Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №12"
Авторская методическая разработка
"ПРИЁМЫ проверки знаний".
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Нуриахметовой Рузили Мунавировны
г. Березники - 2023г.
Литературный диктант. Данный приём проверки знаний я использую на уроке литературы при знакомстве с новым произведением. Важно оценить, проверить, насколько внимательно прочитали школьники художественный текст.
М.Ю.Лермонтов. "Три пальмы". 6 класс. Литературный диктант.
1. Где росли три гордые пальмы? | В песчаных степях аравийской земли. |
2. На кого стали роптать пальмы? | На Бога. |
3. Они родились для того, чтобы увядать или радовать взор? | Радовать взор. |
4. Была ли услышана просьба пальм? | Да. |
5. Пальмы были рады пришельцам? | Да. |
6. Что произошло, когда наступил вечер? | Срубили. Пали без жизни питомцы столетий |
7. Что стало после ухода гостей? | Пепел седой и холодный Ветер разнёс остатки сухие. |
8) Кто пострадал после просьбы трёх пальм? | Ручей. |
9) О чём просит Бога ручей? | О тени. |
Сказка "Царевна-лягушка". 5 класс. Литературный диктант №1.
1 | Где нашёл свою стрелу старший сын царя? | В боярском тереме. |
2 | Где нашёл свою стрелу средний сын царя? | На купеческой дворе. |
3 | Почему смеялись братья над Иваном-царевичем? | Стрела оказалась у лягушки. |
4 | Назовите первое желание отца-царя. | Испечь каравай белого хлеба. |
5 | Каков был ответ царевны-лягушки? | Утро вечера мудренее. |
6 | Кем была лягушка? | Василисой Премудрой. |
7 | Кто такие звери рыскучие? | Бегущие. |
8 | Каким было третье поручение царя? | Кто лучше танцует? |
9 | Махнула Василиса Премудрая левым рукавом и стало ... . | Озеро. |
10 | Почему Василиса Премудрая сказала: "Ещё бы ты три дня подождал, я бы вечно твоею была"? | Иван-царевич сжёг лягушечью кожу. |
Литературный диктант №2.
1 | Зачин сказки | В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. |
2 | Концовка сказки. | И стали они жить дружно, в любви и согласии. |
3 | Кем приходилась Василиса Премудрая Кощею Бессмертному? | Дочерью. |
4 | За что разгневался Кощей Бессмертный? | Василиса была хитрее, мудрее. |
5 | Кто рассказал Ивану-царевичу о смерти Кощея Бессмертного? | Баба Яга. |
6 | На каком дереве находился ларец? | На дубе. |
7 | Кто выворотил дерево с корнями? | Медведь. |
8 | Кто сказал Ивану: "Зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её снимать было!" | Старичок. |
Бытовая сказка "Барин и мужик".
Литературный диктант.
1 | Говорится ли в сказке "Барин и мужик" о пирожной и блинной туче? | Да. |
2 | Кто собрал пироги и блины? | Старуха. |
3 | Что принёс старик в сети? | Рыбу. |
4 | Что принёс старик с речки в капкане? | Зайца. |
5 | Дошла ли молва о кладе до барина? | Да. |
6 | А кто разболтал о кладе? | Старуха. |
7 | Сумел ли барин отобрать клад у мужика? | Нет. |
8 | Как отнёсся барин к словам о том, что его черти драли? | Рассердился и выгнал старуху. |
Сказочники.
Литературный диктант.
1 | Народная или литературная сказка читалась? | Литературная. |
2 | Сказочники - это настоящие актёры? | Да. |
3 | Было ли няня А.С.Пушкина искусной сказочницей? | Да. |
4 | Как звали няню Пушкина? | Арина Родионовна. |
5 | Как звали няню М.Горького | Евгения. |
6 | Как люди относились к сказочникам? | Уважали, любили. |
7 | Освобождали сказочников от тяжёлой физической работы? | Да. |
8 | Характеристики сказочников разные или одинаковые? | Разные. |
Роды и жанры литературы.
Литературный диктант.
1 | Эпос, лирика. Назовите третий род литературы. | Драма. |
2 | Какие произведения предназначены для постановки на сцене? | Драматические. |
3 | В каких произведениях нет рассказчика? | В драматических. |
4 | К каком роду принадлежит рассказ? | К эпосу. |
5 | Стихотворения - это жанр или род? | Жанр. |
6 | Как по-другому называется нравоучительный вывод? | Моралью. |
7 | Из чего состоит басня? | Из рассказа и морали. |
8 | "У сильного всегда бессильный виноват". Это мораль? | Да |
9 | Был ли А.П.Сумароков драматургом, поэтом, баснописцем? | Да |
10 | Говорится в басне "Кукушка" о скворце? | Да. |
Былина. Илья Муромец и Соловей- разбойник.
