Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
центр детского и юношеского туризма и экскурсий
г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края
Сценарий мастер- класса по теме
«Приёмы рефлексии учащихся
на занятиях»
г. Амурск
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Слайд 2
Для своего мастер- класса я выбрала интересующую меня тему «Приемы рефлексии учащихся на занятиях». Моя цель: создать условия для формирования навыка обеспечения активной позиции ребенка на занятии, самоанализа деятельности и результата.
Слайд 3
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. Что же такое рефлексия? Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Слайд 4
Виды учебной рефлексии:
Физическая (успел – не успел);
Сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Слайд 5
Классификация рефлексии:
(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта)
Что можно применять?
Слайд 6
Это: карточки с изображением лица – смайлики; а также модные в наши дни МЕМЫ, показ большого пальца вверх или вниз.
Слайд 7
«Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.
Слайд 8
«Радостный мишка» - всё хорошо, «грустный мишка» - плохо.
Слайд 9
Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других.
Слайд 10
«Лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;
средняя ступенька - у меня были проблемы;
верхняя ступенька - мне всё удалось.
Слайд 11
«Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
Слайд 12
«Сказочное дерево» - плод, цветок или листочек (ориентировка на цветовую гамму).
Слайд 13
Вариантов много
«Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;
«Поставь цветок в вазу» - ориентировка на цвет вазы.
Слайд 14
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание. Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение. Формирование навыка самоконтроля и самоанализа предполагает: проба (какая-либо деятельность), рефлексия, следующий шаг. И снова проба, рефлексия, следующий шаг. Следует отметить, что в начале года, когда дети только начинают учиться рефлексивной деятельности, она вызывает всплеск эмоций – у всех всё замечательно. Постепенно дети вполне объективно оценивают свою деятельность.
Слайд 15
Дети получают цветограмму: где указываются виды деятельности и с изображением для раскрашивания. Шаг – рефлексия, следующий шаг – рефлексия. В конце – какой цвет преобладает, словесная оценка.
Слайд 16
Слайд 17
«Цветочная поляна» - цветок – вид деятельности на занятии. К концу урока появляется цветочная поляна. Предлагаю детям поместить свою бабочку над тем цветком, какая работа понравилась больше всего.
Слайд 18
эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).
Слайд 19
Закончи предложение (интервью)
Подведение итогов занятия, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы коллектива, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Слайд 20
«Одним словом» - учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на занятии.
Раздражение
Злость
Радость
Равнодушие
Удовлетворение
Вдохновение
Скука
Тревога покой
Уверенность
Неуверенность
Наслаждение.
Слайд 21
«Цепочка пожеланий» - предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.
Слайд 22
Уважаемые коллеги, я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений детей.
Спасибо всем за внимание!
Литература:
Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.
Косарева Елена Курсовая работа «Рефлексия и способы ее развития» // http://www.allbest.ru/ Коллекция рефератов Revolution
Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. Дидактические рекомендации для учителей. М., 1992.
А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm
Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.
Статья «Оценка без отметки» под ред. Г.А Цукерман: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm