СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "М. Цветаева"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Марина Цветаева. Судьба. Характер. Поэзия" посвящена жизни и творчеству поэтессы. Работа может использоваться на первом уроке по лирике Цветаевой. Какая она была? О чем хотела рассказать своим читателям? Почему так рано ушла из жизни? На эти и другие вопросы можно получить ответы, ознакомившись с презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "М. Цветаева"»

МАРИНА ЦВЕТАЕВА. СУДЬБА. ХАРАКТЕР. ПОЭЗИЯ Григорьева Ольга Владимировна МБОУ лицей №40 г. Орла

МАРИНА ЦВЕТАЕВА. СУДЬБА. ХАРАКТЕР. ПОЭЗИЯ

Григорьева Ольга Владимировна

МБОУ лицей №40 г. Орла

Одна – из всех – за всех – противу всех! М. Цветаева

Одна – из всех – за всех – противу всех!

М. Цветаева

Основные события жизни и творчества 25 сентября 1892 года – рождение М. Цветаевой. 1910 год – первый сборник « Вечерний альбом». 1912 год – замужество с Сергеем Эфроном, рождение дочери Ариадны ( Али). 1917 год – рождение второй дочери, Ирины. Революция. 1920 год – смерть Ирины. 1922 год – отъезд за границу. 1925 год – рождение сына Георгия ( Мура). 1939 год – возвращение на родину, арест Али и мужа. 1941 год – война. Самоубийство.

Основные события жизни и творчества

  • 25 сентября 1892 года – рождение М. Цветаевой.
  • 1910 год – первый сборник « Вечерний альбом».
  • 1912 год – замужество с Сергеем Эфроном, рождение дочери Ариадны ( Али).
  • 1917 год – рождение второй дочери, Ирины. Революция.
  • 1920 год – смерть Ирины.
  • 1922 год – отъезд за границу.
  • 1925 год – рождение сына Георгия ( Мура).
  • 1939 год – возвращение на родину, арест Али и мужа.
  • 1941 год – война. Самоубийство.
 … Я хочу от Вас – чуда. Чуда доверия, чуда понимания, чуда отрешения. Я хочу, чтобы Вы в свои 20 лет были 70- летними стариками и одновременно семилетними детьми. Я не хочу возраста, счета, борьбы, барьеров… Безмерность моих слов - только слабая тень безмерности моих чувств…

Я хочу от Вас – чуда. Чуда доверия, чуда понимания, чуда отрешения. Я хочу, чтобы Вы в свои 20 лет были 70- летними стариками и одновременно семилетними детьми. Я не хочу возраста, счета, борьбы, барьеров… Безмерность моих слов - только слабая тень безмерности моих чувств…

Начинается Плач гитары. Разбивается Чаша утра… Неустанно Гитара плачет, Как вода по каналам - плачет, Как ветра над снегами - плачет, Не моли ее О молчанье!.. О гитара, Бедная жертва Пяти проворных кинжалов! (Перевод М.Цветаевой) Федерико Гарсиа Лорка.

Начинается

Плач гитары.

Разбивается

Чаша утра…

Неустанно

Гитара плачет,

Как вода по каналам - плачет,

Как ветра над снегами - плачет,

Не моли ее

О молчанье!..

О гитара,

Бедная жертва

Пяти проворных кинжалов! (Перевод М.Цветаевой)

Федерико Гарсиа Лорка.

 Начинается плач гитары… Начинается жизнь автора и переводчика этих строк Марины Ивановны Цветаевой.  И в ее жизни будет все: чаша слез и крик о молчании, змеиные жала и прохлада камелий, прощания с Жизнями и рассветы, полные предвкушения заката. Закаты в предчувствии рассвета . И все- все, что превратится ее руками, ее талантом в бессмертное видение, в ее завет.

Начинается плач гитары… Начинается жизнь автора и переводчика этих строк Марины Ивановны Цветаевой.

