1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Форма общественных преобразований | характеристика |
Революция | Коренное качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя |
| Усовершенствование в какой-либо сфере общественной жизни посредством ряда постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальных основ |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех понятий
Несовершенство рынка, невозможность производства общественных благ, компенсация внешних эффектов, монополизация рынков, неравенство доходов.
3. Ниже приведены термины. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда
1) добро
2) смысл жизни
3) деньги
4) свобода
5) собственность
6) счастье
4. Найдите общественные явления.
1) возникновение государства
2) генетическая предрасположенность к отдельным заболеваниям
3) проявления наследственности
4) формирование наций
5) чувственное восприятие мира
6) развитие рынка
5. Установите соответствие между потребностями общества и социальными институтами, которые эти потребности удовлетворяют:
потребности | | Социальные институты |
A) потребность в первичной социализации подрастающего поколения Б) потребность в безопасности и социальном порядке B) потребность в обеспечении управления Г) потребность в координировании общественных процессов Д) потребность в воспроизводстве населения | | 1) институт семьи и брака 2) институт государства |
6. Студенты провели исследование мотивов учебной деятельности школьников младших классов. Найдите применённые ими методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания.
1) описание наблюдаемых явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) объяснение существующих взаимосвязей
4) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
5) фиксация обобщений в виде законов
6) получение количественных данных об изучаемом объекте
7. Выберите верные суждения о финансовых организациях в РФ
1) Коммерческие банки осуществляют монопольную эмиссию денег.
2) Финансовые институты выступают посредниками между домохозяйствами и предприятиями.
3) Коммерческие банки осуществляют кредитование частных лиц и организаций.
4) Финансовые организации могут специализироваться на кредитовании продаж потребительских товаров.
5) Центральный банк занимается привлечением на счета сбережений домохозяйств и прибыли фирм.
8. Установите соответствие между характеристиками и видами ценных бумаг:
характеристика | | Вид ценных бумаг |
А) ценная бумага, закрепляющая право её держателя на получение от эмитента в предусмотренный ею срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости Б) ценная бумага, в которой содержится распоряжение плательщика своему банку уплатить получателю указанную в ней сумму денег в течение срока ее действия. В) держатель этой ценной бумаги имеет право на часть имущества, остающегося после ликвидации предприятия. Г) денежный документ, удостоверяющий внесение средств на определенное время, имеющие ставку процента Д) ценная бумага, из суммы номиналов которой складывается уставный капитал коммерческой организации | | 1) акция 2) облигация 3) сберегательный сертификат 4) чек |
9. Правительство страны в экономической сфере придерживается политики фритредерства. Выберите черты, характерные для экономики страны
1) Рынок насыщен недорогими, качественными импортными товарами.
2) В стране существуют квоты на импортную продукцию.
3) Правительством установлены высокие пошлины на импортные товары.
4) Отказ от выделения субсидий для местных сельхозпроизводителей.
5) В стране наблюдается дефицит практически на все товары.
6) Открываются филиалы иностранных компаний, предоставляя дополнительные рабочие места.
10. На графике отражено изменение предложения бананов на соответствующем рынке страны, не выращивающей бананы: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 (на графике Р — цена товара‚ Q — количество товара).Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?
1) увеличение таможенных пошлин на импорт бананов
2) предоставление льготных кредитов продавцам бананов
3) уменьшение цен на энергоносители
4) увеличение доходов потребителей
5) низкий урожай бананов
11. Гражданин Н. создал объединение, состоящее из 10 ландшафтных дизайнеров. Большинство входящих в него людей — друзья, вместе обучавшиеся в институте. Выберите признаки социальной группы, иллюстрируемые данным примером
1) профессиональная
2) малая
3) неформальная
4) референтная
5) условная
12. Респондентам предлагался вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?
1) Респонденты в возрасте 18–24 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в своё удовольствие, и создать семью.
2) Наибольшая доля респондентов в возрасте старше 55 лет считают, что в молодости самое важное — создать семью.
3) Равные доли респондентов в возрасте 25–39 лет и старше 55 лет считают, что в молодости важнее всего сделать карьеру.
4) Возможность пожить в своё удовольствие в молодости выше всех оценили люди в возрасте 25–39 лет.
5) Каждый десятый респондент в возрасте 40–54 лет считает, что важнее всего пожить в своё удовольствие.
13. Выберите верные суждения о пропорциональной избирательной системе
1) При пропорциональной избирательной системе избранными считаются кандидаты, набравшие абсолютное большинство голосов избирателей.
2) При пропорциональной избирательной системе избиратели голосуют за кандидатов в одномандатных округах.
3) По пропорциональной избирательной системе проводятся выборы лишь в представительные органы власти.
4) При пропорциональной избирательной системе могут избираться независимые кандидаты, не связанные с политическими партиями.
5) Результаты выборов по пропорциональной избирательной системе точнее отражают спектр политических настроений общества, чем при мажоритарной системе.
14. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ‚ к ведению которых они относятся:
ВОПРОСЫ | | СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ |
А) общие вопросы воспитания, образования, науки центр Б) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование B) разграничение государственной собственности Г) обеспечение правопорядка Д) амнистия и помилование | | 1) только федеральный центр 2) федеральный центр и субъекты РФ |
15 Конституция провозглашает Z демократическим государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют порядок проведения выборов в государстве Z?
