СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Причины конфликтов подростков с родителями в психологии".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по теме: "Причины конфликтов подростков с родителями в психологии".

Выполнила: ученица 6б класса Исангулова Рина

Руководитель: Хужина Р.Ж

 

 

Содержание:

1.Введение. Проект по психологии, на тему "Причины конфликтов подростков с родителями в психологии".

Исследование посвящено изучению причин конфликтов подростков с родителями, а также особенности поведения в них подростков и тип родительскогоотношения при котором чаще происходят конфликты.

2. Теор.часть……………………

2.1.

2.2…………

3. Практическаячасть. Состоит в том, чтобы понять причины конфликтов подростков с родителями и особенное поведение в них подростков.Так же, тип родительского отношения при котором чаще происходят конфликты.

3.1В. Б. Тарабаева в своей диссертации, отметила, что конфликты подростков с родителями, имеют комплекс условий: конфликты подростков с родителями порождаются комплексом условий, наиболее существенными из которых являются: особенности возраста, внутрисемейные отношения, социокультурная среда, составляющие в целом социальную ситуацию развития ребенка. А так же выделила что, причины конфликтов подростков с родителями имеют возрастную динамику, отражающую становление ведущих потребностей подросткового возраста: у младших подростков преобладают конфликты, связанные с учебой, у старших наиболее распространенной причиной конфликтов с родителями становится "несовпадение взглядов на жизнь".

3.2. Е. И. Исаев в своей работе «Возрастная психология» считает, что возраст от 11 до 15 лет не просто так называют критическим. В этот период в формировании личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой к коренному изменению поведения, прежних интересов и отношений.

3.3. В своей работе С. Холла, подростковый возраст он отразил как период «бури и натиска» существование конфликта он обосновал периодом «кризиса» в данном возрасте.

3.4.Ученые выделяют четыре способа поведения в конфликте:сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание. В.Г. Каменская в своей работе «Психология конфликта» делает вывод, что наиболее эффективным можно считать стиль поведения сотрудничество, а наиболее конфликтным типом считается стиль соперничество. По мнению автора, типы, характеризующиеся пассивной формой поведения — избегание и приспособление. Тип поведения приспособление наиболее часто встречается в детско-родительских отношениях.

По методике К. Томаса "Стиль поведения в конфликте" (в адаптации Н. В. Гришиной, можно выявить наиболее встречающийся тип поведения в конфликте подростков с родителями.

1. "Соперничество": наименее эффективный, но наиболее часто используемый способповедения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своихинтересов в ущерб другому.

2. "Приспособление": означает, в противоположность соперничеству, принесение вжертву собственных интересов ради другого.

3. "Компромисс": компромисс как соглашение между участниками конфликта,достигнутое путем взаимных уступок.

4. "Избегание": для которого характерно как отсутствие стремления ккооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностьюудовлетворяющей интересы обеих сторон.

Исходя из полученных данных, можно выявить наиболее встречающийся тип поведения в конфликте подростков с родителями, "приспособление" (101 баллов) - тип поведения, при котором подросток осознает наличие конфликта и старается приспособиться к новым условиям. Частое применение данного стиля поведения лишает носителя инициативы и способности к активным социальным действиям, что рано или поздно приводит к возрастанию напряженности.

 

3.5. Самое распространенное определение родительского отношения дают А.Я. Варга и В.В. Столин, которые рассматривают родительское отношение как систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

1. «Принятие-отвержение». Отражает эмоциональное отношение к ребенку. «Принятие» родителю нравится ребенок таким, какой он есть, уважает и любит его. «Отвержение»: родитель воспринимает своего ребенка плохим, дурным, не доверяет и не уважает его.

2. «Кооперация». Наиболее желаемый вид родительского отношения к ребенку. Родитель помогает, поддерживает ребенка,старается быть с ним на равных; он доверяет ребенку, старается принять его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз».  Родитель не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, а наоборот хочет слиться с ним воедино. Постоянно помогает, ограждая ребенка от сложности жизни, считая его беспомощным и маленьким.

4. «Авторитарная гиперсоциализация». Родитель ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю, не в состоянии принять его точку зрения; пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. «Маленький неудачник». Родитель считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. В связи с этим старается оградить ребенка от трудностей жизни и стойко контролировать его действия.

4.Заключение………………………….

5. Список литературы.

1. Фрейд 3. 0 психоанализе. Пять лекций//Хрестоматия по истории психологии., изд-во МГУ, 1980, с.148-183.

