Проект
Нравственно- патриотическое воспитание детей
преддошкольного возраста
Выполнила Быстрова Наталья Юрьевна
Воспитатель высшей кв. категории
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
| Вид проекта | Познавательный, творческо-информационный |
| Продолжительность | Годовой |
| Участники проекта: | |
| Общая характеристика проекта | Проект состоит из 9 взаимосвязанных разделов: 1. «Россия, как много в этом слове…» 2. «Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!» 3. «Я, ты, он, она – вместе дружная страна!» 4. «Культура и быт народов Севера» 5. «Культура и быт народов юга России (Кавказа)» 6. «Культура и быт народов запада России (славянские народы) » 7. «Культура и быт народов Дальнего Востока» 8. «Смотри и удивляйся!» 9. «Россия – знаем, любим, гордимся!» Планирование деятельности осуществляется по направлениям дошкольного образования: - Социально – коммуникативное развитие - Познавательное развитие - Речевое развитие - Художественно-эстетическое развитие - Физическое развитие Планирование носит тематический характер, тема месяца (раздела) включает содержание 4 подтем (недель) |
Актуальность и обоснованность проекта «Широка страна моя родная…»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству
Д. С. Лихачев
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребёнка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Цель:
Воспитание у детей любви к большой, многонациональной Родине – России. Создание условий для зарождения гражданственности и патриотических чувств по отношению к своей Родине.
Задачи:
как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;
помочь детям научиться комфортно жить среди других людей, быть эмоционально отзывчивыми, готовыми проявить гуманное отношение к окружающему миру;
формировать у детей общие представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте, благородстве, пробудить интерес и любовь к Отечеству, осознание ребенком своего «я» - как части народа, Родины; формировать толерантность, чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям; формировать основы правового сознания дошкольников;
формировать освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Ожидаемый результат:
После завершения проекта дети будут знать:
- символику России (флаг, герб, гимн России)
- крупные города России, города-герои, великих людей России
- четыре – пять народов России, их быт, традиции
- климатические и природные условия и богатства страны
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
- Что такое Россия?
Проблемные вопросы по теме:
- Какая природа в России?
- Месторасположение России на карте?
- Символика России?
- Люди, каких национальностей живут в России?
- Какие животные обитают на территории России?
Методы:
1. Метод проблемных вопросов;
2. Метод анализа;
3. Метод игрового моделирования;
4. Метод беседы, и др.
Взаимодействие с узкими специалистами:
Музыкальный руководитель - Денисова Е.В.;
Руководитель физического воспитания – Никулина Л.С.
Формы взаимодействия с детьми и родителям: Формы взаимодействия с детьми: Совместная деятельность детей и педагогов Экскурсия Чтение художественной литературы Беседы, ситуативные разговоры Проблемные ситуации Слушание музыки Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные) Презентации
Формы взаимодействия с родителями: Консультации по проблемам патриотического воспитания детей Сотворчество детей и родителей Участие родителей в мастер-классах Участие родителей в развлечениях, праздниках
Работа над проектом осуществляется - в ходе режимных моментов; - в самостоятельной и совместной деятельности детей.
Продукты проекта:
Центр патриотического воспитания в группе
Интерактивная папка - Лэпбук «Россия – знаем, любим, гордимся!»
Тематические иллюстрированные альбомы
Коллекция тематических слайдовых презентаций Картотека игр народов России
Этапы реализации проекта
1 этап – Подготовительный
1.Ввод в игровую ситуацию (приглашение к путешествию по России).
2. Формирование проблемы: «Что мы знаем о России?»
3.Подведение к формированию задач:
- познакомить с Россией – многонациональным государством
- познакомить с главным городом России, городами - героями
- знакомство с природными зонами России
- познакомить с растительным и животным миром России
- познакомить с народными традициями и культурой России
- узнать об особенностях русского костюма, костюмах других национальностей
- иметь представление о промыслах, основных элементах узоров, народном фольклоре
- принять участие в русских народных играх и состязаниях, играх других национальностей
- отразить впечатления в продуктах в своей деятельности
- познакомить с природными богатствами
- сформировать понятие «Малая Родина»
2 этап - Основной
Организация деятельности детей в соответствии с перспективным планом реализации проекта
Совместная работа с родителями
Оформление в группе центра патриотического воспитания
Изготовление лэпбука «Россия – знаем, любим, гордимся!»
