СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Причастия" методика обучения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Причастия" методика обучения.»

Причастия.

Система упражнений, тренажеров и квестов.

На этапе введения грамматического материала обучающимся предлагается обратить внимание на три заранее подготовленные преподавателем картинки, на которых изображен мальчик. На первой картинке мальчик спит, на второй картинке мальчик читает книгу, на третьей картинке мальчик рисует картину. Преподаватель предлагает ответить на вопрос: что делает мальчик?

Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3

Далее преподаватель спрашивает у обучающихся: какой это мальчик? То есть просит охарактеризовать мальчика по действию, которое он совершает. Для этого преподаватель показывает обучающимся три карточки со словами-ответами: «спящий», «читающий» и «рисующий», которые необходимо соотнести с картинками. Затем преподаватель предлагает определить, являются ли эти слова глаголами или прилагательными, а также найти признаки глагола и прилагательного у этих слов. Таким образом обучающиеся подводятся к выводу о том, что эта часть речи имеет значение глагольного действия и в то же время передает признак предмета (мальчик какой? Спящий, читающий, рисующий).

Для сравнения и наглядного представления обучающимся можно предложить следующую таблицу.

Глагол

Прилагательное

Причастие

На деревьях краснеют яблоки.

Ребята собрали красные яблоки.

На ветках висят краснеющие яблоки.

После анализа материала, представленного в таблице, обучающиеся подводятся к выводу о том, что глагол обозначает действие предмета, прилагательное обозначает признак предмета, и этот признак – постоянный, а причастие обозначает признак предмета, связанный с действием.

Следующий этап занятия – обобщающий комментарий преподавателя. Чтобы выразить определенное свойство, признак предмета, используются прилагательные. Например: маленький мальчик, интересная книга, красивая картина. Чтобы выразить признак предмета, зависящий от определенного действия, используются причастия. Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Причастие совмещает в себе признаки двух частей речи – глагола и прилагательного.

Так, образование причастий может быть представлено в виде следующей опорной таблицы.

Действительные причастия

(Активные)

Страдательные причастия

(Пассивные)

Прошедшее время (от глаголов НСВ и СВ)

Настоящее время (только от глаголов СВ)

Прошедшее время (только от переходных
глаголов СВ)

Настоящее время (только от переходных
глаголов НСВ)

-вш-:
читавший,
прочитавший

-ущ-:
бегущий
-ющ-:
читающий

-нн-:
прочитанный

-ем-:
изучаемый

-ш-:
шедший,
прошедший

-ащ-:
спешащий
-ящ-:
сидящий

-т-:
открытый

-им-:
любимый



Действительные причастия настоящего времени.

Настоящее время (только от глаголов совершенного вида)

Образование действительных причастий настоящего времени.

-ущ-: бегущий

-ющ-: читающий

-ющ-: улыбающийся

Бежать – они бегут – бег+ущ+ий

Читать – они читают – чита+ющ+ий Улыбаться – они улыбаются – улыба+ющ+ийся

-ащ-: спешащий

-ящ-: сидящий

-ящ-:находящийся

Спешить – они спешат – спеш+ащ+ий Сидеть – они сидят – сид+ящ+ий Находиться – они находятся – наход+ящ+ийся



Упражнения для анализа грамматического материала.

  1. Найдите незнакомую часть речи.

Держать, пишущий, красный, добрый, учить, читающий, говорить, любящий, опасный, осторожный, рисующий, краснеющий, летящий, краснеть, принимать.

  1. Проиллюстрируйте следующие слова.

Читающий, думающий, прыгающий, летящий, плывущий, придавленный (палец), укушенный (палец), идущий, шагающий, прочитанная (книга), поющий, порванный (лист).



  1. Соотнесите по роду и числу.

    Студенты

    Спящий

    Красавица

    Думающие

    Профессор

    Пишущие

    Дети

    Думающая

    Турист

    Пишущая

    Девушка

    Спящие

    Врачи

    Думающий

    аспирант

    Спящая

    Студентка

    Пишущий

  2. Найдите причастия в тексте.

Воздух наполнялся мигающими синеватыми искрами. Это были светлячки, перелетающие с одного места на другое. Свет появлялся всего на секунду.

Путешественник, видящий впервые эти пляшущие искорки, останавливается и наблюдает. Перед ним тысячи, миллионы светлячков, мелькающих в траве и в кустах, летающих над деревьями.

Исследователей, проникающих в леса, в пустыни, в горы интересует всё: животные и птицы, живущие повсюду, деревья и травы, растущие на этой планете.

Сделайте по образцу. Искрами (какими?) мигающими

  1. Обратите внимание на параллельные способы выражений.