И в ее жизни будет все: чаша слез и крик о молчании, змеиные жала и прохлада камелий, прощания с Жизнями и рассветы, полные предвкушения заката. Закаты в предчувствии рассвета . И все- все, что превратится ее руками, ее талантом в бессмертное видение, в ее завет.

Одно из первых стихотворений Христос и Бог! Я жажду чуда! За всех страдать под звук органа Теперь, сейчас, в начале дня! И амазонкой мчаться в бой; О, дай мне умереть, покуда Гадать по звездам в черной башне, Вся жизнь, как книга для меня. Вести детей вперед, сквозь тень… Ты мудрый, ты не скажешь строго: Чтоб был легендой - день вчерашний, «Терпи, еще не кончен срок». Чтоб был безумьем - каждый день!  Ты сам мне подал - слишком много! Люблю и крест, и шелк, и каски,  Я жажду сразу – всех дорог! Моя душа мгновений след… Всего хочу: с душой цыгана Ты дал мне детство – лучше сказки  Идти под песни на разбой И дай мне смерть- в семнадцать лет!

Одно из первых стихотворений

Христос и Бог! Я жажду чуда! За всех страдать под звук органа

Теперь, сейчас, в начале дня! И амазонкой мчаться в бой;

О, дай мне умереть, покуда Гадать по звездам в черной башне,

Вся жизнь, как книга для меня. Вести детей вперед, сквозь тень…

Ты мудрый, ты не скажешь строго: Чтоб был легендой - день вчерашний,

«Терпи, еще не кончен срок». Чтоб был безумьем - каждый день!

Ты сам мне подал - слишком много! Люблю и крест, и шелк, и каски,

Я жажду сразу – всех дорог! Моя душа мгновений след…

Всего хочу: с душой цыгана Ты дал мне детство – лучше сказки

Идти под песни на разбой И дай мне смерть- в семнадцать лет!

М. Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года  По происхождению, семейным связям, она принадлежит к трудовой научно-художественной интеллигенции. Отец стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея изящных искусств. Мать – натура художественно- одаренная, музыкантша, ученица Рубинштейна.

М. Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года

По происхождению, семейным связям, она принадлежит к трудовой научно-художественной интеллигенции. Отец стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея изящных искусств. Мать – натура художественно- одаренная, музыкантша, ученица Рубинштейна.

Красною кистью рябина зажглась… Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни колоколов.  День был субботний: Иоан Богослов. Мне и до ныне хочется грызть Жаркой рябины горькую кисть.

Красною кистью рябина зажглась…

Красною кистью рябина зажглась.

Падали листья. Я родилась.

Спорили сотни колоколов.

День был субботний: Иоан Богослов.

Мне и до ныне хочется грызть

Жаркой рябины горькую кисть.

Отец

Отец

Мать

Мать

Мария и Анастасия Цветаевы

Мария и Анастасия Цветаевы

Начало творческого пути  Стихи Цветаева начала писать рано, с 6 лет (по-русски, по-французски, по-немецки), печататься – с 16 лет, а с18 в 1910 году, тайком от семьи, выпустила свой первый. Довольно объемный сборник, « Вечерний альбом». Изданный в количестве 500 экземпляров, он был замечен и одобрен такими влиятельными и взыскательными критиками, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М Волошин.

Начало творческого пути

Стихи Цветаева начала писать рано, с 6 лет (по-русски, по-французски, по-немецки), печататься – с 16 лет, а с18 в 1910 году, тайком от семьи, выпустила свой первый. Довольно объемный сборник, « Вечерний альбом». Изданный в количестве 500 экземпляров, он был замечен и одобрен такими влиятельными и взыскательными критиками, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М Волошин.