3 этап - Заключительный
Презентация проекта.
Награждение благодарственными грамотами детей и родителей, принявших самое активное участие в работе над проектом.
Итоговый праздник для детей и родителей «Россия – наш общий дом!»
4 этап - Контрольно – рефлексивный
Подведение итогов
Беседа – «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
Тематическое планирование
Месяц | Тема | Задачи | Содержание | Результат |
сентябрь | Россия, как много в этом слове… 1-Российская Федерация 2 - На просторах России 3- Такие разные города 4 – Народная культура и традиции России | Познакомить с географическим положением страны на карте, глобусе. Формировать элементарные представления о протяжённости страны, её природных богатствах, культурном наследии. Познакомить детей с крупными городами России. | Познавательно-исследовательская деятельность « Путешествие по карте и глобусу»; Путешествие по реке времени - «С древних племён до наших дней», «Золотое кольцо России» - презентация; Природные ресурсы - видеоролик Просмотр иллюстраций, слайдов, анимационных фильмов о России, крупных городах. Беседа с ИКТ – «Необъятная страна» «Широка страна моя родная…» - видеоролик Игра «Собери картинку» Игровое задание «Раскрась по образцу» Чтение стихов о России, пословицы, слушание песен. | Ходилки – бродилки «Найду на карте» Выставка иллюстраций «Моя Россия» Коллаж «Такая разная Россия» |
октябрь | Дорогая моя столица! Золотая моя Москва! 1 – У истоков государства Российского 2 – Кто правит страной! 3 – Московский Кремль. Красная площадь 4 – А я иду, шагаю по Москве… | Познакомить с географическим положением Москвы на карте России Формировать элементарные представления о столице нашей Родины, истории её возникновения, достопримечательностях Москвы. Закрепить знания детей о символике страны, руководителях, конституции | Познавательно-исследовательская деятельность «Москва на карте нашей Родины» Путешествие по реке времени «Рождение Москвы» - презентация, видео экскурсия по Красной площади и Кремлю Беседы: «Моя Родина — Россия», «Главный город нашей страны», «Москва – белокаменная», «Московский Кремль», «Кто управляет нашей страной», «Основной закон страны» Просмотр иллюстраций, слайдов, анимационных фильмов о России, о Москве, Кремле, символике. Игры с использованием ИКТ: «Раскрась флаг России», «Найди герб России» или « Собери герб России», «Найди и назови картинки — символы Москвы» (достопримечательности), «Дерево родственных слов — Родина», «Собери пазлы» Чтение стихов о России, слушание Гимна, песен о России Конструирование «Башни Кремля» | «Флаг России» (изготовление флага, используя разную технику) Ходилки — бродилки «Путешествие по Москве» Тематический альбом «Сердце всей Руси Святой!» |
ноябрь | «Я, ты, он, она – вместе дружная страна!» 1 –«Народы России» 2 – «Наши предки славяне» 3 – «Богатыри земли русской» 4 – 5 – «Когда мы едины – мы непобедимы!» | Создать условия для усвоения детьми понятия «многонациональное государство» Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. Создать условия для получения знаний о некоторых исторических событиях, культуре, обычаях… | Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте и глобусу» Беседы: «Я, ты, он, она — вместе дружная страна», «Родной язык» (каждый народ говорит на своём языке), «Символика разных народов», «Национальный костюм» Просмотр иллюстраций, слайдов, анимационных фильмов о народах России, городах, достопримечательностях -«Богатыри земли русской», «Мы такие разные и мы вместе» Игры и игровые задания: «Поприветствуем друг друга на разных языках», «Найди свою компанию» (атрибуты разных народов), «Обозначь на карте», «Собери костюм», «Что лишнее» (элементы костюма) Игры и игровые задания с использованием ИКТ: «Подбери элементы костюма», «Найди пару» (флаг — человек в национальном костюме), «Открой картинку и назови её» Работа в раскрасках «Богатыри» | Развлечение ко дню единства Тематический альбом «Народы России» Изготовление национальных флагов из бумаги |
