепить знания по теме " Фонетика" в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока закрепления по теме " Фонетика"»

 Русский язык  Тема урока : «Фонетика»  4 класс( урок закрепления)                  Автор: Овчинникова С.В. Учитель начальных классов  МАОУ « Лицей №28  имени академика Б.А.Королева»

Русский язык

Тема урока : «Фонетика»

4 класс( урок закрепления)

Автор: Овчинникова С.В.

Учитель начальных классов

МАОУ « Лицей №28

имени академика Б.А.Королева»

 Тип урока : закрепление и систематизация изученного материала.  Цели:     повторить и обобщить знания по разделу «Фонетика»;   уметь  различать звуки русского языка, давать характеристику звуков;   3)развивать умение выполнять фонетический разбор слов, правильно оформлять звучащую речь ( запись транскрипции слов);     4)  воспитывать  чувство прекрасного, уважительного отношения к русскому языку; Методы обучения:  деятельностный, наглядно-словесный, поисковый.    Формы организации познавательной деятельности учащихся:  фронтальная, парная, индивидуальная.    Средства обучения:  учебник, презентация, компьютер, проектор.

Тип урока : закрепление и систематизация изученного материала.

Цели:  

  • повторить и обобщить знания по разделу «Фонетика»;  
  • уметь  различать звуки русского языка, давать характеристику звуков;

3)развивать умение выполнять фонетический разбор слов, правильно оформлять звучащую речь ( запись транскрипции слов);

4) воспитывать  чувство прекрасного, уважительного отношения к русскому языку;

Методы обучения:  деятельностный, наглядно-словесный, поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:  фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения:  учебник, презентация, компьютер, проектор.

                              Регулятивные УУД Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата;  умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.   Познавательные УУД Формирование: умения объяснять значение слов, предложений- высказываний,   классифицировать звуки русского языка;  устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные  звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; правильно оформлять транскрипцию слов, выполнять фонетический разбор слов, читать осознанно и выполнять работу с текстом.   Коммуникативные УУД Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать  друг с другом.

Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата;  умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

  Познавательные УУД

Формирование: умения объяснять значение слов, предложений- высказываний,   классифицировать звуки русского языка;  устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные  звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; правильно оформлять транскрипцию слов, выполнять фонетический разбор слов, читать осознанно и выполнять работу с текстом.

  Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать  друг с другом.

                              Кла сс ная р а бота Минутка чистописания

Кла сс ная р а бота

Минутка чистописания

Сл о варная р а бота     Спиши ,вставив пропущенные буквы и поставь  ударение в словах:     Ф…милия, фин..ш, ф…гура, ф…олетовый, ф…рфор, фраз…ол…гизм, фу…бол, ф…нарь, ф…враль, ф…йе.   Проверь себя:   / / / /   Ф а милия, фин и ш, ф и гура, ф и олетовый,    / / / /    ф а рфор, фраз е ол о гизм, фу т бол, ф о нарь,   / /   ф е враль, ф о йе.

Сл о варная р а бота

Спиши ,вставив пропущенные буквы и поставь

ударение в словах:

Ф…милия, фин..ш, ф…гура, ф…олетовый, ф…рфор, фраз…ол…гизм, фу…бол, ф…нарь, ф…враль, ф…йе.

Проверь себя:

/ / / /

Ф а милия, фин и ш, ф и гура, ф и олетовый,

/ / / /

ф а рфор, фраз е ол о гизм, фу т бол, ф о нарь,

/ /

ф е враль, ф о йе.

                              Вспомним: Что такое фонетика? Чем звуки отличаются от букв? Какие бывают звуки? Какие звуки называют неречевыми? Какие звуки называют речевыми? На какие группы делятся речевые звуки? Какие звуки называются гласными? Какие звуки называются согласными? Сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных и согласных звуков в русском языке? Назовите йотированные гласные русского языка. В каких случаях йотированные гласные обозначают 2 звука? Назовите всегда мягкие согласные. Назовите всегда твердые согласные. Перечислите парные согласные по звонкости-глухости. Назовите сонорные согласные.