М. Волошин адресовал юной поэтессе восторженное послание Ваша книга странно взволновала- В ней сокрытое обнажено, В ней страна, где всех путей начало, Но куда возврата не дано… Кто Вам дал такую ясность красок? Кто Вам дал такую точность слов? Смелость все сказать – От детских ласок до весенних, новолунных снов? Ваша книга – это весть « оттуда», утренняя, благостная весть. Я давно уж не приемлю чуда. Но как сладко слышать: чудо есть.

М. Волошин адресовал юной поэтессе восторженное послание

Ваша книга странно взволновала-

В ней сокрытое обнажено,

В ней страна, где всех путей начало,

Но куда возврата не дано…

Кто Вам дал такую ясность красок?

Кто Вам дал такую точность слов?

Смелость все сказать –

От детских ласок до весенних, новолунных снов?

Ваша книга – это весть « оттуда», утренняя, благостная весть.

Я давно уж не приемлю чуда.

Но как сладко слышать: чудо есть.

 За « Вечерним альбомом» появилось еще 2 сборника: «Волшебный фонарь»(1912) и « Из двух книг»(1913). Юная Марина Цветаева высказала непоколебимую уверенность в стихотворении «Моим стихам...»

За « Вечерним альбомом» появилось еще 2 сборника: «Волшебный фонарь»(1912) и « Из двух книг»(1913). Юная Марина Цветаева высказала непоколебимую уверенность в стихотворении «Моим стихам...»

Моим стихам Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет. Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти нечитанным стихам ! Разбросанным в пыли по магазинам, ( Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

Моим стихам

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

нечитанным стихам !

Разбросанным в пыли по магазинам,

( Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Литературное наследие  М. Цветаевой Наследие Марины Цветаевой велико и трудно обозримо: 13, изданных ею книг, и 3, вышедшие после ее смерти, 17 поэм, 8 стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко- литературная и философско-критическая проза.

Литературное наследие М. Цветаевой

Наследие Марины Цветаевой велико и трудно обозримо: 13, изданных ею книг, и 3, вышедшие после ее смерти, 17 поэм, 8 стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко- литературная и философско-критическая проза.

1912- 1913 Пройдут годы трудной жизни и напряженной творческой работы – и гордая уверенность обернется полным неверием: « Мне в современности и будущем - места нет». А пока в это время(1913 год) Цветаева – великолепная и победоносная. В 1912 году она выходит замуж за Сергея Эфрона, друга юности.

1912- 1913

Пройдут годы трудной жизни и напряженной творческой работы – и гордая уверенность обернется полным неверием:

« Мне в современности и будущем - места нет». А пока в это время(1913 год) Цветаева – великолепная и победоносная. В 1912 году она выходит замуж за Сергея Эфрона, друга юности.

Посмотрите на портрет С. Эфрона, который нарисован не красками, а образными штрихами в стихотворении. Я с вызовом ношу его кольцо! Да, в вечности жена, не на бумаге! Чрезмерно узкое лицо его подобно шпаге. Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно – великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови. Он тонок первой тонкостью ветвей, Его глаза прекрасно – бесполезны! -Под крыльями раскинутых бровей – две бездны. В его лице я рыцарству верна, Всем вам, кто жил и умирал без страху! – Такие - в роковые времена – Слагают стансы – и идут на плаху. Я с вызовом ношу его кольцо!

Посмотрите на портрет С. Эфрона, который нарисован не красками, а образными штрихами в стихотворении.

Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в вечности жена, не на бумаге!

Чрезмерно узкое лицо его подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно – великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей,

Его глаза прекрасно – бесполезны! -Под крыльями раскинутых бровей – две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

Такие - в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.

Я с вызовом ношу его кольцо!

Илья Эренбург о М. Цветаевой  Характер у Цветаевой был трудный, неровный, неуступчивый. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорит: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок».

Илья Эренбург о М. Цветаевой

Характер у Цветаевой был трудный, неровный, неуступчивый. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорит: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок».

