СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Баллада И. В. Гете "Лесной царь".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация. Баллада И. В. Гете  "Лесной царь".

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Баллада И. В. Гете "Лесной царь".»

Иоганн Вольфганг Гете (28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне, Германия — 22 марта 1832, Веймар, Германия) Гете - основоположник немецкой литературы Нового времени. Гете - крупнейший западноевропейский лирик, в чьих стихах немецкая поэзия впервые заговорила на подлинно народном языке о простых и сильных человеческих чувствах

Иоганн Вольфганг Гете

(28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне, Германия — 22 марта 1832, Веймар, Германия)

Гете - основоположник немецкой литературы Нового времени. Гете - крупнейший западноевропейский лирик, в чьих стихах немецкая поэзия впервые заговорила на подлинно народном языке о простых и сильных человеческих чувствах

Родился в старом немецком торговом городе  Франкфурте-на-Майне

Родился в старом немецком торговом городе

Франкфурте-на-Майне

Летом 1775 Иоганн Гете знакомится с наследным принцем, герцогом Саксонии-Веймара Карлом Августом. В ноябре того же года Гете переезжает в Веймар, где почти безвыездно проведет вторую половину своей жизни. Лесной дом Гете в Веймаре

Летом 1775 Иоганн Гете знакомится с наследным принцем, герцогом Саксонии-Веймара Карлом Августом. В ноябре того же года Гете переезжает в Веймар, где почти безвыездно проведет вторую половину своей жизни.

Лесной дом Гете в Веймаре

Памятник двум великим немецким поэтам: Гете и Шиллеру. Между ними была настоящая дружба.

Памятник двум великим немецким поэтам: Гете и Шиллеру. Между ними была настоящая дружба.

Шиллер был замечательным поэтом и драматургом. Он создал целый ряд героических и таинственных баллад. Попробуйте их найти и прочитать. Фридрих Шиллер

Шиллер был замечательным поэтом и драматургом. Он создал целый ряд героических и таинственных баллад.

Попробуйте их найти и прочитать.

Фридрих Шиллер

Гете в Италии

Гете в Италии

Каковы жанровые признаки баллады? Что для нее характерно? Одна из самых известных баллад — баллада И.В. Гёте «Лесной царь», созданная в 1782 году.

Каковы жанровые признаки баллады? Что для нее характерно?

Одна из самых известных баллад — баллада И.В. Гёте «Лесной царь», созданная в 1782 году.

«Лесной царь» В этой балладе отразился интерес Гете к немецкому фольклору. К народным представлениям о природных силах, к загадкам жизни.

«Лесной царь»

В этой балладе отразился интерес Гете к немецкому фольклору. К народным представлениям о природных силах, к загадкам жизни.

Какие чувства вызвала у вас баллада? Почему?

Какие чувства вызвала у вас баллада? Почему?

«Тайны баллады Гёте “Лесной царь”  Один из признаков баллады — динамично развивающийся сюжет.  Что называют сюжетом?

«Тайны баллады Гёте “Лесной царь”

Один из признаков баллады — динамично развивающийся сюжет.

Что называют сюжетом?

Сюжет литературного произведения обычно состоит из экспозиции (повествование о судьбах героев до начала описываемых событий).

Сюжет литературного произведения обычно состоит из экспозиции (повествование о судьбах героев до начала описываемых событий).

Затем следует Завязка (событие, благодаря которому события начинают развиваться).

Затем следует Завязка (событие, благодаря которому события начинают развиваться).

Действие развивается обычно по нарастанию и стремится к кульминации (момент наивысшего развития действия). После кульминационной точки действие ниспадает и завершается развязкой.

Действие развивается обычно по нарастанию и стремится к кульминации (момент наивысшего развития действия). После кульминационной точки действие ниспадает и завершается развязкой.

Какова судьба персонажей баллады «Лесной царь» до начала этой езды?

Какова судьба персонажей баллады «Лесной царь» до начала этой езды?

