СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проблемные ситуации на уроках русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемные ситуации - это эффективный метод, в котором сочетаются систематическая поисковая деятельность учащихся, познавательные потребности и интерес к знаниям, аналитическое мышление и творческое воображение.

Просмотр содержимого документа
««Проблемные ситуации на уроках русского языка»»







Доклад

«Проблемные ситуации на уроках русского языка»










Подготовила: Визнер Наталья Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

















  Каждый учитель прекрасно понимает, что намного проще построить урок, на котором все материалы преподнести детям в готовом виде: рассказать правило, выделить орфограммы, показать презентацию или включить фрагмент видеоурока. Но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности для ученика имеют важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ему почувствовать эту значимость.

Что же такое проблемная ситуация? Это осознание человеком того, что в известном есть нечто неизвестное, которое может быть понято и объяснено путем самостоятельного поиска. На своих уроках стараюсь не давать информацию в готовом виде, а выстраиваю занятие так, чтобы дети сами открывали новые знания, сами формулировали правила. Чтобы решение проблемы на уроке шло результативнее, использую поэтапное изучение материала наряду с методами и приемами.

Этапы проблемной ситуации: проблемная ситуация -проблема - поиск способов ее решения -решение проблемы.

Методических приемов создания проблемных ситуаций множество:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;

- определяет проблемные теоретические и практические задания.

На своих уроках я использую такие приемы создания проблемных ситуаций:

- подвожу учеников к противоречию и предлагаю им найти способ его решения,

- побуждаю делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты,

- ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения,

- даю исследовательские задания по тексту.

Таким образом, проблемные вопросы разрабатываются на основе соотношения между известным и неизвестным. Так, например, на уроках русского языка, при объяснении нового материала, ставлю проблему перед учащимися, совместно с учащимися вырабатывается алгоритм решения этой проблемы, после чего учащиеся самостоятельно осуществляют поиск верных решений и оценивают свой выбор. Проблемное изложение материала, привлечение детей к поиску посильных для них решений неизменно повышают активность школьников, способствуют лучшему усвоению знаний и практическому их применению. Следует помнить о правилах создания проблемных ситуаций:

1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

4. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

    На уроках русского языка стараюсь при объяснении нового материала создавать такие  ситуации, при которых мои ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании этого правила.    

     Так, например, в 6 классе при объяснении темы «Правописание приставок пре- и при-» выстраиваю урок следующим образом:

На доске написаны слова:

Бе..вкусный, бе..шумный, бе..мятежность, бе..покойство, пр..бежать, пр..школьный, и..толковать, и..давать, пр..добрый.

-На какие группы и почему можно разделить эти слова?

-Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на -з(-с). Выделить орфограмму в приставке, вспомнить правило.

Взаимопроверка тетрадей, один ученик у доски вставляет буквы и рассказывает правило.

-Какие слова остались? Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать? (Нет, потому что не знаем правила).

      -Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

Изучение нового материала.

Обратимся к материалу для наблюдений и анализа. На доске написаны слова:

Пр..ехать, пр..лететь, пр..плыть Пр..шить,пр..клеить, пр..битъ Пр..школьный,пр..дорожный Пр..открыть,пр..гореть, пр..добрый,пр..милый, пр..градить, пр..рвать

-Ребята, как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему?

-Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить.

-Какое общее значение объединяет слова 1 группы (2 - 6)?

Работая над значением слов каждой группы, дети записывают примеры в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая орфограмму, в скобках записываем значение.

-Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется и - е в приставках?

В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске постепенно открывается опорная схема:

ПРИ -

Приближение = близко Присоединение = друг к другу Расположение вблизи = около Неполное действие = чуть-чуть

ПРЕ-

Пре = очень

   В 7 классе, приступая к изучению  причастия, объединяющего в себе как признаки глагола, так признаки прилагательного, задаюсь вопросом:как объяснить эту тему детям, чтобы они лучше ее усвоили?                                                                       

       (запись на доске)  Жёлтый лист                               желтеющий  лист

  -  Посмотрите на эти два слова и найдите, что их объединяет и чем они отличаются.   (Объединяет то, что оба слова рассказывают о цвете листа, отвечают на вопрос какой?)                                                                                                                                                           Предлагаю обратить внимание на окончание, дети с готовностью признают, что одинаковым является также и окончание.

- Какие морфологические признаки можно определить по окончанию? – задаю я вопрос. Он для них не нов, и поэтому ребята отвечают, что по окончанию можно определить число, падеж и род в данном случае. Давайте определим эти морфологические признаки. (И слово «жёлтый», и слово «желтеющий» стоят в ед.ч., в и.п., в м.р.)                                                    

Делаем 1й вывод: Оба слова отвечают на вопрос какой? и изменяются по числам, родам и падежам, как прилагательное.

 -Чем же они отличаются? Попробуем перевести оба слова в глагол. (Ребята пробуют, но переводят в глагол только слово «желтеющий» - который желтеет.)

   - Предлагаю обратить внимание на морфемы. Какой морфемы нет у слова «жёлтый»?  -ЮЩ- говорят ребята и догадываются, что это суффикс.

Вывод:  слова «жёлтый» и «желтеющий» отличаются тем, что «желтеющий» можно перевести в глагол, а «жёлтый» нельзя. У слова «жёлтый» нет суффикса –ющ-.

вывод: Причастие похоже и на глагол, и на прилагательное. Предлагаю прочитать сведения про причастие в учебнике и составить кластер.

     В 8 классе изучаем тему «Предложения односоставные и двусоставные»Здесь можно создать проблемную ситуацию «с удивлением», побуждающий от проблемной ситуации диалог. Работа с текстом: Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно. Конь, вдыхая горько-солёный запах, жуёт шелковистыми губами и ржёт, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта. Курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей кровью политая степь!

Найдите и выпишите из каждого предложения грамматическую основу.
Учащиеся выписывают в тетради грамматические основы, 1 учащийся работает у доски. Испытывают удивление. Возникновение проблемной ситуации.
Учитель (побуждение к формулированию проблемы): С какой проблемой вы столкнулись?
Учащиеся: Не в каждом предложении есть известная нам грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого; есть и предложения, в которых мы нашли или только подлежащее, или только сказуемое.
Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Какие будут гипотезы относительно таких необычных предложений?
Учащиеся (выдвигают свои предположения, которые принимаются учителем, до появления верной): Значит, в русском языке существуют предложения не только с двумя главными членами, но и с одним главным членом.
Учитель: Сопоставьте свои наблюдения с материалом в учебнике. Приведите свои примеры.

Текст: По строению грамматической основы простые предложения бывают двусоставными и односоставными. Двусоставными называются простые предложения, грамматическая основа которых выражена двумя главными членами – подлежащим и сказуемым. Односоставными называются простые предложения, грамматическая основа которых выражена одним главным членом – подлежащим или сказуемым.

Таким образом, проблемные ситуации - это эффективный метод, в котором сочетаются систематическая поисковая деятельность учащихся, познавательные потребности и интерес к знаниям, аналитическое мышление и творческое воображение.



Список литературы.

1.Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону, 1970.

2.Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1992.

3.Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс,2004. 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!