СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по развитию связной речи (сочинение по картине А.М. Васнецова «Родина»)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для подготовки к домашнему сочинению по картине А.М. Васнецова «Родина». Технологическая карта этого урока выложена в категории "К урокам".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по развитию связной речи (сочинение по картине А.М. Васнецова «Родина»)»

Подготовка к домашнему сочинению по картине А.М. Васнецова «Родина». Урок русского языка в 9 классе  Разработала учитель русского языка и литературы Дужнова Елена Алексеевна, МКОУ Семено-Александровская СОШ, Бобровский р-он, Воронежская обл.

Подготовка к домашнему сочинению по картине А.М. Васнецова «Родина».

Урок русского языка в 9 классе

Разработала учитель русского языка и литературы Дужнова Елена Алексеевна, МКОУ Семено-Александровская СОШ, Бобровский р-он, Воронежская обл.

Цели урока  Образовательные: •  повторить ранее изученное: тема текста, основная мысль, типы речи, их композиционное строение; •  познакомить учащихся с историей создания картины; •  формирование умения составлять текст-описание по картине с использованием различных речевых средств: эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов; •  формирование умения понимать авторский замысел картины; •  закрепить умения раскрывать тему текста, основную мысль, писать в определенном жанре.  Развивающие: •  развитие навыков устной и письменной речи; •  обогащение и усложнение словарного запаса; •  усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); •  овладение обучающимися художественными образами, выразительными свойствами языка; •  развитие мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить);  Воспитательные: •  воспитание интереса к предмету; •  воспитание языковой личности (правописная и речевая компетенция); воспитание любви к Родине.

Цели урока

Образовательные:

• повторить ранее изученное: тема текста, основная мысль, типы речи, их композиционное строение;

• познакомить учащихся с историей создания картины;

• формирование умения составлять текст-описание по картине с использованием различных речевых средств: эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов;

• формирование умения понимать авторский замысел картины;

• закрепить умения раскрывать тему текста, основную мысль, писать в определенном жанре.

Развивающие:

• развитие навыков устной и письменной речи;

• обогащение и усложнение словарного запаса;

• усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность);

• овладение обучающимися художественными образами, выразительными свойствами языка;

• развитие мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить);

Воспитательные:

• воспитание интереса к предмету;

• воспитание языковой личности (правописная и речевая компетенция);

  • воспитание любви к Родине.

ТЕКСТ (от лат. textus - ткань - соединение),..  1) последовательность предложений, слов (в семиотике - знаков), построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение  2) Словесное произведение; в художественной литературе - законченное произведение либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т.д.)  3) Авторское сочинение без комментариев и приложений к нему  4) В издании - часть текста, выраженная в словесной форме, в отличие от рисунков, чертежей, формул и т. п  5) Типографский шрифт, кегль (размер)  которого равен 20 пунктам (ок. 7,5 мм). Большой энциклопедический словарь.
  • ТЕКСТ (от лат. textus - ткань - соединение),..

1) последовательность предложений, слов (в семиотике - знаков), построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение

2) Словесное произведение; в художественной литературе - законченное произведение либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т.д.)

3) Авторское сочинение без комментариев и приложений к нему

4) В издании - часть текста, выраженная в словесной форме, в отличие от рисунков, чертежей, формул и т. п

5) Типографский шрифт, кегль (размер)

которого равен 20 пунктам (ок. 7,5 мм).

Большой энциклопедический словарь.

общение ( разговорные слова, неполные предложения, диалог ) сообщение (термины) сообщение информации, воздействие (общественно-политическая лексика, совмещение торжественной лексики и разговорных средств ) сообщение (особые слова и обороты) Воздействие (образные слова)

общение

( разговорные слова, неполные

предложения, диалог )

сообщение

(термины)

сообщение информации, воздействие

(общественно-политическая лексика, совмещение

торжественной лексики и разговорных средств )

сообщение

(особые слова и обороты)

Воздействие

(образные слова)