Литературный диктант №1.
1. Отчество Ильи Муромца. | Иванович. |
2. С каким князем беседовал Илья? | Владимир. |
3. Возле какого города Илья побил чёрную силу? | Чернигов. |
4. В какой город торопился Илья? | Киев-град. |
5. Кого взял Илья Муромец в плен? | Соловья-разбойника. |
6. Сколько дочерей у Соловья-разбойника? | Три. |
7. Поверил ли киевский князь рассказам Ильи Муромца? | Нет. |
8. Наказан ли Соловей-разбойник? | Да. |
Литературный диктант №2.
1. В какой семье родился Илья Муромец? | В простой крестьянской семье. |
2. Для человека 12 века мужчина такого роста считался великаном. Средний рост людей того времени - 160 см. А) 170см Б) 175см В) 177 см | 177 см |
3. С помощью чего излечили "карлики перехожие" паралич ног Ильи Муромца? | С помощью заговоренной воды. |
4. Илья Муромец ездил в Киев по "дорожке прямоезжею". Там течёт речка. Назовите её. | Смородинная. |
5. Илья Муромец освободил "дорожку прямоезжую", сделал жизнь простых людей спокойнее. От кого освободил Илья Муромец эту дорожку? | От Соловья-разбойника. |
6. Почему Илью зовут Муромцем? | Родился в Муроме. |
Авторы учебника литературы 5 класс В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.
Контрольная работа по литературе за 1 полугодие "Проверяю себя".
№ | Вопросы, задания |
1 | Назовите виды народных сказок. |
2 | Как называется начало сказки? |
3 | Кто автор картины "Царевна -лягушка"? |
4 | Один из старейших жанров литературы. |
5 | Что объединяет этих поэтов? Эзоп, Лафонтен, И.Дмитриев, И.Крылов, А.Сумароков, В.Майков? |
6 | Вставьте нужное слово. "Без ... мы не имели бы Пушкина", - писал Белинский. |
7 | Кто из поэтов проводил бессонные ночи в кабинете отца и "там пожирал книгу одну за другой", на одиннадцатом году "знал наизусть всю французскую литературу"? |
8 | Назовите псевдоним писателя Алексея Алексеевича Перовского. |
9 | Детские годы какого поэта проходили в усадьбе Тарханы Пензенской губернии? |
10 | О ком современники говорили, что игра в театре во время учёбы в гимназии была страстью, он особенно отличался в ролях старух? |
11 | Кто из русских поэтов вошёл в историю русской литературы как заступник и певец народа? |
12 | Из какой поэмы Н.А.Некрасова взяты эти строчки? Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт! |
13 | После выхода "Записок охотника" какому писателю пришла широкая известность? |
14 | Кто автор поэтических строк Чудная картина, Как ты мне родна... |
15 | Кто из писателей в Крымскую войну участвует в обороне Севастополя? |
16 | Кто из писателей имел псевдоним Брат моего брата? |
Ответы для проверки.
1 | Сказки о животных, бытовые , волшебные сказки. |
2 | Зачин. |
3 | В.Васнецов. |
4 | Басня. |
5 | Писали басни. |
6 | Жуковский (1783 - 1852) |
7 | А.С.Пушкин (1799 - 1837). |
8 | Антоний Погорельский (1787 - 1836) |
9 | М.Ю.Лермонтов (1814 - 1841) |
10 | Н.В.Гоголь (1809 -1852) |
11 | Н.А.Некрасов (1821 - 1878) |
12 | "Мороз, Красный нос" |
13 | И.С.Тургенев (1818 - 1883 |
14 | А.А.Фет (1820 - 1892) |
15 | Л.Н.Толстой (1828 - 1910) |
16 | А.П.Чехов (1860 - 1904) |
Часто использую приёмы проблемного обучения. Обучающиеся учатся думать, анализировать, высказывать свою точку зрения, что немаловажно при обучении. С этой целью использую, например, таблицы, карточки с проблемными вопросами. От школьников требуется убедительная трактовка вопроса. Такие карточки обычно применяю в парной или групповой работе.
Карточка №1.
| Вы согласны с этим утверждением? Или хотите возразить? |
Карточка №2.
1. О чём предупреждает читателей поэт? Можете ли вы допустить мысль о том, что жизнь хрупка, её легко погубить? | 2. Можно ли "Три пальмы" назвать философским произведением? |
Карточка №3
1. Почему "Три пальмы" - восточное сказание? | 1. Пальма - священное дерево, название которого встречается в Библии. Символизирует вечную жизнь, вечность природы, красоту. Почему же пальмы в произведении М.Ю.Лермонтова гибнут? |
А.Платонов. Рассказ "В прекрасном и яростном мире". 8 класс.
