1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ТИПЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
... политические процессы | Политические процессы, связанные с принятием ключевых политических решений |
Периферийные политические процессы | Политические процессы, не оказывающие принципиального влияния на власть |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных
Зарплата, факторный доход, рента, процент, прибыль.
3. Приведены термины. Все, кроме 2,двух, характеризуют рынок труда.
1) безработица
2) квалификация
3) прожиточный минимум
4) валюта
5) занятость
6) бюджет
4. Выберите верные суждения о деятельности человека
1) Компоненты структуры деятельности: средства, мотивы, эмоции.
2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4) Деятельность человека в отличие от животных осознанна.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении жизни человека.
5. Установите соответствие между характеристиками и функциями наук:
характеристики | | Функции науки |
А) показывает возможные тенденции развития общества Б) предлагает рекомендации по преодолению проблем В) способствует построению системы взглядов на мир Г) помогает человеку рассматривать явления мира в их единстве Д) позволяет предвидеть последствия изменений | | 1) мировоззренческая 2) прогностическая |
6. В стране развито фабричное производство. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что она развивается как индустриальное общество
1) Происходит демократизация политической жизни.
2) Религия оказывает значительное влияние на развитие общества.
3) Формируется класс промышленных рабочих.
4) Существует разделение труда.
5) Происходит механизация производства.
6) Развивается сельское хозяйство.
7 Выберите верные суждения об экономическом развитии
1) На экономическое развитие страны оказывают влияние исторические и географические условия её существования.
2) Для экономического развития стран нет единых закономерностей.
3) Один из показателей эконом развития-отраслевая структура экономики.
4) Для экономического развития характерны и положительная, и отрицательная динамика.
5) ВВП на душу населения характеризует экономический потенциал страны.
8. Установите соответствие между видами и признаками эконом. системы
признаки | | Экономическая система |
A) производство определяют обычаи Б) примитивные технологии B) основная цель — получение прибыли Г) свободное ценообразование Д) товарное производство | | 1) рыночная 2) традиционная |
9. Что относится к источникам финансирования бизнеса?
1) привлечение кредитов
2) налоговые отчисления
3) прибыль от реализации продукции предприятия
4) средства амортизационного фонда
5) выпуск и размещение акций предприятия
6) повышение производительности труда
10. На графике отражено изменение предложения бытовой техники: кривая предложения переместилась из положения S в S1 Что могла это вызвать?
1) увеличение доходов производителей бытовой техники
2) увеличение цен на исходные комплектующие
3) банкротство нескольких компаний-производителей бытовой техники
4) уменьшение налога на аренду производственных мощностей
5) повышение цен на транспортные услуги
11. Выберите верные суждения о социальной группе
1) Соц. группы позволяют удовлетворить психологические проблемы людей.
2) Соц. группы помогают в достижении целей.
3)Любое сообщество людей социологи рассматривают как группу.
4) Группа является второстепенным элементом соц. структуры общества.
5) Признак первичной соц.группы- высокий уровень эмоциональности.
12. Был проведён опрос среди разных возрастных групп: «Как часто Вы пользуетесь Интернетом»?» Какие выводы, которые можно сделать?
1) Большинство опрошенных пользуется интернетом каждый день.
2) Среди молодёжи тех, кто не пользуется интернетом, меньше, чем тех, кто пользуется интернетом несколько раз в месяц.
3) Чаще всего интернетом пользуются люди среднего возраста.
4) Число, не пользующихся интернетом, увеличивается с возрастом.
5) Среди опрошенных, пользующихся интернетом несколько раз в месяц и реже, преобладают люди старшего возраста.
13. Выберите суждения о полит. участии в демократическом государстве
1) Политическое участие в демократическом государстве создаёт условия для более полного раскрытия личностного потенциала каждого гражданина.
2) Политическое участие способствует реализации права участвовать в управлении государством.
3) Многообразие форм политического участия в демократическом государстве зависит только от активности и желания гражданина.
4) Политический протест может выражаться как в активных формах, так и в форме невмешательства в политику - абсентеизма.
5) Одна из форм политического участия граждан- участие в выборах.
14. Установите соответствие между полномочиями и органами гос. власти:
полномочие | | Орган власти |
А) назначение выборов Президента РФ Б) обеспечение проведения в РФ единой финансовой политики В) объявление амнистии Г) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека РФ Д) обеспечение охраны общественного порядка | | 1) Правительство 2) Гос Дума 3) Совет Федерации |
15. Глава государства является верховным главнокомандующим вооружёнными. Какие признаки свидетельствуют о том, что это монархия?
1) Глава государства получает власть по наследству.
2) Глава государства пользуется своей властью пожизненно.
3) При вступлении в должность глава государства приносит присягу.
4) Государство состоит из нескольких административных единиц.
5) Наиболее знатные люди входят в число советников главы государства.
6) Законы принимает избранный населением парламент.
16. Найдите основные конституционные обязанности гражданина РФ
1) забота о памятниках истории и культуры
2) получение основного общего образования
3) получение социального обеспечения по возрасту
4) уплата законно установленных налогов и сборов
5) участие в выборах в органы местного самоуправления
17. Выберите верные суждения о субъектах гражданского права
1) Юридические лица - это организации.
2) Лица без гражданства не могут являться субъектами гражданского права.
3) Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками, стипендией и иными доходами.
