СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Приёмы проверки знаний".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературный диктант.  Данный приём проверки знаний я использую на уроке литературы при знакомстве с новым произведением.  Важно  оценить, проверить, насколько внимательно прочитали школьники художественный текст. 

Просмотр содержимого документа
«"Приёмы проверки знаний".»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №12"











Авторская методическая разработка

"ПРИЁМЫ проверки знаний".










учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Рузили Мунавировны











г. Березники - 2023г.





Литературный диктант. Данный приём проверки знаний я использую на уроке литературы при знакомстве с новым произведением. Важно оценить, проверить, насколько внимательно прочитали школьники художественный текст.

М.Ю.Лермонтов. "Три пальмы". 6 класс. Литературный диктант.

1. Где росли три гордые пальмы?


В песчаных степях аравийской земли.

2. На кого стали роптать пальмы?


На Бога.

3. Они родились для того, чтобы увядать или радовать взор?


Радовать взор.

4. Была ли услышана просьба пальм?


Да.

5. Пальмы были рады пришельцам?

Да.

6. Что произошло, когда наступил вечер?

Срубили. Пали без жизни питомцы столетий

7. Что стало после ухода гостей?

Пепел седой и холодный

Ветер разнёс остатки сухие.

8) Кто пострадал после просьбы трёх пальм?

Ручей.

9) О чём просит Бога ручей?

О тени.



Сказка "Царевна-лягушка". 5 класс. Литературный диктант №1.

1

Где нашёл свою стрелу старший сын царя?

В боярском тереме.

2

Где нашёл свою стрелу средний сын царя?

На купеческой дворе.

3

Почему смеялись братья над Иваном-царевичем?

Стрела оказалась у лягушки.

4

Назовите первое желание отца-царя.

Испечь каравай белого хлеба.

5

Каков был ответ царевны-лягушки?

Утро вечера мудренее.

6

Кем была лягушка?

Василисой Премудрой.

7

Кто такие звери рыскучие?

Бегущие.

8

Каким было третье поручение царя?

Кто лучше танцует?

9

Махнула Василиса Премудрая левым рукавом и стало ... .

Озеро.

10

Почему Василиса Премудрая сказала: "Ещё бы ты три дня подождал, я бы вечно твоею была"?

Иван-царевич сжёг лягушечью кожу.



Литературный диктант №2.

1

Зачин сказки

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына.

2

Концовка сказки.

И стали они жить дружно, в любви и согласии.

3

Кем приходилась Василиса Премудрая Кощею Бессмертному?

Дочерью.

4

За что разгневался Кощей Бессмертный?

Василиса была хитрее, мудрее.

5

Кто рассказал Ивану-царевичу о смерти Кощея Бессмертного?

Баба Яга.

6

На каком дереве находился ларец?

На дубе.

7

Кто выворотил дерево с корнями?

Медведь.

8

Кто сказал Ивану: "Зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её снимать было!"


Старичок.



Бытовая сказка "Барин и мужик".

Литературный диктант.

1

Говорится ли в сказке "Барин и мужик" о пирожной и блинной туче?


Да.

2

Кто собрал пироги и блины?


Старуха.

3

Что принёс старик в сети?


Рыбу.

4

Что принёс старик с речки в капкане?


Зайца.

5

Дошла ли молва о кладе до барина?


Да.

6

А кто разболтал о кладе?


Старуха.

7

Сумел ли барин отобрать клад у мужика?


Нет.

8

Как отнёсся барин к словам о том, что его черти драли?


Рассердился и выгнал старуху.



Сказочники.

Литературный диктант.

1

Народная или литературная сказка читалась?

Литературная.

2

Сказочники - это настоящие актёры?

Да.

3

Было ли няня А.С.Пушкина искусной сказочницей?

Да.

4

Как звали няню Пушкина?

Арина Родионовна.

5

Как звали няню М.Горького

Евгения.

6

Как люди относились к сказочникам?

Уважали, любили.

7

Освобождали сказочников от тяжёлой физической работы?

Да.

8

Характеристики сказочников разные или одинаковые?

Разные.



Роды и жанры литературы.

Литературный диктант.

1

Эпос, лирика. Назовите третий род литературы.


Драма.

2

Какие произведения предназначены для постановки на сцене?


Драматические.

3

В каких произведениях нет рассказчика?


В драматических.

4

К каком роду принадлежит рассказ?


К эпосу.

5

Стихотворения - это жанр или род?


Жанр.

6

Как по-другому называется нравоучительный вывод?


Моралью.

7

Из чего состоит басня?


Из рассказа и морали.

