СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы и приёмы проверки домашнего задания.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке (с помощью имеющегося у него арсенала методов и приёмов) обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе, не пропускают уроки. Вышеперечисленные приёмы развивают рефлексию высокого уровня не только педагогов, но и их воспитанников.

 

Просмотр содержимого документа
«Способы и приёмы проверки домашнего задания.»

Способы и приёмы проверки домашнего задания.

Листова Н.В.Учитель физики и математики.

МАОУ "СОШ № 136" — город Барнаул, Алтайский край


Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.

Проверку домашней работы осуществляю разными путями: устным опросом или попутным ознакомлением с письменными работами на уроке, или просмотром тетрадей после урока. Проверку заданий в основном провожу в начале урока, иногда и в конце, и в течение его в сочетании с работой над новым материалом. Вместо проверки домашнего задания даю учащимся задания, аналогичные домашним, и на основе их выполнения делаю вывод о качестве домашней работы.

Наиболее распространена в моей практике фронтальная проверка выполнения задания на уроке. Проверяю выполнение домашнего задания, ставлю всему классу вопрос относительно его содержания, ученики дают краткие ответы, отмечают трудности, с которыми встретились. Выявляю и устраняю ошибки, делаю обобщение. Реже провожу более глубокую индивидуальную проверку, опрашиваю одного-трех учеников, в течение которого другие ученики следят за ответами, дополняют, исправляют ошибки.

Если школьник не выполнил задания, то выясняю причины этого. Они бывают самыми разными - от неблагоприятных условий для занятий дома к нежеланию систематически работать. В случаях, когда окажется, что задача сложная для ученика, выясняю, в чем затруднение и помогаю его преодолеть. Если школьник ленивый, то усиливаю контроль за его работой, требуя выполнения ученических обязанностей, приучаю доводить начатое дело до конца. Если ученик не успевает выполнять домашние задания – помогаю ему овладеть приемами рациональной организации труда.

Важной формой контроля является взаимная проверка выполненных работ учащимися с обнаружением ошибок, их устранением и выставлением оценки, а затем, в отдельных случаях, обоснованием оценки перед всем классом. Вовлекаю всех учащихся класса к проверке домашних заданий, для обсуждения ошибок, путей их преодоления. Этот приём очень целесообразен, поскольку дает каждому школьнику дополнительные представления о процессе усвоения и возможных трудностях. Привлекаю учащихся к участию в проверке еще таким образом: вызываю одного из учеников, который демонстрирует выполненное задание (записывая на доске, читая и т.д.), а остальные сверяют его со своей работой. Если обнаруживаю у вызванного ученика ошибку, то спрашиваю, у кого сделано иначе, с помощью класса выясняю, как должно быть правильно.

Не секрет, что при выполнении домашней работы учащиеся нередко прибегают к помощи решебников.

Следствием такой подготовки обычно является то, что ученик не может справиться с самостоятельной работой в классе даже в том случае, если она аналогична домашней, не умеет думать и рассуждать, не уверен в своих силах. Поэтому использую различные способы и приёмы, активизирующие деятельность учащихся, делая контроль обучающим.

Дополнительные задания, связанные с проверкой домашнего задания, органически включаются в урок и служат достижению его цели.

Если домашнюю работу никак нельзя соотнести с целями урока, то при проверке полезно поставить ряд вопросов, которые позволят проверить, насколько учащиеся сознательно и самостоятельно подошли к выполнению домашнего задания.

Такая беседа позволит не только проверить самостоятельность выполнения домашней работы, но и поможет ученику лучше разобраться в новом материале.

Особую значимость приобретает проверка домашней работы, если она органически связана с изучением нового материала. В этом случае продумываю как само домашнее задание, так и вопросы, связанные с его проверкой.

Полезной в этом же плане является работа и по составлению различных вопросов к домашнему заданию самими учащимися. Данная работа является естественным продолжением использования различных приёмов проверки домашнего задания и служит не только активизации деятельности учащихся во время проверки, но и формированию у них навыков самоконтроля.