1) процедура голосования является гласной
2) выборы осуществляются на основании имущественного ценза
3) выборы проводятся на реальной альтернативной основе
4) в день голосования на избирательных участках разрешена агитация
5) кандидаты имеют в процессе выборов равные права
6) действует принцип ограничения срока выборов
16. Какие из прав относятся к социально-экономическим правам гражданина
1) право на частную собственность
2) право на жизнь
3) свобода передвижения и выбора места жительства
4) право на жилище
5) право на обращение в органы власти
17. Выберите верные суждения о брачном договоре
1) Брачный договор может быть заключён только между лицами, состоящими в браке.
2) Брачный договор регулирует исключительно имущественные права и обязанности супругов.
3) Брачный договор подлежит обязательному нотариальному удостоверению.
4) Брачный договор может быть изменён или расторгнут только по взаимному соглашению супругов.
5) Брачный договор может устанавливать алиментные обязательства супругов в отношении детей.
6) Брачный договор может быть заключён как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.
18. Установите соответствие между действиями и элементами статуса налогоплательщика в РФ:
Организационно-правовые формы юр.лиц | | Виды юр.лиц |
А) производственные кооперативы Б) муниципальные унитарные предприятия В) потребительские кооперативы Г) хозяйственные общества Д) общественные фонды | | 1) коммерческие 2) некоммерческие |
19. Артёму 14 лет. Найдите действия, которые он, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, может самостоятельно осуществлять.
1) отложить часть своей стипендии на покупку подарка для младшей сестры
2) внести подаренные родителями деньги на счёт в банке
3) распоряжаться заработной платой, полученной в летнем трудовом лагере
4) купить квартиру
5) продать автомобиль
6) осуществлять права автора созданного музыкального произведения
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Успехи_____ (А) тесно связаны с развитием науки как одной из форм общественного сознания. Без науки невозможно представить современную жизнь и человеческую_____(Б), она — высшая форма знания, которая охватывает все явления неживой и живой природы, материальную и духовную ___(В) людей. С помощью науки оцениваются не только результаты истории, анализируются текущие события, но и в известной мере прогнозируется будущее. Каждая наука имеет свой (Г). Под ним подразумевается то, что исследуется. Также каждая наука имеет свой метод — т. е. как, каким способом осуществляется это исследование. Наука — результат общественного развития, она всемерно способствует становлению и развитию_____(Д), одна из главных её задач — удовлетворение общественных____(Е).»
1) способ | 2) культура | 3) цель |
4) деятельность | 5) мировоззрение | 6) познание |
7) способности | 8) потребности | 9) предмет |
Изучение методов определения лидерства позволяет выделить 4 подхода.
Первый подход заключается в том, что лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, даёт им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль. Именно из такого имиджа лидера выросло представление о «великом человеке» и особый подход к его руководящей роли.
Сторонники второго подхода воспринимают лидера как «коммивояжёра». В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им. Согласно этой точки зрения, всё, что происходит, зависит от взаимоотношений между лидером и его последователями.
Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дёргают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим её цели и работающим от её имени. Чтобы понять, как в данном случае осуществляется руководящая роль, необходимо изучать ожидания и цели последователей.
Четвёртый подход к лидерству в том, что лидер рассматривается в качестве «пожарного». В данном случае руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создаёт спрос, препятствия и открывает возможности для лидерства и его последователей.
Если провести опрос на улице, то, вероятно, можно… обнаружить, что ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.
21. Какие типы политического лидера названы в тексте? Назовите черты, свойственные лидеру – марионетке, которые отметила автор документа.
22. Назовите три качества, которые, по мнению автора, характеризуют лидера как «великого человека». Привлекая знания назовите ещё одно качество 23. Какого лидера ожидают, по мнению автора, простые люди? Привлекая знания и используя социальный опыт, приведите пример иного типа лидерства и охарактеризуйте его.
24. Какой тип политического лидера из числа охарактеризованных автором, с Вашей точки зрения, является предпочтительным? Приведите три объяснения почему.
25. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о земле как факторе производства;
− одно предложение, называющее факторный доход, который может получать собственник земли. Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
26. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.
27. В государстве N. семья А. состоит из мужа, жены и двух детей. у них есть небольшая семейная фирма, делами на которой супруги занимаются вместе, но большую часть работы ведет муж, так как жена занимается еще и семьей и воспитанием детей. Но если муж уезжает по делам в ближайший городок, жена берёт на себя его обязанности.
Когда жене необходимо уехать, муж берёт на себя обязанности жены, помогает детям с уроками.Определить и написать тип данной семьи, выписать из текста задачки два ее признака, дополнить еще один признак.
28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Философия: «Пока человек существует, он будет себя открывать» (Е. Богат)
Социальная психология: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» (А. Радищев)
Экономика: «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс)
Социология: «Мы обязаны передавать жизненные ценности из поколения в поколение. Истинные ценности — это наш озоновый щит» (К. Б. Эймос)
Политология: «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескье)
Правоведение: «Следы многих преступлений ведут в будущее» (Е. Лец)