декабрь | «Культура и быт народов Севера» 1 – Жизнь на крайнем севере и в тундре 2 – Национальная одежда и кухня 3 – Животный и растительный мир севера 4 – Игры, песни, литература северян | Сформировать представление о севере, как части России; о населении, образе жизни, обычаях и традициях северян; их культуре и нравах. Познакомить детей с особенностями национальных костюмов народов севера. Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. | Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте и глобусу» Беседы: «Северный край», «Занятия народов севера», «Кухня народов севера», «Национальные костюмы» Просмотр иллюстраций, слайдов, анимационных фильмов о народных традициях и праздниках северян Чтение стихов, слушание песен и музыкальных произведений народов севера Игры и игровые задания: «Что для чего», «Разложи картинки», «Дорисуй картинку» (народные промыслы), «Найди отгадку» (найти картинку по названию блюда) | Создание тематического альбома «Жизнь на севере» Ходилки — бродилки «Путешествие по северу» Начать изготовление альбома «Национальные костюмы народов России» |
январь | «Культура и быт народов юга России (Кавказа)» 1 – Жизнь в горах и предгорьях Кавказа 2 – Национальная одежда и кухня 3 – Животный и растительный мир южных широт 4 – Игры, песни, литература горцев | Сформировать представление о южном регионе, как части России; о населении, образе жизни, обычаях и традициях южан; их культуре и нравах. Познакомить детей с особенностями национальных костюмов народов Кавказа. Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. | Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте и глобусу» Беседы: «Традиционные сувениры и игрушки», «Занятия народов южного региона», «Кухня народов юга», «Национальные костюмы» Просмотр иллюстраций, слайдов, анимационных фильмов о народных традициях и праздниках российского юга Чтение стихов, слушание песен и музыкальных произведений народов юга Игры и игровые задания: «Что для чего», «Разложи картинки», «Дорисуй картинку» (народные промыслы), «Назови растение» | Ходилки — бродилки «Путешествие по югу России» Продолжить изготовление альбома «Национальные костюмы народов России» Картотека пословиц и поговорок |
февраль | «Культура и быт народов запада России (славянские народы)» 1 – Жизнь славян (русские, белорусы, украинцы) 2 – Национальная одежда и кухня 3 – Животный и растительный мир средней полосы России 4 – Игры, песни, литература славян | Сформировать представление о народах средней полосы, как части России; о населении, образе жизни, обычаях и традициях, культуре и нравах. Познакомить детей с особенностями национальных костюмов, кухни. Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. | Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте и глобусу» Экскурсия в этнографический музей Беседы: «Как возникали города», «Русская кухня», «Национальные костюмы», «Узоры русских мастеров» Просмотр иллюстраций, слайдов, анимационных фильмов о народных традициях и праздниках Чтение стихов, слушание песен и музыкальных произведений, разучивание подвижных и хороводных игр Игры и игровые задания: «Что для чего», «Разложи картинки», «Дорисуй картинку» (народные промыслы), «Наряди куклу», «Собери узор», «Что лишнее» Изготовление атрибутов к национальным подвижным играм Игры — инсценировки сказок Изготовление экспонатов для мини - музея «Русский быт» | Ходилки — бродилки «Путешествие по северо-западному региону» Продолжить изготовление альбома «Национальные костюмы народов России» Картотека подвижных игр |
март | «Культура и быт народов востока России (Дальний Восток)» 1 – Жизнь дальнего востока 2 – Национальная одежда и кухня 3 – Животный и растительный мир дальнего востока 4 – Игры, песни, литература народов дальнего востока | Сформировать представление о восточных территориях России; о населении, образе жизни, обычаях и традициях, их культуре и нравах. Познакомить детей с особенностями национальных костюмов народов Дальнего Востока. Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей, интерес к изучению. | Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте и глобусу» Беседы: «Чудеса дальневосточного края», «Занятия народов Дальнего Востока», «Кухня народов Дальнего Востока », «Национальные костюмы» Просмотр иллюстраций, слайдов, анимационных фильмов о народных традициях и праздниках Чтение стихов, слушание песен и музыкальных произведений Игры и игровые задания: «Что для чего», «Разложи картинки», «Дорисуй картинку» (народные промыслы), «Найди пару», «Обозначь на карте» | Ходилки — бродилки «Путешествие по дальнему востоку» Закончить альбом «Национальные костюмы народов России» Тематический альбом «Дальний Восток» |
