СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Широка страна моя родная!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Годовой проект в подготовительной к  школе группе , направленный на формирование у дошкольников первичных патриотических чувств к своему городу, стране, народу и традициям.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Широка страна моя родная!"»

Проект

Нравственно- патриотическое воспитание детей

преддошкольного возраста




Выполнила Быстрова Наталья Юрьевна

Воспитатель высшей кв. категории



ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Вид проекта

Познавательный, творческо-информационный


Продолжительность

Годовой


Участники проекта:

  • Дети подготовительной группы №2

  • Родители

  • Воспитатель


Общая характеристика проекта

Проект состоит из 9 взаимосвязанных разделов:

1. «Россия, как много в этом слове…»

2. «Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!» 3. «Я, ты, он, она – вместе дружная страна!» 4. «Культура и быт народов Севера» 5. «Культура и быт народов юга России (Кавказа)» 6. «Культура и быт народов запада России (славянские народы) » 7. «Культура и быт народов Дальнего Востока» 8. «Смотри и удивляйся!» 9. «Россия – знаем, любим, гордимся!» Планирование деятельности осуществляется по направлениям дошкольного образования: - Социально – коммуникативное развитие - Познавательное развитие - Речевое развитие - Художественно-эстетическое развитие - Физическое развитие Планирование носит тематический характер, тема месяца (раздела) включает содержание 4 подтем (недель)






Актуальность и обоснованность проекта «Широка страна моя родная…»


Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству


Д. С. Лихачев

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребёнка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Цель:
Воспитание у детей любви к большой, многонациональной Родине – России. Создание условий для зарождения гражданственности и патриотических чувств по отношению к своей Родине.
Задачи:

 как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;

 помочь детям научиться комфортно жить среди других людей, быть эмоционально отзывчивыми, готовыми проявить гуманное отношение к окружающему миру;

 формировать у детей общие представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте, благородстве, пробудить интерес и любовь к Отечеству, осознание ребенком своего «я» - как части народа, Родины;  формировать толерантность, чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;  формировать основы правового сознания дошкольников;

 формировать освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.


Ожидаемый результат:
После завершения проекта дети будут знать:
- символику России (флаг, герб, гимн России)
- крупные города России, города-герои, великих людей России
- четыре – пять народов России, их быт, традиции
- климатические и природные условия и богатства страны


Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
- Что такое Россия?

Проблемные вопросы по теме:
- Какая природа в России?
- Месторасположение России на карте?
- Символика России?
- Люди, каких национальностей живут в России?

- Какие животные обитают на территории России?

Методы:
1. Метод проблемных вопросов;
2. Метод анализа;
3. Метод игрового моделирования;
4. Метод беседы, и др.


Взаимодействие с узкими специалистами:
Музыкальный руководитель - Денисова Е.В.;
Руководитель физического воспитания – Никулина Л.С.

Формы взаимодействия с детьми и родителям: Формы взаимодействия с детьми: Совместная деятельность детей и педагогов Экскурсия Чтение художественной литературы Беседы, ситуативные разговоры Проблемные ситуации Слушание музыки Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные) Презентации

Формы взаимодействия с родителями: Консультации по проблемам патриотического воспитания детей Сотворчество детей и родителей Участие родителей в мастер-классах Участие родителей в развлечениях, праздниках

Работа над проектом осуществляется - в ходе режимных моментов; - в самостоятельной и совместной деятельности детей.



Продукты проекта:
Центр патриотического воспитания в группе 
Интерактивная папка - Лэпбук «Россия – знаем, любим, гордимся!»
Тематические иллюстрированные альбомы
Коллекция тематических слайдовых презентаций Картотека игр народов России

Этапы реализации проекта

1 этап – Подготовительный
1.Ввод в игровую ситуацию (приглашение к путешествию по России).
2. Формирование проблемы: «Что мы знаем о России?»
3.Подведение к формированию задач:

- познакомить с Россией – многонациональным государством

- познакомить с главным городом России, городами - героями

- знакомство с природными зонами России
- познакомить с растительным и животным миром России
- познакомить с народными традициями и культурой России
- узнать об особенностях русского костюма, костюмах других национальностей
- иметь представление о промыслах, основных элементах узоров, народном фольклоре
- принять участие в русских народных играх и состязаниях, играх других национальностей
- отразить впечатления в продуктах в своей деятельности
- познакомить с природными богатствами
- сформировать понятие «Малая Родина»

2 этап - Основной
Организация деятельности детей в соответствии с перспективным планом реализации проекта
Совместная работа с родителями
Оформление в группе центра патриотического воспитания
Изготовление лэпбука «Россия – знаем, любим, гордимся!»