 Моя специальность- Жизнь  Жила она сложно и трудно, не искала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что у нее нет чувства собственности. Жизни. Не возьмешь мою душу живу, Не дающуюся, как пух. Жизнь, ты часто рифмуешь с: лживо, - Безошибочен певчий слух!.. Жестоки у ножных костяшек Кольца, в кость проникает ржа! Жизнь! – ножи, на которых пляшет Любящая – заждалась ножа!

Моя специальность- Жизнь

Жила она сложно и трудно, не искала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что у нее нет чувства собственности.

Жизни.

Не возьмешь мою душу живу,

Не дающуюся, как пух.

Жизнь, ты часто рифмуешь с: лживо, -

Безошибочен певчий слух!..

Жестоки у ножных костяшек

Кольца, в кость проникает ржа!

Жизнь! – ножи, на которых пляшет

Любящая – заждалась ножа!

Цветаева хорошо знала себе цену как поэту (« В своих стихах я уверена непоколебимо»(1914 год), но ничего не делала, чтобы обеспечить свою человеческую и литературную судьбу. «Все в мире меня затрагивает больше, чем моя личная жизнь». Но она жадно любила жизнь, как лучшую радость, высшее блаженство. Так появляется стихотворение « Что другим не нужно – несите мне».

Цветаева хорошо знала себе цену как поэту (« В своих стихах я уверена непоколебимо»(1914 год), но ничего не делала, чтобы обеспечить свою человеческую и литературную судьбу. «Все в мире меня затрагивает больше, чем моя личная жизнь». Но она жадно любила жизнь, как лучшую радость, высшее блаженство. Так появляется стихотворение « Что другим не нужно – несите мне».

Птица - Феникс я… Что другим не нужно – несите мне! Все должно сгореть на моем огне! Я и жизнь маню, я и смерть маню В легкий дар моему огню… Птица - Феникс я , только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою! Высоко горю – и горю дотла! И да будет вам ночь - светла ! Ледяной костер – огневой фонтан! Высоко несу свой высокий стан, Высоко несу свой высокий сан – Собеседницы и Наследницы!

Птица - Феникс я…

Что другим не нужно – несите мне!

Все должно сгореть на моем огне!

Я и жизнь маню, я и смерть маню

В легкий дар моему огню…

Птица - Феникс я , только в огне пою!

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю – и горю дотла!

И да будет вам ночь - светла !

Ледяной костер – огневой фонтан!

Высоко несу свой высокий стан,

Высоко несу свой высокий сан –

Собеседницы и Наследницы!

Цветаева нередко писала стихи о смерти  Стихотворение «Знаю! Умру на заре!» Знаю, умру на заре! На которой из двух, Вместе с которой из двух – не решить по заказу! Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух! Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!..

Цветаева нередко писала стихи о смерти Стихотворение «Знаю! Умру на заре!»

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух – не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!..

 Схожая тематика и в стихотворении  «Идешь, на меня похожий…»   Не думай, что здесь — могила,  Что я появлюсь, грозя…  Я слишком сама любила  Смеяться, когда нельзя! И кровь приливала к коже,  И кудри мои вились…  Я тоже была, прохожий!  Прохожий, остановись! Идешь на меня похожий,  Глаза устремляя вниз.  Я их опускала — тоже!  Прохожий, остановись! Прочти — слепоты куриной  И маков нарвав букет,  Что звали меня Мариной  И сколько мне было лет.

Схожая тематика и в стихотворении «Идешь, на меня похожий…»

Не думай, что здесь — могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Идешь на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала — тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти — слепоты куриной

И маков нарвав букет,

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

 Жизнь не баловала Цветаеву, - она преследовала ее с редким ожесточением. Цветаева всегда была страшно одинока.  «Одиночные камеры бунта и чердаки поэзии – жизнь, на которую обрекает себя поэт своим рождением. Камеры и чердаки Цветаевой были достойны ее: ее имени, ее таланта. И пройдя их – главное в жизни уже сказано, право на вечность у Бога уже получено». На самом же деле, она люто тосковала по простому человеческому счастью: «Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, вы увидите, как я это умею».

