СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Принципы контроля"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение на тему " Принципы контроля". Раскрывает сущность и характеристику шести приципов контроля 

Просмотр содержимого документа
«"Принципы контроля"»

Принцип научности. Принцип научности предписывает использование при контроле научно обоснованных средств, проверочных процедур и методов анализа данных контроля для оценивания подготовленности учащихся, что можно выполнить далеко не всегда. Например, как оценить качество контрольной работы, сплошь и рядом применяемой в повседневном учебном процессе? Для этого приходится привлекать не теоретические знания, а здравый смысл и обычный педагогический опыт. То содержание контроля, которое нравится одному преподавателю, может не подойти другому, так как у каждого из нас есть свои представления о том, что необходимо проверять, по каким критериям делать выводы и оценивать результаты проверки. 
В отличие от традиционных средств педагогические тесты разрабатываются по специальной технологии, опирающейся на теорию педагогических измерений. Они имеют научно обоснованные критерии качества. Принцип научности предполагает проверку точности и устойчивости данных тестирования (критерий надежности) и адекватности данных поставленной цели измерения. 

Принцип всесторонности. Принцип всесторонности указывает на то, что необходим внимательный выбор содержания контроля. Контроль должен наглядно отображать содержание проведенной работы по подготовке учащихся. Итоговые проверки (тесты, контрольные работы) должен содержать разнообразные задания, охватывающие максимально широкий круг изученных ранее вопросов и тем. Проверяется степень освоения основных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. Второстепенные аспекты учебной программы проверке не подлежат.

Принцип систематичности. Принцип систематичности контроля заключается в необходимости проведения работы по диагностическому контролю в течение всего педагогического процесса, на всех его этапах. На начальном этапе проверяется восприятие и усвоение базовых знаний. На заключительном этапе проверке подлежит умение практического применения приобретенных знаний. Все учащиеся в учебном заведении без исключений систематически подвергаются диагностическому контролю. Частота диагностического контролирования в школе должна быть достаточной для проверки усвоения школьниками всех важных тем и приобретения ими всех предусмотренных знаний, умений и навыков. Комплексный подход лежит в основе принципа систематичности контроля. Диагностирование должно проводиться при соблюдении обязательного условия: тесная взаимосвязь и единство всех форм, методов и средств контроля, проверки и оценивания, которые должны подчиняться единой цели. Комплексный подход исключает «универсальность отдельных методов и средств диагностирования». Существует некая зависимость систематичности дидактического контроля от его плавности. Система проводимой деятельности по контролю должна быть логичной и понятной обучающимся. Фактор неожиданности и чрезмерное учащение проверок вызывают у учащегося нервно-эмоциональное напряжение, что вредит процессу обучения в целом. Наоборот, редкие и не систематичные проверки приводят учащегося к некому состоянию расслабленности и снижают продуктивность его работы.

Принцип иерархической организации. Принцип иерархической организации нацеливает на построение определенной иерархии знаний, умений и навыков при отборе содержания контроля. Преподавателю приходится сталкиваться с тем, что все проверить просто невозможно. Поэтому принцип иерархической организации предполагает отбор наиболее значимых, укрупненных элементов содержания для отображения их в тестах или в традиционных оценочных средствах. 
Принципы объективности и справедливости. Принципы объективности и справедливости довольно тесно связаны между собой, поскольку объективность является необходимым условием справедливости. Для реализации принципов в практике обучения необходимо ввести представление об объективных оценках. В теории педагогических измерений понятие «объективная оценка» замещается понятием «истинная оце'нка», которое характеризует уровень подготовленности учащегося в момент проведения контроля и не содержит ошибочного компонента. Поэтому можно говорить о большей или меньшей объективности оценок в зависимости от величины ошибочного компонента измерений.

Первый путь к повышению объективности контроля связан с формированием коллегиальной экспертной оценки. Успех при этом определяется качественным составом проверяющей комиссии и четкостью соблюдения инструкций экспертами. Другой путь повышения объективности результатов контроля, который не нашел применения в практике в силу низкой эффективности, предполагает создание определенных эталонов усвоения знаний, умений и навыков обучаемых по каждому предмету. И наконец, третий путь связан с тестированием, в котором полнота реализации принципа объективности контроля зависит от надежности тестов, стандартизации условий проведения тестирования, гех- пологим выставления оценок и всей совокупности факторов, влияющих на величину ошибки измерения. Особенно эффективно проблема объективизации решается в современной теории тестов, согласно которой на основе математических моделей измерения осуществляется переход от сырых баллов испытуемых к наиболее правдоподобным оценкам, дающим оптимальное приближение к истинным компонентам измерения .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!