Просмотр содержимого документа
«Проект мониторинга формирования УУД на уроках истории и обществознания в основной школе»
Проект системы мониторинга УУД в основной школе.
Школьное методическое объединение общественных наук.
Руководитель ШМО общественных наук Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ № 1 г. Вилючинск
Условия формирования УУД
Полнота ориентировочной основы умственных действий
Осознанность и полноценность УУД
Развернутость действий при первоначальном показе и освоении
Растянутость процесса формирования УУД
Поэлементное освоение сложного действия
Поэтапная обработка каждого универсального учебного действия
Для диагностирования на уроках общественных наук выбраны следующие УУД :
Познавательные УУД :
- умения анализировать, сравнивать и классифицировать материал
- умение устанавливать причинно – следственные связи
Коммуникативные УУД:
- умение вести учебный диалог
- умение логически излагать свои мысли
Информационные и знаково-символические действия:
- умение работать с разнообразными историческими и социальными источниками информации (учебник, дополнительная литера-тура, схема, таблица, диаграмма, историческая карта)
- умение самостоятельно составлять тезисы и таблицы
Технологии и приемы формирования УУД
На всех этапах изучения общественных наук в основной школе:
- информационные технологии
- технология дифференцированного обучения
- технология проблемного обучения
- здоровьесберегающие технологии
5 класс
Технология осмысленного чтения:
- составление простого плана (под руководством учителя)
- составление на основании текста таблицы (под руководством учителя)
- пересказ(разные виды)
Технология дебатов:
- словарная разминка.
- «диалоговая змейка» с места и у доски
Учебно-игровая технология
(дидактические игры):
- брейн-ринг
- «шаг вперед, два шага назад»
- решение кроссвордов
6 класс
Технология осмысленного чтения:
- составление простого плана
- составление на основании текста таблицы, схемы(под руководством учителя)
- пересказ(разные виды)
Технология дебатов:
- словарная разминка
- «диалоговая змейка» с места и у доски
- мнемотурнир
Учебно-игровая технология (дидактические):
- брейн-ринг
- «шаг вперед, два шага назад»
- решение и составление кроссвордов
Технология критического мышления:
Прием «ключевые слова»:
7 класс
Технология осмысленного чтения:
- составление сложного плана
- составление на основании текста таблицы, схемы
Технология дебатов:
- словарная разминка
- «диалоговая змейка» с места и у доски
- мнемотурнир
Учебно-игровая технология(дидактические игры):
- брейн-ринг
- «шаг вперед, два шага назад»
- решение и составление кроссвордов
Технология критического мышления:
Прием «чтение с остановками»:
- составление окончания текста в соответствии с рассматриваемой проблемой
8 класс
Технология осмысленного чтения:
- составление сложного плана
- составление на основании текста таблицы, схемы
- выделение главной проблемы в авторском тексте
Технология дебатов:
- словарная разминка
- прием «лучший вопрос»
Учебно-игровая технология:
- брейн-ринг (дидактическая игра)
- ролевые игры
Технология «критического мышления»:
- прием «найди ошибки в тексте»
9 класс
Технология осмысленного чтения:
- составление на основании текста таблицы, схемы
- выделение главной проблемы в авторском тексте, формулировка собственной аргументированной точки зрения
Технология дебатов:
Учебно-игровая технология:
- ролевые игры
- деловые игры
Технология «критического мышления»:
- прием «чтобы ты сделал на месте…»
Технология проектного обучения
Диагностический инструментарий
- Система заданий (поурочные и контрольно- обобщающие тесты, комплекты заданий исторических практикумов, дидактические карточки индивидуальных и групповых заданий, творческие работы)
- Варианты оценивания результатов выполнения диагностических заданий
- Мониторинговые карты
- Комплекты анкет
Уровни овладения УУД
0 уровень - учащийся совершенно не владеет данным действием (нет умения)
1 уровень - учащийся знаком с характером данного действия, умеет выполнять его лишь при достаточной помощи учителя
2 уровень - учащийся умеет выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или одноклассников
3 уровень - учащийся умеет достаточно свободно осознанно выполнять действия
4 уровень - учащийся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняет действия.
Далеко не все учебные действия должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.