СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природно-территориальные комплексы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Природно-территориальные комплексы.

Цели: 1 сформировать понятия природный комплекс и ландшафт.

            2 дать представление о взаимосвязях в ПТК

            3 познакомить с возможными изменениями ПТК и их компонентов в пространстве и во времени.

                               Ход урока:

Познакомившись с разными компонентами природы, вы смогли убедиться в том, что каждый из них изменяется в пространстве и во времени (температура, осадки, почвы, рельеф и т.д.). Но всегда и везде природные компоненты находятся во взаимодействии друг с другом, тесно связаны между собой. В результате такого взаимодействия образуются ПТК.

Почему комплексы?      Комплекс – это сочетание компонентов.

Почему природные?    Природные потому что все компоненты это части природы.

Почему территориальные?   Территориальные потому, что сформировались и существуют на определенной территории.

Природно-территориальный комплекс -  это сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.

Компоненты ПТК  - рис. 128 стр161

 

Роль природных компонентов в формировании ПТК неодинакова.

Температура, осадки, почвы – это зональные факторы, зависящие от поступления солнечного тепла – приводят к смене ПК от экватора к полюсам.

Рельеф, горные породы, геологическое строение – это азональные факторы, которые приводят к нарушению зональности и разнообразию ПК на одной широте.

  Виды ПК:

 

 

             Географическая оболочка

 

Материки                                        океаны       глобальные

 

 

 

Природные   природные       моря    заливы     региональные

Зоны                 страны

 

 

 

Сухие            балка   овраг    дно   верхние           локальные

степи                                                      слои

 

  Локальные ПТК – их формирование связано с местными факторами.

Региональные ПТК формируются в результате влияния солнечной радиации, рельефа.

Глобальные ПТК формируются в результате взаимодействия тропосферы, гидросферы, биосферы.

 

Наука, изучающая ПТК, называется ландшафтоведение.

Ландшафт – это довольно крупный ПТК, который можно разделить на более мелкие ПК.

Основной метод изучения ПТК – природное районирование.

Природное районирование – это разделение территорий на отдельные районы или участки, которые существенно отличаются от соседних.

  Свойства ПТК:

1 Целостность – единство ПТК, обусловленное тесной взаимосвязью слагающих его компонентов. Изменение одного компонента ведет к изменению или нарушению других и в целом всего ПТК.

Целостность ПТК достигается круговоротами веществ, энергии и т.д.

2 Ритмичность – повторяемость во времени тех или иных явлений (времена года, листопад ит.д.)

3 Устойчивость – это такое свойство ПТК, которое позволяет им противостоять натиску различных внешних сил, включая деятельность человека (засуха, ураганы, сильные морозы, нашествие вредителей). Приводит к изменению отдельных компонентов ПК, но не затрагтвает его целостность.

Устойчивость ПК имеет свои пределы.

Рис 129 – степень устойчивости ПК.

 

Ландшафт и его компоненты – это основные ресурсы жизнедеятельности человека. Эти ресурсы и ландшафт человеком потребляется, изменяется, уничтожается.

В естественных ландшафтах появляются рукотворные или антропогенные элементы.

Ландшафты, измененные человеком, называются природно-антропогенными.

  Природно-антропогенные ландшафты

 

Сельскохозяйственные    лесохозяйтвенные     промышленные

 

 

Поле, ферма, выпас         ЛПК, лесопосадки           карьер, плотина, завод