Открытый урок урок-практикум
Уважаемый председатель государственной аттестационной комиссии, уважаемые члены комиссии, вашему вниманию предлагается Дипломная работа на тему: Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей.
Носова Оксана Викторовна
Психолог МБУДО ЦТОиДТТ
г. Белгорода
Возможное порою невозможно-
Что просто одному, другому
сложно.
Мари (сирийский поэт)
В настоящее время существует множество средств помогающих развитию творческих способностей. Одним из таких средств, наиболее актуальных на данный момент, усиливающих развивающий эффект, является исследовательская деятельность, позволяющая интегрировать различные школьные дисциплины и погружать учащихся в конкретную деятельность.
Не для кого не секрет, что самостоятельное получение знаний прочно и имеет огромную ценность для каждого ребенка, ведь эти знания получены в ходе собственных творческих изысканий. Добывая эти знания, ребенок поступает вполне естественно для своей природы, он действует подобно ученому – проводит собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения.
Творческие способности и их роль в профессиональной деятельности.
Цель: дать представление
о понятиях «способности»,
«творческие способности»,
выделить виды и признаки способностей
индивидуальные психологические особенности, обеспечивающие успешное выполнение определенной деятельности
В связи с этим мы выдвинули следующую г ипотезу исследования:
общие
специальные
- необходимые для многих видов деятельности, так называемые интеллектуальные
- они зависят от сформированности познавательных процессов – мышления, памяти, внимания.
- психологические особенности человека, помогающие ему выполнять определенный вид деятельности (музыкальные, сценические, литературные, технические и т.д.)
- развитие их опирается на определенные задатки .
Над этой проблематикой работают две великие науки – педагогика и психология.
Если ваше сердце , мозг , руки не заняты творческой работой , не создают что - то новое , то у вас жалкая жизнь !
И ужасно , что большинство
людей живут и не знают , чего им недостает , - они просто томятся
от скуки . М. Уилсон, амер. писатель
это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации
Мы рассматриваем творческие способности как системное проявление личностных качеств, как способность личности создавать новое, принимать нестандартные решения. Развитие творческих способностей необходимо начинать с раннего детства.
отметим, что исследовательская деятельность может служить толчком к развитию творческих способностей. Данное утверждение мы подтвердили в третьей главе.
Творческие способности - это системное проявление личностных качеств, способность личности создавать новое, принимать нестандартные решения.
1 параметр
оригинальность
способность продуцировать необычные ответы
способность к генерированию большого числа идей
2 параметр
продуктивность
способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта
Проанализировав возможности каждого ребенка начальной школы, мы определили группу в десять человек. На предложение попробовать себя в качестве юных исследователей, откликнулись пять человек. Таким образом, в группу участников вошли пять школьников.
Опытно-экспериментальная работа проходила в несколько этапов.
Важной задачей организации опытно-экспериментальной работы является выбор методов исследования.
Диагностику творческих способностей учащихся мы решили осуществить с помощью известного и широко распространенного в мире теста П. Торренса, впервые опубликованные в 1966 г.
В рамках нашего исследования, учитывая возраст участников. Мы использовали сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса, представляющего собой задание «Закончи рисунок» (см. Приложения).
3 параметр
гибкость
4 параметр
способность усовершенствовать объект, добавляя детали
Мир открывается с другой стороны, становится другим, ярким и интересным
Творчество – это поиск и открытие личностных жизненных перспектив. Н.В. Вишнякова Вся радость жизни в творчестве . Творить – значит убивать смерть . Ромен Роллан Творчеству можно учиться не хуже, чем всему другому. Д. Бернал
Современное общество, с его высокой динамичностью предъявляет к человеку очень высокие требования. Социум испытывает потребность в людях с богатым творческим потенциалом. Задача школы – развивать творческие способности, начиная с начальных классов.
Выход из
города
1. Двое подошли к реке.
У пустынного берега стояла лодка,
в которой мог поместиться
только один человек. Оба они
переправились через реку на этой лодке
и продолжили свой путь.
Как они это сделали?
- 1. Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжили свой путь. Как они это сделали?
Путники
подошли
к разным берегам
реки, и сначала
переправился один,
а затем другой.
- Путники подошли к разным берегам реки, и сначала переправился один, а затем другой.
Исходя из того, что целью нашего исследования было рассмотреть возможности использования исследовательской деятельности в школе надомного обучения, опытно-экспериментальная работа проходила на базе государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Школа надомного обучения» №334 г. Москвы в начальном звене.
Дадим объяснение понятию школа надомного обучения и рассмотрим условия обучения в таких школах.
2. Как зачеркнуть,
не отрывая карандаша
от бумаги, 4 точки,
являющиеся вершинами
квадрата,
3-мя прямыми линиями
и вернуться
в исходную точку
Проблема творчества была и остается актуальной. Многие великие ученые как отечественные, так и зарубежные занимались этим вопросом.
Озарение: внезапно из подсознания
возникает ответ.
Озарение: внезапно из подсознания
возникает ответ.
Инкубационный период:
обычные способы не
помогли, задача отложена,
вы переключаетесь на
другие занятия.
Подготовительный
этап:
попытка решить
задачу обычными
способами.
отметим, что учебно-исследовательская деятельность – это средство личностного развития и формирования мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика. Исследование – самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, главная цель его – установление истины, «того, что есть», «наблюдение» за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Исследование является «чистым», исконно свойственным человеку способом освоения действительности. Развитие исследования в сфере образования, его применение в качестве основы при построении образовательных технологий дает возможность развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности – возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества.
Проверка:
всесторонний анализ
найденного решения
на допустимость и пригодность.
Главное слово ( существительное ).
Прилагательное, прилагательное .
Глагол, глагол, глагол.
Фраза, выражающая отношение.
Существительное.