3 этап - Заключительный
Презентация проекта.
Награждение благодарственными грамотами детей и родителей, принявших самое активное участие в работе над проектом.

Итоговый праздник для детей и родителей «Россия – наш общий дом!»


4 этап - Контрольно – рефлексивный

Подведение итогов

Беседа – «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

Тематическое планирование


Месяц

Тема

Задачи

Содержание

Результат

сентябрь

Россия, как много в этом слове…

1-Российская Федерация

2 - На просторах России

3- Такие разные города

4 – Народная культура и традиции России

Познакомить с географическим положением страны на карте, глобусе.

Формировать элементарные представления о протяжённости страны, её природных богатствах, культурном наследии.

Познакомить детей с крупными городами России.

Познавательно-исследовательская деятельность « Путешествие по карте и глобусу»; Путешествие  по реке времени - «С древних племён до наших дней», «Золотое кольцо России» - презентация;

Природные ресурсы - видеоролик

Просмотр иллюстраций, слайдов,  анимационных фильмов о России, крупных городах.

Беседа с ИКТ – «Необъятная страна»

«Широка страна моя родная…» - видеоролик

Игра «Собери картинку»

Игровое задание «Раскрась по образцу»

Чтение стихов о России, пословицы, слушание песен.

Ходилки – бродилки «Найду на карте»

Выставка иллюстраций «Моя Россия»

Коллаж «Такая разная Россия»

октябрь

Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!

1 – У истоков государства Российского

2 – Кто правит страной!

3 – Московский Кремль. Красная площадь

4 – А я иду, шагаю по Москве…

Познакомить с географическим положением Москвы на карте России

Формировать элементарные представления о столице нашей Родины, истории её возникновения, достопримечательностях Москвы.

Закрепить знания  детей о символике страны, руководителях, конституции


Познавательно-исследовательская деятельность «Москва на карте нашей Родины»

Путешествие  по реке времени «Рождение Москвы» - презентация, видео экскурсия по Красной площади и Кремлю

Беседы:  «Моя Родина — Россия», «Главный город нашей страны», «Москва – белокаменная», «Московский Кремль», «Кто управляет нашей страной», «Основной закон страны»

Просмотр иллюстраций, слайдов,  анимационных фильмов о России, о Москве, Кремле, символике.

 Игры с использованием  ИКТ: «Раскрась флаг России», «Найди герб России» или « Собери герб России»,  «Найди и назови картинки — символы Москвы» (достопримечательности), «Дерево родственных слов — Родина», «Собери пазлы» 

Чтение стихов о России, слушание Гимна, песен о России

Конструирование «Башни Кремля»

«Флаг России» (изготовление флага, используя разную  технику)

Ходилки — бродилки «Путешествие по Москве»

Тематический альбом «Сердце всей Руси Святой!»


ноябрь

«Я, ты, он, она – вместе дружная страна!»


1 –«Народы России»

2 – «Наши предки славяне»

3 – «Богатыри земли русской»

4 – 5 – «Когда мы едины – мы непобедимы!»

Создать условия для усвоения детьми понятия «многонациональное государство»

Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Создать условия для получения знаний о некоторых исторических событиях, культуре, обычаях…



Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте и глобусу»

Беседы: «Я, ты, он, она — вместе дружная страна»,  «Родной язык» (каждый народ говорит на своём языке), «Символика разных народов», «Национальный костюм»

Просмотр иллюстраций, слайдов,  анимационных фильмов о народах России, городах, достопримечательностях -«Богатыри земли русской», «Мы такие разные и мы вместе»

Игры и игровые задания: «Поприветствуем друг друга на разных языках», «Найди свою компанию» (атрибуты разных народов), «Обозначь на карте», «Собери костюм», «Что лишнее» (элементы костюма)

Игры и игровые задания с использованием  ИКТ: «Подбери элементы костюма», «Найди пару» (флаг — человек в национальном костюме),  «Открой картинку и назови её» 

Работа в раскрасках «Богатыри»

 

 



Развлечение ко дню единства

Тематический альбом «Народы России»

Изготовление национальных флагов из бумаги


декабрь

«Культура и быт народов Севера»

1 – Жизнь на крайнем севере и в тундре

2 – Национальная одежда и кухня

3 – Животный и растительный мир севера

4 – Игры, песни, литература северян

Сформировать представление о севере, как части России; о населении, образе жизни, обычаях и традициях северян; их культуре и нравах.

