СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметная декада, примерный перечень форм мероприятий, цель, задачи

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нередко задаётся вопрос: «Надо ли проводить предметные декады?»

Ответ на него у нас однозначен, но, тем не менее, у этой формы организации деятельности есть свои плюсы и минусы.

Необходимость проведения предметных декад обусловлена тем, что они позволяют рассматривать с разных сторон одну проблему – проблему обучения и развития обучающихся с широким использованием внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности.

Предметные декады проводятся ежегодно и с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках планирования научно-методической работы.

Сущностью любой предметной декады является создание эффективной системы взаимодействия обучающихся и учителей, направленного на развитие познавательных и творческих способностей обучающихся и пропаганду престижа знаний.

Просмотр содержимого документа
«Предметная декада, примерный перечень форм мероприятий, цель, задачи»

ПРЕДМЕТНЫЕ ДЕКАДЫ В ОТДЕЛЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН


Предметная декада — одна из форм работы отдела, отражающая целенаправленную, коллективную, индивидуальную, практическую деятельность учителей, направленную на повышение качества обучения.

Предметная декада может помочь формированию у суворовцев целостного взгляда на мир. Мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины, например, история, география, химия или химия и биология, являются одной из необходимых составляющих этого учебно-воспитательного действа.

Традиция проведения предметных декад (ранее – недель) у нас существует давно. Так давно, что, наверное, некоторые элементы проведения мы или забыли, или не придаём им значения. К тому же возросли требования к уровню образования, поэтому необходимо менять наши подходы к проведению предметных декад. Этими причинами и вызвана актуальность моих размышлений.

Нередко задаётся вопрос: «Надо ли проводить предметные декады?»

Ответ на него у нас однозначен, но, тем не менее, у этой формы организации деятельности есть свои плюсы и минусы.

Необходимость проведения предметных декад обусловлена тем, что они позволяют рассматривать с разных сторон одну проблему – проблему обучения и развития суворовцев, с широким использованием внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности.

Предметные декады проводятся ежегодно и с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках планирования научно-методической работы.

Сущностью любой предметной декады является создание эффективной системы взаимодействия обучающихся и учителей, направленного на развитие познавательных и творческих способностей обучающихся и пропаганду престижа знаний.

Предметная декада – это не только традиционное внеурочное мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные цели, это многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только учителям, но и суворовцам, и подчинённой решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, тематических клубов и т.п.

Каковы цели предметной декады? По-моему, они следующие:

Развитие познавательного интереса. Мотивация учебной деятельности суворовцев может включать в себя разные аспекты: желание получить высокую отметку, одобрение родителей, учителей, офицеров-воспитателей и т.п. Самое главное – это формирование у суворовцев устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия. И учебно-развлекательные мероприятия предметной декады как нельзя лучше решают эту задачу.

Переориентация восприятия учебных дисциплин. Продуманная предметная декада даёт прекрасную возможность показать не с академической, уже вполне приевшейся суворовцам, стороны различные учебные дисциплины. Задача перед организаторами стоит не из лёгких – «сломать» стандарт восприятия, показать ребятам известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся.

Неформальное использование учебных знаний, навыков, умений. Одной из причин «прохладного» отношения суворовцев к учёбе является кажущаяся невостребованность полученных ими знаний в реальной жизни. Дайте им возможность во внеучебной игровой обстановке использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки, и, возможно, это послужит первотолчком для формирования нового отношения к учёбе как к чему-то ценностному, необходимому, востребованному не только на уроке, но и вне его.

Формирование целостного взгляда на мир и человека. Не секрет, что крайне сложно создать интегрированный курс хотя бы в рамках предметов одного цикла, курс, в котором тот или иной факт реальной действительности представлялся бы не в виде отрывочных мозаичных сведений, полученных на разных предметах в различные годы обучения, а в виде единого блока знаний, освоенных единовременно, формирующих целостный взгляд на мир. Предметная декада может помочь решить и эту задачу. Мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины.

Расширение кругозора. Чаще всего суворовцы проявляют интерес к какой-либо одной группе предметов, с одной стороны, это совершенно оправданно необходимостью более глубокого погружения в учебные дисциплины в соответствии с их интересами, а также необходимостью получить качественную стартовую площадку в виде основательных знаний для успешного прохождения вступительных экзаменов в вуз. С другой – не обходится без жертв, что напрямую связано с проблемой собственной внутренней культуры.