апрель | «Смотри и удивляйся!» 1 – Заповедные места и памятники природы 2 - Великие люди России! 3 – Неофициальные символы России 4 -5 – Праздник «Россия – наш общий дом!» | Создать условия для получения детьми знаний о заповедных местах Российского государства, известных людях, прославивших свою страну и т.д. Обобщить и систематизировать знания о народах России, о том, что Россия – наш общий дом… Воспитывать чувство гордости и уважение к стране и народу… | Видео экскурсии по заповедным местам Презентации: «Красная книга России», «Они прославили Россию», «Кладовая матушки природы». Игры и игровые задания: «Сложи картинку», «Кто, где живёт?», «Узнай национальную одежду». Кроссворды «Богатства земли русской». Подготовка к празднику « Россия - наш общий дом!» Разучивание с детьми стихов о Родине, пословиц и поговорок Коллективная работа «Неофициальные символы России». | Дидактическая игра «Знатоки земли русской». Тематический альбом «Они прославили Россию» Праздник «Россия - наш общий дом!» |
май | «Россия – знаем, любим, гордимся!» 1 – Они защитили Россию! 2 – Города – герои 3-4 - Моя малая родина – Санкт-Петербург | Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине; Обобщить и систематизировать знания детей О ВО войне, о её героях. Сформировать представление о своём городе, как части России, закрепить знания о истории возникновения родного города, знаменитых людях, традициях. Обогатить знания о городах – героях Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице, городу. | Познавательно-исследовательская деятельность « Путешествие по карте и глобусу», «Путешествие по реке времени (Города -герои)» Беседы: «Дети войны», « На фронте и в тылу», «Мы помнить их должны!» Просмотр иллюстраций, слайдов, анимационных фильмов о городах – героях, о знаменитых людях, достопримечательностях. Игры и игровые задания: «Я знаю свой адрес», «Подбери картинки», «Узнай по силуэту», «Открой картинку и назови её», «Найди на карте» Чтение стихов, слушание песен, подготовка вечера памяти ко дню Победы и развлечения «С днём рождения, Санкт – Петербург!» | Оформление стенгазеты «Мой прадедушка» Участие в акции «Бессмертный полк», «Свеча памяти» Вечер памяти «Помним, гордимся!» Досуг «С днём рождения, любимый город!» |
Литература
1.Бурмистрова И.К., Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького гражданина»
2.Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И. «Родной край»
3.Виноградова Н.Ф. «Страна Россия»
4.Виноградова Н.Ф. «О родной стране»
5.Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
6.Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
7.Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»
8.Пантелеева Н. Г. «Знакомим детей с малой Родиной»
Интернет-ресурс
http://zanimatika .narod.ru Знаем и любим Россию
http://www.portal-slovo.ru/ Образовательный портал «Слово»
http://archives.ru Портал «Архив»
http:// 1september.ru Образовательный портал «Первое сентября»
http:// solnet/ru Детский портал «Солнышко».
http://u209.48.spylog.com Патриарший центр Духовно- нравственного воспитания детей и молодежи России
http://hyaenidae.narod.ru/ http://www.sisp.nkras.ru/ Электронный научный журнал «Современные исследования социальных проблем»
nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников
Проект будет осуществляться в три этапа:
Подготовительный этап – направлен на сбор информационных и дидактических материалов о России, толерантности, национальном разнообразии, о методах и способах закрепления материала у дошкольников. На сбор материалов для изготовления картотек, методических разработок и пособий. Составление рабочего плана и распределения обязанностей по проекту. Разработка сценария досугового мероприятия.
Основной этап – направлен на составление конспектов бесед и консультаций на нравственно-патриотическую тему. Оформление папки-передвижки. Создание познавательной выставки, разработка сценария досугового мероприятия, подборка мультфильмов и создание видеотеки «Гора самоцветов». Оформление картотеки литературных произведений о России.
Завершающий этап - на этом этапе состоится подведение итогов: проведено итоговое мероприятие, основанное на совместной деятельности, и носящее закрепляющий характер, развлекательное мероприятие для детей и «Народные игры» и презентация познавательной выставки. Поздравление наиболее активных участников проекта и вручение памятных подарков.