Жизнь не баловала Цветаеву, - она преследовала ее с редким ожесточением. Цветаева всегда была страшно одинока.

«Одиночные камеры бунта и чердаки поэзии – жизнь, на которую обрекает себя поэт своим рождением. Камеры и чердаки Цветаевой были достойны ее: ее имени, ее таланта. И пройдя их – главное в жизни уже сказано, право на вечность у Бога уже получено». На самом же деле, она люто тосковала по простому человеческому счастью: «Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, вы увидите, как я это умею».

Казалось бы, судьба улыбнулась М. Цветаевой: 1912год – рождение дочери Ариадны, 1917 год – второй дочери Ирины.

Казалось бы, судьба улыбнулась М. Цветаевой: 1912год – рождение дочери Ариадны, 1917 год – второй дочери Ирины.

После революции  Революцию Цветаева не поняла и не приняла, сторонилась советских писателей, была среди них белой вороной. В 1921 году появляется стихотворение, образ которого взят из средневековой французской эпической поэмы  « Песнь о Роланде»: верный рыцарь короля Карла Великого во время боя с маврами оказывается в безвыходном положении, отряд Роланда был спасен, но сам он погиб, так как помощь подоспела поздно. И Марина Цветаева, как и ее герой, тяжело переживала свое одиночество и была в ожидании гибели.

После революции

Революцию Цветаева не поняла и не приняла, сторонилась советских писателей, была среди них белой вороной. В 1921 году появляется стихотворение, образ которого взят из средневековой французской эпической поэмы

« Песнь о Роланде»: верный рыцарь короля Карла Великого во время боя с маврами оказывается в безвыходном положении, отряд Роланда был спасен, но сам он погиб, так как помощь подоспела поздно. И Марина Цветаева, как и ее герой, тяжело переживала свое одиночество и была в ожидании гибели.

В 1920 году умерла дочь Ирина

В 1920 году умерла дочь Ирина

   1922 год - отъезд за границу .  На Родине М. Цветаева оставляет стихотворение «Пригвождена».   Пригвождена к позорному столбу Славянской совести старинной, С змеею, в сердце и с клеймом на лбу, Я утверждаю, что – невинна. Я утверждаю, что во мне покой Причастницы перед причастьем. Что не моя вина, что я с рукой По площадям стою за счастьем…

1922 год - отъезд за границу . На Родине М. Цветаева оставляет стихотворение «Пригвождена».

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеею, в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что – невинна.

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою за счастьем…

За границей  Жизнь была трудная, нищая. Жили в пригородах под Прагой, под Парижем. Цветаева написала «Поэму горы», « Крысолов» ,«Царь- девица», « Стихи к Блоку», « Разлука», « Психея», « Ремесло» (23год) и 24 году- « Молодец». В 28 году – сборник «После России». Цветаева обращается к сатире: стихотворение « Хвала богатым!»

За границей

Жизнь была трудная, нищая. Жили в пригородах под Прагой, под Парижем. Цветаева написала «Поэму горы», « Крысолов» ,«Царь- девица», « Стихи к Блоку», « Разлука», « Психея», « Ремесло» (23год) и 24 году- « Молодец». В 28 году – сборник «После России». Цветаева обращается к сатире: стихотворение « Хвала богатым!»

Стихотворение «Поэт издалека заводит речь»  Именно за границей Цветаева определила для себя сущность поэзии.

Стихотворение «Поэт издалека заводит речь»

Именно за границей Цветаева определила для себя сущность поэзии.

1939 году возвращение на родину  М. Цветаева прожила на чужбине 17 лет. Она долго мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но так не получилось. Муж и дочь подверглись репрессиям.

1939 году возвращение на родину

М. Цветаева прожила на чужбине 17 лет. Она долго мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но так не получилось. Муж и дочь подверглись репрессиям.

