СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы формирования читательской грамотности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приемы формирования читательской грамотности»

Приемы формирования читательской грамотности

Приемы формирования читательской грамотности

 Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.

К. Д. Ушинский

Читательская грамотность – способность человека понимать и  использовать  письменные тексты , размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы  достигать своих целей , расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни .

Читательская грамотность способность

человека понимать и использовать письменные

тексты , размышлять о них и заниматься

чтением для того, чтобы достигать своих целей ,

расширять свои знания и возможности,

участвовать в социальной жизни .

Читательские  умения выделять главную мысль всего текста или его частей; понимать информацию, содержащуюся в тексте; преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования; применять информацию из текста в изменённой ситуации; критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации

Читательские умения

  • выделять главную мысль всего текста или его частей;
  • понимать информацию, содержащуюся в тексте;
  • преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
  • применять информацию из текста в изменённой ситуации;
  • критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации
Приём «Письмо с пробелами» Глагол обозначает… Отвечает на вопросы… Глаголы бывают … и … вида. Глаголы … вида отвечают на вопрос …, а глаголы … вида отвечают на вопрос … К постоянным морфологическом признакам глагола относятся …, …, …, …. К непостоянным морфологическом признакам глагола …, …, …, …, ….  В предложении глагол обычно бывает….

Приём «Письмо с пробелами»

  • Глагол обозначает…
  • Отвечает на вопросы…
  • Глаголы бывают … и … вида. Глаголы … вида отвечают на вопрос …, а глаголы … вида отвечают на вопрос …
  • К постоянным морфологическом признакам глагола относятся …, …, …, ….
  • К непостоянным морфологическом признакам глагола …, …, …, …, ….
  • В предложении глагол обычно бывает….
Приём «Письмо с пробелами» Что такое красота? Многие над этим размышляют. Я считаю, что красота – это… По моему мнению, красивый человек – это … Докажу своё суждение примерами. Обратимся к тексту  … в котором говорится (рассказывается) о….., которые…… Доказательством этому служат  предложения …. Ребята (подведи итог их поступкам)… Это и есть …   Своё суждение я  могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….…………..     Такой поступок свидетельствует о………………………………… Итак ,   можно сделать вывод, что красота…….

Приём «Письмо с пробелами»

Что такое красота? Многие над этим размышляют. Я считаю, что красота – это… По моему мнению, красивый человек – это …

Докажу своё суждение примерами.

Обратимся к тексту  … в котором говорится (рассказывается) о….., которые…… Доказательством этому служат  предложения …. Ребята (подведи итог их поступкам)… Это и есть …  

Своё суждение я  могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….…………..     Такой поступок свидетельствует о…………………………………

Итак ,   можно сделать вывод, что красота…….

Приём «Толстые и тонкие вопросы» «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто? Дайте три объяснения, почему… ? Что? Когда? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Как звали… ? Было ли… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ?

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Дайте три объяснения, почему… ?

Что?

Когда?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Как звали… ?

Было ли… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Что обозначает причастие? Что обозначает деепричастие? Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия? Как отличить причастие от деепричастия? Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие? К какой части речи относится слово «читавший»? Почему, вы думаете, обороты выделяются запятыми? К какой части речи относится слово «прочитав»? В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения? Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия? Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её?

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что обозначает причастие?

Что обозначает деепричастие?

Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия?

Как отличить причастие от деепричастия?

Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие?

К какой части речи относится слово «читавший»?

Почему, вы думаете, обороты выделяются запятыми?

К какой части речи относится слово «прочитав»?

В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения?

Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?

Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её?

Прием «Составление кластера»

Прием «Составление кластера»

Прием «Таблица»

Прием «Таблица»

Приём «Маркировка»

Приём «Маркировка»

Приём «Двухчастный (двойной) дневник» Фразы из текста, которые произвели впечатление (согласие, протест или непонимание) Комментарий. Почему? «Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».  Какие мысли и ассоциации у меня возникли? Мне жаль Печорина. От природы или от воспитания этот человек был миролюбивым и мог сделать для окружающих много добра, но общество убило в нем эти зачатки. Я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.  Трудно поверить, что такая личность может заплакать как ребенок. Почему? Что хотел сказать Лермонтов? «Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины».

Приём «Двухчастный (двойной) дневник»

Фразы из текста, которые произвели впечатление

(согласие, протест или непонимание)

Комментарий. Почему?

«Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

Какие мысли и ассоциации у меня возникли?

Мне жаль Печорина. От природы или от воспитания этот человек был миролюбивым и мог сделать для окружающих много добра, но общество убило в нем эти зачатки.

Я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.

Трудно поверить, что такая личность может заплакать как ребенок. Почему? Что хотел сказать Лермонтов?

«Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины».

Прием «Верите ли вы, что…»   Причастие - это самостоятельная часть речи. Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного. Причастия бывают 1 и 2 спряжения. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Причастия могут быть действительными и страдающими. Действительные причастия могут иметь краткую форму. Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

Прием «Верите ли вы, что…»

  • Причастие - это самостоятельная часть речи.
  • Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
  • Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
  • Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
  • Причастия могут быть действительными и страдающими.
  • Действительные причастия могут иметь краткую форму.
  • Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!