2. Фрыгина Н. И. Факторы превращения когнитивного конфликта в межличностный конфликт в условиях группового обсуждения: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1980.-149 с.

3. Фурманов И. А. Диагностика мотивации конфликтов в группе //Социально-психологические проблемы ускорения социального развития общества в условиях перестройки: Тезисы доклада к II съезду Общества психологов СССР. М., 1989, с.90-91.

4. Хасан Е. Б. Игра в конфликт в подростковом возрасте//1Вурнал практического психолога К 2, с.13.- 148

5. Икиль А. И. Конфликтные взаимодействия в совместной деятельности //Материалы UII Всесоюзного съезда Общества психологов. СССР. М., 1989, с. 131-132.

6. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия, Л., Медицина, 1989.-192 с.

 7. Аксененко С. Е. Осознание конфликтной ситуации и общение //Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Краснодар. Изд-во Кубанский университет, 1975, с.9-11.

8. Агафонов Т. И. О волевых проявлениях личности в затруднительных условиях //Вопросы психологии, 1956, N 5, с.83.

9. Афонькова В. М. К вопросу о проблеме конфликтов в детской среде //Нравственное воспитание учащихся общеобразовательной школы. -М.: НИИ 0П АПН СССР, 1974, с.80-85.

10. Афонькова В. М. 0 критериях разрежённости конфликтов //Вопросы идейно-политического и нравственного воспитания учащихся. М.: НИИ 0П АПН СССР, 1975.- 4.1, с.15-18.- 137

11. Алексеева А. H. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации //Дисс. канд. психол. наук. Л., 1983, - 167С.

12. Баскина Ю. В. Методика диагностики родительского отношения. Ав-тореф. канд. дисс. на соиск. ученой степени канд. психол. наук.-М.,1992,18с.

13. Бодалев A. A., Столин В.В. Семья в психологической консультации. Педагогика,1989, с.75-78.

14. Божович Л. И. Избранные психологические труды.М.,1995,212с.

15. Варга А. Я., Столин В. В. Структура и типы родительского отношения. Автореф.дисс. канд. психол. наук, М.,1987-2

16. Гаврилова Т. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста// Вопросы психологии N 1,1994, с.152-15?

17. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы — М.: Изд-во МГУ, 1990.—240 с.

18. Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации //Личность, общение, групповые процессы: Сб. обзоров.—М.: ИНИОН , 1991. - С.90-100.

19. Анцупов А.Я. Влияние трудных ситуаций на эффективность деятельности воина—оператора ПВО: Дис... канд. психол. наук. - М., 1986.

20. Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. — М.: ГАВС, 1992. —262 с.

21. Аниупов А.Я., Малышев А.А. Введение в конфликтологию. — Ужгород: МАУП, 1995. - 101 с.

22. Анцупов А.Я., Прошанов СЛ. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований — М.: Дом Советов, 1997. —240 с.

23. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (методика «включенного конфликта»): Дис... канд. психол. наук. — М., 1992. —180 с.

24. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис... д-ра психол. наук. — СПб., 1995. — 318 с.

25. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2014. 382 с.

26. Бородкин Ф.М. Внимание: Конфликт! М.: Наука, 2014. 207 с.

27. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. СПб: Питер, 2012. 199 с.

28. Выготский Л. С. Сборник сочинений: В 6 т. М.: Просвещение, 1983. Т. 1. 674 с..

29. Главатских М.М. Взаимосвязь образа конфликтной ситуации с поведением в конфликте. Ярославль: СКМ, 2013. 264 с.

30. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. М.: Академия, 2013. 188 с.

31. Гомелаури М.Л. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания. СПб: Феникс, 2016. 269 с.

32. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2013. 277 с.

33. Громова О.Н. Конфликтология. М.: Владос, 2013. 291 с.

34. Гусева A.C. Конфликт: Структурный анализ. М.: Академия, 2016. 303 с.

35. Данакин Н.С. Конфликты и технология их предупреждения. М.: Академия, 2015. 347 с.

36. Данилова Е.А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков. Ярославль: СКМ, 2013. 355 с.

37. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016.№2. С.21-26.

38. Ершов A.A. Социально-психологические аспекты конфликта. Социальная психология и социальное планирование. СПб: Питер, 2013. 217 с.

39. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. М.: Владос, 2014. 351 с.

40. Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2014. 377 с.

