Алексин
Линейная функция
Содержание:
I . Определение линейной функции
II . График линейной функции:
1. Определение.
2. Частные случаи.
3. Взаимное расположение.
III . Применение :
1. Графическое решение :
а) системы линейных уравнений с двумя переменными;
б) линейных неравенств;
в) линейных неравенств содержащих модуль
2. Линейная функция и физика
Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида y = kx + b,
где x – независимая переменная,
k и b – некоторые числа.
Графиком линейной функции является прямая
y
x
Если b = 0 ,
то функция будет задаваться формулой
y = kx ,
где x - аргумент, k – не равное нулю число. Такая функция называется
прямой пропорциональностью .
Если k = 0 ,
то функция будет задаваться формулой
y = b ,
где в - любое число
График – прямая, параллельная оси x , проходящая через точку с координатами (0; b).
График – прямая, проходящая через начало координат.
Если ,
то прямые перпендикулярны
Если ,
то прямые
пересекаются
Если k 1 = k 2 ,
то прямые параллельны
у
y = k 1 x + b 1
y = k 1 x + b 1
y = k 2 x + b 2
х
y = k 2 x + b 2
y = k 1 x + b 1
y = k 2 x + b 2
1. Графическое решение :
a ) системы линейных уравнений с двумя переменными
Система линейных уравнений - это уравнения, которые имеют одно и тоже решение.
Решением системы линейных уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение в верное равенство.
З адача ( «Всеобщая арифметика» Ньютона ) :
Лошадь и мул шли бок о бок с тяжелой поклажей на спине. Лошадь жаловалась на свою непомерно тяжелую ношу. “Чего же ты жалуешься? – отвечал ей мул. – Ведь если я возьму у тебя один мешок, ноша моя станет вдвое тяжелее твоей. А вот если бы ты сняла с моей спины один мешок, то твоя поклажа стала бы одинакова с моей”. Скажите же, мудрые математики, сколько мешков несла лошадь и сколько мул?
1) Нарисуем таблицу
Родной язык
Язык алгебры
Поклажа лошади
Поклажа мула
Х
У
Если я возьму у тебя один мешок
Х -1
Ноша моя
А вот если ты снимешь с моей спины один мешок
У + 1
У – 1
Твоя поклажа
Х + 1
у = 2х – 3;
2) Зная, что ноша моя станет тяжелее твоей, составим первое уравнение системы
у + 1 = 2(х – 1);
твоя поклажа стала бы одинакова с моей, составим второе уравнение
у – 1 = х + 1.
у = х + 2.
Получим систему уравнений:
Ответ : 5 мешков несла лошадь,
7 мешков нёс мул
3) Построим графики уравнений
у = х + 2 .
у = 2х – 3;
|- 0,5 x +5| Рассмотрим функции и построим их графики у 2 = |- 0,5 x +5| у 1 =2х+3 и у 2 = |- 0,5 x +5| Можно найти координаты точки пересечения, решив уравнение 2х + 3 = - 0,5 x +5 х = 0,8 Ответ: х 0,8 " width="640"
б) решение
линейных неравенств
у 1 =2х+3
2х + 3 - 0,5х - 4
у 2 = -0,5х - 4
у 1 =2х +3 и у 2 = -0,5х - 4
Рассмотрим функции
и построим их графики
Можно найти координаты точки пересечения, решив уравнение
2х + 3 = -0,5х – 4,
х = -2,8
Ответ: х -2,8
в) линейных неравенств, содержащих модуль
у 1 =2х+3
2х + 3 |- 0,5 x +5|
Рассмотрим функции и построим их графики
у 2 = |- 0,5 x +5|
у 1 =2х+3 и у 2 = |- 0,5 x +5|
Можно найти координаты точки пересечения, решив уравнение
2х + 3 = - 0,5 x +5
х = 0,8
Ответ: х 0,8
2. Линейная функция и физика
Прямолинейное движение тела – это движение, при котором тело движется по прямой линии в данной системе отсчета.
Прямолинейное движение тела называется равномерным , если тело за любые равные промежутки времени проходит равные расстояния в одном и том же направлении.
Расстояние от начала отсчета до данного тела, выраженное в выбранных единицах длины, взятое с соответствующим знаком, называют координатой этого тела.
График зависимости координаты тела от времени для такого движения представляет собой прямую линию.
- Формула линейной функции в общем виде y = kx+b
- Зависимость координаты тела от времени имеет вид x = v t + x о
0 , т. к. значение времени, x – любое x и y - любые k - угловой коэффициент v - скорость движения тела b - ордината точки пересечения графика с осью Оy x 0 - начальная координата тела, в момент времени t=0 x, м у х t, c " width="640"
y = kx+b
x = v t + x о
t и x - время и координата тела в данный момент времени
x и y - абсциссы и ординаты точек графика
t 0 , т. к. значение времени,
x – любое
x и y - любые
k - угловой коэффициент
v - скорость движения тела
b - ордината точки пересечения графика с осью Оy
x 0 - начальная координата тела, в момент времени t=0
x, м
у
х
t, c