Познакомить  детей с особенностями национальных костюмов народов севера.

Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.


Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте и глобусу»

Беседы: «Северный край», «Занятия народов севера», «Кухня народов севера», «Национальные костюмы»

Просмотр иллюстраций, слайдов,  анимационных фильмов о народных традициях и праздниках северян

Чтение стихов, слушание песен и музыкальных произведений народов севера

Игры и игровые задания: «Что для чего», «Разложи картинки», «Дорисуй картинку» (народные промыслы), «Найди отгадку» (найти картинку по названию блюда)



Создание тематического альбома «Жизнь на севере»

Ходилки — бродилки «Путешествие по северу»

Начать изготовление альбома «Национальные костюмы народов России»

январь

«Культура и быт народов юга России (Кавказа)»

1 – Жизнь в горах и предгорьях Кавказа

2 – Национальная одежда и кухня

3 – Животный и растительный мир южных широт

4 – Игры, песни, литература горцев


Сформировать представление о южном регионе, как части России; о населении, образе жизни, обычаях и традициях южан; их культуре и нравах.

Познакомить  детей с особенностями национальных костюмов народов Кавказа.

Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.


Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте и глобусу»

Беседы: «Традиционные сувениры и игрушки», «Занятия народов южного региона», «Кухня народов юга», «Национальные костюмы»

Просмотр иллюстраций, слайдов,  анимационных фильмов о народных традициях и праздниках российского юга

Чтение стихов, слушание песен и музыкальных произведений народов юга

Игры и игровые задания: «Что для чего», «Разложи картинки», «Дорисуй картинку» (народные промыслы), «Назови растение»


Ходилки — бродилки «Путешествие по югу России»

Продолжить изготовление альбома «Национальные костюмы народов России»

Картотека пословиц и поговорок

февраль

«Культура и быт народов запада России (славянские народы)»

1 – Жизнь славян (русские, белорусы, украинцы)

2 – Национальная одежда и кухня

3 – Животный и растительный мир средней полосы России

4 – Игры, песни, литература славян


Сформировать представление о народах средней полосы, как части России; о населении, образе жизни, обычаях и традициях, культуре и нравах.

Познакомить  детей с особенностями национальных костюмов, кухни.

Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.


Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте и глобусу»

Экскурсия в этнографический музей

Беседы: «Как возникали города», «Русская кухня», «Национальные костюмы», «Узоры русских мастеров»

Просмотр иллюстраций, слайдов,  анимационных фильмов о народных традициях и праздниках

Чтение стихов, слушание песен и музыкальных произведений, разучивание подвижных и хороводных игр

Игры и игровые задания: «Что для чего», «Разложи картинки», «Дорисуй картинку» (народные промыслы), «Наряди куклу», «Собери узор», «Что лишнее»

Изготовление атрибутов к национальным подвижным играм

Игры — инсценировки сказок

Изготовление экспонатов для мини - музея «Русский быт»



Ходилки — бродилки «Путешествие по северо-западному региону»

Продолжить изготовление альбома «Национальные костюмы народов России»

Картотека подвижных игр








март

«Культура и быт народов востока России (Дальний Восток)»

1 – Жизнь дальнего востока

2 – Национальная одежда и кухня

3 – Животный и растительный мир дальнего востока

4 – Игры, песни, литература народов дальнего востока


Сформировать представление о восточных территориях России; о населении, образе жизни, обычаях и традициях, их культуре и нравах.

Познакомить  детей с особенностями национальных костюмов народов Дальнего Востока.

Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей, интерес к изучению.


Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте и глобусу»

Беседы: «Чудеса дальневосточного края», «Занятия народов Дальнего Востока», «Кухня народов Дальнего Востока », «Национальные костюмы»

Просмотр иллюстраций, слайдов,  анимационных фильмов о народных традициях и праздниках

Чтение стихов, слушание песен и музыкальных произведений

Игры и игровые задания: «Что для чего», «Разложи картинки», «Дорисуй картинку» (народные промыслы), «Найди пару», «Обозначь на карте»


Ходилки — бродилки «Путешествие по дальнему востоку»

Закончить альбом «Национальные костюмы народов России»

Тематический альбом

«Дальний Восток»

апрель

«Смотри и удивляйся!»

