Тема урока: "Прямоугольник, ромб, квадрат".
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые педагогические технологии: обучение в сотрудничестве (групповая работа); исследовательские методы в обучении.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Цели урока:
Закрепление знаний о свойствах параллелограмма.
Формирование новых знаний о геометрических фигурах: прямоугольник, ромб, квадрат.
Формирование знаний об особых свойствах прямоугольника, ромба, квадрата.
Развитие умения самостоятельно добывать информацию и формулировать основные понятия, свойства.
Воспитание умения планировать сотрудничество со сверстниками, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
Рефлексия степени усвоения материала.
Задачи урока:
Формирование умения давать определение геометрических фигур: прямоугольник, ромб, квадрат.
Формирование знаний об особых свойствах прямоугольника, ромба, квадрата.
Развитие умения самостоятельно обобщать приобретенные знания и применять их для решения задач.
Развитие познавательных метапредметных УУД (логических действий как основы исследовательской деятельности).
Повышение мотивации к обучению посредством применения современных образовательных технологий (в том числе, исследовательские методы в обучении).
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Умение давать определение геометрических фигур: прямоугольник, ромб, квадрат; формулировать особые свойства каждого четырехугольника.
Развитие навыков применения свойств четырехугольников при решении задач.
Метапредметные:
Умение определять понятия.
Умение создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, делать выводы.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Умение применять теоретические знания на практике.
Личностные:
Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
Развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли и понимать смысл поставленных задач.
Вид используемых на уроке средств ИКТ:
Презентации в MS PowerPoint;
Универсальные средства (мультимедийный компьютер, проектор, интерактивная доска);
Печатные текстовые материалы для работы на уроке и домашнее задание в MS Word;
Лист-самоконтроля.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (2 мин.)
Цель: включение в учебную деятельность.
Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку проводится с помощью игры «Ветер дует». Учитель задает вопросы, если у учащихся положительный ответ, то поднимают руки вверх и инсценируют дуновение ветра, если отрицательный – руки вверх не поднимают.
Вопросы:
- Ветер дует для тех, кто готов к уроку?
- Ветер дует для тех, кто настроен поработать на уроке продуктивно?
- Ветер дует для тех, у кого хорошее настроение?
(Слайд 1)
Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с притчи.
«Однажды к старцу пришел его послушник и спросил:
- Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты?
Старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом для послушника языке. Развернув ее, он сказал:
- Что видишь?
Послушник, не желая выдавать свое незнание, ответил:
- Я вижу многовековую мудрость в этой рукописи. Тогда старец сказал:
- На самом деле перед тобой – записка греческого купца, - а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык.
- Я желаю вам не бояться признаваться себе в том, что вы чего-то не знаете и желаю, чтобы вы восполняли свои знания постоянно и с успехом! (Слайд 2)
2. Этап постановки цели и задач урока (3 мин.)
Цель: сформулировать тему урока, цели, задачи.