8

"У сильного всегда бессильный виноват". Это мораль?


Да

9

Был ли А.П.Сумароков драматургом, поэтом, баснописцем?


Да

10

Говорится в басне "Кукушка" о скворце?


Да.

Былина. Илья Муромец и Соловей- разбойник.

Литературный диктант №1.

1. Отчество Ильи Муромца.


Иванович.

2. С каким князем беседовал Илья?


Владимир.

3. Возле какого города Илья побил чёрную силу?


Чернигов.

4. В какой город торопился Илья?


Киев-град.

5. Кого взял Илья Муромец в плен?


Соловья-разбойника.

6. Сколько дочерей у Соловья-разбойника?


Три.

7. Поверил ли киевский князь рассказам Ильи Муромца?



Нет.

8. Наказан ли Соловей-разбойник?

Да.



Литературный диктант №2.

1. В какой семье родился Илья Муромец?

В простой крестьянской семье.

2. Для человека 12 века мужчина такого роста считался великаном. Средний рост людей того времени - 160 см.

А) 170см Б) 175см В) 177 см

177 см

3. С помощью чего излечили "карлики перехожие" паралич ног Ильи Муромца?

С помощью заговоренной воды.

4. Илья Муромец ездил в Киев по "дорожке прямоезжею". Там течёт речка. Назовите её.

Смородинная.

5. Илья Муромец освободил "дорожку прямоезжую", сделал жизнь простых людей спокойнее. От кого освободил Илья Муромец эту дорожку?

От Соловья-разбойника.

6. Почему Илью зовут Муромцем?

Родился в Муроме.

Авторы учебника литературы 5 класс В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.

Контрольная работа по литературе за 1 полугодие "Проверяю себя".


Вопросы, задания


1

Назовите виды народных сказок.

2

Как называется начало сказки?

3

Кто автор картины "Царевна -лягушка"?

4

Один из старейших жанров литературы.

5

Что объединяет этих поэтов?

Эзоп, Лафонтен, И.Дмитриев, И.Крылов, А.Сумароков, В.Майков?

6

Вставьте нужное слово. "Без ... мы не имели бы Пушкина", - писал Белинский.

7

Кто из поэтов проводил бессонные ночи в кабинете отца и "там пожирал книгу одну за другой", на одиннадцатом году "знал наизусть всю французскую литературу"?

8

Назовите псевдоним писателя Алексея Алексеевича Перовского.

9

Детские годы какого поэта проходили в усадьбе Тарханы Пензенской губернии?

10

О ком современники говорили, что игра в театре во время учёбы в гимназии была страстью, он особенно отличался в ролях старух?

11

Кто из русских поэтов вошёл в историю русской литературы как заступник и певец народа?

12

Из какой поэмы Н.А.Некрасова взяты эти строчки?

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт!

13

После выхода "Записок охотника" какому писателю пришла широкая известность?

14

Кто автор поэтических строк

Чудная картина,

Как ты мне родна...

15

Кто из писателей в Крымскую войну участвует в обороне Севастополя?

16

Кто из писателей имел псевдоним

Брат моего брата?








Ответы для проверки.


1

Сказки о животных, бытовые , волшебные сказки.


2

Зачин.


3

В.Васнецов.


4

Басня.


5

Писали басни.


6

Жуковский (1783 - 1852)


7

А.С.Пушкин (1799 - 1837).


8

Антоний Погорельский

(1787 - 1836)


9

М.Ю.Лермонтов (1814 - 1841)


10

Н.В.Гоголь (1809 -1852)


11

Н.А.Некрасов (1821 - 1878)


12

"Мороз, Красный нос"


13

И.С.Тургенев (1818 - 1883


14

А.А.Фет (1820 - 1892)


15

Л.Н.Толстой (1828 - 1910)


16

А.П.Чехов (1860 - 1904)








Часто использую приёмы проблемного обучения. Обучающиеся учатся думать, анализировать, высказывать свою точку зрения, что немаловажно при обучении. С этой целью использую, например, таблицы, карточки с проблемными вопросами. От школьников требуется убедительная трактовка вопроса. Такие карточки обычно применяю в парной или групповой работе.

Карточка №1.


Вы согласны с этим утверждением? Или хотите возразить?




Карточка №2.

1. О чём предупреждает читателей поэт?

Можете ли вы допустить мысль о том, что жизнь хрупка, её легко погубить?


2. Можно ли "Три пальмы" назвать философским произведением?




Карточка №3

1. Почему "Три пальмы" - восточное сказание?


1. Пальма - священное дерево, название которого встречается в Библии.