Предметная декада помогает качественно решать задачу формирования гармоничного мировоззрения суворовцев.

Неформальное общение учителей и суворовцев. В традиционной учебной практике, хотят этого учителя или нет, психолого-педагогические роли расписаны заранее. Учителя и те, кого они учат, разведены по разные стороны педагогического «барьера». Как и всякая жёстко закрепленная, не имеющая движения структура, эта также бездушна. Поэтому так ценны любые проявления неформального учебного взаимодействия учителей и обучающихся. Видеть не просто добросовестных работников, прекрасно знающих свой предмет, а живых людей, влюбленных в свою профессию, это ли не самый эффективный воспитательный опыт?

Основные этапы подготовки и проведения предметной недели:

Можно выделить пять основных этапов подготовки и проведения предметной декады:

1) методико-мотивационный;

2) подготовительный;

3) организационный;

4) реализационный;

5) рефлексивный.

В задачи методико-мотивационного этапа входят: изучение опыта работы педагогов отдела, других отделов, образовательных учреждений, методической литературы по проведению предметных декад; формулировка основных целей и задач предметной декады; определение основных мероприятий, их форм, содержания и участников; мотивация и привлечение активных ребят, по возможности родителей, учителей других предметов к проведению предметной декады; создание оргкомитета предметной декады.

На подготовительном этапе утверждается план проведения предметной декады, председатели и состав жюри конкурсов, распределяются обязанности между педагогами и членами оргкомитета по проведению предметной декады, определяются творческие группы обучающихся, педагогов, офицеров-воспитателей для проведения предметной декады (распределение ролей, подготовка костюмов, оформление, первые репетиции), формирование актива предметной декады.

На организационном этапе подготовки предметной декады происходит самоопределение суворовцев для участия в конкурсах, создаются творческие группы для итоговых мероприятий предметной декады.

Реализационный этап предусматривает проведение предметной декады по утвержденному плану.

Задачами рефлексивного этапа являются подведение итогов предметной декады (награждение победителей и активных участников) и анализ проведенной работы.

Успех в проведении предметной декады во многом зависит от того, насколько своевременно и качественно будет осуществлена подготовительная работа. Подготовка к проведению декады включает в себя составление плана работы, использование передового опыта, накопленного в отделе при проведении предметных декад, подготовку обучающихся к участию в декаде.

Подготовка суворовцев к декаде происходит в процессе всего учебного года. Изучая программный учебный материал, приобретая соответствующие знания, практические умения и навыки, суворовцы тем самым осуществляют свою подготовку к декаде. Конечно, учебный процесс должен быть высококачественным и эффективным, в нужной мере насыщен решением разнообразных методических задач.

Главное в подготовке обучающихся к декаде должно состоять в расширении кругозора, обучении их рациональным способам достижения образовательного результата и развитии творческого мышления.

Предметные декады должны проходить очень интересно. Продумывается и планируется каждый день, чтобы были охвачены все группы, присутствовали яркие и запоминающиеся мероприятия. Обязательно проводятся интеллектуальные конкурсы, выставки рисунков, газет и плакатов, широко используются информационные технологии. И при подведении итогов учитывается участие каждой группы, отдельных обучающихся, педагогов.

При разработке мероприятий можно использовать следующие рекомендации:

  • содержание контрольных заданий должно соответствовать изученному суворовцами программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы;

  • количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей суворовцев;

  • в связи с тем, что предметные декады нацелены не только на проверку качества усвоения знаний и умений, не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера;

  • следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся проявить свои творческие способности, а членам жюри определить степень их развития;

  • практическое задание требует времени на его изготовление, поэтому можно сделать его домашним, чётко определив сроки сдачи.

Одним из непременных условий плодотворной работы предметной декады является подведение итогов, которое проходит открыто. Подведение итогов можно провести по-разному, в зависимости от конкретных условий. Можно организовать выставку для всеобщего обозрения. Если вдруг появится возможность организовать какие-то небольшие подарки для суворовцев, принявших активное участие в подготовке и проведении недели, этой возможностью нужно воспользоваться, это будет просто замечательно.