К нам приехал врач

Я знаю врача

Я зашел к врачу

Я видел врача

Меня спросили о враче

Я встретился с врачом

работающий в нашей поликлинике.

работающего в нашей поликлинике.

работающему в нашей поликлинике.

работающего в нашей поликлинике.

работающем в нашей поликлинике.


работающим в нашей поликлинике.

= который работает в нашей поликлинике.

На какие вопросы они отвечают? От чего зависит форма причастия?

  1. Перед вами два предложения.

Это иностранный турист, посетивший наш город.

Мы поздоровались с туристом, живущим в новой гостинице.

Прочитайте следующие предложения и скажите, какие из них вы запишите под первым предложением, а какие – под вторым. Почему?

  1. Он получил письмо от сестры, приезжавшей к нам на выходные.

  2. Он познакомил меня с сестрой, читающей лекции в МГУ.

  3. В Англию приехал путешественник, изучающий английский язык.

  4. Я встретился с инженером, работавшим в нашей лаборатории.



  1. Прочитайте предложения. Найдите действительные и страдательные причастия и определите, как они образованы.

1. Здесь работают учёные, изучающие эту проблему.

2. Я читал биография М.В.Ломоносова основавшего первый русский университет.

3. Мерцалов, встретивший незнакомца, рассказал ему свою историю.

1. Эта проблема, изучаемая учёными, очень важна.

2. Московский университет, основанный по проекту М.В.Ломоносова, носит его имя.

3. Незнакомец, встреченный Мерцаловым, был известным врачом.

Обратите внимание на употребление активных и пассивных причастий. Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

  1. Объясните, почему нельзя заменить придаточные определительные причастным оборотом.

  1. Книга, о которой я тебе рассказал, есть в нашей библиотеке. 2. Я ещё не встретил девушку, которая произвела бы на меня сильное впечатление. 3. Фильм, который мы будем сегодня смотреть в кинотеатре, получил «Оскара» на последнем кинофестивале. 4. Город, к котором я живу, шумный и красивый.

Объясните расстановку знаков препинания в предложениях.



Подстановочные упражнения.

  1. Составьте предложения, используя данные ниже слова и словосочетания. Образец: Студент, приехавший из Японии, изучает русский язык.

Художник

Завод

Учёные

Картина

Доклад

Спектакль

Нарисованная этим художником

Выполнившие важное исследование

Нарисовавший картину

Выпускающий эти машины

Поставленный в театре

Сделанный в нашем институте

Вызвал

Получили

Жил

Собрал

Висит

Находится



  1. Образуйте возможные словосочетания.

Студент

Дом

Улица

Книга

Преподаватель

Незнакомец

Проходящий, разрушенный, мечтающий, изученный, построенный, убегающий, находящийся, прочитанный, расположенный, освещенный, убранный, изучающий, взятый, встреченный, сдавший, задумавшийся.



  1. Написанный

    Построенный

    Написавший

    Построивший



    Допишите предложения, вставив вместо точек слова из правого столбика.

Я знаю писателя,…этот роман.

Я читал роман, … этим писателем.

Это рабочие, … новую больницу.

Эта больница, … рабочими.

  1. Выберите нужное слово из скобок и вставьте его в предложение.

Лекарства, (принимаемый, принимаемые, принимаемому) пациентом, помогают ему. Пациент (принимающего, принимающим, принимающий) лекарство, скоро почувствует себя лучше. Он взял рецепт (выписанный, выписанного, выписанном) молодым врачом. Молодой врач, (выписавшему, выписавший, выписавшим) этот рецепт, работает здесь недавно. В письме, (полученного, полученном, полученным) из дома, было много новостей. Она встретила Марию, (получившую, получившей, получившая) письмо из дома.

  1. Допишите предложения, вставив вместо точек нужное слово.

Студент, …. словарь, вернулся в аудиторию. Соседи, …. новую мебель, пригласили меня в гости. Поэт, …стихи на русский язык, очень знаменит. Делегация, ….ректором, приехала из Сибири. Песня, ….молодой певицей, мне очень понравилась.

Забывшая, забывший, забывшие; купившая, купивший, купившие; переведшая, переведший, переведшие; исполненная, исполненный, исполненное, исполненные.

  1. Найдите предложения, в которых лучше написать причастие, чем придаточное определительное со словом который.

  1. У настоящего пирата на плече всегда сидит говорящий попугай.

  2. Мне понравился подарок, присланный моим братом.

  3. Выпавший за эту ночь снег окрасил улицы в белый цвет.

  4. Прошедший год принес много ярких моментов.

1.У настоящего пирата на плече всегда сидит попугай, который умеет говорить.

2. Мне понравился подарок, который прислал мой брат.