41. Крогиус Н.В. Личность в конфликте. СПб: Сфера, 2015. 288 с.

42. Кулагина И.Ю. Мотивация, конфликт и контроль действия // Вопросы психологии. 2016. № 2. С.31-39.

43. Лейн Д. Детская и подростковая психология. СПб: Сфера, 2014. 381 с.

44. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПБ: Речь, 2012. 246 с.

45. Леонов Н.И Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации. М.: Академия, 2014. 271 с.

46. Леонов Н.И. Конфликтология. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. 265 с.

47. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2015. 261 с.

48. Ожегов С. И.Словарь русского языка. М.: Мир и Образование, 2015. 734 с.

49. Олпорт Г.Становление личности: избранные труды. М.: Смысл, 2012. 361 с.

50. Петровский A.B. Психология. Словарь. М.: Академия, 2014. 358 с.

51. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Академия, 2015. 348 с.

52. Реан A.A. Социальная психология. СПб: Сфера, 2014. 392 с.

53. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Академия, 2014. 289 с.

54. Розин В.М. Психология: теория и практика. М.: Форум-Информ, 2014.

389 с.

55. Рояк A.A. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М.: Академия, 2015. 392 с.

56. Рояк A.A. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М.: Академия, 2015. 392 с.

57. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013. 344 с.

58. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Московский психолого-социальный институт, 2013. 228 с.

59. Сорокина А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков. Уфа: СПК, 2014. 173 с.

60. Столин В.В.Самосознание личности. М.: Академия, 2013. 366 с.

61. Узнадзе Д. Н.Психологические исследования. М.: Наука, 2015. 299 с.

62. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 26-32.

63. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Владос, 2014. 391 с.

64. Фопель К.В. Психологические группы. М.: Генезис, 2015. 188 с.

65. Анцупов А. Я. Деловая психология. Курс лекций. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. / А. В. Морозов. — СПБ.: Издательство Союз, 2000.

66. Анцупов А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов/ А. И. Шипилов — М.: ЮНИТИ, 2000. — 551 с.

67. Исаев Е. И. Возрастная психология/ М.: Психология, 2000. Каменская В. Г. Психология конфликта. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта: учеб. пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / тВ. Г. Каменская. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 150 с.

68. Лукин Ю. Ф. Конфликтология: управление конфликтами: Management of the conflicts: учебник для вузов / Ю. Ф. Лукин. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. — 799 с.

69. Тарабаева В. Б. Психологические причины конфликтов подростков с родителями: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.13. — Москва, 1996. — 156 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ. Конфликты родителей с подростками всегда были актуальной темой, особенно сейчас в современном мире. Родители зачастую не понимают собственного ребенка (столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов), и реагируют на это повышенной агрессией. Возможно,конфликты порождаются из-за внутрисемейных отношений,и влияние социокультурной среды на подростка.

Каждый человек имеет разные способы поведения в конфликтах, складывающиеся на ранних этапах становления личности. Поэтому, решение спорных вопросов и проблем, способность выстаивать дружеские отношения с окружающими людьми, является важнейшим показателем развития личности.

ПРОБЛЕМА. Особенно важным является подростковый возраст как наиболее конфликтный. В подростковый период подчеркивается сложный и непредсказуемый характер, изменение внутреннего мира: отношение к самому себе и окружающим. Эти неизбежные изменения порождают разнообразныеконфликты развивающей личности как с другими людьми, так и с самим собой. Приобретенный подростком опыт общения (успешного, неуспешного) служит основанием для усвоения разных способов решений конфликта.

 

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ. Одним из важнейших аспектов в указанной проблеме является вопрос о конфликте подростков с родителями, так как, эта сторона взаимодействий подростков не до конца раскрыта, и, к сожалению, чаще всего встречается в обычной жизни.

 

ЦЕЛЬ. Она состоит в изучении – межличностных и внутрисемейныхусловий, определяющие причины возникновения конфликта подростков с родителями и особенное поведение в них подростков. Так же, тип родительского отношения при котором чаще происходят конфликты.

 

 

ГИПОТЕЗА. Причины возникновения конфликтов подростков с родителями имеют следующее: у подростков конфликты с родителями возникают из-за учебы, расхождений во мненияхи интересах, общении, влияющих на причины возникновения конфликтов подростков с родителями, а также неконструктивное поведение подростков с родителями.