В соответствии с планом работы отдела ЕиСГД, в целях развития интереса к изучаемым предметам, развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, коммуникативных навыков между суворовцами разных возрастов в период с 09.03.16 по 18.03.16 в училище была проведена декада. В мероприятиях приняли участие суворовцы 1-5 рот (7-11 классов).

Открыла декаду олимпиада по биологии среди суворовцев 4, 5 рот (7, 8 классы), учитель Павлова И.И.

Цель — повысить познавательную активность и качество знаний суворовцев, расширить их кругозор, развить интерес к изучению предмета, выявить наиболее способных суворовцев для дальнейшего участия в районной олимпиаде была достигнута. Приняли участие четыре суворовца из 4 роты (8 класс) и 6 суворовцев из 5 роты (7 класс). В работу были включены: тестовые задания, задания, где необходимо было различить верные и неверные утверждения; термины и понятия; практический тур (в виде рисунков, требующих пояснения). Данная работа включала задания по пройденному материалу и задания с опережением, требовала знаний и внимательности. Задания повышенной сложности вызвали у суворовцев определённые затруднения при выполнении работы. Лучшие результаты показали суворовцы: Ковалёв М. (53 взвод) — 32 балла (61%); Сильченко С. (53 взвод) — 30 баллов (51%); Верёвка М. (41 взвод) — 24 балла и Осипов В. — 29 баллов (50%). Для участия во втором (районном) этапе олимпиады по биологии были рекомендованы Ковалёв М. и Верёвка М.


Продуманная предметная декада даёт прекрасную возможность показать различные учебные дисциплины не с академической, уже вполне приевшейся обучающимся, стороны. Задача перед организаторами стоит не из легких — «сломать» стандарт восприятия, показать подопечным известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся.

Нетрадиционные уроки по предметам, коллективные творческие дела, различные внеурочные мероприятия явились основными видами мероприятий предметной декады, а формы проведения были различными.

Примерный перечень форм мероприятий при проведении предметной декады отдела:

1) учебные мероприятия:

– олимпиады;

– занимательные уроки;

– урок деловая игра;

– урок мастер-класс;

– урок-исследование и др.;

2) учебно-развлекательные мероприятия:

– слайд-шоу «Элементы глазами художника»;

– конкурс-игра «Химический кроссворд»;

– интеллектуал-турнир «Своя игра «Страны Европы»;

– викторина «Перекрёстки химии и биологии»;

– Internet-олимпиада;

– конкурс-викторина «Игровая химия»;

– конкурс газет;

– экскурсия и др.

Такие урочные и внеурочные мероприятия дают возможность суворовцам в игровой обстановке использовать полученные в ходе уроков умения и навыки, и, возможно, это послужит толчком для формирования нового отношения к учёбе как к чему-то ценностному, необходимому, востребованному не только на уроке, но и вне его.

Завершая декаду, был подведён итог, учтено участие всех и каждого, отмечены лучшие суворовцы, игры, уроки.

С целью обобщения опыта работы учителей отдела, создания методической копилки, после проведения декады, поскольку материалы обобщения положительного педагогического опыта представляют интерес, они могут быть рекомендованы для печатных изданий.

Оформление материалов предметной декады

Творческий отчёт предоставляется как в бумажном, так и в электронном виде и должен содержать следующие документы:

  1. титульный лист;

  2. рецензии и аннотации;

  3. содержание (с нумерацией страниц);

  4. методические рекомендации по проведению декады;

  5. план проведения предметной декады;

  6. тексты заданий для проведения предметных олимпиад;

  7. сценарии открытых мероприятий;

  8. методические разработки открытых уроков (введение);

  9. самоанализ проведённых мероприятий (уроков);

  10. заключение;

  11. приложения.

Отчёт отдела о проведённой декаде сопровождается видеоматериалами (урок мастер-класс «Историко-бытовой танец») и фотографиями.

Требования к оформлению бумажного варианта разработаны учителями совместно с начальником отдела.

Предложенные методические рекомендации по проведению предметных декад не есть обязательное, безоговорочное руководство к действию.

Творческие группы педагогов отдела, участвующие в разработке и проведении предметных декад, одним из основных принципов своей деятельности считают неповторимость каждого подобного мероприятия. Следующая предметная декада не будет повторять предыдущую, она заново должна претерпеть муки рождения, и, наверное, в этом тоже кроется один из секретов её успеха.

21.03.2016г.

Начальник отдела естественных и социально-гуманитарных дисциплин Н.Н.Новик