4) Гражданская дееспособность физ. лица возникает с момента рождения
5) Гражданская правоспособность юридического лица возникает с момента его регистрации в установленном законом порядке.
18Установите соответствие между примерами и мерами юр. ответственности:
примеры | | Меры юр.ответственности |
А) выговор Б) предупреждение В) увольнение по соответствующим основаниям Г) замечание Д) лишение свободы | | 1) наказания по УК РФ 2) дисциплинарные взыскания по Трудовому кодексу РФ 3) административные наказания по Кодексу РФ об административных правонарушениях |
19. 15-летняя Марина хочет устроиться на работу курьером. При каких условиях работодатель может заключить с ней трудовой договор?
1) согласие органа опеки и попечительства
2) согласие обоих родителей (попечителей)
3) наличие решения суда об эмансипации
4) выполнение лёгкого труда
5) труд не должен причинять вреда здоровью
6) прохождение медицинского осмотра
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов «Гражданское право- одна из отраслей ___ (А). ___ (Б) гражданского права включает две группы отношений: имущественные и личные неимущественные. Имущественные отношения возникают по поводу __ (В). К характерным особенностям гражданско-правового регулирования относятся юридическое равенство субъектов права, __ (Г) субъектов в принятии решений и их реализации, имущественный характер ответственности. Участниками гражданских правоотношений выступают физические и юридические лица. Правовое положение гражданина как участника гражданских правоотношений определяется такими его качествами, как __ (Д) и дееспособность. Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, ___ (Е) или оперативном управлении имущество и отвечает по своим обязательствам имуществом.
1) публичное право
2) правотворчество
3) частное право
4) правоспособность
5) гражданство
6) хозяйственное ведение
7) предмет
8) материальные блага
9) инициативность
В основе выделения поколения как определённой социальной общности людей лежат два момента: возрастная дифференциация людей в обществе и характер социальной деятельности. Используя демографический подход, в котором «поколение» определяется как совокупность людей одного и того же года рождения или интервал времени между средними возрастами родителей и их детей, можно разделить население на возрастные периоды.
Возрастной признак - тот признак, по которому мы, прежде всего, судим о принадлежности индивида к определённому поколению. Возрастная граница - объективная мера, обусловленная естественной дифференциацией людей. Чрезвычайно трудно однозначно определить возрастной интервал поколения. Во всяком случае, поколение и возрастная группа не тождественны между собой. Возрастной признак фиксирует количественную сторону, но поколения, естественно, отличаются не только количественными характеристиками. Социологическое понятие поколения охватывает несколько возрастных групп. Границы поколений не абсолютны; они подвижны и зависят от периода существования человеческого общества, продолжительности жизни, которая, в свою очередь, определяется социально-экономическими, политическими, историческими и другими факторами.
Поколение - носитель общих свойств и отношений. Поэтому существенным признаком является и социальный, который придаёт поколению качественную определённость. Когда мы говорим о качественной характеристике социального признака, то имеем в виду два момента: содержание социальной деятельности поколения и направленность его действий... Люди одного поколения участвуют в одних событиях, испытывают на себе их влияние. И влияние последних на группы поколения разные,но всё поколение несёт на себе печать тех событий, в которых оно принимало непосредственное участие...
Введение понятия о родительском поколении необходимо сегодня, на наш взгляд, для обозначения социальной дифференциации группы, которую в отечественной социологии называли «отцами». В условиях устойчивой иерархии общественных ценностей в группу «отцов» реально попадало всё взрослое население страны по отношению к молодёжи - их родители, деды и прадеды. Сегодня коренная ломка систем ценностей особенно остро проявляется в кризисе воспитательной функции родительского поколения. Социализация нового поколения протекает на фоне смены иерархии ценностей, а значит, и дестабилизации воспитательных ориентиров в институте семьи.
21. О каких двух критериях выделения поколений говорят авторы? От чего, по их мнению, зависит подвижность границ поколения?
22. Почему автор считает нужным выделение родительского поколения? Какая проблема этого поколения отмечена? Чем вызвана она?
23. Используя факты общественной жизни, подтвердите 3 примерами мысль авторов:«всё поколение в целом несёт на себе печать тех исторических событий, в которых они принимали непосредственное участие».
24. Какие социальные институты помимо семьи осуществляют социализацию молодого поколения? Используя знания и факты общественной жизни, личный социальный опыт, укажите любые три социальных института и поясните, в чём проявляется социализирующее воздействие каждого из них.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в «субъекты гражданского права»?Привлекая знания курса, составьте 2 предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах субъектов гражданского права, и одно, раскрывающее сущность понятия дееспособности.
26. Как осуществляется защита прав человека в России? Приведите примеры трёх официальных организаций и кратко охарактеризуйте круг полномочий 27. Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся. С опорой на курс и опыт приведите 3 подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные институты». План должен содержать не менее 3 пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Философия: Будьте внимательны к мыслям – они начало поступков. (Лао-Цзы)
Экономика: «Реальная ценность – это вовсе не та ценность, которой обладает сам по себе твой товар или услуга, а ценность, которой он наделён в сознании клиента». (Б. Бишоп)
Социология: «Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения. (П. Блау)
Политология: Сущность демократии – не в народном произволе, а в праве народа устанавливать через своих избранников разумное законодательство (Сократ)
Правоведение:«Судебное решение должно приниматься за истину». (Латинское юридическое изречение)