Все перечисленные традиционные способы проверки домашних заданий позволяют осуществлять обратную связь на указанном этапе, однако имеют существенные недостатки:

- не дают своевременного полного представление о состоянии процесса усвоения знаний учащихся на этапе выполнения домашней работы (тетради в лучшем случае проверю только к следующему уроку), не позволяют определить типичные недостатки в знаниях и их причины;

- не предоставляют возможности осуществить коррекцию ошибок «здесь и сейчас», а в связи с этим последующий материал может стать для учащихся сложным для восприятия;

- не позволяют охватить опросом всех учащихся, например, во время устного фронтального опроса инициативу берут ученики с хорошей подготовкой, а остальные «прячутся» за их спинами, бездействуют;

Указанные обстоятельства ещё раз подтвердили значимость и необходимость разработки серии приёмов, активизирующих деятельность учащихся, делая контроль обучающим.

1. Приёмы осуществления обратной связи на этапе проверки домашней работы, ставящие ученика в позицию субъекта обучения.

Приём «Карандашные пометки на полях» («Л» - легко, «Т» - трудно, «С» - сомнения, сделанные учеником дома на полях тетради во время выполнения домашнего задания) помогает мне быстро увидеть проблемы каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии. В дальнейшем содержание урока корректируется с учётом выявленных проблем.


2. Предвидя возможные затруднения при выполнении домашнего задания

по теме, можно предложить на следующем уроке устную работу «Найди ошибку», когда всех учеников класса наделяю функциями учителя. На доске заранее записаны не менее пяти (такое количество позволяет учащимся быстро осуществлять самопроверку) устных заданий, с возможными типичными ошибками, которые могут возникнуть в процессе выполнения домашней работы, записаны ответы. Ученики анализируют задание в течение короткого промежутка времени, молча ставят «+», если согласны с ответом, или « - », если не согласны и рядом записывают правильный ответ. Затем вслух анализируются задания и способы их решения, предупреждаются возможные ошибки. Критерии выставления отметки доводятся до сведения учащихся. Выполнив задание, школьники с удовольствием ставят оценку себе. Такой устный счёт позволяет охватить работой всех учеников за короткое время, предупредить появление возможных ошибок, ликвидировать пробелы в знаниях.


3.Эффективен приём обратной связи «Конкурс шпаргалок по теме» на обобщающем уроке. Суть его состоит в том, что ученики, работая дома индивидуально, в паре или группе, кодируют информацию по изучаемой теме, представляя её в форме компьютерной презентации - шпаргалки, или на плакате, а затем рекламируют её классу. Перед конкурсом всем даётся памятка по требованиям к «шпаргалке», которые выдвигают сами ученики заранее. На перемене ученики обмениваются работами. На уроке в течение короткого времени с помощью взаимопроверки (работа в паре) выбираются лучшие. Это творческое задание помогает ученикам развивать разные виды компетенций. А учитель имеет представление о способе выполнения домашней работы и её содержании.


4.Приём «Учебный диалог с автором учебника» - прекрасное средство,

которое ставит ученика в позицию субъекта обучения и собственного развития. Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить объяснительный текст учебника с новым материалом. Ученики после его самостоятельного прочтения записывают вопросы, возникающие по ходу, обращённые к автору. Затем на уроке одна группа учеников зачитывает их вслух, а другая группа выступает в роли автора, пытаясь найти ответ на страницах учебника, а если прямого ответа нет, то звучат предполагаемые ответы. Такой приём позволяет диалогу стать средством обучения и обратной связи, в результате которого решаются учебные задачи и проблемы, приём учит анализировать, сравнивать, спорить или соглашаться с автором учебника, даёт возможность осуществить обратную связь.


5. Приём «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа

одного ученика остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Затем учитель собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы других учащихся по теме. Такой приём повышает не только активность учеников, но и эффективность проверки домашнего задания.


6. Приём «Цепочка слов» позволяет осуществлять быструю фронтальную

проверку определений, понятий, формулировку правил, теорем (репродуктивный уровень). Его суть состоит в том, что ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений, понятий или фактов, а затем один из них проговаривает формулировку полностью. Указанный приём можно проводить в форме соревнований по рядам, а в качестве жюри выступают 2-3 ученика, которые фиксируют ответы товарищей.