1939 год – арест Али и мужа. Остался сын Георгий Сергеевич  (Мур), родившийся в 1925 году

1939 год – арест Али и мужа. Остался сын Георгий Сергеевич (Мур), родившийся в 1925 году

Цветаева поселилась в Москве, занялась переводами, готовила сборник избранных стихотворений

Цветаева поселилась в Москве, занялась переводами, готовила сборник избранных стихотворений

 Душевное состояние М. Цветаевой очень отчетливо выражено в стихотворении  « Никуда не уехали ты да я»   Никуда не уехали ты да я, Обернулись прорехами все моря! Совладельцам пятерки рваной – Океаны не по карману!..

Душевное состояние М. Цветаевой очень отчетливо выражено в стихотворении « Никуда не уехали ты да я»

Никуда не уехали ты да я,

Обернулись прорехами все моря!

Совладельцам пятерки рваной –

Океаны не по карману!..

Полное безлюдье!  Два самых длинных в жизни года – без близких, без друзей, без дома, без работы, без стихов. Полное безлюдье! « Боюсь, что беда( судьба) во мне, я ничего по-настоящему не люблю, не умею любить, кроме своей души, то есть тоски, расплесканной, расхлестанной по всему миру и за его пределами. Мне во всем, в каждом человеке и чувстве тесно, как во всякой комнате, будь то нора или дворец».

Полное безлюдье!

Два самых длинных в жизни года – без близких, без друзей, без дома, без работы, без стихов. Полное безлюдье! « Боюсь, что беда( судьба) во мне, я ничего по-настоящему не люблю, не умею любить, кроме своей души, то есть тоски, расплесканной, расхлестанной по всему миру и за его пределами. Мне во всем, в каждом человеке и чувстве тесно, как во всякой комнате, будь то нора или дворец».

Квиты: вами я объедена… Каплуном-то вместо голубя Порх! – душа - при вскрытии. А меня положат – голую: Два крыла прикрытием. Квиты: вами я объедена, Мною – живописаны. Вас положат - на обеденный, А меня – на письменный…

Квиты: вами я объедена…

Каплуном-то вместо голубя

Порх! – душа - при вскрытии.

А меня положат – голую:

Два крыла прикрытием.

Квиты: вами я объедена,

Мною – живописаны.

Вас положат - на обеденный,

А меня – на письменный…

1941 год – война  Превратности эвакуации забросили Цветаеву сперва в Чистополь, затем в Елабугу. Тут-то и настиг ее тот «одиночества верховный час», о котором она с таким чувством писала в своих дневниках. «Я не могу жить, то есть длить, не умею жить во днях, каждый день, - всегда живу вне себя. Эта болезнь не излечима и зовется: душа. Отсюда сознание: не женщина – дух! Не жить – умереть».

1941 год – война

Превратности эвакуации забросили Цветаеву сперва в Чистополь, затем в Елабугу. Тут-то и настиг ее тот «одиночества верховный час», о котором она с таким чувством писала в своих дневниках. «Я не могу жить, то есть длить, не умею жить во днях, каждый день, - всегда живу вне себя. Эта болезнь не излечима и зовется: душа. Отсюда сознание: не женщина – дух! Не жить – умереть».

 Воспоминания Виктора Бокова    Утро 8 июля 1941 года. Речной вокзал. Мы увидели ее на площади, у спуска к пристани. Стояла она в окружении саквояжей и сумок… На Марине Ивановне кожаное пальто темно-желтого цвета, синий берет, брови «домиком». Когда человека охватывает чувство тоски, брови его всегда встают именно « домиком». Как затравленная птица в клетке, Марина Ивановна поворачивала голову то в одну, то в другую сторону, и глаза ее страдали. Глаза Марины Ивановны! Невероятное страдание отражалось в них. Знаете, Марина Ивановна, я на вас гадал. Как же вы гадали? По книге эмблем и символов Петра Великого. Вы знаете эту книгу? Очень хорошо знаю! Я по ней на писателей загадываю. И что мне вышло?- в упор спросила Марина Ивановна.  Как было ответить, если по гадальной книге вышел рисунок гроба и надпись: « не ко времени и не ко двору». Все поняла! Я другого не жду!