 

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ. Для получения данных в работе использован комплекс методик, направленных на разностороннее изучение причин конфликтов подростков с родителями: специально разработанная анкета, тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин), и тест описания поведения К. Томаса (в адаптации Н. В. Гришиной), а так же анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования  

 

Сроки выполнения работы 01.02.23 до 17.02.23, работа выполнена в школе (МБОУ Гимназия г. Новый Уренгой). В исследовании приняли участие 16 подростков, а также 13 их родителей.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. Конфликты подростков с родителями порождаютсяследующими причинами:внутрисемейные отношения, социокультурная среда.Причины конфликтов подростков с родителями связанны с учебой, разными взглядами на жизнь и отношением родителей к жизненным перспективам своих детей, включая образования и будущей профессии.

Характер поведения в семьях, где частота конфликтов выше, связанна с родительским типом отношения: лишение ребенка любви и заботы, утверждение родителями своей правоты и собственной силы. Но есть и обратная сторона, в семьях, где отношения родителей с подростками построены на уважении, доверии, любви и где оба готовы выслушать и понять друг друга, частота конфликтов ниже. Так же,выяснилось,что в конфликтных ситуациях подростки не могут конструктивно объяснить свою позицию родителям, поэтому они прибегают к "приспособлению".

 

ВЫВОДЫ, СДЕЛАНЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Конфликты подростков должны быть анализированы, с учетом условий: внутрисемейных отношений, социокультурной среды. Причины конфликтов подростков с родителями связанны с учебой, разными взглядами на жизнь и отношением родителей к жизненным перспективам своих детей, включая образования. Подтвердилась гипотеза неконструктивном поведении в конфликтах подростков с родителями. Причины возникновения конфликтов с родителями обусловлены типом родительского отношения к ребенку: лишение ребенка любви и заботы, утверждение родителями своей правоты и собственной силы, намного чаще приводит к возникновению конфликтов. При отношениях типа: построенных на уважении и доверии к подростку, намного реже приводит к возникновению конфликтов.

В результате исследования можно сказать, что конфликт происходит из-за кризиса отношений родителей и подростков, поэтому данный конфликтимеет сложную форму и должен рассматриваться с учетом условий, составляющих социальную ситуацию развития ребенка.

 

 

 

 

п

Просмотр содержимого документа
«"Причины конфликтов подростков с родителями в психологии".»

Исследовательская работа по теме: "Причины конфликтов подростков с родителями в психологии".

Выполнила: ученица 6б класса Исангулова Рина

Руководитель: Хужина Р.Ж


Содержание:

1.Введение. Проект по психологии, на тему "Причины конфликтов подростков с родителями в психологии".

Исследование посвящено изучению причин конфликтов подростков с родителями, а также особенности поведения в них подростков и тип родительскогоотношения при котором чаще происходят конфликты.

2. Теор.часть……………………

2.1.

2.2…………

3. Практическаячасть. Состоит в том, чтобы понять причины конфликтов подростков с родителями и особенное поведение в них подростков.Так же, тип родительского отношения при котором чаще происходят конфликты.

3.1В. Б. Тарабаева в своей диссертации, отметила, что конфликты подростков с родителями, имеют комплекс условий: конфликты подростков с родителями порождаются комплексом условий, наиболее существенными из которых являются: особенности возраста, внутрисемейные отношения, социокультурная среда, составляющие в целом социальную ситуацию развития ребенка. А так же выделила что, причины конфликтов подростков с родителями имеют возрастную динамику, отражающую становление ведущих потребностей подросткового возраста: у младших подростков преобладают конфликты, связанные с учебой, у старших наиболее распространенной причиной конфликтов с родителями становится "несовпадение взглядов на жизнь".

3.2. Е. И. Исаев в своей работе «Возрастная психология» считает, что возраст от 11 до 15 лет не просто так называют критическим. В этот период в формировании личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой к коренному изменению поведения, прежних интересов и отношений.

3.3. В своей работе С. Холла, подростковый возраст он отразил как период «бури и натиска» существование конфликта он обосновал периодом «кризиса» в данном возрасте.

3.4.Ученые выделяют четыре способа поведения в конфликте:сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание. В.Г. Каменская в своей работе «Психология конфликта» делает вывод, что наиболее эффективным можно считать стиль поведения сотрудничество, а наиболее конфликтным типом считается стиль соперничество. По мнению автора, типы, характеризующиеся пассивной формой поведения — избегание и приспособление. Тип поведения приспособление наиболее часто встречается в детско-родительских отношениях.