Вспомним:

  • Что такое фонетика?
  • Чем звуки отличаются от букв?
  • Какие бывают звуки?
  • Какие звуки называют неречевыми?
  • Какие звуки называют речевыми?
  • На какие группы делятся речевые звуки?
  • Какие звуки называются гласными?
  • Какие звуки называются согласными?
  • Сколько букв в русском алфавите?
  • Сколько гласных и согласных звуков в русском языке?
  • Назовите йотированные гласные русского языка.
  • В каких случаях йотированные гласные обозначают 2 звука?
  • Назовите всегда мягкие согласные.
  • Назовите всегда твердые согласные.
  • Перечислите парные согласные по звонкости-глухости.
  • Назовите сонорные согласные.

                              Проверим себя: Фонетика – раздел языкознания, который изучает звуки нашей речи, их образование и классификацию. Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы видим и пишем. З вуки бывают речевые и неречевые. Неречевые звуки  – это звуки окружающего мира. Речевые звуки  – это звуки человеческой речи. Р ечевые звуки бывают  гласные и согласные . Гласные звуки- это звуки речи, в образовании которых участвует только голос; являются слогообразующими; бывают ударными и безударными Согласные звуки -это звуки речи,  сочетающиеся в слоге с гласными и/или слоговыми согласными и в противоположность им не образующие вершины слога; бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими. В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных букв и 6 гласных звуков, 21 согласный и две буквы - Ъ и Ь , - которые не обозначают звуков. В русском языке 4 йотированные гласные: е,е,ю,я.

Проверим себя:

  • Фонетика – раздел языкознания, который изучает звуки нашей речи, их образование и классификацию.
  • Звуки мы произносим и слышим.
  • Буквы мы видим и пишем.
  • З вуки бывают речевые и неречевые.
  • Неречевые звуки  – это звуки окружающего мира.
  • Речевые звуки  – это звуки человеческой речи.
  • Р ечевые звуки бывают  гласные и согласные .
  • Гласные звуки- это звуки речи, в образовании которых участвует только голос; являются слогообразующими; бывают ударными и безударными
  • Согласные звуки -это звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и/или слоговыми согласными и в противоположность им не образующие вершины слога; бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими.
  • В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных букв и 6 гласных звуков, 21 согласный и две буквы - Ъ и Ь , - которые не обозначают звуков.
  • В русском языке 4 йотированные гласные: е,е,ю,я.
                              Проверим себя: Е , Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят в начале слова, после гласных и после Ъ и Ь. С огласные: ч,щ,й - всегда мягкие. С огласные: ж,ш,ц - всегда твердые. С огласные: б/п,в/ф,г/к,д/т,з/с,ж/ш - парные по звонкости-глухости. С огласные : н,м,л,р,й - сонорные.

Проверим себя:

  • Е , Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят в начале слова, после гласных и после Ъ и Ь.
  • С огласные: ч,щ,й - всегда мягкие.
  • С огласные: ж,ш,ц - всегда твердые.
  • С огласные: б/п,в/ф,г/к,д/т,з/с,ж/ш - парные по звонкости-глухости.
  • С огласные : н,м,л,р,й - сонорные.

 Задание 1  Поставь слова в алфавитном порядке, вставив пропущенные буквы:   Юн…сть, ак…уратность, …лень, ф…нарь, б…лет, вдру…, д…ректор, тен…ис, грам…та, сп…ктакль.   Проверь себя:     А кк уратность, б и лет, вдру г , грам о та, д и ректор, о лень, сп е ктакль, те нн ис, ф о нарь, юн о сть. Задание 2    Поставь в словах ударение, раздели на слоги и для переноса:  Аллея, вьюга, думайте, открытие, разыскать,    подъезд, жужжать, размах.

Задание 1

Поставь слова в алфавитном порядке, вставив пропущенные буквы:

Юн…сть, ак…уратность, …лень, ф…нарь, б…лет, вдру…, д…ректор, тен…ис, грам…та, сп…ктакль.

Проверь себя:

А кк уратность, б и лет, вдру г , грам о та, д и ректор, о лень, сп е ктакль, те нн ис, ф о нарь, юн о сть.

Задание 2

Поставь в словах ударение, раздели на слоги и для переноса:

Аллея, вьюга, думайте, открытие, разыскать,

подъезд, жужжать, размах.

