Применение игровых технологий на уроках
математические представления
Как заставить ребенка учиться? Какие средства и методы сделают обучение увлекательным? Этим вопросом задаются многие учителя.
Учительский труд – это бесконечный поиск. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и
умений, подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях.
Что же делать? Как сделать процесс обучения доступным и увлекательным? Просто. Дарить детям интересные уроки.
Математика – один из основных предметов в школе. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Моя педагогическая практика показала, что существующая традиционная методика проведения уроков не всегда приводит к успеху. Обучающимся даётся много знаний, понятий, они сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание изученного, переутомление. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребёнка. У таких детей отмечается своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно-расторможенными, неусидчивыми или вялыми. Эту ситуацию можно изменить к лучшему, используя игры и упражнения, как на протяжении всего урока, так и на отдельных этапах урока.
Игровые технологии способствуют повышению познавательного интереса, развитию мышления; способствуют применению знаний в новой ситуации: являются естественной формой труда ребенка, а также способствуют объединению коллектива и формированию ответственности. Вовлечение обучающихся в игру позволяет достичь эффекта раскрепощения, умения принимать решения, общаться.
Значение игры невозможно переоценить. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество.
Каждая игра помогает решить какие-то определенные дидактические задачи: дать такое-то знание, сформировать такое-то умение, развивать такие-то функции мозга (внимание, память, мышление, речь), воспитывать черты личности (сообразительность, находчивость, коллективизм и т.д.).
Игровые технологии способствуют достижению следующих целей:
- активизации мыслительной деятельности, развитию познавательных способностей;
- развитию логического мышления;
- углублению знаний по математике;
- восприятию метапредметных связей;
- развитию математической культуры;
- сплоченности коллектива, формированию деловых взаимоотношений;
- развитию индивидуальности и коммуникативных способностей.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами и мнением других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, формируется характер. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Игра не должна быть длинной по времени, и ее нужно удачно вписать в урок, содержащий и другие обязательные элементы.
Дидактические игры можно проводить в начале урока, чтобы привлечь внимание детей и подготовить их к усвоению последующего материала.
На уроках математические представления я постоянно применяю игровые методы - часто использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-путешествие, урок-соревнование и другие…
Приведу примеры игровых технологий, используемых мной на уроках математики:
Уроки-путешествия служат, в основном, для закрепления учебного материала. Кроме этого, материал таких уроков ненавязчиво обогащает словарный запас, развивает речь, активизирует внимание. Конечно, урок – путешествие требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с идей урока. Но эффект таких уроков колоссален, нет ни одного скучающего ребенка на уроке.
Игры-упражнения направлены на совершенствование познавательных
способностей учащихся, являются хорошим средством для развития
познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного
материала, применения его в новых ситуациях. Повышают активность на
уроке. Данные игры можно использовать ежедневно, на различных этапах
урока (математический кроссворд, найди ошибку, математические физминутки)
Игры-соревнования — это вид игры, основанный на введении в игровой процесс составляющих соревновательной деятельности, которая предусматривает использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения. Определяющей чертой его является борьба за первенство, за более высокое достижение. Главным в игре-соревновании может быть не только результат, но и качество выполнения игрового действия. Настрой на соревновательную деятельность вызывает у ребят стремление максимально проявить свои способности (математический футбол)
Я считаю, использование игровых технологий на уроках, является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предмета. На моих уроках, каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии решает целый комплекс учебно-воспитательных задач.