1 – Заповедные места и памятники природы

2 - Великие люди России!

3 – Неофициальные символы России

4 -5 – Праздник «Россия – наш общий дом!»

Создать условия для получения детьми знаний о заповедных местах Российского государства, известных людях, прославивших свою страну и т.д.

Обобщить и систематизировать знания о народах России, о том, что Россия – наш общий дом…

Воспитывать чувство гордости и уважение к стране и народу…

Видео экскурсии по заповедным местам

Презентации: «Красная книга России», «Они прославили Россию», «Кладовая матушки природы».

Игры и игровые задания: «Сложи картинку», «Кто, где живёт?», «Узнай национальную одежду».

Кроссворды «Богатства земли русской».

Подготовка к празднику « Россия - наш общий дом!»

Разучивание с детьми стихов о Родине, пословиц и поговорок 

Коллективная работа «Неофициальные символы России».

Дидактическая игра «Знатоки земли русской».

Тематический альбом «Они прославили Россию»

Праздник «Россия - наш общий дом!»


май

«Россия – знаем, любим, гордимся!»

1 – Они защитили Россию!

2 – Города – герои

3-4 - Моя малая родина – Санкт-Петербург

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;

Обобщить и систематизировать знания детей

О ВО войне, о её героях.

Сформировать представление о своём городе, как части России, закрепить знания о истории возникновения родного города, знаменитых людях, традициях.

Обогатить знания о городах – героях

Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице, городу.

Познавательно-исследовательская деятельность « Путешествие по карте и глобусу», «Путешествие  по реке времени (Города -герои)»

Беседы: «Дети войны», « На фронте и в тылу», «Мы помнить их должны!»

Просмотр иллюстраций, слайдов,  анимационных фильмов о городах – героях, о знаменитых людях, достопримечательностях.

Игры и игровые задания: «Я знаю свой адрес», «Подбери картинки», «Узнай по силуэту», «Открой картинку и назови её», «Найди на карте»

Чтение стихов, слушание песен, подготовка вечера памяти ко дню Победы и развлечения «С днём рождения, Санкт – Петербург!»



Оформление стенгазеты «Мой прадедушка»

Участие в акции «Бессмертный полк», «Свеча памяти»

Вечер памяти «Помним, гордимся!»

Досуг «С днём рождения, любимый город!»
















Литература

1.Бурмистрова И.К., Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького гражданина»

2.Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И. «Родной край»

3.Виноградова Н.Ф. «Страна Россия»

4.Виноградова Н.Ф. «О родной стране»

5.Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»

6.Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»

7.Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»

8.Пантелеева Н. Г. «Знакомим детей с малой Родиной»




Интернет-ресурс

http://zanimatika .narod.ru Знаем и любим Россию

http://www.portal-slovo.ru/ Образовательный портал «Слово»

http://archives.ru Портал «Архив»

http:// 1september.ru Образовательный портал «Первое сентября»

http:// solnet/ru Детский портал «Солнышко».

http://u209.48.spylog.com Патриарший центр Духовно- нравственного воспитания детей и молодежи России

http://hyaenidae.narod.ru/ http://www.sisp.nkras.ru/ Электронный научный журнал «Современные исследования социальных проблем»

nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников







Проект будет осуществляться в три этапа:

Подготовительный этап – направлен на сбор информационных и дидактических материалов о России, толерантности, национальном разнообразии, о методах и способах закрепления материала у дошкольников. На сбор материалов для изготовления картотек, методических разработок и пособий. Составление рабочего плана и распределения обязанностей по проекту. Разработка сценария досугового мероприятия.

Основной этап – направлен на составление конспектов бесед и консультаций на нравственно-патриотическую тему. Оформление папки-передвижки. Создание познавательной выставки, разработка сценария досугового мероприятия, подборка мультфильмов и создание видеотеки «Гора самоцветов». Оформление картотеки литературных произведений о России.

Завершающий этап - на этом этапе состоится подведение итогов: проведено итоговое мероприятие, основанное на совместной деятельности, и носящее закрепляющий характер, развлекательное мероприятие для детей и «Народные игры» и презентация познавательной выставки. Поздравление наиболее активных участников проекта и вручение памятных подарков.















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!