Цель: получить новые знания о четырехугольниках и выявить различия между трапецией, параллелограммом, прямоугольником, ромбом и квадратом.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
Мы сегодня продолжаем изучение темы: «Четырехугольники». Вы уже знакомы с параллелограммом, трапецией. Послушайте внимательно сказку – загадку. Во время чтения вы должны делать пометки на листочках, если это вам необходимо. Собрались все четырехугольники (параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат) на лесной поляне и стали решать, кто будет их королем. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте все отправимся в царство четырехугольников. Кто придет первым, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром отправились все в путешествие. На пути им встретилась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам». Часть четырехугольников осталась на берегу, остальные благополучно перебрались на тот берег и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала: «Я пропущу только тех, у кого диагонали равны». Несколько путешественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дошли до большого обрыва, над которым был узкий мост. Мост сказал: «Меня перейдут только те, у кого диагонали пересекаются под прямым углом». По мосту прошел только один четырехугольник, который, добравшись до царства, был провозглашен королем. Вопросы: 1. Кто стал королем? 2. Кто был основным соперником? 3. Кто первым выбыл из соревнования? Слайд 3 | Учащиеся записывают в тетради свои ответы по ходу прочтения текста учителем. Все вопросы записаны на доске. После принятия решения, ответы не проверяются. | - Фиксируют проблему, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. - Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
- На все ли вопросы вы смогли ответить? - Что мешает вам выполнить работу полностью? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, указывая, что их знаний не хватает для того, чтобы узнать, кто же стал королем. | - Умение самооценки имеющихся знаний. |
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Да, сегодня на уроке мы узнаем, что такое прямоугольник, ромб, квадрат, узнаем, какими особыми свойствами обладают эти геометрические фигуры. - Запишите тему урока «Прямоугольник. Ромб. Квадрат» (Слайд 4) | Учащиеся отвечают на вопрос. | |
3. Изучение нового материала (15 мин.) Цель: получить новые знания о четырехугольниках и выявить различия между трапецией, параллелограммом, прямоугольником, ромбом и квадратом. |
- Место, в котором занимаются исследованием какого-либо объекта или явления, называют научно-исследовательский институт. Вот и я приглашаю вас в НИИ, которые изучает свойства четырехугольников. - В каждом НИИ есть свои отделы. Вот и вы являетесь сотрудником одного из трех отделов (учащихся учитель распределяет заранее, в группах должны быть учащиеся с разным уровнем достижений). - 1 отдел «Исследователи прямоугольников» - 2 отдел «Исследователи ромбов» - 3 отдел «Исследователи квадратов» Слайд 5 - В каждом отделе выбран старший научный сотрудник, заведующий лабораторией. (Назначаются учителем) Каждой группе учитель раздает план выполнения задания Слайд 6 | Планируют работу, выполняют поставленные задачи | - Умение работать в группе, ориентация на позицию партнера, выработка совместных действий, осуществление совместного контроля. - Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. - Умение находить ответы на поставленные задачи. |
- После проведения исследований и открытия новых фактов, ученые становятся знаменитыми и для них организуются пресс – конференции. - Итак, от каждой группы исследователей необходимо по одному представителю, который представит результаты работы группы (заранее, перед доской стоят три стула для обучающихся). Слайд 7 | Слушают представителей групп, выполняют записи в тетрадях, заполняют таблицу . защищают свою работу, задают вопросы, оценивают работу других групп. По мере выступления представителей групп заполняется схема Слайд 8 | - Умение давать определение геометрических фигур (определение понятий): прямоугольник, ромб, квадрат. - Умение выдвигать предположение. - Умение выдвигать аргументы, проводить доказательство. -Умение создавать обобщения. - Умение классифицировать. -Умение строить рассуждение, делать выводы. - Умение грамотно излагать свои мысли. - Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. |
4. Физкультминутка (1 мин.)
Цель: обеспечение здоровьесбережения учащихся (Слайд 9)
- Если предложение ложно, то вы наклоняетесь влево, если верно – вправо.
Параллелограмм – это четырехугольник (и)
Диагонали параллелограмма равны (л)
В любой трапеции основания параллельны (и)
В параллелограмме противоположные углы равны (и)
Диагонали параллелограмма перпендикулярны (л)
У квадрата диагонали равны (и)
5. Этап применения знаний и умений в новой ситуации (17 мин.)
Цель: Проверка правильности и осознанности темы «Прямоугольник. Ромб. Квадрат». Выявление пробелов первичного осмысления материала, коррекция выявленных пробелов. Обеспечение закрепления в памяти основных понятий изученной темы, свойств, которые необходимы учащимся для успешного выполнения самостоятельной работы базового и повышенного уровней сложности.
Слайд 10
Учитель применяет структуру СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ.
- Первый участник отвечает на первый вопрос и передаёт лист второму обучающемуся, тот отвечает на второй вопрос и передаёт лист третьему и т.д. Та команда, которая первая ответила на все вопросы получает дополнительный “+”. Та команда, которая ответила правильно на большее количество вопросов, получает ещё “+”. Одновременно вы выполняете индивидуально теоретическую самостоятельную работу. Необходимо заполнить таблицу. При наличии данного свойства у фигуры поставьте + (да), при отсутствии – (нет).