5

5

Прочитайте предложения и выполните задания. А) Темно-серые, точно грязью вымазанные, облака всплошную заволакивали небо и своею неподвижностью наводили тоску. Б) Дождевые капли барабанили в окна с особенной силой, ветер плакал в трубах и выл, как собака, потерявшая хозяина... В) На дворе стояло серое, слезливое утро. Г) Казалось, не существовало солнца; оно в продолжение целой недели ни разу не взглянуло на землю, как бы боясь опачкать свои лучи в жидкой грязи... (по А.П. Чехову) Задание 1.1  В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?  1) ВАГБ; 2) АВБГ; 3) БВГА; 4) ГБВА. Задание 1.2  Определите стиль и тип речи.  1) Публицистический стиль, описание.  2) Публицистический стиль, повествование.  3) Художественный стиль, описание.  4) Художественный стиль, рассуждение. 5

Прочитайте предложения и выполните задания.

  • А) Темно-серые, точно грязью вымазанные, облака всплошную заволакивали небо и своею неподвижностью наводили тоску.
  • Б) Дождевые капли барабанили в окна с особенной силой, ветер плакал в трубах и выл, как собака, потерявшая хозяина...
  • В) На дворе стояло серое, слезливое утро.
  • Г) Казалось, не существовало солнца; оно в продолжение целой недели ни разу не взглянуло на землю, как бы боясь опачкать свои лучи в жидкой грязи... (по А.П. Чехову)
  • Задание 1.1

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) ВАГБ; 2) АВБГ; 3) БВГА; 4) ГБВА.

  • Задание 1.2

Определите стиль и тип речи.

1) Публицистический стиль, описание.

2) Публицистический стиль, повествование.

3) Художественный стиль, описание.

4) Художественный стиль, рассуждение.

5

Николай Рубцов  «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА» (В. Белову) Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи... Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. - Где тут погост? Вы не видели? Сам я найти не могу.- Тихо ответили жители: - Это на том берегу. Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос. Там, где я плавал за рыбами, Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами Вырыли люди канал. Тина теперь и болотина Там, где купаться любил... Тихая моя родина, Я ничего не забыл. Новый забор перед школою, Тот же зеленый простор. Словно ворона веселая, Сяду опять на забор! Школа моя деревянная!.. Время придет уезжать - Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь.

Николай Рубцов «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА» (В. Белову)

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

- Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.-

Тихо ответили жители:

- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил...

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..

Время придет уезжать -

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Погост – Обоз – Обитель –   сельское кладбище. (В старину церковь с прилегающим участком и кладбище)  повозки, едущие друг за другом.  то же, что и монастырь – храм, церковь.
  • Погост
  • Обоз
  • Обитель

сельское кладбище. (В старину церковь с прилегающим участком и кладбище)

повозки, едущие друг за другом.

то же, что и монастырь – храм, церковь.

Родина  1) отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов (см. также Патриотизм). 2) Более узко — чьё-либо место рождения. 3) Переносное значение — место возникновения, открытия или изобретения чего-либо. Большая советская энциклопедия. Родина Общеслав. Суф. производное от род (1)}}. Исходное значение — «семья», далее «место рождения» (еще у Пушкина) и «отчизна, отечество» (Школьный этимологический словарь рус. языка.
  • Родина

1) отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов (см. также Патриотизм). 2) Более узко — чьё-либо место рождения. 3) Переносное значение — место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.

Большая советская энциклопедия.

  • Родина Общеслав. Суф. производное от род (1)}}. Исходное значение — «семья», далее «место рождения» (еще у Пушкина) и «отчизна, отечество» (

Школьный этимологический словарь рус. языка.

Тихий прил.  1) Слабо звучащий; негромкий. 2) а) Не производящий или почти не производящий звуков. б) Протекающий без шума. в) Безмолвный. 3) а) Преисполненный тишины, неподвижности, покоя. б) Безветренный. 4) а) Такой, где нет суеты; спокойный. б) Такой, где нет или почти нет движения. 5) перен. Безмятежный, спокойный. 6) а) перен. Кроткий, смирный, спокойный. б) Выражающий спокойствие, кротость, смирение.  7) перен. Протекающий без буйных проявлений (о помешательстве). 8) а) Небыстрый, неторопливый. б) перен. Вялый, небойкий (о делах, торговле и т.п.).  9) перен. Незначительный по степени проявления.  10) перен. Совершаемый тайно, незаметно для других. Толковый словарь Ефремовой Тихий  Общеслав. Того же корня, что потеха, тешить. Школьный этимологический словарь русского языка.
  • Тихий прил.