 Проверим себя:    /    ал | ле | я – ал-лея   /     вью | га – вью-га     /   ду | май | те – ду-май-те   /      от | кры | ти | е – от-кры-тие   /    ра | зыс | кать – ра-зыс-кать  /   подъ | езд – подъ-езд    /   жуж | жать – жуж-жать   /   раз | мах – раз-мах

Проверим себя:

/

ал | ле | я – ал-лея

/

вью | га – вью-га

/

ду | май | те – ду-май-те

/

от | кры | ти | е – от-кры-тие

/

ра | зыс | кать – ра-зыс-кать

/

подъ | езд – подъ-езд

/

жуж | жать – жуж-жать

/

раз | мах – раз-мах

 Задание 3   Среди данных слов найдите слова, которые нельзя переносить:   Змейка, огонь, дружба, дождь, олени, Илья, звонят, взгляд .  Проверим себя:    Огонь, дождь, Илья, взгляд.    Объяснение : нельзя переносить слова, состоящие из 1 слога; нельзя оставлять на строке и переносить одну букву.  Задание 4  Заполните таблицу, определив количество слогов в слове:     Земля, находка, физкультура, край, олень, внимание, ветвь, улыбка.                1слог 2слога 3 слога 4 слога

Задание 3

Среди данных слов найдите слова, которые нельзя переносить:

Змейка, огонь, дружба, дождь, олени, Илья, звонят, взгляд .

Проверим себя:

Огонь, дождь, Илья, взгляд.

Объяснение : нельзя переносить слова, состоящие из 1 слога; нельзя оставлять на строке и переносить одну букву.

Задание 4

Заполните таблицу, определив количество слогов в слове:

Земля, находка, физкультура, край, олень, внимание, ветвь, улыбка.

1слог

2слога

3 слога

4 слога

 Проверим себя:                              Объяснение: сколько в слове гласных, столько и слогов.  Задание 5      Из группы слов выбери те слова, в которых звуков больше, чем букв:   Яхта, друзья, орхидея, январь, аллея, желание. Проверим себя:     Яхта – 4б.,5зв.   Орхидея – 7б.,8зв.   Желание – 7б.,8зв. Объяснение :     Е , Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят в начале слова, после гласных и после Ъ и Ь.

Проверим себя:

Объяснение: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Задание 5

Из группы слов выбери те слова, в которых звуков больше, чем букв:

Яхта, друзья, орхидея, январь, аллея, желание.

Проверим себя:

Яхта – 4б.,5зв.

Орхидея – 7б.,8зв.

Желание – 7б.,8зв.

Объяснение :

Е , Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят в начале слова, после гласных и после Ъ и Ь.

 Задание 6        Из группы слов выбери те слова, в которых звуков меньше, чем букв: Колонна, сучья, пальма, ясень, солнце, известные.      Проверим себя:    колонна – 7б.,6зв.     солнце – 6б.,5зв.     пальма – 6б.,5зв.     Объяснение: удвоенные согласные дают один долгий звук; непроизносимые согласные и ь знак звука не дают.      Задание 7      Из группы слов выбери те слова, в которых все согласные твердые:    Ягода, живот, товарищ, ложь, значок, цирк.     Проверим себя:    Живот, цирк, ложь.

Задание 6

Из группы слов выбери те слова, в которых звуков меньше, чем букв:

Колонна, сучья, пальма, ясень, солнце, известные.

Проверим себя:

колонна – 7б.,6зв.

солнце – 6б.,5зв.

пальма – 6б.,5зв.

Объяснение: удвоенные согласные дают один долгий звук; непроизносимые согласные и ь знак звука не дают.

Задание 7

Из группы слов выбери те слова, в которых все согласные твердые:

Ягода, живот, товарищ, ложь, значок, цирк.

Проверим себя:

Живот, цирк, ложь.

  Задание 8      Из группы слов выбери те слова, в которых все согласные мягкие:     Сирень, жизнь, чайник, печаль, мякиш, печенье.   Проверим себя:     Сирень, печаль, печенье.        Задание 9    Из группы слов выбери те слова, в которых все согласные звонкие:    Завод, ягода, ландыш, вьюга, трамвай, роман.   Проверим себя:        Ягода, вьюга, роман.   Задание 10     Из группы слов выбери те слова, в которых все согласные глухие:   Хрупкий, пятачок, показ, обстановка, пояс, покупка.     Проверим себя: пятачок, показ, покупка.