Неизвестно, мы не можем этого даже предположить, то есть отсутствует экспозиция.) Что же известно о них?

Неизвестно, мы не можем этого даже предположить, то есть отсутствует экспозиция.)

Что же известно о них?

Они скачут куда-то по ночному лесу

Они скачут куда-то по ночному лесу

Героев окружает неизвестность, которая создаётся отсутствием экспозиции, завязки, развязки сюжета. Такое строение сюжета называется фрагментарным .

Героев окружает неизвестность, которая создаётся отсутствием экспозиции, завязки, развязки сюжета. Такое строение сюжета называется фрагментарным .

Именно фрагментарность сюжета и есть первая тайна

Именно фрагментарность сюжета и есть первая тайна

 Внимание поэта приковано не к событиям, а к чувствам героев.  Каково основное чувство героев?

Внимание поэта приковано не к событиям, а к чувствам героев.

Каково основное чувство героев?

(Ужас.) Чем он вызван?

(Ужас.)

Чем он вызван?

Ребёнок видит лесного царя, который зовёт его в своё царство; отец чувствует, что малютка покидает его, увлекаемый своим потусторонним видением

Ребёнок видит лесного царя, который зовёт его в своё царство; отец чувствует, что малютка покидает его, увлекаемый своим потусторонним видением

Смысловой центр баллады — диалог отца и сына; сына и лесного царя.

Смысловой центр баллады — диалог отца и сына; сына и лесного царя.

Нравится ли вам мир лесного царя? Почему?  А ребёнку? Как это показывает поэт? (Лесной царь обращается к младенцу, но тот ни разу не отвечает на его слова, а обращается за помощью к отцу.)

Нравится ли вам мир лесного царя? Почему?

А ребёнку? Как это показывает поэт?

(Лесной царь обращается к младенцу, но тот ни разу не отвечает на его слова, а обращается за помощью к отцу.)

 Потусторонний мир лесного царя гораздо привлекательнее мира реального? Что же отсутствует в его мире? (Чувство любви: “родимый”, “прильнул”, “обняв”, “греет”.

Потусторонний мир лесного царя гораздо привлекательнее мира реального? Что же отсутствует в его мире?

(Чувство любви: “родимый”, “прильнул”, “обняв”, “греет”.

Что значит “уйти к лесному царю”? (Умереть, лишиться тепла любви.) Так вот почему ребёнок испытывает ужас: не радость и веселье ждут его у лесного царя, а отсутствие любви.

Что значит “уйти к лесному царю”? (Умереть, лишиться тепла любви.) Так вот почему ребёнок испытывает ужас: не радость и веселье ждут его у лесного царя, а отсутствие любви.

Почему отец не сумел спасти сына?

Почему отец не сумел спасти сына?

Почему ребенок видит мир лесного царя, а отец не замечает?

Почему ребенок видит мир лесного царя, а отец не замечает?

Какова вторая тайна баллады? Двоемирие : сосуществование призрачного великолепного, но холодного царства лесного царя и непривлекательного внешне, но согретого теплотой чувства мира реального.

Какова вторая тайна баллады?

Двоемирие : сосуществование призрачного великолепного, но холодного царства лесного царя и непривлекательного внешне, но согретого теплотой чувства мира реального.

Баллада, которую мы читаем, — великолепный перевод  В.А. Жуковского, сделанный им в 1818 году. В. А. Жуковский

Баллада, которую мы читаем, — великолепный перевод

В.А. Жуковского, сделанный им в 1818 году.

В. А. Жуковский

Кто так поздно скачет сквозь ветер и ночь? Это отец с ребенком. Он крепко прижал к себе мальчика, ребенку у отца покойно, ребенку у отца тепло. «Мой сын, что ты так робко прячешь лицо?» — «Отец, ты не видишь Лесного Царя? Лесного Царя в короне и с хвостом?» — «Мой сын, это полоса тумана!»

Кто так поздно скачет сквозь ветер и ночь? Это отец с ребенком. Он крепко прижал к себе мальчика, ребенку у отца покойно, ребенку у отца тепло. «Мой сын, что ты так робко прячешь лицо?» — «Отец, ты не видишь Лесного Царя? Лесного Царя в короне и с хвостом?» — «Мой сын, это полоса тумана!»

«Милое дитя, иди ко мне, иди со мной! Я буду играть с тобой в чудные игры. На побережье моем — много пестрых цветов, у моей матери — много золотых одежд!» — «Отец, отец, неужели ты не слышишь, что Лесной Царь мне шепотом обещает?»

«Милое дитя, иди ко мне, иди со мной! Я буду играть с тобой в чудные игры. На побережье моем — много пестрых цветов, у моей матери — много золотых одежд!» — «Отец, отец, неужели ты не слышишь, что Лесной Царь мне шепотом обещает?»

«Успокойся, мой сын, не бойся, мой сын, в сухой листве — ветер шуршит». — «Хочешь, нежный мальчик, идти со мной? Мои дочери чудно тебя будут нянчить, мои дочери ведут ночной хоровод, — убаюкают, упляшут, упоют тебя». «Отец, отец, неужели ты не видишь — там, в этой мрачной тьме, Лесного Царя дочерей?» — «Мой сын, мой сын, я в точности вижу: то старые ивы так серо светятся...» — «Я люблю тебя, меня уязвляет твоя красота! Не хочешь охотой — силой возьму!» «Отец, отец, вот он меня схватил! Лесной Царь мне сделал больно!» Отцу жутко, он быстро скачет, он держит в объятьях стонущее дитя, доскакал до двора с трудом, через силу — ребенок в его руках был мертв.

«Успокойся, мой сын, не бойся, мой сын, в сухой листве — ветер шуршит». — «Хочешь, нежный мальчик, идти со мной? Мои дочери чудно тебя будут нянчить, мои дочери ведут ночной хоровод, — убаюкают, упляшут, упоют тебя». «Отец, отец, неужели ты не видишь — там, в этой мрачной тьме, Лесного Царя дочерей?» — «Мой сын, мой сын, я в точности вижу: то старые ивы так серо светятся...» — «Я люблю тебя, меня уязвляет твоя красота! Не хочешь охотой — силой возьму!» «Отец, отец, вот он меня схватил! Лесной Царь мне сделал больно!» Отцу жутко, он быстро скачет, он держит в объятьях стонущее дитя, доскакал до двора с трудом, через силу — ребенок в его руках был мертв.

У Жуковского лесной царь — величественный старик, а у Гёте — чудовище, демон. У Жуковского он только искушает ребёнка, а у Гёте — показывает свою власть над ним.

У Жуковского лесной царь — величественный старик, а у Гёте — чудовище, демон. У Жуковского он только искушает ребёнка, а у Гёте — показывает свою власть над ним.

Жуковский внес в перевод свою доброту по отношению к ребенку, отцу, читателю.  А что хотел показать Гёте? (Реальность существования лесного царя.)

Жуковский внес в перевод

свою доброту по отношению к ребенку, отцу, читателю.

А что хотел показать Гёте?

(Реальность существования лесного царя.)

Вот третья тайна баллады – эта тайна - перевод: поэт, создавая произведение, выражает в нём свои мысли и чувства, отражает свою личность. Мы открыли тайны воздействия баллады на наши души: они и во фрагментарности сюжета, и в двоемирии, а главное, в тех чувствах, которые испытывал поэт, создавая произведение.

Вот третья тайна баллады – эта тайна - перевод: поэт, создавая произведение, выражает в нём свои мысли и чувства, отражает свою личность.

Мы открыли тайны воздействия баллады на наши души: они и во фрагментарности сюжета, и в двоемирии, а главное, в тех чувствах, которые испытывал поэт, создавая произведение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!