а) Закончите предложение, либо впишите пропущенные слова.
1. Параллелограмм - это четырёхугольник, у которого противолежащие стороны ________________.
2. Диагонали параллелограмма пересекаются и ____________________________________.
3. У параллелограмма противоположные стороны и противоположные углы ____________.
4. Прямоугольник - _____________________, у которого все углы_____________________.
5. Диагонали прямоугольника_____________________________.
6. Ромб - это__________________, у которого все стороны______________.
7. Диагонали ромба пересекаются под___________________________.
8. Диагонали ромба являются_________________________________________________.
9. Квадрат - это_________________, у которого все стороны______________________.
10. У квадрата все углы_________.
11. Диагонали квадрата пересекаются__________________.
12. Диагонали квадрата являются______________________________________________.
б) Теоретическая самостоятельная работа. (ученики должны отметить свойства: «+» или «-»)
Применяем структуру СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ.
Самостоятельную работу выполняют на отдельных листочках.
Самостоятельная работа.
| Параллелограмм | Прямоугольник | Ромб | Квадрат |
Противолежащие стороны параллельны и равны | | | | |
Все стороны равны | | | | |
Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180 | | | | |
Все углы прямые. | | | | |
Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам | | | | |
Диагонали равны | | | | |
Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов | | | | |
- Поменяемся листами с выполненными заданиями с соседними командами и проверим правильность ответов, представленных на интерактивной доске.
| Параллелограмм | Прямоугольник | Ромб | Квадрат |
Противолежащие стороны параллельны и равны | + | + | + | + |
Все стороны равны | - | - | + | + |
Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180° | + | + | + | + |
Все углы прямые. | - | + | - | + |
Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам | + | + | + | + |
Диагонали равны | | + | - | + |
Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов | _ | _ | + | + |
Слайд 9.
25-28 правильных ответов – “5”,
20-24 правильных ответов – “4”,
15-19 правильных ответов – “3”,
менее 15 – “2”.
Итог. Листочки сдаются учителю. Как гласит народная мудрость: “Доверяй, но проверяй”.
Решение задач на готовых чертежах.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
На столах в каждой группе лежат задачи на готовых чертежах. Учитель предлагает каждому ученику взять задачу, решить, затем сверить ответ (ответы в конвертах запечатанных лежат на столах также). Правильное решение задачи оценивается баллами. | Учащиеся решают задачи, сверяют с ответами. Если ученик решил одну задачу, может взять еще одну из предложенных и т.д. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
6. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка ее результатов.
- Вернемся к началу урока
Читаю сказку еще раз.
Изменилось ли ваше мнение, ответ на конец урока?
Кто стал королем? (квадрат)
Кто был основным соперником? (прямоугольник)
Кто первым выбыл из соревнования? (трапеция)
Заполнить лист самооценки
Лестница успеха.
- «Ветер дует» для тех, кто в начале урока узнал, кто стал королем.
- Для тех, кто нарисовал себя на нижней ступеньке лестницы.
- Для тех, кто нарисовал себя на второй ступеньке.
- Для тех, кто нарисовал себя на самой высокой ступеньке.
7. Дополнительные адания
Cостоит из двух частей.
Часть 1
Задача 1. Диагонали прямоугольника АВСD пересекаются в точке О, АВО = 36°. Найдите АОD.
Задача 2. Найдите углы прямоугольной трапеции, если один из ее углов равен 20°.
Задача 3. Стороны параллелограмма относятся как 1:2, а его периметр равен 30 см. Найдите стороны параллелограмма.
Задача 4. В равнобокой трапеции сумма углов при большем основании равна 96°. Найдите углы трапеции.
Задача 5. Найдите периметр ромба ABCD, если В равен 120°, а BD=8 см.
Любые две задачи на «3», любые три задачи на «4», любые четыре или все пять задач на «5».
Часть 2. Решить кроссворд