Задание 8

Из группы слов выбери те слова, в которых все согласные мягкие:

Сирень, жизнь, чайник, печаль, мякиш, печенье.

Проверим себя:

Сирень, печаль, печенье.

Задание 9

Из группы слов выбери те слова, в которых все согласные звонкие:

Завод, ягода, ландыш, вьюга, трамвай, роман.

Проверим себя:

Ягода, вьюга, роман.

Задание 10

Из группы слов выбери те слова, в которых все согласные глухие:

Хрупкий, пятачок, показ, обстановка, пояс, покупка.

Проверим себя: пятачок, показ, покупка.

   Задание 11      Из группы слов выбери те слова, в которых произносится согласный звук [с] :     изморозь, воз, сделать, счет, сугроб, близко.   Проверим себя:    воз [в о с ]    сугроб [ c у г р о п ]         близко  [б л’ и́ с к а]     Задание 12    Из группы слов выбери те слова, в которых произносится согласный звук [с’]:    Мороз, восемь, новость, сбежать, изморозь, сорока.    Проверим себя:      восемь   [в о с’  и м’]  новость   [н о́ в а с❜ т❜]   изморозь   [и з м а р а с’ ]

Задание 11

Из группы слов выбери те слова, в которых произносится согласный звук [с] :

изморозь, воз, сделать, счет, сугроб, близко.

Проверим себя:

воз [в о с ]

сугроб [ c у г р о п ]

близко [б л’ и́ с к а]

Задание 12

Из группы слов выбери те слова, в которых произносится согласный звук [с’]:

Мороз, восемь, новость, сбежать, изморозь, сорока.

Проверим себя:

восемь   [в о с’ и м’]

новость   [н о́ в а с❜ т❜]

изморозь   [и з м а р а с’ ]

   Задание 13      Выбери правильное высказывание:     Фонетический разбор - это анализ звуковой структуры слова. Фонетический разбор - это разбор слова по составу. Фонетический разбор - это разбор как часть речи.   Проверим себя:    Фонетический разбор - это анализ звуковой структуры слова.    Задание 14         Вспомни порядок фонетического разбора слова:     Проверим себя:

Задание 13

Выбери правильное высказывание:

  • Фонетический разбор - это анализ звуковой структуры слова.
  • Фонетический разбор - это разбор слова по составу.
  • Фонетический разбор - это разбор как часть речи.

Проверим себя:

Фонетический разбор - это анализ звуковой структуры слова.

Задание 14

Вспомни порядок фонетического разбора слова:

Проверим себя:

   Задание 15     Сделайте фонетический разбор слова письмо:   Проверим себя:                                            Задание 16     Запиши слова по транскрипции:    [л’ и с т’ й’ а],  [м а р о с],  [м’ и д в’ э т’], [й’ а г а д а],  [в й ’э х а л], [ц ы́ р к].       Проверим себя: Листья, мороз, медведь, ягода, въехал, цирк.

Задание 15

Сделайте фонетический разбор слова письмо:

Проверим себя:

Задание 16

Запиши слова по транскрипции:

[л’ и с т’ й’ а],  [м а р о с],  [м’ и д в’ э т’], [й’ а г а д а],

[в й ’э х а л], [ц ы́ р к].

Проверим себя:

Листья, мороз, медведь, ягода, въехал, цирк.

   Самостоятельная работа      Преобразуй транскрипцию в текст. Запиши.                                 Проверим себя:        Солнце повернуло на весну. Снежная баба на улице похудела и потемнела. Дырявое ведро съехало с головы. Зачем теперь оно ей? И без ведра не замёрзнет. Я принёс бабе веточку мимозы. Пусть празднует приход весны!

Самостоятельная работа

Преобразуй транскрипцию в текст. Запиши.

Проверим себя:

Солнце повернуло на весну. Снежная баба на улице похудела и потемнела. Дырявое ведро съехало с головы. Зачем теперь оно ей? И без ведра не замёрзнет. Я принёс бабе веточку мимозы. Пусть празднует приход весны!

                                                                         Рефлексия      Мне всё понятно       Мне все понятно, но надо   ещё потренироваться      Ничего не понятно

Рефлексия

Мне всё понятно

Мне все понятно, но надо

ещё потренироваться

Ничего не понятно

                                                                         Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!