По методике К. Томаса "Стиль поведения в конфликте" (в адаптации Н. В. Гришиной, можно выявить наиболее встречающийся тип поведения в конфликте подростков с родителями.

1. "Соперничество": наименее эффективный, но наиболее часто используемый способповедения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своихинтересов в ущерб другому.

2. "Приспособление": означает, в противоположность соперничеству, принесение вжертву собственных интересов ради другого.

3. "Компромисс": компромисс как соглашение между участниками конфликта,достигнутое путем взаимных уступок.

4. "Избегание": для которого характерно как отсутствие стремления ккооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностьюудовлетворяющей интересы обеих сторон.

Исходя из полученных данных, можно выявить наиболее встречающийся тип поведения в конфликте подростков с родителями, "приспособление" (101 баллов) - тип поведения, при котором подросток осознает наличие конфликта и старается приспособиться к новым условиям. Частое применение данного стиля поведения лишает носителя инициативы и способности к активным социальным действиям, что рано или поздно приводит к возрастанию напряженности.



3.5. Самое распространенное определение родительского отношения дают А.Я. Варга и В.В. Столин, которые рассматривают родительское отношение как систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

1. «Принятие-отвержение». Отражает эмоциональное отношение к ребенку. «Принятие» родителю нравится ребенок таким, какой он есть, уважает и любит его. «Отвержение»: родитель воспринимает своего ребенка плохим, дурным, не доверяет и не уважает его.

2. «Кооперация». Наиболее желаемый вид родительского отношения к ребенку. Родитель помогает, поддерживает ребенка,старается быть с ним на равных; он доверяет ребенку, старается принять его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз». Родитель не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, а наоборот хочет слиться с ним воедино. Постоянно помогает, ограждая ребенка от сложности жизни, считая его беспомощным и маленьким.

4. «Авторитарная гиперсоциализация». Родитель ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю, не в состоянии принять его точку зрения; пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. «Маленький неудачник». Родитель считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. В связи с этим старается оградить ребенка от трудностей жизни и стойко контролировать его действия.


4.Заключение………………………….

5. Список литературы.

1. Фрейд 3. 0 психоанализе. Пять лекций//Хрестоматия по истории психологии., изд-во МГУ, 1980, с.148-183.

2. Фрыгина Н. И. Факторы превращения когнитивного конфликта в межличностный конфликт в условиях группового обсуждения: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1980.-149 с.

3. Фурманов И. А. Диагностика мотивации конфликтов в группе //Социально-психологические проблемы ускорения социального развития общества в условиях перестройки: Тезисы доклада к II съезду Общества психологов СССР. М., 1989, с.90-91.

4. Хасан Е. Б. Игра в конфликт в подростковом возрасте//1Вурнал практического психолога К 2, с.13.- 148

5. Икиль А. И. Конфликтные взаимодействия в совместной деятельности //Материалы UII Всесоюзного съезда Общества психологов. СССР. М., 1989, с. 131-132.

6. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия, Л., Медицина, 1989.-192 с.

7. Аксененко С. Е. Осознание конфликтной ситуации и общение //Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Краснодар. Изд-во Кубанский университет, 1975, с.9-11.

8. Агафонов Т. И. О волевых проявлениях личности в затруднительных условиях //Вопросы психологии, 1956, N 5, с.83.

9. Афонькова В. М. К вопросу о проблеме конфликтов в детской среде //Нравственное воспитание учащихся общеобразовательной школы. -М.: НИИ 0П АПН СССР, 1974, с.80-85.

10. Афонькова В. М. 0 критериях разрежённости конфликтов //Вопросы идейно-политического и нравственного воспитания учащихся. М.: НИИ 0П АПН СССР, 1975.- 4.1, с.15-18.- 137

11. Алексеева А. H. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации //Дисс. канд. психол. наук. Л., 1983, - 167С.

12. Баскина Ю. В. Методика диагностики родительского отношения. Ав-тореф. канд. дисс. на соиск. ученой степени канд. психол. наук.-М.,1992,18с.

13. Бодалев A. A., Столин В.В. Семья в психологической консультации. Педагогика,1989, с.75-78.

14. Божович Л. И. Избранные психологические труды.М.,1995,212с.

15. Варга А. Я., Столин В. В. Структура и типы родительского отношения. Автореф.дисс. канд. психол. наук, М.,1987-2

16. Гаврилова Т. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста// Вопросы психологии N 1,1994, с.152-15?

17. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы — М.: Изд-во МГУ, 1990.—240 с.

18. Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации //Личность, общение, групповые процессы: Сб. обзоров.—М.: ИНИОН , 1991. - С.90-100.

19. Анцупов А.Я. Влияние трудных ситуаций на эффективность деятельности воина—оператора ПВО: Дис... канд. психол. наук. - М., 1986.

20. Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. — М.: ГАВС, 1992. —262 с.

21. Аниупов А.Я., Малышев А.А. Введение в конфликтологию. — Ужгород: МАУП, 1995. - 101 с.

22. Анцупов А.Я., Прошанов СЛ. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований — М.: Дом Советов, 1997. —240 с.

23. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (методика «включенного конфликта»): Дис... канд. психол. наук. — М., 1992. —180 с.

24. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис... д-ра психол. наук. — СПб., 1995. — 318 с.

25. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2014. 382 с.

26. Бородкин Ф.М. Внимание: Конфликт! М.: Наука, 2014. 207 с.

27. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. СПб: Питер, 2012. 199 с.

28. Выготский Л. С. Сборник сочинений: В 6 т. М.: Просвещение, 1983. Т. 1. 674 с..

29. Главатских М.М. Взаимосвязь образа конфликтной ситуации с поведением в конфликте. Ярославль: СКМ, 2013. 264 с.

30. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. М.: Академия, 2013. 188 с.

31. Гомелаури М.Л. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания. СПб: Феникс, 2016. 269 с.

32. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2013. 277 с.

33. Громова О.Н. Конфликтология. М.: Владос, 2013. 291 с.

34. Гусева A.C. Конфликт: Структурный анализ. М.: Академия, 2016. 303 с.

35. Данакин Н.С. Конфликты и технология их предупреждения. М.: Академия, 2015. 347 с.

36. Данилова Е.А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков. Ярославль: СКМ, 2013. 355 с.

37. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016.№2. С.21-26.

38. Ершов A.A. Социально-психологические аспекты конфликта. Социальная психология и социальное планирование. СПб: Питер, 2013. 217 с.

39. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. М.: Владос, 2014. 351 с.

40. Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2014. 377 с.

41. Крогиус Н.В. Личность в конфликте. СПб: Сфера, 2015. 288 с.

42. Кулагина И.Ю. Мотивация, конфликт и контроль действия // Вопросы психологии. 2016. № 2. С.31-39.

43. Лейн Д. Детская и подростковая психология. СПб: Сфера, 2014. 381 с.

44. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПБ: Речь, 2012. 246 с.

45. Леонов Н.И Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации. М.: Академия, 2014. 271 с.

46. Леонов Н.И. Конфликтология. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. 265 с.

47. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2015. 261 с.

48. Ожегов С. И.Словарь русского языка. М.: Мир и Образование, 2015. 734 с.

49. Олпорт Г.Становление личности: избранные труды. М.: Смысл, 2012. 361 с.

50. Петровский A.B. Психология. Словарь. М.: Академия, 2014. 358 с.

51. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Академия, 2015. 348 с.

52. Реан A.A. Социальная психология. СПб: Сфера, 2014. 392 с.

53. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Академия, 2014. 289 с.

54. Розин В.М. Психология: теория и практика. М.: Форум-Информ, 2014.

389 с.

55. Рояк A.A. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М.: Академия, 2015. 392 с.

56. Рояк A.A. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М.: Академия, 2015. 392 с.

57. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013. 344 с.

58. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Московский психолого-социальный институт, 2013. 228 с.

59. Сорокина А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков. Уфа: СПК, 2014. 173 с.

60. Столин В.В.Самосознание личности. М.: Академия, 2013. 366 с.

61. Узнадзе Д. Н.Психологические исследования. М.: Наука, 2015. 299 с.

62. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 26-32.

63. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Владос, 2014. 391 с.

64. Фопель К.В. Психологические группы. М.: Генезис, 2015. 188 с.

65. Анцупов А. Я. Деловая психология. Курс лекций. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. / А. В. Морозов. — СПБ.: Издательство Союз, 2000.

66. Анцупов А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов/ А. И. Шипилов — М.: ЮНИТИ, 2000. — 551 с.

67. Исаев Е. И. Возрастная психология/ М.: Психология, 2000. Каменская В. Г. Психология конфликта. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта: учеб. пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / тВ. Г. Каменская. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 150 с.