3. Снег, который выпал этой ночью, окрасил улицы в белый цвет.

4. Год, который прошел, принес много ярких моментов.



Трансформационные упражнения.

  1. Допишите недостающие формы причастий.


М.р.

Ж.р.

Ср.р

Мн.число

напечатать


напечатанная


напечатанные


откравающий


открывающее




посетившая


посетившие



  1. Допишите названия таблицы.





Освещающий; поднявший

невидимый; увешанный


Освещающего; поднявшего

невидимого; увешанного


Освещающему; поднявшему

невидимому; увешанному


Освещающего; поднявшего

Невидимого; увешанного


Освещающим; поднявшим

Невидимым; увешанным


Об освещающем; о поднявшем

О невидимом; об увешанном



  1. Замените причастные обороты предложениями со словом который. Поставьте вопросы к причастиям. Образец: Я слышал песню, написанную этим композитором. – Я слышал песню, которую написал этот композитор.



  1. Дай мне газету, лежащую на столе. 2. Переведите статью, рассказывающую о событиях в Москве. 3. Ты получил письмо от брата, живущего в Петербурге? 4. Мы подошли к ребятам, беседующим о своих проблемах. 5. Они горячо аплодировали студентам, выступавшим на вечере. 6. Расскажите о событиях, происшедших в вашей стране. 7. Декан обратился к студентам, собравшимся в зале, с небольшой речью.



  1. Замените причастные обороты предложениями со словом который. Закончите предложения самостоятельно.

  1. Студенты, приехавшие в этом году,... . 2. Ребята, поступившие на факультет журналистики, ... . 3. Наша группа, побывавшая на экскурсии в Кремле, ... . 4. Мой друг, сдавший экзамен досрочно, ... . 5. Его подруга, проболевшая целый месяц, ... . 6. Её родители, живущие в маленьком городке, ... . 7. Мой брат, окончивший РУДН в прошлом году, ... . 8. Преподаватель, прочитавший нам лекцию по математике, ... 9. Учёный, открывший этот физический закон, ... . 10. Путешественник, описавший эти острова, ... . 11. Молодые люди, поступающие на экономический факультет, .... 12. Страна, экспортирующая сырьё,....

  1. Вставьте вместо точек причастный оборот, поставив причастие в нужную форму.

Написанный известным писателем.

Книга, …, продаётся в ближайшем магазине. В книге, …, рассказывается о Москве. Мы много говорили о книге, …. Мне подарили книгу, …. В нашей библиотеке ещё нет этой книги, …. На литературную встречу мой друг пришёл с книгой, ….

  1. Из двух предложений составьте одно с причастным оборотом.

Образец: Город много раз перестраивался. Город построили в XV веке. – Город, построенный в XV веке, много раз перестраивался.

  1. Преподаватель будет принимать экзамены. Преподаватель читаем нас лекции по литературе. 2. Улица очень узкая. Улица ведет к морю. 3. Девушка мне нравится. Девушка сидит в парке. 4. Автобус ходит редко. Автобус идёт в центр.



  1. Допишите окончания причастий.

  1. Газеты подробно писали о встрече финансистов, состоявш… в Москве. 2. В сообщении, опубликованн… во вчерашней газете, шла речь о реформах в армии. 3. Решения, принят.. на совещании министров стран СНГ, должны активизировать экономику этих стран. 4. Итогом переговоров стало подписание протокола, регулирующ.. кредитные вопросы. 5. Протокол был подписан договаривающ… сторонами. 6. Договором, подписанн… в Ялте, начинается новый этап экономических отношений между партнёрами.



  1. Трансформируйте придаточные определительные в причастные обороты и запишите их в правом столбике.

Я живу в городе, который расположен на берегу моря.

Фильм, который понравился моему другу, я ещё не смотрел.

Книга, которая рассказывает о жизни и работе космонавтов, меня очень заинтересовала.

Рассказ, который я услышал по радио, заставил меня задуматься.




  1. Выберите причастие и поставьте его в нужном падеже.

1.Он прочитал письмо,... ему родителями. Родители,... ему письмо, сообщали домашние новости (приславший, присланный). 2. Журналист,... статью о Чечне, недавно вернулся оттуда. Статья, ... в газете, рассказывает о последних событиях (опубликовавший, опубликованный). 3. Вице-премьер, ... интервью журналистам, подтвердил стремление правительства идти по пути реформ. Интервью, ... вице-премьером, вызвало интерес у общественности (давший, данный). 4. МИД России, ... провести визит президента в эту страну в октябре, вновь отложил его. Визит президента, ... на конец месяца, должен состояться (запланировавший, запланированный). 5. Президенты двух стран,... эту проблему, не пришли к единому мнению. Проблема, ... двумя президентами, очень злободневна (рассматривавший, рассмотренный).