1) Слабо звучащий; негромкий. 2) а) Не производящий или почти не производящий звуков. б) Протекающий без шума. в) Безмолвный. 3) а) Преисполненный тишины, неподвижности, покоя. б) Безветренный. 4) а) Такой, где нет суеты; спокойный. б) Такой, где нет или почти нет движения. 5) перен. Безмятежный, спокойный. 6) а) перен. Кроткий, смирный, спокойный. б) Выражающий спокойствие, кротость, смирение.

7) перен. Протекающий без буйных проявлений (о помешательстве). 8) а) Небыстрый, неторопливый. б) перен. Вялый, небойкий (о делах, торговле и т.п.).

9) перен. Незначительный по степени проявления.

10) перен. Совершаемый тайно, незаметно для других.

Толковый словарь Ефремовой

  • Тихий

Общеслав. Того же корня, что потеха, тешить.

Школьный этимологический словарь русского языка.

Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи... Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. - Где тут погост? Вы не видели? Сам я найти не могу.- Тихо ответили жители: - Это на том берегу. Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос. Там, где я плавал за рыбами, Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами Вырыли люди канал. Тина теперь и болотина Там, где купаться любил... Тихая моя родина, Я ничего не забыл. Новый забор перед школою, Тот же зеленый простор. Словно ворона веселая, Сяду опять на забор! Школа моя деревянная!.. Время придет уезжать - Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь.

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

- Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.-

Тихо ответили жители:

- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил...

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..

Время придет уезжать -

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Аполлинарий Васнецов. «Родина», 1886

Аполлинарий Васнецов. «Родина», 1886

Памятка «Как писать сочинение по картине» Чтобы написать сочинение по картине,нужно определить: 1. Автора картины. Рассказать о художнике и об истории создания картины. 2. Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказывает нам художник? 3. Что изобразил художник на переднем плане? Описать эти объекты, подбирая слова как можно точнее, используйте синонимы, образные выражения, сравнения. 4. Что вы видите на заднем плане? Как автор его изобразил? Зачем? 5. Ваше отношение к картине? Нравится ли она Вам? Почему?

Памятка «Как писать сочинение по картине»

Чтобы написать сочинение по картине,нужно определить:

  • 1. Автора картины. Рассказать о художнике и об истории создания картины.
  • 2. Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказывает нам художник?
  • 3. Что изобразил художник на переднем плане? Описать эти объекты, подбирая слова как можно точнее, используйте синонимы, образные выражения, сравнения.
  • 4. Что вы видите на заднем плане? Как автор его изобразил? Зачем?
  • 5. Ваше отношение к картине? Нравится ли она Вам? Почему?

Аполлинарий Михайлович Васнецов  25 июля (6 августа) 1856 – 23 января 1933  Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника. Еще с детства в нем была удивительная наблюдательность и умение видеть глубинный смысл в обыденной жизни. Его отец увлекался астрономией и рисованием, знал и любил природу, он и научил своих сыновей видеть красоту родных просторов, волшебство звездного неба и развил внимание своих детей к окружающему их миру.  В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Аполлинарий не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку.

Аполлинарий Михайлович Васнецов 25 июля (6 августа) 1856 – 23 января 1933

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника. Еще с детства в нем была удивительная наблюдательность и умение видеть глубинный смысл в обыденной жизни. Его отец увлекался астрономией и рисованием, знал и любил природу, он и научил своих сыновей видеть красоту родных просторов, волшебство звездного неба и развил внимание своих детей к окружающему их миру.

В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Аполлинарий не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку.

 В 1872 году окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у брата, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов и И. Е. Репин.  В 1878 году Аполлинарий Васнецов уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству. Уже в первые годы пребывания в Москве у художника появляется особый интерес к ее архитектурным памятникам, который впоследствии вылился в серьезное увлечение, определившее одну из существенных сторон его творчества.  Превосходный мастер-пейзажист и ученый, пытливый историк и вместе с тем вдохновенный поэт русской природы и седой старины - таков был этот замечательный человек в глазах современников.