Символизирует вечную жизнь, вечность природы, красоту.


Почему же пальмы в произведении М.Ю.Лермонтова гибнут?




А.Платонов. Рассказ "В прекрасном и яростном мире". 8 класс.


1. Определите смысл названия рассказа А.Платонова "В прекрасном и

яростном мире".


Выберите правильное утверждение. Аргументируйте свой ответ.


1

В этом мире, описанном Платоновым, есть не только красота жизни, радость творчества, но и жестокость и непонимание. Мне кажется, мир, враждебный талантливому человеку, не прощает его, губит и не даёт возможности ему вновь почувствовать себя нужным.


2

Думаю, в названии рассказа определяется его идейно-тематическая направленность не совсем верно. Может ли герой в этом яростном мире, который его сокрушил, чувствовать себя счастливым?

3

В мире, "прекрасном и яростном", описанном Платоновым, жил Мальцев.

В прекрасном мире есть радость творчества, сочувствия и человеческого понимания. В яростном мире, враждебном человеку, выживает сильнейший. Мир борьбы разных сил сокрушает человека и в то же время даёт ему возможность проявить себя.


4

В названии рассказа, думаю,

преобладает слово "яростный". Этот мир лишает машиниста Мальцева, талантливого мастера, радости жизни.


Вопросы



1

"Я привык видеть свет". "Я вижу жёлтый свет". "Веди машину до конца,

Александр Васильевич: ты видишь теперь весь свет!"

Можно ли слово "свет" назвать символом? Почему?


2

Что значит жить в своём мире?


3

Когда Мальцева отстранили от работы, он начинает "худеть".

Объясните смысл метафоры

Работа по таблице "Узнаём поэтов". (Для учащихся)


Задание. Найдите ошибку.


Поэтические строки


Автор

1

Зима недаром злится,

Прошла её пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Ф.И.Тютчев

(1803 - 1873)

2

Ещё в полях белеет снег,

а воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят.

А.Н.Плещеев (1825 - 1893)

3

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

А.Н.Майков

(1821 - 1897)

4

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.


И.С.Никитин (1824 - 1861)

5

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

А.Н.Майков

(1821 - 1897)

6

И вот - их гнездо одиноко!

Они уж в иной стороне -

далёко, далёко, далёко...

О, если бы крылья и мне.

Ф.И.Тютчев

(1803 - 1873)

7


Пусто, одиноко

Сонное село;

Вьюгами глубоко

Избы занесло.

И.С.Никитин

(1824 - 1861)

8

Мой сад с каждым днём увядает;

Помят он, поломан и пуст,

Хоть пышно ещё доцветает

Настурций в нём огненный куст...

Ф.И.Тютчев

(1803 - 1873)


9

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Как будто счастье впереди,

И унесла зима заботы!..

А.Н.Плещеев (1825 - 1893)



Ответы для проверки.

Поэтические строки


Автор

1

Зима недаром злится,

Прошла её пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Ф.И.Тютчев

(1803 - 1873)

2

Ещё в полях белеет снег,

а воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят.

Ф.И.Тютчев

(1803 - 1873)

3

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

А.Н.Плещеев (1825 - 1893)

4

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

И.С.Никитин (1824 - 1861)

5

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

Ф.И.Тютчев

(1803 - 1873)

6

И вот - их гнездо одиноко!

Они уж в иной стороне -

далёко, далёко, далёко...

О, если бы крылья и мне.

А.Н.Майков

(1821 - 1897)

7


Пусто, одиноко

Сонное село;

Вьюгами глубоко

Избы занесло.

И.С.Никитин

(1824 - 1861)

8

Мой сад с каждым днём увядает;

Помят, он, поломан и пуст,

Хоть пышно ещё доцветает

Настурций в нём огненный куст...

А.Н.Майков

(1821 - 1897)

9

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Как будто счастье впереди,

И унесла зима заботы!..

А.Н.Плещеев (1825 - 1893)



Ошибки: 2, 3,5,6,8


Важна система проверки знаний обучающихся и на уроках русского языка. Учащиеся должны самостоятельно приобретать знания, уметь анализировать, аргументировать свой ответ, объяснять свой выбор. Приведу вариативные способы работы по таблицам с целью проверки, закрепления усвоения темы учащимися.


Суффиксы прилагательных. Н - НН. 6 класс.


Задание №1.

Найти ошибку, поместить слово в нужную колонку таблицы. Аргументировать свой ответ.