Воспоминания Виктора Бокова

  • Утро 8 июля 1941 года. Речной вокзал. Мы увидели ее на площади, у спуска к пристани. Стояла она в окружении саквояжей и сумок… На Марине Ивановне кожаное пальто темно-желтого цвета, синий берет, брови «домиком». Когда человека охватывает чувство тоски, брови его всегда встают именно « домиком». Как затравленная птица в клетке, Марина Ивановна поворачивала голову то в одну, то в другую сторону, и глаза ее страдали. Глаза Марины Ивановны! Невероятное страдание отражалось в них.
  • Знаете, Марина Ивановна, я на вас гадал.
  • Как же вы гадали?
  • По книге эмблем и символов Петра Великого.
  • Вы знаете эту книгу?
  • Очень хорошо знаю! Я по ней на писателей загадываю.
  • И что мне вышло?- в упор спросила Марина Ивановна.
  • Как было ответить, если по гадальной книге вышел рисунок гроба и надпись: « не ко времени и не ко двору».
  • Все поняла! Я другого не жду!
Тайна гибели Возможно, именно утрата взаимопонимания с сыном, который стремился вернуться в Москву, из-за чего у Марины Ивановны с ним постоянно вспыхивали ссоры, стала решающим толчком, заставившим ее переступить роковую черту. В предсмертном послании к Георгию Марина Ивановна писала: «Мурлыга! Прости меня, но дольше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Я люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь, что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик». До последней минуты она думала о сыне, в письме просила позаботиться о нем Н.Н. Асеева («со мною он пропадет»).

Тайна гибели

Возможно, именно утрата взаимопонимания с сыном, который стремился вернуться в Москву, из-за чего у Марины Ивановны с ним постоянно вспыхивали ссоры, стала решающим толчком, заставившим ее переступить роковую черту. В предсмертном послании к Георгию Марина Ивановна писала: «Мурлыга! Прости меня, но дольше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Я люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь, что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».

До последней минуты она думала о сыне, в письме просила позаботиться о нем Н.Н. Асеева («со мною он пропадет»).

Измученная, потерявшая волю, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила с собой

Измученная, потерявшая волю, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила с собой

2 сентября 1941 года Хоронили Марину Цветаеву 2 сентября 1941 года. Никто из тех людей, которые провожали ее в тот день в последний путь, не запомнил не только места погребения, но даже и того, в какой стороне кладбища находится могила.

2 сентября 1941 года

Хоронили Марину Цветаеву 2 сентября 1941 года. Никто из тех людей, которые провожали ее в тот день в последний путь, не запомнил не только места погребения, но даже и того, в какой стороне кладбища находится могила.

Рябину Рубили Зорькою Рябина- Судьбина Горькая.  Рябина- Седыми Спусками… Рябина! Судьбина Русская.

Рябину

Рубили

Зорькою

Рябина-

Судьбина

Горькая.

Рябина-

Седыми

Спусками…

Рябина!

Судьбина

Русская.

Памятники М. Цветаевой

Памятники М. Цветаевой

Источники Орлов В. Марина Цветаева: Судьба. Характер. Поэзия//Цветаева М. Избранные произведения. – М.;Л., 1965. Цветаева М. Избранное/Сост.,коммент. Л.А. Беловой. – М.: Просвещение, 1990.

Источники

  • Орлов В. Марина Цветаева: Судьба. Характер. Поэзия//Цветаева М. Избранные произведения. – М.;Л., 1965.
  • Цветаева М. Избранное/Сост.,коммент. Л.А. Беловой. – М.: Просвещение, 1990.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!