7.Приём обратной связи «Опросный лист». Предлагается учащимся после изучения темы, на этапах проверки усвоения и закрепления в качестве общего или индивидуального задания, обязательного или по выбору. Суть его состоит в том, что ученики дома по изученной теме составляют вопросы-задания для своих одноклассников (наделяем их функциями учителя), не менее пяти и не более десяти. На следующем уроке, на этапе проверки домашнего задания или этапе закрепления, учащиеся обмениваются «опросными листами» и за определенное фиксированное время отвечают письменно на предложенные учащимися вопросы. Затем с помощью взаимопроверки задания проверяются, в итоге выставляется оценка и тому, кто составил опросный лист и тому, кто на него отвечал. Этот приём многоаспектный, помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся:

во-первых, мотивировать учеников на внимательное изучение темы («нужно спросить правильно и по существу»);

во-вторых, развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного, и т.п.;

в-третьих, творческий характер задания позволяет развивать креативность мышления;

в-четвёртых, ученик учится правильно формулировать вопросы, предполагая возможные ответы, то есть общаться по средствам рефлексивного диалога с предполагаемым собеседником;

в-пятых, свобода выбора составления заданий помогает самовыражению личности ученика (личностные компетентности);

в-шестых, ученик обогащает свои знания через привлечение дополнительных источников информации, например, использует Интернет, справочную литературу (электронную или бумажную), электронные учебники и т.д.

в-седьмых, при подготовке «Опросного листа» происходит обобщение и систематизация знаний.

Необходимо заметить, что составлению «опросных листов» учащихся предварительно необходимо обучать, а также проводить на первых порах конкурсы на лучший «Опросный лист». Этому посвящается обычно один из этапов урока или целый урок. Совместно с учащимися составляется критерий такого листа-опросника.

К карточке прилагается «Лист ответов» на вопросы для самопроверки или «лист-помощник» с отдельными указаниями, рассчитанный на то, что опрашиваемый может испытывать определенные затруднения при ответе на вопросы. Время для выполнения задания оговаривается в карточке. Необходимо отметить, что не всем учащимся под силу такие творческие задания, поэтому учитель предлагает альтернативное задание - составить «Лист-опросник для тех, кто пропустил урок», в состав которого входят образцы решённых заданий с использованием изученного алгоритма, а также предлагаются задания, которые по аналогии нужно решить самостоятельно. Такой вид работы помогает учителю быстро получить обратную связь, увидеть уровень усвоения знаний и умений по изучаемой теме, проблемы учеников и своевременно продумать способы по ликвидации пробелов.

8. Приём «Сам-самыч» особенно нравится ученикам. Суть его в том, что всем ученикам без исключения после изучения темы, предлагается дома составляет пять заданий домашней контрольной работы для себя, и самим их решить, причём, задания не должны быть заимствованы из учебника и из классной работы. Они должны быть двух уровней: первые три – из обязательного уровня, а два других – конструктивного и творческого характера (учителю нужно пояснять отличительные признаки таких заданий). По выбору типа заданий, по их содержанию легко определяется уровень подготовленности ученика по теме. Такой приём удобнее всего использовать за один урок до зачёта или контрольной работы, чтобы оставалось время на коррекцию.

9.Приём обратной связи «Айболит». У каждого учителя в начале урока может возникнуть ситуация, когда пришёл ученик после длительного отсутствия и находится «не в теме». Проверка «знаний и умений» такого ученика с помощью традиционного вызова его к доске или работы по карточке не принесёт удовлетворения, а наоборот, окажет неблагоприятное воздействие на опрашиваемого (к чему уличать в незнании?). Главная задача- помочь учиться самому. В таких случаях взаимообучение в паре приносит хорошие результаты. Ученик, отлично усвоивший необходимые знания, умения и навыки по теме, обучает другого. Обычно в классе им отводится отдельная парта, чтобы не мешать остальным. Плюсы такой работы очевидны обеим сторонам. Особенно важно, что пропустивший урок ученик не оставлен со своей проблемой один на один. В дальнейшем ходе урока он уже не пассивный слушатель, а активный участник.

Подводя итог, необходимо отметить, что учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке (с помощью имеющегося у него арсенала методов и приёмов) обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе, не пропускают уроки. Вышеперечисленные приёмы развивают рефлексию высокого уровня не только педагогов, но и их воспитанников.



Методические рекомендации по организации домашнего задания


• задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать ;


• задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер);


• задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);


• задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);


• задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);


• задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);


• задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);


• в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);


• каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);


• задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);


Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.


Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание.


Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и предельно понятно ученикам.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!