НН

Н

Ветре...ый

Безветре...ый

Карти...ая

Станцио...ый

Лу...ый

Клюкве...ый

Си..ий

Карма...ый

Соломе...ый

Оловя...ый

Лебеди...ая

Серебря...ый

Ути...ый


Кожа...ый



Задание №2.

Выписать только имена прилагательные, объяснить написание Н - НН в суффиксах прилагательных.

Аргументировать свой ответ.


комиссио...ый

влюблё...ый

медле...о

румя...ый

революци...ый

време...ый

соловьи...ый

безветре...ый

репетицио...ый

медле...ый

дивизио...ый

написа...ый

опустошё...ый

несвоевреме...о

покраше...ый







Двоеточие и тире в сложном бессоюзном предложении. 9 класс.


Задания. Проверьте, правильно ли распределены предложения в таблице.

Переставьте предложения в соответствующую колонку.

Расставьте знаки препинания, аргументируя свой ответ.


Двоеточие в СБП


Тире в СБП

1) Темнота скрыла картину моря ( ) пассажиры разбрелись по каютам.

3) Я заметил ( ) земля за эту ночь пожелтела.

2) Стало темно ( ) тучи заволокли небо.

4) Наступает весна ( ) молодеют краснеют стволы.

5) Было холодно ( ) крепчал мороз дул сильный ветер.

6) Она смеётся звонко ( ) журчит лесной ручей.

8) Было видно ( ) орёл неподвижно паря и скользя поворачивает голову

туда и сюда чтобы разглядеть нас получше.

7) Исчезнет воображение ( ) человек перестанет быть человеком.


9) Богатые радуются ( ) бедные огорчаются.

10) Упустишь минуту ( ) потеряешь часы.

Работа по таблице даёт возможность и для закрепления навыков выполнения экзаменационных заданий.

1) Выписать слова, написание приставки в которых зависит от последующей согласной.

2) Указать номер СП с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

3) Указать номера предложений, имеющих три грамматические основы.

4) Записать словосочетание "картину моря" в форме словосочетания на согласование.

5) Определить номер предложения с обособленным обстоятельством.


В мире омонимов.

Задание "Проверю себя".

Могут ли слова, данные в столбиках, принадлежать к разным частям речи? Может ли ударение влиять на лексическое значение слов? Составьте словосочетания или предложения с указанными словами.

Мука, мука.

Пруд, прут.

Плод, плот.

Берегу, к берегу.

Мой, мой.

Леса, лиса.

Рой, рой.

Сорок, сорок



Тема. Главные члены предложения.

Задание №1.

1) Составьте из данных слов таблицы предложения.

2) Найдите в предложениях главные члены, какими частями речи они могут

выражаться?

3) Назовите номера предложений, в которых ставится тире между главными

членами. Аргументируйте свой ответ.



1. Планета, люди, все, колыбель, это.

(ПП)

3. Воздух, для, почва, вещества, и, дерево, от, вредные, фильтр.

(ПП)

5. Богатство, жизнь, это, природа, наша.

(ПП)

2. К, природа, человек, защита, должен подходить, поэтому, серьёзно.

(ПП)

4. Это, то, лес, каждый, большой, сделать, или, парк, вырастит, если, их который, отдых, место, станет.

(СП)

6. Среда, к, нужна, окружающая, любовь.

(ПП)

7. Жизнь, гармония, в, с, тогда, наша, будет, природа. (ПП)






Проверьте себя! (Либо учитель читает ответы, либо ответы высвечиваются на экране)


1. Планета – это колыбель всех людей.


2. Поэтому человек должен серьезно подходить к защите природы.


3. Дерево - фильтр от вредных веществ для воздуха и почвы.


4. Если каждый это сделает, то вырастит большой лес или парк,

который станет местом их отдыха.


5. Природа – это наша жизнь, богатство.

6. Нужна любовь к окружающей среде.


7. Тогда наша жизнь будет в гармонии с природой.


Иногда использую работу по картинкам. Показ картинок сопровождается мелодией. Такой приём проверки знаний учащихся способствует развитию их творческих способностей, вызывает интерес к выполнению подобных заданий.


Задание №2.


1) Составьте по данной картине предложения, раскрывающие красоту природы.



Задание №3.


1) Продолжите по данному началу предложения. Подчеркните главные

члены предложения.

1. Красота чудесного уголка земли ...


2. Чистота, прозрачность небольшой реки ...


3. Горы, устремлённые ввысь, ...


4. Природа - это ...


Такая работа в системе является плодотворной, развивает у учащихся речевые навыки коммуникативного характера, помогает аргументировать свои суждения, приводить примеры, имеет большое значение для стимулирования у школьников интереса к учению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!