68. Лукин Ю. Ф. Конфликтология: управление конфликтами: Management of the conflicts: учебник для вузов / Ю. Ф. Лукин. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. — 799 с.

69. Тарабаева В. Б. Психологические причины конфликтов подростков с родителями: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.13. — Москва, 1996. — 156 с.
































.


АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ. Конфликты родителей с подростками всегда были актуальной темой, особенно сейчас в современном мире. Родители зачастую не понимают собственного ребенка (столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов), и реагируют на это повышенной агрессией. Возможно,конфликты порождаются из-за внутрисемейных отношений,и влияние социокультурной среды на подростка.

Каждый человек имеет разные способы поведения в конфликтах, складывающиеся на ранних этапах становления личности. Поэтому, решение спорных вопросов и проблем, способность выстаивать дружеские отношения с окружающими людьми, является важнейшим показателем развития личности.

ПРОБЛЕМА. Особенно важным является подростковый возраст как наиболее конфликтный. В подростковый период подчеркивается сложный и непредсказуемый характер, изменение внутреннего мира: отношение к самому себе и окружающим. Эти неизбежные изменения порождают разнообразныеконфликты развивающей личности как с другими людьми, так и с самим собой. Приобретенный подростком опыт общения (успешного, неуспешного) служит основанием для усвоения разных способов решений конфликта.


ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ. Одним из важнейших аспектов в указанной проблеме является вопрос о конфликте подростков с родителями, так как, эта сторона взаимодействий подростков не до конца раскрыта, и, к сожалению, чаще всего встречается в обычной жизни.


ЦЕЛЬ. Она состоит в изучении – межличностных и внутрисемейныхусловий, определяющие причины возникновения конфликта подростков с родителями и особенное поведение в них подростков. Так же, тип родительского отношения при котором чаще происходят конфликты.



ГИПОТЕЗА. Причины возникновения конфликтов подростков с родителями имеют следующее: у подростков конфликты с родителями возникают из-за учебы, расхождений во мненияхи интересах, общении, влияющих на причины возникновения конфликтов подростков с родителями, а также неконструктивное поведение подростков с родителями.


МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ. Для получения данных в работе использован комплекс методик, направленных на разностороннее изучение причин конфликтов подростков с родителями: специально разработанная анкета, тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин), и тест описания поведения К. Томаса (в адаптации Н. В. Гришиной), а так же анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования



Сроки выполнения работы 01.02.23 до 17.02.23, работа выполнена в школе (МБОУ Гимназия г. Новый Уренгой). В исследовании приняли участие 16 подростков, а также 13 их родителей.


РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. Конфликты подростков с родителями порождаютсяследующими причинами:внутрисемейные отношения, социокультурная среда.Причины конфликтов подростков с родителями связанны с учебой, разными взглядами на жизнь и отношением родителей к жизненным перспективам своих детей, включая образования и будущей профессии.

Характер поведения в семьях, где частота конфликтов выше, связанна с родительским типом отношения: лишение ребенка любви и заботы, утверждение родителями своей правоты и собственной силы. Но есть и обратная сторона, в семьях, где отношения родителей с подростками построены на уважении, доверии, любви и где оба готовы выслушать и понять друг друга, частота конфликтов ниже. Так же,выяснилось,что в конфликтных ситуациях подростки не могут конструктивно объяснить свою позицию родителям, поэтому они прибегают к "приспособлению".


ВЫВОДЫ, СДЕЛАНЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Конфликты подростков должны быть анализированы, с учетом условий: внутрисемейных отношений, социокультурной среды. Причины конфликтов подростков с родителями связанны с учебой, разными взглядами на жизнь и отношением родителей к жизненным перспективам своих детей, включая образования. Подтвердилась гипотеза неконструктивном поведении в конфликтах подростков с родителями. Причины возникновения конфликтов с родителями обусловлены типом родительского отношения к ребенку: лишение ребенка любви и заботы, утверждение родителями своей правоты и собственной силы, намного чаще приводит к возникновению конфликтов. При отношениях типа: построенных на уважении и доверии к подростку, намного реже приводит к возникновению конфликтов.

В результате исследования можно сказать, что конфликт происходит из-за кризиса отношений родителей и подростков, поэтому данный конфликтимеет сложную форму и должен рассматриваться с учетом условий, составляющих социальную ситуацию развития ребенка.





п


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!