СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы рефлексии учащихся на занятиях дополнительного образованияя

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологи особо подчеркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. Что же такое рефлексия? Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы рефлексии учащихся на занятиях дополнительного образованияя»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

центр детского и юношеского туризма и экскурсий

г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края












Сценарий мастер- класса по теме


«Приёмы рефлексии учащихся

на занятиях»




















г. Амурск

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Слайд 2

Для своего мастер- класса я выбрала интересующую меня тему «Приемы рефлексии учащихся на занятиях». Моя цель: создать условия для формирования навыка обеспечения активной позиции ребенка на занятии, самоанализа деятельности и результата.

Слайд 3

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. Что же такое рефлексия? Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Слайд 4

Виды учебной рефлексии:

  • Физическая (успел – не успел);

  • Сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

  • Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

  • Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Слайд 5

Классификация рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта)

Что можно применять?


Слайд 6

Это: карточки с изображением лица – смайлики; а также модные в наши дни МЕМЫ, показ большого пальца вверх или вниз.


Слайд 7

«Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.


Слайд 8

«Радостный мишка» - всё хорошо, «грустный мишка» - плохо.

Слайд 9

  • рефлексия деятельности

Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других.


Слайд 10

«Лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;

средняя ступенька - у меня были проблемы;

верхняя ступенька - мне всё удалось.


Слайд 11

«Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.


Слайд 12

«Сказочное дерево» - плод, цветок или листочек (ориентировка на цветовую гамму).


Слайд 13

Вариантов много

«Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;

«Поставь цветок в вазу» - ориентировка на цвет вазы.


Слайд 14

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание. Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение. Формирование навыка самоконтроля и самоанализа предполагает: проба (какая-либо деятельность), рефлексия, следующий шаг. И снова проба, рефлексия, следующий шаг. Следует отметить, что в начале года, когда дети только начинают учиться рефлексивной деятельности, она вызывает всплеск эмоций – у всех всё замечательно. Постепенно дети вполне объективно оценивают свою деятельность.

Слайд 15

Дети получают цветограмму: где указываются виды деятельности и с изображением для раскрашивания. Шаг – рефлексия, следующий шаг – рефлексия. В конце – какой цвет преобладает, словесная оценка.


Слайд 16

  • рефлексия содержания материала


Слайд 17

«Цветочная поляна» - цветок – вид деятельности на занятии. К концу урока появляется цветочная поляна. Предлагаю детям поместить свою бабочку над тем цветком, какая работа понравилась больше всего.


Слайд 18

эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

Слайд 19

Закончи предложение (интервью)

Подведение итогов занятия, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы коллектива, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…




Слайд 20

«Одним словом» - учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на занятии.

  • Раздражение

  • Злость

  • Радость

  • Равнодушие

  • Удовлетворение

  • Вдохновение

  • Скука

  • Тревога покой

  • Уверенность

  • Неуверенность

  • Наслаждение.

Слайд 21

«Цепочка пожеланий» - предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

Слайд 22

Уважаемые коллеги, я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений детей.

Спасибо всем за внимание!

Литература:


  1. Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/


  1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.


  1. Косарева Елена Курсовая работа «Рефлексия и способы ее развития» // http://www.allbest.ru/ Коллекция рефератов Revolution


  1. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. Дидактические рекомендации для учителей. М., 1992.


  1. А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm


  1. Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.


  1. Статья «Оценка без отметки» под ред. Г.А Цукерман: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!