СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы и решения профессионального самоопределения

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемы и решения профессионального самоопределения»

Проблемы и решения профессионального самоопределения

С чего начинается профессиональное самоопределение? Этот вопрос задает себе каждый человек на том или ином отрезке своей жизни. Актуальность этого вопроса является важной частью развития. С того момента, когда человек задается вопросом "Кто он есть в этом мире?", начинается внутренний поиск ответов. Эта статья содержит вопросы, честно отвечая на которые, возможно лучше понять самого себя и выбрать путь, ведущий ко внутреннему удовлетворению.

1. Оставаться в контакте с самим собой.

С раннего детства ребенок учится познавать мир. Игра становится единственным способом приобрести опыт и получить информацию. Познание мира начинается с наблюдения за другими людьми и повторения действий, которые они совершают. Именно в возрасте до трёх лет более интересные занятия для ребенка становятся фундаментом дальнейшего развития навыков.

В старшем возрасте ребенок начинает осознавать свои собственные интересы, приоритеты и мотивы поведения, а влияние взрослых ослабевает по мере сепарации. Кроме этого, он постепенно приобретает все новые и новые умения и навыки, учится самостоятельно оценивать успешность своих действий.

Огромную роль в этом пункте играет окружение. Начиная с родителей, бабушек и дедушек, заканчивая школьными учителями и тренером в спортивной секции, каждый вносит свою лепту в формирование самоопределения ребенка, его самооценку и стратегии поведения. Ребенок учится на примерах других людей и формируется как личность, получая новый и новый опыт, опираясь на свои ощущения.

2. Расстановка приоритетов.

В зависимости от обстоятельств, в которых оказался человек, он постоянно меняет свои приоритеты и соотношение значимости каждой составляющей тоже меняется. Окончание школы так или иначе становится глобальной вехой в жизни каждого человека - впервые приходится делать выбор дальнейшего шага. К этому моменту самооценка, а также внешняя оценка навыков и когнитивных способностей другими людьми соединяются воедино и человек делает выбор профессии опираясь как на субъективную составляющую, так и на объективную.

На этом этапе у человека уже есть представления о собственных способностях, определенный опыт различной деятельности и представления о том, какой жизнью он хочет жить дальше. Правильный вариант для каждого будет свой. Работать физически или умственно? Получать высшее образование или пройти курсы? Оставить хобби для души или развиваться в нем, как в основном виде деятельности? Ответственность за этот шаг человек берет на себя, что подсвечивает готовность ступить на профессиональный путь или её отсутствие.

Ведь, если деятельность по душе, усталость наступает не так быстро, интерес к ней постоянно растет, а значит, и уровень профессионализма тоже растет. Человек будет ощущать себя "на своём месте", развиваться как профессионально, так и личностно.

Для тех, кто любит наглядные схемы выбора и его оценки, существует множество способов. В Японии есть учение под названием "Икигай", которое объединяет в себе четыре важные составляющие своего предназначения.

- то, что любите делать;

- то, за что люди Вам платят;

- то, что приносит другим пользу;

- то, что Вы делаете хорошо.


Если какая-либо деятельность объединяет все четыре составляющих, это и есть Икигай - предназначение, работа по душе.

Обязательно стоит учесть, что современный мир меняется с огромной скоростью. И перемена своих приоритетов - явление нормальное для любого человека. Поэтому постоянное обучение новому является неотъемлемой частью личностного роста и профессионального самоопределения.

3. Постоянное обучение.

Поиск информации о различных профессиях становится ещё одной ступенью на пути самоопределения. Чем больше  разнообразной информации будет найдено, тем более полную картину можно сложить для себя и принятия решения о следующем этапе.

Стоит особое внимание уделить системе наставничества и личного примера. Со школьной скамьи детям предоставляется возможность "пощупать руками" разные виды деятельности, на практике попробовать свои силы в какой-то доступной работе, почувствовать, насколько внутренний интерес проявляется к деятельности. Очень важен пример, когда дети заинтересованы в том, что делает взрослый, стремятся помогать ему, а позже - становятся полноценными коллегами своим наставникам. Особая ценность такого обучения в том, что обе стороны заинтересованы в результате.

Даже имея несколько дипломов о высшем образовании, навыки, которые не применяются или уже не актуальны, следует обновлять и проверять самого себя на профессиональную пригодность. Современные технологии позволяют найти большое количество информации и литературы в общем доступе. Курсы, лекции, видеоролики и книги широко доступны.

4. Соотнести мечты с реальностью.

На этом этапе важно найти как можно больше детальной информации о профессии, о будущей специальности и трудовых буднях.

Собирать информацию стоит из различных источников, чтобы картина сложилась более субъективной. Можно спросить тех, кто уже занимается тем, к чему предрасположен и Ваш выбор профессии (лучше несколько человек, ведь мнения могут отличаться). Наилучший способ - попробовать работу своими руками, естественно, в границах разумного. Не стоит надеяться на доверие ответственных заданий при первом знакомстве с профессией.

Поиск информации уже задаст вектор развития и поможет сконцентрироваться на цели или сменить приоритет. Личная ответственность в этом вопросе сыграет огромное значение.

Так с чего же начинается профессиональное самоопределение? С самоопределения личностного. Чем более четкое и правдивое представление человек имеет о самом себе, тем яснее оценивает свои возможности и способности, тем легче и разумнее становится его выбор профессии. А выбранная профессия станет новой ступенью личного развития, ведь профессиональный рост заставит задавать самому себе новые вопросы. Личностный рост и поиск призвания - это ежедневное самоопределение и эволюция к более высоким уровням профессиональной жизни.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!