В 1872 году окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у брата, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов и И. Е. Репин.

В 1878 году Аполлинарий Васнецов уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству. Уже в первые годы пребывания в Москве у художника появляется особый интерес к ее архитектурным памятникам, который впоследствии вылился в серьезное увлечение, определившее одну из существенных сторон его творчества.

Превосходный мастер-пейзажист и ученый, пытливый историк и вместе с тем вдохновенный поэт русской природы и седой старины - таков был этот замечательный человек в глазах современников. "Искусство Аполлинария Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живой трепет жизни ушедших веков, было проникнуто подлинно вдохновенным теплом и правдой. Оно не только не умрет, а, наоборот, чем дальше будет существовать, тем будет ценимее..." - пророчески писал об этом большом мастере его современник, теоретик искусства К. Ф. Юон.

Аполлинарий Васнецов. «Родина», 1886

Аполлинарий Васнецов. «Родина», 1886

Вставьте определения вместо пропусков тихий, умиротворенный, безмятежный, благословенный, священный, неповторимый, милый сердцу  Художник изобразил на картине … и … уголок … края. … зелень полей; … полевые цветы; … небо; … воздух родного края; … игра света и тепла; … чувство любви к родине. родного, родимого, отчего, любимого изумрудная, благоуханная обаятельные, скромные, застенчивые, душистые бледно-голубое, бирюзово-серое, бескрайнее, полупрозрачное волнующий, пьянящий, уютный, упоительный, особый, дивный завораживающая, волшебная пронзительно-щемящее, трепетное, всеобъемлющее, искреннее, светлое

Вставьте определения вместо пропусков

тихий, умиротворенный, безмятежный, благословенный,

священный, неповторимый, милый сердцу

Художник изобразил на картине … и … уголок … края.

… зелень полей;

… полевые цветы;

… небо;

… воздух родного края;

… игра света и тепла;

… чувство любви к родине.

родного, родимого, отчего, любимого

изумрудная, благоуханная

обаятельные, скромные, застенчивые, душистые

бледно-голубое, бирюзово-серое, бескрайнее, полупрозрачное

волнующий, пьянящий, уютный,

упоительный, особый, дивный

завораживающая, волшебная

пронзительно-щемящее, трепетное,

всеобъемлющее, искреннее, светлое

План-образец: I. Вступление. 1. Слово о художнике. 2. Первое впечатление от картины. II. Основная часть. 1) Какая она (картина)? 2) Где что находится? (слева, стоит, располагается и т.д.) 3) Каково здесь? (вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т.д.) 4) Каково мне (тому, кто смотрит на картину)? Какие чувства, ощущения у меня возникают? (радостно, грустно, не по себе и т.д.) III. Мастерство художника.

План-образец:

I. Вступление.

1. Слово о художнике.

2. Первое впечатление от

картины.

II. Основная часть.

1) Какая она (картина)?

2) Где что находится?

(слева, стоит, располагается и т.д.)

3) Каково здесь? (вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т.д.)

4) Каково мне (тому, кто смотрит на картину)? Какие чувства, ощущения у меня возникают? (радостно, грустно, не по себе и т.д.)

III. Мастерство художника.

Рефлексия 1. Сегодня на уроке мы научились 2. На уроке я работал(а)    3. Своей работой на уроке я    4. Мое настроение    5. Материал урока был для меня    активно / пассивно / с интересом доволен / не доволен     стало лучше / стало хуже    понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен

Рефлексия

1. Сегодня на уроке мы научились

2. На уроке я работал(а)

3. Своей работой на уроке я

4. Мое настроение

5. Материал урока был для меня

активно / пассивно / с интересом

доволен / не доволен

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Список используемой литературы Атарщикова Е.Н. Алгоритмы построения уроков по развитию речи: Методические рекомендации. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. http://festival.1september.ru/ https://ru.wikipedia.org/ http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/vasnecov-a-m/ Словари http://enc-dic.com/

Список используемой литературы

  • Атарщикова Е.Н. Алгоритмы построения уроков по развитию речи: Методические рекомендации. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008.
  • http://festival.1september.ru/
  • https://ru.wikipedia.org/
  • http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/vasnecov-a-m/
  • Словари http://enc-dic.com/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!