1. Определите смысл названия рассказа А.Платонова "В прекрасном и
яростном мире".
Выберите правильное утверждение. Аргументируйте свой ответ. |
1 В этом мире, описанном Платоновым, есть не только красота жизни, радость творчества, но и жестокость и непонимание. Мне кажется, мир, враждебный талантливому человеку, не прощает его, губит и не даёт возможности ему вновь почувствовать себя нужным. | 2 Думаю, в названии рассказа определяется его идейно-тематическая направленность не совсем верно. Может ли герой в этом яростном мире, который его сокрушил, чувствовать себя счастливым? |
3 В мире, "прекрасном и яростном", описанном Платоновым, жил Мальцев. В прекрасном мире есть радость творчества, сочувствия и человеческого понимания. В яростном мире, враждебном человеку, выживает сильнейший. Мир борьбы разных сил сокрушает человека и в то же время даёт ему возможность проявить себя. | 4 В названии рассказа, думаю, преобладает слово "яростный". Этот мир лишает машиниста Мальцева, талантливого мастера, радости жизни. |
Вопросы
1 | "Я привык видеть свет". "Я вижу жёлтый свет". "Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты видишь теперь весь свет!" Можно ли слово "свет" назвать символом? Почему? |
2 | Что значит жить в своём мире? |
3 | Когда Мальцева отстранили от работы, он начинает "худеть". Объясните смысл метафоры |
Работа по таблице "Узнаём поэтов". (Для учащихся)
Задание. Найдите ошибку.
№ | Поэтические строки | Автор |
1 | Зима недаром злится, Прошла её пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. | Ф.И.Тютчев (1803 - 1873) |
2 | Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут, и гласят. | А.Н.Плещеев (1825 - 1893) |
3 | Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! | А.Н.Майков (1821 - 1897) |
4 | Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. | И.С.Никитин (1824 - 1861) |
5 | Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь - И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле... | А.Н.Майков (1821 - 1897) |
6 | И вот - их гнездо одиноко! Они уж в иной стороне - далёко, далёко, далёко... О, если бы крылья и мне. | Ф.И.Тютчев (1803 - 1873) |
7 | Пусто, одиноко Сонное село; Вьюгами глубоко Избы занесло. | И.С.Никитин (1824 - 1861) |
8 | Мой сад с каждым днём увядает; Помят он, поломан и пуст, Хоть пышно ещё доцветает Настурций в нём огненный куст... | Ф.И.Тютчев (1803 - 1873) |
9 | И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждёт чего-то, Как будто счастье впереди, И унесла зима заботы!.. | А.Н.Плещеев (1825 - 1893) |
Ответы для проверки.
№ | Поэтические строки | Автор |
1 | Зима недаром злится, Прошла её пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. | Ф.И.Тютчев (1803 - 1873) |
2 | Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут, и гласят. | Ф.И.Тютчев (1803 - 1873) |
3 | Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! | А.Н.Плещеев (1825 - 1893) |
4 | Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. | И.С.Никитин (1824 - 1861) |
5 | Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь - И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле... | Ф.И.Тютчев (1803 - 1873) |
6 | И вот - их гнездо одиноко! Они уж в иной стороне - далёко, далёко, далёко... О, если бы крылья и мне. | А.Н.Майков (1821 - 1897) |
7 | Пусто, одиноко Сонное село; Вьюгами глубоко Избы занесло. | И.С.Никитин (1824 - 1861) |
8 | Мой сад с каждым днём увядает; Помят, он, поломан и пуст, Хоть пышно ещё доцветает Настурций в нём огненный куст... | А.Н.Майков (1821 - 1897) |
9 | И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждёт чего-то, Как будто счастье впереди, И унесла зима заботы!.. | А.Н.Плещеев (1825 - 1893) |
Ошибки: 2, 3,5,6,8
Важна система проверки знаний обучающихся и на уроках русского языка. Учащиеся должны самостоятельно приобретать знания, уметь анализировать, аргументировать свой ответ, объяснять свой выбор. Приведу вариативные способы работы по таблицам с целью проверки, закрепления усвоения темы учащимися.
Суффиксы прилагательных. Н - НН. 6 класс.
Задание №1.
Найти ошибку, поместить слово в нужную колонку таблицы. Аргументировать свой ответ.