Репродуктивные упражнения.

  1. Используя схему, образуйте причастия.

Читать

Они чита-ют

Чита-ющ-ий

Думать, решать, рисовать, танцевать, изучать.

Писать

Они пиш-ут

Пиш-ущ-ий

Мокнуть, цвести, расти, шептать.

Читать

Чита

Чита-вш-ий

Думать, решать, рисовать, танцевать, изучать.

Нести

Нёс

Нес-ш-ий

Принести, везти, привыкнуть.

  1. Напишите предложения, используя причастные обороты.

…,принимающих пациентов,… …, написанная научная статья,..

…, строящие высотные дома, ..

…., мечтающая о путешествии, …

, изучающий высшую математику, ..




  1. Прочитайте текст. Выпишите предложения с причастными оборотами. Составьте вопросы к тексту. Используя выписанные конструкции, составьте свои предложения. (чем занимались дети?) Дайте тексту заглавие.

Осень в нашей стране начинается особенно. Первый осенний день заполнен веселыми голосами школьников, бегущих рано утром на праздничную линейку. Подросшие, загорелые, слегка повзрослевшие они выстраиваются на площадках перед школой, чтобы услышать первый звонок, зовущий на первый урок нового учебного года. В этом году в нашей школе праздник 1 сентября прошел очень необычно. Сначала все было как всегда: торжественная линейка, много цветов, гостей и три класса маленьких и смешных первоклассников. А потом вместо уроков нас пригласили в красиво украшенный актовый зал, и начался необыкновенный концерт. Среди выступающих мы увидели и наших учеников, и учителей, и настоящих артистов из местного Дома культуры. Было весело и интересно. После концерта, закончившегося через полтора часа,  нас отпустили по домам, но мы с одноклассниками пошли в парк. Мы гуляли, ели мороженое, катались на каруселях. Праздник удался.

Ситуативные упражнения.

  1. Расскажите о вашем родном городе, используя причастия, образованные от следующих глаголов.

Основать, лежать, протекать, строить, жить.

  1. Выступите в роли корректора. Исправьте ошибки.

Антон читает письмо, получено из дома. Документы, подписанные редактором. Наша семья живет в доме построен недавно.

  1. Дайте определения терминам. Используйте причастия.

Образец: Лексикология – это наука, изучающая лексику.

Языкознание, литературоведение, диалектология.

  1. Выполни по образцу.

Образец рассуждений:
От глаголов с основой инфинитива на некорневое –а (полома-ть) страдательное причастие образуется при помощи суффикса -нн- (в кратком — -н-), а не -т-: полома-нн-ый
(полома-н), а не полома-т-ый (полома-т).
— Достает игрушку: Все детали поломаты
(мальчик, 9 лет 6 месяцев).
— А почему у собаки одно ухо висит, а другое выпрямито? (мальчик, 5 лет 6 месяцев).
— А почему люстра разобрата? Покажи мне её куски! (мальчик, 4 года
6 месяцев).
— Там (в парках Петергофа) много
людей.
— А что, там все скамейки наполнеты? (мальчик, 9 лет 4 месяца).
— Рельсы посыплены песком (девочка, 4 года 11
месяцев).
Показывает телепрограмму: А это чего приклеето? (мальчик, 4 года 6 месяцев).
— А что здесь пролино? (девочка, 2
года 10 месяцев).
— Крышки порваты, а в новых (коробочках) будет природный материал (мальчик, 7 лет 2 месяца).
— А как она сложета? (мальчик, 3 года
7 месяцев).
— Вся картошка собрата? (мальчик,
5 лет 11 месяцев).
— А почему военные заводы спрячены?
(мальчик, 5 лет).
Б) Встречаются ли такого рода формы в речи взрослых людей?



Грамматические игры.

  1. Игра с мячом. Цель: Формирование навыка замены причастного оборота предложением со словом который.

Ход игры: Преподаватель называет предложение с причастным оборотом и бросает мяч одному из студентов. Он в свою очередь, перефразируя предложение, возвращает мяч преподавателю.



  1. «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем»

Цель: Формирование навыка понимания причастий как отглагольных форм.

Ход игры: Студенты делятся на две команды. Один участник из команды вытягивает у ведущего карточку с причастием. Его задача показать причастие, чтобы команда угадала.

  1. «Какие они?»

Цель: Тренировка грамматического оформления словосочетаний с причастным оборотом.

Ход игры: Студенты делятся на две команды. Каждая из команд, получив картинку, должна составить как можно больше словосочетаний с причастным оборотом. Например, мальчики, играющие в мяч. Корова, жующая на траву.