НН | Н |
Ветре...ый | Безветре...ый | Карти...ая | Станцио...ый |
Лу...ый | Клюкве...ый | Си..ий | Карма...ый |
Соломе...ый | Оловя...ый | Лебеди...ая | Серебря...ый |
Ути...ый | | Кожа...ый | |
Задание №2.
Выписать только имена прилагательные, объяснить написание Н - НН в суффиксах прилагательных.
Аргументировать свой ответ.
комиссио...ый | влюблё...ый | медле...о |
румя...ый | революци...ый | време...ый |
соловьи...ый | безветре...ый | репетицио...ый |
медле...ый | дивизио...ый | написа...ый |
опустошё...ый | несвоевреме...о | покраше...ый |
Двоеточие и тире в сложном бессоюзном предложении. 9 класс.
Задания. Проверьте, правильно ли распределены предложения в таблице.
Переставьте предложения в соответствующую колонку.
Расставьте знаки препинания, аргументируя свой ответ.
Двоеточие в СБП | Тире в СБП |
1) Темнота скрыла картину моря ( ) пассажиры разбрелись по каютам. | 3) Я заметил ( ) земля за эту ночь пожелтела. |
2) Стало темно ( ) тучи заволокли небо. | 4) Наступает весна ( ) молодеют краснеют стволы. |
5) Было холодно ( ) крепчал мороз дул сильный ветер. | 6) Она смеётся звонко ( ) журчит лесной ручей. |
8) Было видно ( ) орёл неподвижно паря и скользя поворачивает голову туда и сюда чтобы разглядеть нас получше. | 7) Исчезнет воображение ( ) человек перестанет быть человеком. |
9) Богатые радуются ( ) бедные огорчаются. | 10) Упустишь минуту ( ) потеряешь часы. |
Работа по таблице даёт возможность и для закрепления навыков выполнения экзаменационных заданий.
1) Выписать слова, написание приставки в которых зависит от последующей согласной.
2) Указать номер СП с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
3) Указать номера предложений, имеющих три грамматические основы.
4) Записать словосочетание "картину моря" в форме словосочетания на согласование.
5) Определить номер предложения с обособленным обстоятельством.
В мире омонимов.
Задание "Проверю себя".
Могут ли слова, данные в столбиках, принадлежать к разным частям речи? Может ли ударение влиять на лексическое значение слов? Составьте словосочетания или предложения с указанными словами.
Мука, мука. | Пруд, прут. |
Плод, плот. | Берегу, к берегу. |
Мой, мой. | Леса, лиса. |
Рой, рой. | Сорок, сорок |
Тема. Главные члены предложения.
Задание №1.
1) Составьте из данных слов таблицы предложения.
2) Найдите в предложениях главные члены, какими частями речи они могут
выражаться?
3) Назовите номера предложений, в которых ставится тире между главными
членами. Аргументируйте свой ответ.
1. Планета, люди, все, колыбель, это. (ПП) | 3. Воздух, для, почва, вещества, и, дерево, от, вредные, фильтр. (ПП) | 5. Богатство, жизнь, это, природа, наша. (ПП) |
2. К, природа, человек, защита, должен подходить, поэтому, серьёзно. (ПП) | 4. Это, то, лес, каждый, большой, сделать, или, парк, вырастит, если, их который, отдых, место, станет. (СП) | 6. Среда, к, нужна, окружающая, любовь. (ПП) |
7. Жизнь, гармония, в, с, тогда, наша, будет, природа. (ПП) | | |
Проверьте себя! (Либо учитель читает ответы, либо ответы высвечиваются на экране)
1. Планета – это колыбель всех людей.
2. Поэтому человек должен серьезно подходить к защите природы.
3. Дерево - фильтр от вредных веществ для воздуха и почвы.
4. Если каждый это сделает, то вырастит большой лес или парк,
который станет местом их отдыха.
5. Природа – это наша жизнь, богатство.
6. Нужна любовь к окружающей среде.
7. Тогда наша жизнь будет в гармонии с природой.
Иногда использую работу по картинкам. Показ картинок сопровождается мелодией. Такой приём проверки знаний учащихся способствует развитию их творческих способностей, вызывает интерес к выполнению подобных заданий.
Задание №2.
1) Составьте по данной картине предложения, раскрывающие красоту природы.
Задание №3.
1) Продолжите по данному началу предложения. Подчеркните главные
члены предложения.
1. Красота чудесного уголка земли ...
2. Чистота, прозрачность небольшой реки ...
3. Горы, устремлённые ввысь, ...
4. Природа - это ...
Такая работа в системе является плодотворной, развивает у учащихся речевые навыки коммуникативного характера, помогает аргументировать свои суждения, приводить примеры, имеет большое значение для стимулирования у школьников интереса к учению.